Муниципальное бюджетное учебное учреждение
«Новоромановская СОШ»
Мглинский район Брянская область
Открытый урок по ОБЖ в 6 классе.
Тема урока: «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Подготовила и провела
учитель-организатор ОБЖ:
Горботенко Валентина Ивановна
Открытый урок по ОБЖ в 6 классе.
Тема урока: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Цели:
1.Познакомить обучающихся с влиянием, которое оказывает деятельность человека на окружающую природную среду.
2.Показать, что качество нашей жизни зависит от состояния окружающей среды.
3.Выработать у обучающихся убеждение в необходимости сохранения окружающей среды и бережного отношения к ней.
4. Познакомить с возможностями сохранения здоровья в условиях неблагоприятной окружающей среды.
Материальное обеспечение урока:
· мультимедийное оборудование;
· мультимедийная презентация;
· раздаточный текстовый материал
Ход уроков
I.Организация класса.
I.Организационный момент. Настрой на урок.
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Улыбчивым лицам!
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!
Наши глаза внимательно смотрят и все. (видят).
Уши внимательно слушают и все. (слышат).
Голова хорошо. (думает).
При встрече мы говорим здравствуйте!
То есть мы желаем каждому здоровье.
1 Слайд
Здоровье – это самое дорогое, что есть у человека.
Необходимо заботиться о своем здоровье, ибо «Здоровье до того превышает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля»- из высказывания А.Шопенгауэра.
- Как вы думаете о чём мы поговорим сегодня на уроке?
Д: Правильно о здоровье.
2 слайд (тема урока)
-Чтобы бы вы хотели сегодня узнать нового на уроке?
- Сейчас мы с вами объединим цели урока.
3 Слайд (ЦЕЛИ УРОКА)
А ещё ознакомимся с такими факторами,которые отрицательно влияют на здоровье человека.
- А на уроке мы с вами будем работать по такому плану
4 СЛАЙД (ПЛАН УРОКА)
II.Работа над новым материалом.
Учитель
-Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды.
Но с каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе. Не умеют, а порой не хотят беречь и охранять.
-Ребята, а кто из вас знает, что такое окружающая среда?
- Чистая вода, свежий воздух, плодородна почва- всё это необходимо для благополучного существования человеку.
Природа – это многочисленные живые организмы в их естественной среде обитания.
Совокупность живых организмов и соответствующих неживых компонентов называют экосистемой. Все экосистемы земного шара объединяются общим понятием – биосфера. Биосфера включает в себя все части планеты, освоенные жизнью.
Главный компонент биосферы – это её живое вещество.
Люди – это тоже живые компоненты биосферы. Человек всегда стремился быть полновластным хозяином на Земле и рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятого у природы возвращал в виде отходов. В результате такой деятельности и происходит постоянное загрязнение воздуха, почв и природных вод.
Итак, рассмотрим подробнее источники загрязнения воздуха, воды и почвы, а также состав загрязняющих веществ.
Загрязнение воздуха. В одних случаях воздух загрязняется газообразными веществами, в других – взвешенными частицами.
Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды. Наиболее распространённые твёрдые примеси – это частицы пыли и сажи. (Слайд 6-9 )
К основным источникам загрязнения воздуха относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт и промышленные предприятия. (Слайд10 )
Все источники загрязнения атмосферы мы можем разделить на 2 группы (слайд 11)
Также загрязнение атмосферы происходит при помощи природных источников.( Слайд 12 )
- К природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения и др.
- Как,вы думаете к чему приводят последствия загрязнения воздуха?
Правильно, ребята.
МОЙ ВЫВОД: Загрязнение воздуха снижает сопротивляемость в организма, к инфекциям, в результате повышается заболеваемость людей, также происходят неблагоприятные изменения организма. А особую опасность представляет загрязнение природной среды тяжёлыми металлами.
А сейчас мы познакомимся со следующим фактором загрязнения нашей окружающей среды
Загрязнение почв. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды (химические препараты, применяемые для борьбы с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур).
-А кто из вас знает, что такое почва?
- А знаете, дети, прежде чем перейти к рассмотрению загрязнения почвы.
-Я хочу у вас спросить, что у нас случилось в 1986 году в Черноболе?
(слайд-13)
Может, кто знает от своих бабушек или родителей об этом?
- Как отразилась на нашем здоровье эта трагедия?
(слайд 14)
- Вывод: Правильно в результате этого взрыва в нашу окружающую среду попало много разных ядовитых элементов как в почву, так и воду и воздух. Многие элементы попав в почву разлагаются много лет
- Дети, я чуть не забыла мне перед началом урока принесли конверт. В этом конверте находятся жалобы нашей почвы, вы сейчас прочитайте и расскажите, от чего плачет наша почва?
(слайды 15,16)
- Чтобы предложили изменить в данной ситуации?
Вывод: Загрязнение почвы способствует попаданию вредных веществ в организм человека с пищей и уменьшает продуктивность сельских угодий.
Проблемная ситуация.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие с нашей гостьей капелькой. ( Девочка одета в костюм капельки, которая отправилась в путешествие)
Чистая капелька воды попала в ручеёк и решила отправиться в море. Её путь был очень нелегкий. Сначала она на пути встретила группу туристов, которые после вкусного обеда решили свои остатки выбросить в реку. Затем они решили вымыть свою машину. Как вы думаете, куда попала грязь с машины?(на плакате нарисован маршрут и преграды, также учитель в банку с чистой водой добавляет всё, что попадает в воду)
А ещё в машины была неисправна. В реку попал бензин.
Капельке стало неприятно и она поплыла дальше. На дороге ей встретилась животноводческая ферма. Как вы думаете, что попадает в реку отсюда?
Посмотрите, какой стала вода?
Капелька расстроилась и поплыла дальше. А навстречу
нефтеперерабатывающий комбинат. И в воду стеклись остатки переработки. И посмотрите внимательно, что произошло с нашей гостьей, и водой в реке. Хотелось бы вами пить такую воду и умываться ей?
Ребята, как вы думаете, что произойдёт с нашим здоровьём, если мы будем использовать такую воду?
Итак, следующим фактором, который неблагоприятно влияет на здоровье человека, является загрязнение вод.
Загрязнение воды. В роли основных загрязнителей природных водоёмов выступают нефть и нефтепродукты, которые появляются в результате естественных выходов нефти в районах её залегания, нефтедобычи, транспортировки, переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья. Загрязнение водной среды также происходит из-за поступления в водоёмы воды, стекающей с поверхности обработанных химикатами сельскохозяйственных и лесных земель и при сбросе в водоёмы отходов предприятий. Всё это ухудшает санитарно-гигиенические показатели качества воды. (слайд 17 -20)
А кто является «главным» в загрязнении вод.
Правильно, мы люди?
А какая беда приключилась у нас в селе Новая Романовка?
Посмотрите, какая была наша река Воронуса несколько лет тому назад.
(слайд-21)
А какой она стала сегодня?
(Слайды 22-24)
Как вы думаете, какой вред здоровью приносит нам эта проблема ?
- А сейчас у вас на столе лежат лучики солнышка, на которых вы напишите ваши предложения, чтобы сделать нашу реку красивой, чтобы она положительно влияла на наше здоровье.
-Есть,возможно, уголок красивей,
Есть, богаче, шире есть края,
Только мне из всей моей России
Ближе к сердцу Брянщина, моя!
- А сейчас мы давайте посмотрим, чтобы вы сделали для своей маленькой Родины с. Новая Романовка.
- Вот мы с вами и разобрали все загрязняющие факторы и узнали.
-Ребята, а как мы можем повысит устойчивость нашего организма перед вредными веществами?
- Правильно мы должны,как можно больше употреблять в пищу витаминов.
Качество жизни людей зависит от состояния окружающей среды. Грязный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм человека через органы дыхания. Грязная вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения, которые попадут вместе с ней в желудочно-кишечный тракт. Загрязнение почвы и грунтовых вод способствует попаданию вредных веществ в организм человека с пищей и уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий. Всё это представляет серьёзную угрозу для здоровья человека. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить различные изменения. Постоянное ухудшение окружающей среды в конечном счёте может привести к снижению защитных свойств организма, его сопротивляемости различным заболеваниям.
В последнее время люди начинают осознавать необходимость охраны окружающей среды и создания законов, которые закрепят права человека на качество окружающей среды.
Так, в Конституции Российской Федерации определено:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба его здоровью или имуществу экологическим правонарушителем» (ст. 42). (вывешивается статья на доску и разбирается)
Каждый человек должен заботиться о благополучии окружающей среды. Забота об окружающей среде начинается с собственного дома, улицы, парка, школы. Надо свои дурные привычки и агрессивное отношение к природе заменить заботой о сохранении всего живого.
III.Итог урока.
Писатель М. М. Пришвин Сказал замечательные слова:
(Слайд-25)
- Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе –вода, птице – воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна – Родина. И охранять природу, значит охранять Родину.
Учитель. Сделайте вывод по теме.
Обучающиеся. Качество нашей жизни зависит от состояния окружающей среды, поэтому необходимо заботиться о сохранении и благополучии окружающей среды.
Рефлексия: Сейчас на облачко разместим капельки(голубого или чёрного цвета ) и узнаем,понравился ли вам урок.