Урок географии в 6 классе
Тема:"Реки"
Цели:
1.Сформировать представление о реках как важнейшем природном объекте гидросферы (обучающая)
2. Развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи (развивающая)
3.Формирование представления о разнообразии природы, сложном взаимодействии её составляющих (воспитывающая)
4. Формирование навыков выделять и показывать на карте различные реки и их части (практическая)
Задачи урока:
Сформировать понятия: река и её части, речная система.
Сформировать представление о течении рек, порогах и водопадах.
Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между направлением и течением рек и характером поверхности.
Отработать умение различать и показывать на карте реки, их части, определять их направление.
Оборудование: настенная физическая карта полушарий и мира, комплект картин, рисунки и схемы, мультимедийная презентация.
Основные термины и понятия: Река Исток Устье Приток Речная система
Равнинная река Горная река Пороги Водопады
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение домашнего задания.
- Какую оболочку Земли мы изучаем?
-Какие части гидросферы вы знаете?
-Что из выше названного мы уже изучили? что мы начали изучать сейчас?
-Что относится к водам суши? Подземные воды, Реки , Озера, Ледники, Искусственные водоемы.
-Вашим д/з на урок было составить кроссворд. Вы его сдали и теперь, работая в группах, вы его будете разгадывать. Объединяемся в группы по 4 человека. Для решения кроссворда у вас 2 минуты, чья группа решит – поднимает руку.
Давайте проверим, правильно ли они справились с заданием?
-А сейчас вы будете разгадывать, мой кроссворд и, разгадав его, узнаете тему нашего урока.
1. Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. (Пролив).
2. Перемещение воды в горизонтальном направлении. (Течение).
3. Снаряжение водолаза: 2 баллона на спине, маска и ласты. (Акваланг)
4. Часть океана или моря вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном. (Залив).
- Итак, тема нашего урока РЕКИ, записываем в тетрадь число и тему урока.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с реками и их составными частями и научитесь находить и показывать их на карте.
Сегодня на уроке вы можете заработать оценку. За каждый ваш правильный и полный ответ вы будете получать жетоны, самые активные – получат оценку.
III. Изучение нового материала.
1. Река и ее части.
- Кто видел реку? Кто может объяснить, что такое река? Подумайте, как вы ее представляете?
- Откройте учебник на стр. 100 и найдите определение в тексте. Прочитайте его. Давайте запишем его.
- Что такое русло реки? Обычно русло лежит на дне более широкого понижения в рельефе называемого РЕЧНОЙ ДОЛИНОЙ.
-Место, где берет начало река называется ИСТОК. Где берут начало реки?
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская Великая река.
-Что может являться истоком? (Родник, ледник, озеро, болото, слияние рек). Давайте найдем эти примеры на карте. (Слайд 5).
-Еще раз, что такое исток?
- Какая река течет вдоль нашего города? Миасс (слайд 6).
- Куда впадают реки? (Море, озеро, другие реки, уходят под землю).
Работа в парах: Найдите на карте примеры истоков и устьев рек.
Ангара: исток – оз. Байкал, устье – р. Енисей;
Печора: исток – г. Урал, устье – море Карское.
- Еще раз, что такое устье?
- На слайде мы видим впадение одной реки в другую. Для реки Сим р. Белая является устьем, а р. Сим для р. Белая является притоком. Притоки бывают правые и левые, как определить, где какой?
На стр. 101 во 2 абзаце найдите ответ.
Чтобы узнать, каким притоком реки является другая река- правым или левым – нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки ( вниз по течению ). Если приток впадает в главную реку справа- он правый, если слева – левый.
Задание.
Определите, каким притоком является Вилюй для Лены, Иртыш для Оби, Алдан для Лены.
-Главная река со всеми ее притоками образует речную систему. Название речной системы дается по главной реке: система Волги, Лены, Конго.
2. Виды рек.
Красавица народная,-
Как море, полноводная,
Как Родина, свободная,-
Широка,
Глубока,
Сильна!
Течет река издалека…
Течет река…, течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
От чистых ручьев из горной гряды
Бурлящих, пенящихся, юных как дева
Она превратилась в потоки воды
Спокойно текущих, как королева.
- О какой реке идет речь? Как она течет? Кто видел?
- По характеру течения реки бывают равнинные и горные.
В тетрадях записываем. Откройте учебник стр.101: 1 вариант читает про равнинные реки, 2 вариант – про горные реки. Читаете и карандашом подчеркиваете признаки этих рек.
Проверяем.
IV. Итог урока. Закрепление нового материала.
- Какие основные понятия вы сегодня узнали на уроке?
Что такое река?
Что такое исток?
Что такое устье?
Что такое речная система?
- А теперь снова поиграем, объединяемся в группы по 4 человека. Задание : придумать, вспомнить четверостишье, двустишье или загадки по изученному сегодня на уроке.
Проверяем, молодцы!
А теперь давайте посчитаем, у кого сколько жетонов.
V. Домашнее задание.
Учебник п.30
Задание в контурной карте – все географические объекты из параграфа 30 отметить в контурной карте.
VI. Рефлексия.
У вас на столе есть квадратики. Поднимите оранжевый цвет, кто хорошо понял новый материал. Поднимите синий цвет те, кому нужно еще потренироваться, посмотреть дома, чтобы разобраться до конца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока географии по теме "Реки" »
Урок географии в 6 классе
Тема:"Реки"
Цели:
1.Сформировать представление о реках как важнейшем природном объекте гидросферы (обучающая)
2. Развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи (развивающая)
3.Формирование представления о разнообразии природы, сложном взаимодействии её составляющих (воспитывающая)
4. Формирование навыков выделять и показывать на карте различные реки и их части (практическая)
Задачи урока:
Сформировать понятия: река и её части, речная система.
Сформировать представление о течении рек, порогах и водопадах.
Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи между направлением и течением рек и характером поверхности.
Отработать умение различать и показывать на карте реки, их части, определять их направление.
Оборудование: настенная физическая карта полушарий и мира, комплект картин, рисунки и схемы, мультимедийная презентация.
Основные термины и понятия: Река Исток Устье Приток Речная система
Равнинная река Горная река Пороги Водопады
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение домашнего задания.
- Какую оболочку Земли мы изучаем?
-Какие части гидросферы вы знаете?
-Что из выше названного мы уже изучили? что мы начали изучать сейчас?
-Что относится к водам суши?Подземные воды, Реки , Озера, Ледники,Искусственные водоемы.
-Вашим д/з на урок было составить кроссворд. Вы его сдали и теперь, работая в группах, вы его будете разгадывать. Объединяемся в группы по 4 человека. Для решения кроссворда у вас 2 минуты, чья группа решит – поднимает руку.
Давайте проверим, правильно ли они справились с заданием?
-А сейчас вы будете разгадывать, мой кроссворд и, разгадав его, узнаете тему нашего урока.
Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. (Пролив).
Перемещение воды в горизонтальном направлении. (Течение).
Снаряжение водолаза: 2 баллона на спине, маска и ласты. (Акваланг)
Часть океана или моря вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном. (Залив).
- Итак, тема нашего урока РЕКИ, записываем в тетрадь число и тему урока.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с реками и их составными частями и научитесь находить и показывать их на карте.
Сегодня на уроке вы можете заработать оценку. За каждый ваш правильный и полный ответ вы будете получать жетоны, самые активные – получат оценку.
III. Изучение нового материала.
1. Река и ее части.
- Кто видел реку? Кто может объяснить, что такое река? Подумайте, как вы ее представляете?
- Откройте учебник на стр. 100 и найдите определение в тексте. Прочитайте его. Давайте запишем его.
- Что такое русло реки? Обычно русло лежит на дне более широкого понижения в рельефе называемого РЕЧНОЙ ДОЛИНОЙ.
-Место, где берет начало река называется ИСТОК. Где берут начало реки?
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская Великая река.
-Что может являться истоком? (Родник, ледник, озеро, болото, слияние рек). Давайте найдем эти примеры на карте. (Слайд 5).
-Еще раз, что такое исток?
- Какая река течет вдоль нашего города? Миасс (слайд 6).
- Куда впадают реки? (Море, озеро, другие реки, уходят под землю).
Работа в парах: Найдите на карте примеры истоков и устьев рек.
Ангара: исток – оз. Байкал, устье – р. Енисей;
Печора: исток – г. Урал, устье – море Карское.
- Еще раз, что такое устье?
- На слайде мы видим впадение одной реки в другую. Для реки Сим р. Белая является устьем, а р. Сим для р. Белая является притоком. Притоки бывают правые и левые, как определить, где какой?
На стр. 101 во 2 абзаце найдите ответ.
Чтобы узнать, какимпритоком реки является другая река- правым или левым – нужно представить, что вы стоите лицом к устью главной реки ( вниз по течению ). Если приток впадает в главную реку справа- он правый, если слева – левый.
Задание.
Определите, каким притоком является Вилюй для Лены, Иртыш для Оби, Алдан для Лены.
-Главная река со всеми ее притоками образует речную систему. Название речной системы дается по главной реке: система Волги, Лены, Конго.
2. Виды рек.
Красавица народная,-
Как море, полноводная,
Как Родина, свободная,-
Широка,
Глубока,
Сильна!
Течет река издалека…
Течет река…, течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
От чистых ручьев из горной гряды
Бурлящих, пенящихся, юных как дева
Она превратилась в потоки воды
Спокойно текущих, как королева.
- О какой реке идет речь? Как она течет? Кто видел?
- По характеру течения реки бывают равнинные и горные.
В тетрадях записываем. Откройте учебник стр.101: 1 вариант читает про равнинные реки, 2 вариант – про горные реки. Читаете и карандашом подчеркиваете признаки этих рек.
Проверяем.
IV. Итог урока. Закрепление нового материала.
- Какие основные понятия вы сегодня узнали на уроке?
Что такое река?
Что такое исток?
Что такое устье?
Что такое речная система?
- А теперь снова поиграем, объединяемся в группы по 4 человека. Задание : придумать, вспомнить четверостишье, двустишье или загадки по изученному сегодня на уроке.
Проверяем, молодцы!
А теперь давайте посчитаем, у кого сколько жетонов.
V.Домашнее задание.
Учебник п.30
Задание в контурной карте – все географические объекты из параграфа 30 отметить в контурной карте.
VI. Рефлексия.
У вас на столе есть квадратики. Поднимите оранжевый цвет, кто хорошо понял новый материал. Поднимите синий цвет те, кому нужно еще потренироваться, посмотреть дома, чтобы разобраться до конца.