1. Выявить источники загрязнения атмосферы
2. Познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.
1. Осознание единства человека и атмосферы.
1. Сформированность представлений о влиянии атмосферы на человека.
2. Сформированность представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере.
3. Владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.
1. Работа с текстом и видеофрагментом: формулирование вывода, составление правил поведения во время грозы.
2. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере.
3. Владеть способом самоконтроля.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1. Организационно мотивационный этап урока |
Определение темы урока | Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и составим описание погоды на сегодня. Задание «Значение атмосферы» Ответить на вопрос. – Какова роль атмосферы в жизни Земли. Фронтальная беседа с учащимися. - Что называют погодой? - Какие сведения о погоде вы отмечали в своем календаре погоды? - Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни? - При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице? - Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека? - Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха? - Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок? - Сформулируйте цель нашего урока | Определяют погоду дня. Отвечают на вопросы Формулируют тему урока и цель. «Атмосфера и человек» - Доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли. | Самодельные метеорологические приборы | |
Формулирование задач урока | Перечислите действия, с помощью которых мы достигнем поставленной цели. | Перечисляют задачи: 1.Выяснить, какое влияние атмосфера оказывает на человека. Как человек влияет на атмосферу. 2. Изучить, что такое парниковый эффект. Спрогнозировать его последствия. 3. Познакомиться с явлениями в атмосфере. 4. Сформулировать правила поведения во время грозы. | | |
Создание мотивационной установки | Посмотрите на фото разных людей. - Чем отличаются люди изображенные на фотографиях? - Влияют ли атмосферные условия на внешний облик людей? Задание на интерактивной доске Установить соответствие: «люди» - «пояс освещенности» | Задание на интерактивной доске (фото) Черные – экваториальные широты Белые – умеренные широты С узкими глазами – северные широты | | |
2. Процессуально - содержательный этап урока |
Влияние атмосферы на человека | - Как вы думаете, при какой температуре и влажности воздуха человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно? Найти в тексте параграфа стр. 77 подтверждение правильности своих рассуждений. | Рассуждение учащихся. Работа с текстом учебника. Проверяют правильность своих рассуждений при помощи текста параграфа стр. 77. | | |
Влияние человека на атмосферу | В атмосферу постоянно попадают вещества, образующиеся в результате природных процессов (извержений вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров) и хозяйственной деятельности человека (транспорт, промышленность, тепловые электростанции). Проанализировать статистические данные таблицы. Сделать вывод. - К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека? (парниковый эффект) | Учащиеся работают в парах. Работа с текстом параграфа (стр.77) Составить схему «Загрязнение атмосферы» Содержание оксида углерода, выбрасываемого в атмосферу (%) | Источники загрязнения | Оксид углерода (%) | Транспорт | 63 | Промышленность | 21 | Электростанции | 5 | Прочие источники загрязнения | 11 | Делают вывод о парниковом эффекте и его последствиях (таяние ледников, затопление суши) | | |
Опасные явления в атмосфере | Что такое гроза? Откуда берется молния? http://video.mail.ru/mail/sverdlovsk52/_myvideo/2433.html - Почему гремит гром? - Как определить на каком расстоянии происходит гроза? Сформулируйте правила поведения во время грозы - Как защитить себя от грозы? | Составляют правила поведения во время грозы. Правила поведения во время грозы Нельзя: 1. Оставаться на открытом месте. 2. Прятаться под одиноко стоящим деревом. 3. Купаться в воде. Меры предосторожности: 1) Укрыться в здании, где есть громоотвод. 2) Переждать грозу в салоне автомобиля. | Знать как вести себя во время грозы. | |
Редкие явления в атмосфере | Солнечный свет, проходя атмосферу, при определенных условиях может создавать удивительные оптические эффекты. - Какие оптические эффекты вы наблюдали в природе, или вы о них уже читали? - Почему радуга разноцветная? http://video.mail.ru/mail/matvejeva1961/2020/11032.html - Почему закат и восход солнца красный? Опишите оптическое явление в атмосфере. http://www.youtube.com/watch?v=OgrBSbexsM4 - Можно ли в нашей местности наблюдать это оптические явление? | Отвечают на вопросы. Описывают оптические явления в атмосфере. | | |
3 Этап закрепление |
Закрепление | Блиц-опрос "Атмосфера" 1. Оптический эффект после дождя. 2. Воздушная оболочка Земли. 3. Оптический эффект в жаркий день. 4. Состояние атмосферы в данный момент на местности. 5. Основной источник загрязнения воздуха. 6. Нижний слой атмосферы 7. Прибор для измерения атмосферного давления. 8. Опасное атмосферное явление. 9. Ветер, разрушающий дома, обрывающий линии связи. - Приведите примеры доказывающие, что жизнь и здоровье людей зависят от атмосферных условий. | Отвечают на вопросы. Находят ошибки и исправляют их. | | |
4. Рефлексивный этап урока. |
Рефлексия деятельности | Продолжи предложение «Чтобы доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли, мы …» | Изучили влияние атмосферы на человека, влияние человека на воздушную оболочку Земли. Познакомились с опасными и редкими явлениями в атмосфере. Узнали, как защитить себя от грозы. (обобщение проведенных действий) | Анализ своей деятельности на уроке | |
Рефлексия эмоционального состояния | Прием «Шкала успеха» | Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции: «Я» 0________10 «Мы» 0________10 «Дело» 0________10 | Анализ своего эмоционального состояния | |
5. Объяснение домашнего задания. |
Обязательное домашнее задание | Д/з § 14. Познакомься с предложенным материалом в школе географа-следопыта стр.80-82 Подготовиться к контрольной работе, повторить § 12-14. | | Оформление творческой работы |
1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -300С, а у поверхности +120С? ( 7 км.)
2. Какова высота горы, если у подножия температура +260С, а на вершине равна
3. Какова температура на Памире, если у подножия она составляет +360С? Высота Памира 6 километров. (0 0С)