Тема «Изображение на плане неровностей земной поверхности» 6 класс
Цель: Сформировать представление о способах изображения рельефа на планах местности.
Задачи: 1. Ознакомить обучающихся с понятиями абсолютной и относительной высоты, бергштрихи , горизонтали. Научить определять абсолютную высоту и находить относительную.
2. Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении практических задач.
3. Воспитывать толерантность, умение работать в группе.
Оборудование: презентация, проектор, макет горного ландшафта, раздаточные карточки.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Одна группа учащихся выполняет задание в рабочей тетради (стр. 10-11, задание 2-4). Другая часть детей работает с карточками (приложение 1). Остальные с презентацией.
Создание проблемной ситуации. Определение темы урока.
– Вы знаете, что на земной поверхности есть горы и равнины, холмы и овраги, но ведь топографический план плоский.
– Как на нем изобразить неровности земной поверхности?
– Решение этой проблемы и будет темой нашего урока.
Запишите число и тему урока в тетрадь.
Сегодня мы узнаем
Что называют рельефом.
Как устроен нивелир.
Что такое относительная высота.
Как определить абсолютную высоту местности.
Для чего нам нужны горизонтали.
Изучение нового материала
Запишите в тетради первое определение
1.Рельеф (слайд 3).
Наша земная поверхность неодинакова. На ней выделяются участки суши как поднятия: горы, возвышенности, так и понижения: низменности, впадины. Совокупность всех таких неровностей земной поверхности называют рельефом.
Рельеф – это все неровности земной поверхности.
– Представьте, что Вы хотите купить домик в деревне на берегу реки. Есть информация, что вода во время половодья поднимается на несколько метров до уровня 2 метра. Зальет ли дом, который вам предложили купить?
– Почему вы не можете дать точный ответ? (Не знаете на какой высоте находится домик по отношению к реке.) Теперь мы можем ответить на вопрос:
– Зальет ли домик при половодье? (Нет.)
Решить эту задачу нам поможет нивелир
Высоты или глубины измеряют специальным геодезическим прибором –нивелиром, который показывает превышение высоты одной точки над другой.
Не очень высокий рельеф можно измерить и при помощи простейшего нивелира. Он состоит из 2 реек, отвеса и имеет высоту 1 метр.
Принцип работы с нивелиром следующий: прибор устанавливают у основания холма так, чтобы горизонтальная рейка нивелира была параллельна подошве холма. Далее определяют, в какой точке горизонтальная рейка соприкоснется с холмом. В этом месте забивается колышек. Нивелир переносится в точку, где вбит колышек, и горизонтальную рейку прибора снова устанавливают параллельно подошве холма, определяя точку соприкосновения рейки со склоном. Так поступают, пока не дойдут до вершины холма. Так как высота нивелира 1 метр, а переносили его 7 раз, то в нашем случае высота холма равна 7 метрам.
Вычисленная высота показывает, насколько метров вершина холма превышает его подошву. Такую высоту называют относительной высотой точки.
– Мы нашли высоту домика относительно реки. Какую высоту мы с Вами нашли – относительную или абсолютную?
Относительная высота – это превышение одной точки над другой.
Абсолютная высота - это превышение точки поверхности Земли над уровнем Мирового океана, принимаемого за 0 м.
Таким образом, можно определить относительные высоты возвышенностей или впадин.
Однако встречаются такие случаи, когда холмы, овраги, берега имеют разную высоту подошвы, а значит, вычислить верно относительную высоту вершины нельзя. Поэтому в таких случаях ученые договорились вычислять высоты точек от некоторого постоянного уровня – уровня моря. Превышение высоты точки над уровнем моря называют абсолютной высотой точки. Из-за того, что поверхность Мирового океана в разных точках неодинакова, абсолютную высоту отсчитывают от разных уровней моря. В России, например, абсолютную высоту отсчитывают от уровня Балтийского моря у Кронштадта.
– Взгляните на топографическую карту, как изображается там высота местности? (Точками отметок высот).
На некоторых планах высоты точек подписаны цифрами – отметками высот.
На планах местности рельеф изображают с помощью горизонталей. Горизонтали – линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Чем ближе горизонтали проведены друг к другу, тем быстрее меняются высоты, и наоборот.
Взгляните на следующий
Определим абсолютную высоту холма рис 11, стр.21. (150м) и на слайде.
Относительная высота относительно западной подошвы (50м)
Относительно восточной подошвы (100)
Абсолютная высота – измеряется относительно моря.
Относительная высота – относительно его подошвы.
Итак, подводим итог, чем отличается абсолютная и относительная высота.
Абсолютная высота измеряется относительно уровня океана.
Относительная высота холма измеряется относительно его подошвы.
– Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? (Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы).
– Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнять отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой над уровнем моря (т.е. с одинаковой абсолютной высотой).
– Горизонтали на топографической карте проводят через 1,5,10,15,25,50 метров.
Если сечение 1м, то горизонтали будут 1,2,3,4,5 и т.д.
Если сечение 5м, то горизонтали будут 5,10,15,20 и т.д.
Высоту, на которой проведена горизонталь, показывает цифра, подписанная рядом с ней. Вершины цифр всегда направлены в сторону повышения склона.
5.Физминутка. (на слайде)
– Как же нам определить, по какому склону легче всего подняться на вершину? Для этого необходимо посмотреть на расстояние между горизонталями. Чем они ближе друг к другу, тем склон круче и наоборот.
Используя слайд определите, какой склон круче. (Круче северный склон, т.к. расстояние между горизонталями минимально)
– Чем отличаются эти два изображения? (На каждом из них есть черточки, которые расположены по разному) Эти черточки называются бергштрихами.
Это короткие линии, которые показывают направление склонов.
Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это яма.
Бергштрихи – черточки у горизонталей, показывающие направление вниз по склону.
По рисунку 12 стр.22 определим:
1) Какая форма рельефа изображена на рисунке и что об этом свидетельствует?
(Седловина или два холма, бергштрихи показаны наружу).
2) Через сколько метров проведены горизонтали? (через 5 м)
3) Какова максимальная высота этой формы рельефа? (17 метров).
6. Закрепление изученного материала.
Выполните задания: Задание 1,2,3 на слайде
7. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Масштаб 1 вариант
1. Перевести именованный масштаб в числительный
А) в 1см 2метра Б) в 1см 100км
2. Перевести числительный масштаб в именованный
А) 1: 75000 Б) 1: 50 000 000
3.Посчитать расстояние (форзаца учебника) от болота до одиноко стоящего дерева.
Масштаб 2 вариант
1. Перевести именованный масштаб в числительный
А) в 1см 10 метров Б) в 1см 75км
2. Перевести числительный масштаб в именованный
А) 1: 100 Б) 1: 500 000
3.Посчитать расстояние (форзаца учебника) от одиноко стоящего дерева до ольхового леса.
Масштаб 3 вариант
1. Перевести именованный масштаб в числительный
А) в 1см 5 метров Б) в 1см 10 км
2. Перевести числительный масштаб в именованный
А) 1: 1000000 Б) 1: 7500 000
Посчитать расстояние (форзаца учебника) от болота до деревянного моста.
Масштаб 4 вариант
1. Перевести именованный масштаб в числительный
А) в 1см 20 метров Б) в 1см 55 км
2. Перевести числительный масштаб в именованный
А) 1: 500 Б) 1: 75000 000
Посчитать расстояние (форзаца учебника) от ольхового леса до точки 162,3
Масштаб 1 вариант
1. Перевести именованный масштаб в числительный
А) в 1см 2метра Б) в 1см 100км
2. Перевести числительный масштаб в именованный
А) 1: 75000 Б) 1: 50 000 000
3.Посчитать расстояние (форзаца учебника) от болота до одиноко стоящего дерева.
Масштаб 2 вариант
1. Перевести именованный масштаб в числительный
А) в 1см 10 метров Б) в 1см 75км
2. Перевести числительный масштаб в именованный
А) 1: 100 Б) 1: 500 000
3.Посчитать расстояние (форзаца учебника) от одиноко стоящего дерева до ольхового леса.
Масштаб 3 вариант
1. Перевести именованный масштаб в числительный
А) в 1см 5 метров Б) в 1см 10 км
2. Перевести числительный масштаб в именованный
А) 1: 1000000 Б) 1: 7500 000
Посчитать расстояние (форзаца учебника) от болота до деревянного моста.