kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока географии по теме "Изображение неровностей земной поверхности на плане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии для 6 класса по теме «Изображение на плане неровностей земной поверхности» составлен к линии учебно-методического комплекса по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.

Урок соответствует требованиям ФГОС.

В начале урока дети, под руководством учителя активно включаются в самостоятельную деятельность: исследуют предложенное учителем задание, анализируют и делают вывод о том, каких знаний недостаточно, чтобы выполнить задание, на основе сделанного вывода конструируют тему урока.

На этапе актуализации знаний учитель организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний, проверяет и оценивает знания обучающихся, извлекает ранее изученную информации по теме урока, создаёт условия мотивации обучающихся к получению знаний по теме «Изображение на плане неровностей земной поверхности».

На этапе изучения нового материала учитель так организует деятельность учащихся, что они включаются в самостоятельную деятельность  по анализу текста учебника, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в группе. При этом учитель использует проблемное обучение, метод работы с чертежом, метод сравнительного анализа и практический метод.

На этапе закрепления обучающиеся воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания, выполняют задания по применению новых знаний: анализируют предложенные учителем задания; на основе новых знаний самостоятельно выполняют задания в группе.

Первичный контроль знаний осуществляется при помощи системы тестирования и индивидуальных заданий на раздаточных материалах.

В конце урока обучающиеся заполняют лист самооценки, учитель подводит общий итог проделанной работе в классе, мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания.

            В результате учебной деятельности обучающиеся смогут дать определения: «рельеф», «абсолютная высота», «относительная высота», «отметка высоты», «горизонталь», «бергштрих»; научаться изображать неровности местности с помощью горизонталей, определять абсолютные высоты местности, направления понижения и повышения рельефа. Так же они смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, выявлять главное и существенное, развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении практических задач, сотрудничать в группе, научатся определять границы собственного знания и незнания.

На данном уроке активно используются информационно-коммуникационные технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии по теме "Изображение неровностей земной поверхности на плане"»

Конспект урока географии для 6 класса
по теме «
Изображение на плане неровностей земной поверхности»

Зуйкова Татьяна Михайловна учитель географии МБОУ Лицей №1 городского округа город Мантурово Костромской области



Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.

Целеполагающие задачи:

  • предметные: обучающиеся смогут дать определения: «рельеф», «абсолютная высота», «относительная высота», «отметка высоты», «горизонталь», «бергштрих»; научаться изображать неровности местности с помощью горизонталей, определять абсолютные высоты местности, направления понижения и повышения рельефа.

  • метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, выявлять главное и существенное, развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении практических задач, сотрудничать в группе.

  • личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, проектор, система тестирования Smart.



п/п

Этапы работы

Содержание этапа


1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:

  • получение новых знаний в ситуации затруднения методом практичность теории;

  • самостоятельное конструирование темы урока.


Включаются в самостоятельную деятельность:

  • исследуют предложенное учителем задание;

  • анализируют и делают вывод о том, каких знаний недостаточно, чтобы выполнить задание;

  • на основе сделанного вывода конструируют тему урока.

Обучающиеся выявляют условие задачи, находят ключевые слова известные и неизвестные ранее, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока.


Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Изображение на плане неровностей земной поверхности».

Задачи: 1) научить обучающихся работать с информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы;

2) научить формулировать тему урока.

Цель: обучающиеся смогут, исследуя текст задачи, выявить общее и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока.



Содержание урока

Время


ОРГМОМЕНТ

Учитель: Разделение детей на группы.

Обучающиеся: работают в малых группах. На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока.

Упражнение: Внимательно прочитайте условие задачи:

На плане местности неровности рельефа показаны с помощью абсолютных высот. Известно, что на данной местности есть вытянутый с запада на восток холм высотой 20 метров и впадина глубиной 50 метров. Изобразите холм и впадину горизонталями через 10 метров, спуски покажите с помощью бергштрихов.

Учитель: Можете ли вы выполнить данное задание? Почему? Какие ключевые слова подтверждают вашу точку зрения? Обоснуйте ответ.

Обучающиеся делают вывод: Аргументируют свой ответ. Выделяют ключевые слова («План местности», «неровности земной поверхности», «холм», «впадина», горизонтали», «бергштрих», «абсолютная высота» местности).

Упражнение: Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Обучающиеся: формулируют тему урока.

Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор об изображении неровностей земной поверхности на плане местности.


1 мин.




3-4 мин.












Всего:

5 мин.


2.

Актуализация опорных знаний, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса.


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:

    • извлечение ранее изученной информации по теме.

Выявляют качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров:

  • выполняют задание предложенное учителем;

  • осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;

  • оценивают свои знания

  • и знания обучающихся.

Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета.

Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению знаний по теме «Изображение на плане неровностей земной поверхности».

Задачи:

      1. научить обучающихся пользоваться ранее полученной информацией при исследовании плана местности;

      2. побудить обучающихся к активным действиям в группе.


Цель: обучающиеся смогут самостоятельно исследовать объект.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • исследовательский метод;

  • практический метод (практическое задание);

  • метод поиска определений понятий;

  • метод контроля.

Содержание урока

Время


Учитель: Ребята, как вы считаете, для чего в жизни вам может пригодиться эта тема?

Обучающиеся: высказывают свои предположения, учитель их фиксирует на доске.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам сегодня найти ответ на вопрос: «Как изображаются неровности земной поверхности на планах местности?» А в конце урока мы вернемся к вашим ожиданиям и проверим, все ли ожидания будут реализованы.

Учитель рассказывает: Поверхность нашей планеты неровная: одни её участки находятся выше, а другие ниже, встречаются высокие горы, глубокие впадины, обширные равнины.

Учитель: Ребята, разделите все понятия, используемые в тексте задачи на две группы:

1. Известные вам ранее;

2. Новые понятия, неизвестные ранее.

Обучающиеся: Называют 1. «Рельеф», «план местности» 2. «горизонтали», «бергштрих», «абсолютная высота» местности.

Учитель: Что называется рельефом? Что такое план местности?

Обучающиеся: Отвечают на вопросы.

Учитель: Ребята, для того, чтобы показать рельеф на бумаге необходимо иметь теоретические знания, которых нам не хватает.






3-4 мин.











Всего:

3-4 мин.


3.

Исследовательская деятельность. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения (По извлечению готовых знаний из текста учебника; по самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности):

  • извлечение знаний из теста учебника;

  • самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.

Включение в самостоятельную деятельность по анализу текста учебника, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в группе.

Формирование навыка работы с информацией и организацией исследования. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания.


Цель: создать условия для самостоятельного получения знаний.

Задачи:

      1. научить обучающихся находить правильные и ошибочные решения и делать выводы.

Цель: обучающиеся смогут правильно изображать неровности земной поверхности и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод работы с чертежом;

  • метод сравнительного анализа;

  • практический метод.


Содержание урока

Время

Задание: Используя текст учебника, найдите определения неизвестных в задаче понятий и запишите их в тетрадь по схеме:

Определение понятия

Родовое слово

Существенные признаки
















Обучающиеся: Дают определение понятиям.

Учитель: Какие неизвестные ранее понятия встретились в тексте учебника, но не встретились в тексте нашей задачи?

Обучающиеся: Называют относительная высота, отметки высоты, профиль.

Учитель: Давайте разберём данные понятия по схеме, предложенной ранее, и занесём результаты в нашу таблицу.

Обучающиеся: Под руководством учителя заполняют таблицу.

Учитель: Как вы заметили, для измерения высоты местности используются две величины, «относительная высота» и «абсолютная высота». Чем они отличаются друг от друга?

Обучающиеся: отвечают на вопрос, пользуясь заполненной таблицей.

Учитель рассказывает: Набольшую высоту местности можно измерить при помощи простого прибора – нивелира (обращает внимание учащихся на рис.10 В стр.20 учебника). Такой нивелир вы можете изготовить сами. Чтобы измерить высоту данного холма, нивелировщик устанавливает нивелир у подошвы холма строго вертикально, по отвесу. Горизонтальная планка холма должна быть направлена к склону холма. Глядя вдоль планки, нивелировщик замечает, в какую точку она направлена, и в эту точку вбивается колышек. Поскольку высота нивелира 1 м, то вбитый колышек находится выше нивелира на 1м. Затем нивелировщик переносит нивелир в то место, где вбит колышек, устанавливает нивелир и указывает то место, куда необходимо вбить второй колышек. На рисунке видно, что от подошвы до вершины холма нивелир переносили 3,4 раза, следовательно, относительная высота западного склона 3,4 метра.

Задание: Используя интерактивную доску, измерьте высоту восточного склона холма. Чему равна относительная высота.

Обучающиеся: Выполняют задание у доски.


Учитель: Итак, у западного склона относительная высота 3,4 м, а у восточного – 3 м. Так какая же все-таки высота этого холма?

Мы должны знать еще и о втором типе высоты – абсолютной высоте. В России абсолютные высоты точек земной поверхности отсчитывают от уровня Балтийского моря, определенного от нуля футштока в Кронштадте.

КЧего не хватает на нашем рисунке, чтобы измерить абсолютную высоту?

Обучающиеся: Уровня мирового океана.

Учитель: Каждый раз изображать океан нам неудобно, да и делать этого не нужно, это уже сделали за нас картографы. Взгляните на топографическую карту (форзац учебника), как изображается там высота местности?

Обучающиеся: Точками отметок высот.

Учитель: Какие отметки высоты вы видите на плане? В какой части плана они находятся?

Для определения абсолютной высоты любой точки на карте необязательно всю карту заполнять отметками высот, а можно показать с помощью горизонталей – линий на карте, соединяющих точки с одинаковой высотой над уровнем моря (т.е. с одинаковой абсолютной высотой). Найдите на плане линии коричневого цвета. Это и есть горизонтали. Через сколько метров проведены горизонтали? Как изменятся рельеф местности при движении от поселка Елагино к реке Нора.

Задание: Исследуйте готовое решение задачи, которую я вам предложила решить в начале урока. Как изобразил ученик неровности земной поверхности? Назовите ошибки, которые допустил ученик при выполнении задания.

Учитель подводит итог: Посмотрите на слайд. Все различия между правильным изображением и изображением с ошибками представлены на слайде. Что вы можете дополнить?

Учитель: Сегодня у нас есть возможность самостоятельно решить подобные задачи и получить хорошие оценки.

Давайте проверим, насколько вам понятно, как изобразить неровности на плане местности?

Обучающиеся: Решают задания в группах, используя систему тестирования и индивидуальные задания.


10 мин.















5 мин.
























3 мин.



















5 мин.

Всего:

13 мин.


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний:

  • извлечение новых знаний;

  • применение знаний и в новых или измененных условиях.

Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний:

  • анализируют предложенные учителем задания;

  • на основе новых знаний самостоятельно выполняют задания в группе.

Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность.

Цель: создать условия для самостоятельной деятельности обучающихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) научить обучающихся находить соответствие между условием задачи и его решением 2) проверить первичное усвоение материала по теме.

Цель: обучающиеся смогут исследовать предложенные задачи, решать их, давать оценку своей деятельности.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;

  • практический метод (упражнения);

  • метод контроля (лист самооценки).

Содержание урока

Время

Закрепление изученного материал

Обучающиеся: Проверяют групповые и индивидуальные задания вместе с учителем.

Учитель:

  1. Что Вы узнали нового на уроке?

  2. Какими способами можно изображать неровности поверхности на планах?


Обучающиеся: Отвечают на вопросы. Дополняют ответы друг друга.







7 мин.

Всего:

7 мин.


5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания.























Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:

  • закрепление полученных знаний по теме;

  • закрепление навыка в применении новых знаний.

Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний:

  • разрабатывают план своих действий.

Обучающиеся разрабатывают или намечают план индивидуальных действий.

Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.

Задачи: 1) научить обучающихся определять уровень знаний и собственных достижений,

2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения.

Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

На данном этапе урока применяется:

  • метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих задач).


Содержание урока

Время

Учитель предлагает обучающимся заполнить лист самооценки. Подводит общий итог проделанной работе в классе.

Презентация: На слайде дается расшифровка баллов.

Учитель: Все ли ваши ожидания оправдались? Что осталось не раскрытым?

(Если что-то не раскрыли, то это необходимо связать с домашним заданием и следующей темой урока. Тему следующего урока не называть!)

Домашнее задание: §6 читать и понимать, стр. 23 вопросы и задания 4-5 письменно.

Обучающиеся: Ставят цели дальнейших действий.

3 мин.

Всего:

3 мин.

Итого:

45 мин.



Список литературы, использованной учителем при разработке урока


  1. География Земли: 6 кл.: задания и упражнения: пособие для учащихся/ Е.В. Баранчиков, А. Е. Козаренко, О. А. Петрусюк, М. С. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 7-11.

  2. Начальный курс географии: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2013. – 159 с.

  3. Иллюстрации:

http://myphysiography.ru/plan_i_karta/13-plan-mestnosti.html


http://chicherone.com/kronshtadtskij-futshtok/


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зуйкова Татьяна Михайловна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Методическая разработка: "Изображение на плане неровностей земной поверхности"."
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia_razrabotka_izobrazhieniie_na_planie_nierovnostiei_ziemnoi_povierkhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "349990"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476721856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства