kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: глобус, теллурий, атлас, учебник

Тип урока: комбинированный

. Предметные результаты обучения:

  • формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;
  • овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
  • формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

      Метапредметные результаты обучения:

  • Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), понимание закономерностей
  • Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.
  • Коммуникативные УУД: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, делать дополнение).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»

1. Тема: Солнечный свет на Земле

Класс: 5 класс

Оборудование: глобус, теллурий, атлас, учебник

Тип урока: комбинированный

2. Предметные результаты обучения:

  • формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

  • овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;

  • формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Метапредметные результаты обучения:

  • Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), понимание закономерностей

  • Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.

  • Коммуникативные УУД: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, делать дополнение).

3. Этапы учебного занятия с описанием

№п/п

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Создание необходимого положительного настроя на учебную деятельность.

Приветствуют учителя.

Самопроверка готовности к уроку.

Восприятие положительного настроя на учебную деятельность.

2

Актуализация знаний

  1. Какое движение Земли называется осевым, а какое — орбитальным? Покажите на глобусе и с помощью теллурия.

  2. Где располагаются Северный и Южный полюсы? Покажите на карте.

  3. Один раз в четыре года на Земле наступает:

а) новый год;

б) високосный год;

в) полярный год.

  1. В точках, где земная ось пересекается с земной поверхностью, располагается:

а) экватор;

б) полюса;

в) полярный круг.

  1. Докажите, что движение Земли вокруг своей оси и Солнца влияет на вашу жизнь.

  2. Что было бы, если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси?

Предлагает выполнить самостоятельную работу на карточках:

Какие утверждения верны?

  1. Земля вращается вокруг Солнца.

  2. Солнце – центр Солнечной системы.

  3. Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга.

  4. Земля имеет форму геоида

  5. Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.

  6. Вселенная – часть Галактики.

  7. Орбита – путь Земли вокруг Солнца.

  8. Солнце – раскаленная звезда.

2Поменяйтесь своими карточками и проверьте выполнение самостоятельной работы своего соседа по парте. Оцените выполненную работу. Каждый ответ - один балл.

«5» - 8

«4» - 6-7

«3» - 4-5


Отвечают на вопросы


















Выполняют самостоятельную работу на карточках













Проверяют выполнение заданий, выставляют оценки.

  1. да

  2. да

  3. нет

  4. да

  5. нет

  6. нет

  7. да

  8. да


3.

Постановка учебной задачи

1.Прослушайте загадку. Отгадав её, вы поймёте, какое движение Земли мы будем изучать сегодня на уроке.

Земля вращается, вращается, вращается.

И на Земле вдруг представление начинается.

На сцене в свой черёд артисты появляются.

И выступление каждого артиста отличается.

Один, в костюме рыжем, слёзы льёт.

Другой, в одежде белой, снег метёт.

По воле третьего подснежник расцветает.

Ну а четвёртый ярким солнцем согревает.

2. Следствием какого движения является смена времён года?

3. Что ещё о движении Земли вокруг Солнца вы знаете из курса Окружающий мир?

4. Что бы вы ещё хотели узнать о вращении Земли вокруг Солнца?


Слушают загадку, дают ответ – времена года










Называют: движение Земли вокруг Солнца.

Называют: движение Земли по орбите, продолжительность движения по времени.

Высказывают свои пожелания.

Делают вывод о недостаточном уровне знаний. Определяют задачи на урок.

4

Открытие «нового» знания




























Мы с вами усвоили особенности движения Земли вокруг своей оси и Солнца. Как вы думаете, а как распределяется свет и тепло от Солнца по поверхности Земли?

Для понимания этого сложного вопроса необходимо использовать рис. 17, 18, 19 учебника.

Учитель обращает внимание на то, где Земля получает самое большое количество тепла и света, а где меньше всего.





Комментированное чтение фрагмента § 8

«Как распределяется свет и тепло по поверхности Земли?».



Проблемный вопрос урока: Что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий? Устанавливая, что происходит на Земле 22 июня, 23 сентября, 22 декабря и 21 марта, учащиеся вновь обращаются к таблице, которую они начали заполнять на предыдущем уроке, и заполняют две последние графы.













«Обращение Земли вокруг Солнца». Ответьте на вопросы:

  1. С какой скоростью Земля движется вокруг Солнца?

  2. В каком направлении Земля движется вокруг Солнца?

  3. Какое расстояние между Землей и Солнцем?

  4. Каков возраст Земли?

  5. Изменилось ли расстояние между Землей и Солнцем за время существование нашей планеты?

  6. Чтобы произошло, если бы Солнце перестало притягивать Землю?

  7. Чтобы произошло, если бы Земля двигалась по орбите медленнее?

  8. Что бы произошло, если бы Земля была ближе к Солнцу?

  9. Что вы узнали о Венере?

  10. Что бы произошло, если бы Земля была бы дальше от Солнца?

  11. Что вы узнали о Марсе?

Комментарий учителя. Все знают, что на нашей планете наблюдается смена времен года. Почему это происходит?

Предлагает посмотреть видео и дополнить свой ответ.

Комментарий учителя.

Вывод по изучению темы

Работают текстом учебника

и отвечают на вопросы.




Учащиеся усваивают, что разные участки земной поверхности получают разное количество тепла и что смена сезонов (времён) года происходит в результате комплекса причин.

Устанавливает причинно-следственные связи.

- По рис. 17 учебника учащиеся выделяют пояса освещённости, объясняя, почему их пять.

- Изучают фрагмент § 7 «Как распределяется свет и тепло по поверхности Земли?», обращают внимание на главный вывод.


Дата

Какое время года в вашем крае

Как называется этот день

Где Солнце находится в зените

22 июня

Лето

Летнего солнцестояния

Северный тропик

23 сентября

Осень

Осеннего равноденствия

Экватор

22 декабря

Зима

Зимнего солнцестояния

Южный тропик

21 марта

Весна

Весеннего равноденствия

Экватор

Находят ответ в учебнике ( стр.36-37)

Выполняют задание


















Отвечают (Земля вращается вокруг Солнца)

Смотрят ролик, делают выводы.


5

Первичное закрепление.

Физкульминутка

Игра «Я - Земля». Детям предлагается представить себя круглой Землёй. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения:

экватор – руки на поясе,

Северный полюс – руки на макушке головы,

Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах,

Северное полушарие – руки на плечах,

Южное полушарие – руки на коленях.

Играют.

Можно выбрать ведущего и предложить придумать свои движения для показа условных линий.


6

Применение нового знания

1. Перечислите географические следствия вращения Земли вокруг Солнца.



2. Закончите предложение.

Расстояние от Земли до Солнца и скорость движения Земли по орбите имеют большое географическое значение, потому, что:



Выполняют задания в тетрадях, комментируют.

а) смена времен года,

б) изменение продолжительности дня и ночи.


А) если бы Земля была ближе к Солнцу, то температура на Земле была бы выше,

а если дальше, то отрицательной.

Б) Если бы Земля двигалась по орбите медленнее, то она упала бы на Солнце.

7

Рефлексия (итоги урока)

1.Отвечаем на вопросы параграфа

Проводят самоопределение уровня полученных знаний

8

Домашнее задание

Обязательное:

Прочитать пар.8

Дополнительное творческое:

Подготовить сообщение о полярном дне и полярной ночи.

Формулируют уточняющие вопросы учителю



«Организация учебной деятельности по формированию УУД»

должна включать следующее:

№ п/п

Обязательный элемент методической разработки


1.

Тема учебного занятия с указанием класса

Движения Земли, 5 класс


2.

Перечень формируемых УУД

Предметные:

  • формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей

Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.

Коммуникативные УУД: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные УУД:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;

  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности.

3.

Учебные задания по формированию УУД

Задание: на основе текста учебника § 7, стр.22-23 заполнить пропуски в тексте; обмен полученной информацией

1 половина класса заполняет раздел – «осевое движение»

2 половина класса заполняет раздел – «орбитальное движение»


  1. Осевое движение

2. Орбитальное движение

Движение вокруг ______________, _______________ часовой стрелки с _______________на _____________

Движение Земли вокруг ___________, _____________ часовой стрелки с _______________на ________________

Воображаемая линия, которая проходит через центр Земли – ___________________


Земля движется вокруг Солнца по ________________, имеющей форму __________________, поэтому Земля то ____________, то ______________

 

Точки пересечения земной оси с поверхностью Земли ________________ и ________________________

 

Один оборот вокруг Солнца ______________

 

Угол наклона земной оси к орбите ________

 

Високосный год ________________________

Земная ось направлена на _______________

 

Следствие орбитального движения -_____________________________________

 

Один оборот вокруг оси ________________

 

Следствие осевого движения ___________________________________



4.

Формы организации учебной деятельности

Парную, групповая, индивидуальная

5.

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания

Беседа:

В жизни нашей планеты есть важные даты, которые тесно связаны с движением Земли

  • Какие это дни? (стр. 23 рис. 13)

  • Чем знаменательны эти дни?

  • Об этих датах более подробно поговорим на следующем уроке.

Словарный диктант:

Сутки — это … .

Год — это … .

Орбита — это … .

Экватор — это … .

Тропики — это … .

Полярные круги — это … .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока

Автор: Коптяева Ольга Александровна

Дата: 19.01.2022

Номер свидетельства: 598313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методическая разработка урока по дисциплине «Основы геологии» на тему: «Сернистые соединения. Общая характеристика класса» "
    ["seo_title"] => string(137) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-distsiplinie-osnovy-ghieologhii-na-tiemu-siernistyie-soiedinieniia-obshchaia-kharaktieristika-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "186303"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426321782"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Методическая разработка урока по теме: «плетение кос»."
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_tiemie_plietieniie_kos"
    ["file_id"] => string(6) "438267"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510416263"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка урока производственного обучения «Приготовление из сдобного пресного теста вак-бэлиша»."
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-proizvodstviennogho-obuchieniia-prighotovlieniie-iz-sdobnogho-priesnogho-tiesta-vak-belisha"
    ["file_id"] => string(6) "180564"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425209931"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства