- Скажите, ребята , кто из вас обратил внимание на музыку, которая звучала перед началом урока?
- Что вы о ней можете сказать? (звучала африканская музыка)
-Совершенно верно.
Выскажите свое мнение – о чем нам предстоит сегодня вести речь? (Варианты ответов).
- Сегодня мы продолжим изучение материка - Африка.
- Скажите, а кто желает побывать на материке Африка?
- Представьте себе, что вы – начинающие агенты туристической компании. И ваш руководитель предложил выполнить испытательное задание – привлечь как можно туристов в различные африканские страны. Для этого каждому из вас предстоит подготовить рекламный проспект.
Вступительное слово учителя.
На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь, оказаться в чужом доме, где все не похоже на свое, привычное. Одному путешествовать скучно. Поэтому мы отправляемся в путешествие все вместе. Нам предстоит увлекательная экспедиция «По странам Африки». (Запись темы урока в тетрадях).
Выявление значимости материала.
Где вам может пригодиться материал, с которым нам предстоит познакомиться? Для чего на уроках мы изучаем различные народы и страны?
( Ответы учащихся:
Чтобы путешествовать.
Чтобы быть образованным и культурным человеком.
Чтобы понимать людей другой культуры, с другим, отличным от нашего, образом жизни.
И т.д.)
Мы познакомились с регионами Африки, а сегодня наша задача состоит в том, чтобы познакомиться с наиболее крупными странами, входящими в состав различных регионов, выявить особенности их природы, населения, его хозяйственной деятельности на основе карт и других источников географической информации.
В результате урока вы должны (записать в тетрадь)
ЗНАТЬ УМЕТЬ
Крупнейшие страны, Давать характеристику
особенности их природы, стран Африки по типовому
населения и его хозяйственной плану, используя карты
деятельности. атласа.
Для работы нам понадобятся атласы, учебники, тетради, таблицы и контурные карты, а так же ваше внимание, трудолюбие, смекалка.
Итак, мы отправляемся, пересекаем Средиземное море и достигаем берегов Северной Африки.
- Безусловно, туристам мы в первую очередь должны сообщить (варианты ответов)
- должны сообщить ГП, столицу ( обращение к плану описания страны на доске и на партах уч-ся).
- на какие регионы делится Африка?
Наш корабль стоит у причала самого крупного портового города – Алжир. Это столица первого государства, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Работа по плану.
Жестколистные вечнозеленые леса на севере, тропические пустыни – на юге
Вывод: наиболее благоприятные природные условия в северной части страны.
6. Население
Наиболее плотно заселена северная часть.
Народы: арабы, берберы, туареги.
7. Хозяйство
Север – земледелие: зерновые культуры, виноград, цитрусовые.
Юг – кочевое скотоводство, в оазисах – выращивание финиковой пальмы.
Вывод: размещение населения и виды хозяйственной деятельности зависят от природных условий.
Объяснение работы уч-ся по ходу урока: заполнение таблицы «Страны Африки»- нашего рекламного проспекта. Заполнение контурной карты.
- И так мы продолжаем путешествие по Северной Африке.
1.Слово экскурсоводу, который представит нам Египет. ( презентация уч-ся)
2. Марокко нам представляет агентство ТУР ЭТНО. Защита рекламного проспекта «Приглашаем вас в путешествие по Марокко»
- Мы покидаем Северную Африку и направляемся В Центральную. Пока мы находимся в пути, пришло письмо из ДР Конго. ( Ученик читает письмо, презентация)
- А вы ребята не забывайте заполнять свои проспекты.
- Мы продолжаем путешествие и попадаем в Восточную Африку.
-Здесь мы обратимся членам географического общества.
В роли туроператора буду выступать я, ну а вы сыграете роли членов географического общества. Цель моего присутствия — получение информации самого разного характера: строго научной, занимательной, исторической, так необходимой мне для организации работы в моей сфере. А ваша, ребята, задача постараться дать комплексную характеристику интересующей меня страны и попытаться разработать памятку туристу, отправляющемуся в путешествие по Эфиопии.
Вопрос учителя: «Эфиопия. Может кто-нибудь из вас объяснит, что означает это слово».
Ответ учащегося: «Слово «Эфиопия», в переводе с греческого, «страна людей с опаленными солнцем лицами»».
Вопрос учителя: «Скажите, какой город Эфиопии, по вашему мнению, должен стать начальной точкой путешествия по стране. Что может означать название этого города, какие достопримечательности могут увидеть в этом городе туристы и какие условия проживания может предоставить этот город?»
Ответ учащегося: «Начальной точкой путешествия по стране, конечно должен стать город Аддис-Абеба — столица страны. Он расположен в западной части государства, на Эфиопском нагорье, на высоте 2400 метров. Воздух здесь очень разрежен. Город защищен горами от ветров, круглый год днем здесь очень тепло, однако ночи бывают прохладные. Весь город утопает в зелени. Возможно, поэтому он и получил свое название Аддис-Абеба, что в переводе с эфиопского означает «новый цветок». Другое образное название города — «город вечной весны». Аддис-Абеба — культурный центр страны — поэтому туристы могут посетить здесь национальную библиотеку, храмы, музеи, а также знаменитый городской рынок.
Вопрос учителя: Скажите, какие пейзажи могут наблюдать туристы, путешествующие по Эфиопии? Какие интересные природные объекты, связанные с геологическим строением территории, они могут увидеть в разных частях страны?
Ответ уч-ся. Эфиопия — наиболее высокогорная страна Африканского материка. Более половины ее территории расположено на абсолютных высотах, превышающих 1500 метров, и составляет Эфиопское нагорье, простирающееся от района Тыграй на севере до района Гамо-Гофа на юге. На северо-западе страны находится самая высокая вершина нагорья — гора Рас-Дашен (4620м.), расположенная к северо-востоку от озера Тана. Поскольку Эфиопское нагорье находится в полосе разломов, здесь часто бывают землетрясения. Десятки крупных вулканических конусов поднимаются над горными плато. Кратеры потухших вулканов полуразрушены и заняты озерами. Кроме того, в рельефе выражены многочисленные столовые возвышенности — останцы, имеющие местное название «амба».
Вопрос учителя: «Температура в Эфиопии в зависимости от высоты места составляет от 15 до 35 градусов. Жарко. Но будет ли необходимость брать с собой в поездку зонтики или дождевики?
Ответ уч-ся: В отличие от окружающих территорий Эфиопия получает достаточно осадков. Зимой над страной господствует северо-восточный пассат. Этот ветер приносит из Аравийских пустынь горячий и сухой воздух. Летом (с июня по сентябрь) сюда проникает влажный воздух из бассейна реки Конго и даже Гвинейского залива. Это время называют сезоном «больших дождей». В марте — апреле на эфиопское нагорье проникает влажный муссон с Индийского океана. Это сезон «малых дождей»
Вопрос учителя: Я не один год работаю в туристическом бизнесе и знаю, что круг интересов путешествующих очень разнообразный. Одним подавай сафари на джипах по саванне, другим интересен тропический лес, а есть ли на территории Эфиопии крупные реки и озера, ведь очень многие туристы отдают им свои предпочтения.
Ответ уч-ся: На высоте почти 2 км кратер вулкана заполнило озеро Тана. Из озера вытекает Голубой Нил, который в верхнем течении, проходя пороги и уступы, образует величественные водопады.
Вопрос учителя: А сейчас я попрошу вас отгадать 4 загадки в виде следующих предметов, происхождение которых очень тесно связано с Эфиопией — это зерна кофе, зерна пшеницы, портрет Пушкина и веник из сорго.
. Ответы уч-ся:
Родина кофе — Африка, а своим названием этот ароматный напиток обязан эфиопской Провинции Кафа, где и сейчас сохранились дикие рощи кофейных деревьев.
Эфиопия — родина дикой пшеницы и эту страну издавна называют «хлебной корзиной Востока. Во время экспедиции Н. И. Вавилова здесь были найдены дикие виды твердой пшеницы, из которых потом были выведены многие ценные культурные сорта. Веник из сорго. Портрет Пушкина. Многие ученые считают, что прадед (по матери) А.С. Пушкина Ибрагим Петрович Ганнибал «Арап Петра Великого» — русский военный и государственный деятель родился в 1696 году в Африке в северной части Эфиопии.
Вопрос учителя: Эфиопия — это аграрная или индустриальная страна?
Ответ уч-ся: Главная отрасль экономики Эфиопии — сельское хозяйство. В Эфиопии выращивают многие зерновые культуры: пшеницу, кукурузу, ячмень, а также невысокий злак с маленькими зернышками — тэфф. В условиях высокогорий с недостатком кислорода тэфф необходимая часть питания жителей, так как он содержит много железа. В Эфиопии самое большое в Африке поголовье крупного рогатого скота. Крестьяне держат много овец, коз. Развито пчеловодство. И хотя 75% населения занято в сельском хозяйстве из-за регулярных стихийных бедствий продовольствия в стране не хватает и страна вынуждена импортировать многие продукты питания. Промышленность страны представлена горнодобывающей, легкой (кожевенной и кожевенно-обувной), а также пищевой промышленностью.
Вопрос учителя: Если вам не удалось побывать в Эфиопии, то какую продукцию этой страны вы можете встретить на рынках других стран?
Ответ уч-ся: Эфиопия вывозит в другие страны главным образом кофе, кожи, мед и пчелиный воск, то есть продукцию сельского хозяйства.
Учитель: Я думаю, что основные моменты, интересующие меня мы обсудили и теперь мне хотелось бы послушать, какие советы вы, как специалисты, можете дать тем кто выбрал для своего путешествия такую древнюю и интересную страну, как Эфиопия. Обучающиеся зачитывают составленные по ходу урока советы туристу.
Учитель:
Таким образом, мы побывали с вами в странах различных регионов Африки, отличающихся друг от друга природой, населением, культурой, хозяйственной деятельностью. Но, несмотря на все различия, мы можем для всех стран сделать общий вывод, отражающий взаимосвязь между природой, населением, его культурой и хозяйственной деятельностью.
Вывод:особенности населения, его быта, хозяйственной деятельности зависят от особенностей природных условий тех территорий, на которых проживает данное население. (Формулируют учащиеся)
Вернемся к целям нашего урока: Знать! Уметь! (Учащиеся отвечают, были ли они реализованы в процессе урока)
В ходе урока мы реализовали эти цели, о чем свидетельствует ваша активная работа
Сегодня наша экспедиция заканчивается, но вы продолжите ее дома и отправитесь в Южную Африку, подготовите репортаж из ЮАР и Анголы.
Запись домашнего задания в дневники:
- страницы 144-146;
- дополнительное задание – кроссворд (по желанию)
Рефлексия и подведение итогов:
Прикрепление стикеров к табличке той страны , представление которой больше всего вам понравилось.