2 | Актуализация знаний | Какое движение Земли называется осевым, а какое — орбитальным? Покажите на глобусе и с помощью теллурия. Где располагаются Северный и Южный полюсы? Покажите на карте. Один раз в четыре года на Земле наступает: а) новый год; б) високосный год; в) полярный год. В точках, где земная ось пересекается с земной поверхностью, располагается: а) экватор; б) полюса; в) полярный круг. Докажите, что движение Земли вокруг своей оси и Солнца влияет на вашу жизнь. Что было бы, если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси? Предлагает выполнить самостоятельную работу на карточках: Какие утверждения верны? Земля вращается вокруг Солнца. Солнце – центр Солнечной системы. Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга. Земля имеет форму геоида Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы. Вселенная – часть Галактики. Орбита – путь Земли вокруг Солнца. Солнце – раскаленная звезда. 2Поменяйтесь своими карточками и проверьте выполнение самостоятельной работы своего соседа по парте. Оцените выполненную работу. Каждый ответ - один балл. «5» - 8 «4» - 6-7 «3» - 4-5 | Отвечают на вопросы Выполняют самостоятельную работу на карточках Проверяют выполнение заданий, выставляют оценки. да да нет да нет нет да да | |
3. | Постановка учебной задачи | 1.Прослушайте загадку. Отгадав её, вы поймёте, какое движение Земли мы будем изучать сегодня на уроке. Земля вращается, вращается, вращается. И на Земле вдруг представление начинается. На сцене в свой черёд артисты появляются. И выступление каждого артиста отличается. Один, в костюме рыжем, слёзы льёт. Другой, в одежде белой, снег метёт. По воле третьего подснежник расцветает. Ну а четвёртый ярким солнцем согревает. 2. Следствием какого движения является смена времён года? 3. Что ещё о движении Земли вокруг Солнца вы знаете из курса Окружающий мир? 4. Что бы вы ещё хотели узнать о вращении Земли вокруг Солнца? | Слушают загадку, дают ответ – времена года Называют: движение Земли вокруг Солнца. Называют: движение Земли по орбите, продолжительность движения по времени. Высказывают свои пожелания. Делают вывод о недостаточном уровне знаний. Определяют задачи на урок. |
4 | Открытие «нового» знания | Мы с вами усвоили особенности движения Земли вокруг своей оси и Солнца. Как вы думаете, а как распределяется свет и тепло от Солнца по поверхности Земли? Для понимания этого сложного вопроса необходимо использовать рис. 17, 18, 19 учебника. Учитель обращает внимание на то, где Земля получает самое большое количество тепла и света, а где меньше всего. Комментированное чтение фрагмента § 8 «Как распределяется свет и тепло по поверхности Земли?». Проблемный вопрос урока: Что происходит на Земле в дни солнцестояний и равноденствий? Устанавливая, что происходит на Земле 22 июня, 23 сентября, 22 декабря и 21 марта, учащиеся вновь обращаются к таблице, которую они начали заполнять на предыдущем уроке, и заполняют две последние графы. «Обращение Земли вокруг Солнца». Ответьте на вопросы: С какой скоростью Земля движется вокруг Солнца? В каком направлении Земля движется вокруг Солнца? Какое расстояние между Землей и Солнцем? Каков возраст Земли? Изменилось ли расстояние между Землей и Солнцем за время существование нашей планеты? Чтобы произошло, если бы Солнце перестало притягивать Землю? Чтобы произошло, если бы Земля двигалась по орбите медленнее? Что бы произошло, если бы Земля была ближе к Солнцу? Что вы узнали о Венере? Что бы произошло, если бы Земля была бы дальше от Солнца? Что вы узнали о Марсе? Комментарий учителя. Все знают, что на нашей планете наблюдается смена времен года. Почему это происходит? Предлагает посмотреть видео и дополнить свой ответ. Комментарий учителя. Вывод по изучению темы | Работают текстом учебника и отвечают на вопросы. Учащиеся усваивают, что разные участки земной поверхности получают разное количество тепла и что смена сезонов (времён) года происходит в результате комплекса причин. Устанавливает причинно-следственные связи. - По рис. 17 учебника учащиеся выделяют пояса освещённости, объясняя, почему их пять. - Изучают фрагмент § 7 «Как распределяется свет и тепло по поверхности Земли?», обращают внимание на главный вывод. Дата | Какое время года в вашем крае | Как называется этот день | Где Солнце находится в зените | 22 июня | Лето | Летнего солнцестояния | Северный тропик | 23 сентября | Осень | Осеннего равноденствия | Экватор | 22 декабря | Зима | Зимнего солнцестояния | Южный тропик | 21 марта | Весна | Весеннего равноденствия | Экватор | Находят ответ в учебнике ( стр.36-37) Выполняют задание Отвечают (Земля вращается вокруг Солнца) Смотрят ролик, делают выводы. |
5 | Первичное закрепление. Физкульминутка | Игра «Я - Земля». Детям предлагается представить себя круглой Землёй. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения: экватор – руки на поясе, Северный полюс – руки на макушке головы, Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах, Северное полушарие – руки на плечах, Южное полушарие – руки на коленях. | Играют. Можно выбрать ведущего и предложить придумать свои движения для показа условных линий. |
6 | Применение нового знания | 1. Перечислите географические следствия вращения Земли вокруг Солнца. 2. Закончите предложение. Расстояние от Земли до Солнца и скорость движения Земли по орбите имеют большое географическое значение, потому, что: | Выполняют задания в тетрадях, комментируют. а) смена времен года, б) изменение продолжительности дня и ночи. А) если бы Земля была ближе к Солнцу, то температура на Земле была бы выше, а если дальше, то отрицательной. Б) Если бы Земля двигалась по орбите медленнее, то она упала бы на Солнце. |