Открытый урок по окружающему миру и технологии на тему: « Путешествие с домашними растениями».
Цели:
1) ознакомить учащихся с комнатными растениями школы.
2) развивать умения учащихся ухаживать за комнатными растениями.
3) воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.
Оборудование:
• живые комнатные растения.
• карта мира, флажки для укрепления на карте названия растения.
• таблички-паспорта с названиями растений и указанием родины их произрастания.
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда
Так начнём урок, друзья.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в увлекательное путешествие в далёкие страны, чтобы узнать много интересного. А девиз нашего урока такой:
Наблюдай и восхищайся
Изучай и береги!
- Но сначала давайте, определим тему нашего урока, используя шифр.
К Р О А М С Н Т А Е Т Н Н И Ы Я Е
Дети: Тема нашего урока « Комнатные растения»
-У: Отталкиваясь от темы, определим цель нашего урока.
На доске запись:
1. узнать новое о комнатных ………..
2. учиться ухаживать за комнатными ………..
Дети: Цель нашего урока: узнать новое о комнатных растениях, учиться ухаживать за комнатными растениями.
-У: Сегодняшний урок мы посвятим необычайно красивому, сказочному творению природы – растениям. Но растениям не простым, а тем, которые вы можете увидеть на наших подоконниках. Поздней осенью или зимой, когда за окном снег, а деревья лишены и цветов и листьев, в это время эти растения радуют нас своим зелёным великолепием. Почему так происходит? Зачем мы держим их у себя дома? Зачем ухаживаем за этими растениями? Чтобы ответить на эти вопросы, поближе познакомиться с растениями, мы с вами отправимся в путешествие вокруг света. Ведь эти растения самые настоящие путешественники, прибывшие к нам из далёких стран. Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды. Мы попадём в сумрачные дебри влажных лесов, где среди огромного числа гигантских растений с трудом найдём наших знакомых. Мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах. Это путешествие необыкновенное: оно будет мысленным и в тоже время реальным (которое происходит сейчас), потому что растения, с которыми мы познакомимся во время путешествия, настоящие, живые, растущие в нашем классе или дома.
2.Повторение.
- У: Но прежде чем отправиться в дальние страны, неплохо бы сначала вспомнить о наших растениях, о том, как они живут у нас осенью и зимой. Для этого мы, как настоящие путешественники заполним «въездную визу», в которой необходимо ответить на вопросы и выбрать правильный ответ. Работать будем в парах. ( Приложение №1).
Задание « Цифровой диктант». Проверка по доске.
Вопросы учителя
1. Отгадайте загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».
2. Первый месяц осени.
3. Опадание листьев с деревьев.
4. Какие деревья не скинули на зиму зелёный наряд?
5. Клён, тополь, берёза, рябина – как называют эти деревья одним словом?
6. вечнозелёное растение.
7. Как называют листья у хвойных растений?
8. Как называют растение, у которого осенью хвоинки опадают?
9.В какое время года растения как-бы засыпают?
Ответы: 4, 3, 1, 6, 5, 8, 11, 9, 12.(на доске)
Обобщение: Какие изменения происходят с растениями в разное время года?
Дети: Осенью листья у лиственных деревьев и кустарников желтеют, краснеют и опадают. Зимой они стоят голые под снегом. Весной на них появляются новые, молодые листочки.
У: - Теперь можно отправиться в путешествие по родным местам наших домашних растений!
3. Работа по теме.
Финиковая пальма.
Родина – Африка, пустыня Сахара.
- Когда говорят « пустыня», то любой продолжит: « Сахара». Пустыня Сахара по-арабски и означает пустыня. Перед нами огромное море песка, яркое и жаркое солнце, жара +50. Идёт караван верблюдов, а любого путешественника мучает жажда. Но вдруг верблюды вытягивают шеи и начинают бежать быстрее: впереди зелёная точка – оазис! Зелёный остров среди песка, воды и пальмы! Чудесное растение в пустыне!
( Рассказ ученика о пальме).
- Все путешественники ведут дневники, записывая названия растений, с которыми они познакомились. А учитель прикрепляет флажок на карту мира около страны произрастания цветка. Приложение№2
Папирус (циперус)
Родина – Африка, болотистые берега Нил.
- Чтобы узнать все самое интересное об этом растении (учитель показывает на него), нам надо мысленно перенестись в те далёкие времена в Египет, когда люди, которые умели писать, пользовались большим уважением.
(рассказ ученицы о данном цветке).
Алоэ
Родина – Южная Африка.
- Все помнят сказку Чуковского «Доктор Айболит». А кто вспомнит название реки в Африке, куда спешил знаменитый доктор лечить зверей? (Лимпопо) Отправимся и мы с вами за доктором Айболитом. Здесь на юге Африки в пустыне Карру растёт одно замечательное растение, которое наверняка помогало доктору лечить больных.
(рассказ ученика об алоэ).
Хлорофитум.
Родина – Южная Африка, мыс Доброй надежды.
- А если продолжить наше путешествие и посмотреть вот на это чудесное растение со свешивающимися веточками, на конце которых пучки узких листьев, то мы познакомимся с соседом алоэ. Оно растёт на берегу Южной Африки – мысе Доброй Надежды. А называют его хлорофитум, что переводится, как «зелёное растение с пучками». На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.
Кактусы.
Родина – Мексика.
- Чтобы понять, где мы приземлились, давайте посмотрим на это странное растение, покрытое острыми колючками. Мы с вами в стране кактусов – Мексике. Растущие здесь кактусы достигают огромных размеров и разных форм. Кактусовые заросли имеют страшный вид. Стволы похожи на чудовища, которые вот-вот зашевелятся и схватят своими страшными когтями. Так что же в них красивого и интересного?
(рассказывает ученик).
Монстера и антуриум.
Родина – Южная Америка, Бразилия.
- Из жарких и сухих пустынь перенесёмся во влажные тропические леса. Посмотрите на карту. Зелёным цветом обозначены огромные тропические леса в Южной части Америки. Эти леса отличаются от наших. Они труднопроходимые и местные жители проникают в лес в пироге (лодке), проплывая по водяным тропинкам. Деревья здесь до 50 метров в высоту и сквозь листву почти не видно яркого солнца. Здесь мы и остановимся. А вот и местный житель – наш проводник, попросим его рассказать.
(Рассказывает ученик).
Бегония.
Родина – остров Ява.
- Посмотрите теперь вот на это причудливое растение. Как вы думаете, на что похожи его листья? Неправда ли очень смахивают на ушки у Хрюши или сердце. Родина этого растения – тропические леса острова Ява.(показать)
(рассказывает ученица)
- У: К сожалению, мир растений огромный и обо всех растениях на одном уроке мы не сможем узнать. Но и того, что мы услышали нам достаточно, чтобы ответить на вопросы:
* Подумайте и ответьте, почему эти растения выглядят зимой так же, как и летом?
Дети: Эти растения держат в помещении, а в помещении тепло.
* Почему мы их называем комнатными, ведь у себя на родине они растут в дикой природе?
Дети: Эти растения выращивают только в помещении, поэтому их и называют комнатными.
* В чём их польза?
Дети: Они украшают наш дом.
-У: - Правильно, ребята, родина большинства комнатных растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт и зимой для них примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы. Эти растения выращивают только в помещениях, поэтому их и называют – комнатные растения. Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться.
4.Физкультминутка.
(Дети кладут голову на руки.)
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают
Отдыхают, засыпают
Шея не напряжена и расслаблена
Губы чуть приоткрываются
Всё чудесно расслабляется
Дышится легко, ровно, глубоко
Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать
Потянулись, улыбнулись.
- У: Итак, что бы наши цветы продолжали радовать нас каждый день, надо многое знать, как правильно за ними ухаживать. Сейчас мы с вами вспомним правила ухода за комнатными растениями. У вас на столе лежат фишки. Я прочитаю вам рассказ про наших знакомых Серёжу и Надю. Если вы заметите ошибки в этом рассказе – откладывайте фишки. (Работа в парах.)
Дома у Серёжи и Нади много красивых цветов. Чтобы растения хорошо росли, ребята поставили их подальше от солнечного света, в тёмный угол комнаты. Они стараются поливать их холодной водой, прямо из-под крана. Летом они поливают цветы один раз в неделю, а зимой – каждый день. Почву в цветочных горшках они не рыхлят, потому что боятся сломить растение
. Один раз в год ребята протирают листья сухой тряпкой.
-У: Какие ошибки встретились в этом рассказе?
- Ребята, а какие правила знаете вы?
Откройте учебник на с.71 и прочитаем советы, как правильно ухаживать за комнатными растениями. (Практическая работа). Затем учитель демонстрирует книги по комнатному цветоводству, объясняя, что в них можно найти рекомендации по уходу за каждым конкретным растением. Ведь разные растения требуют различных условий жизни, а значит, и разного ухода (одним нужно много света, другим – меньше, одним требуется обильный полив, а другим – умеренный и т.д.)
5. Закрепление.
- У: Путешествие вокруг света вместе с нашими друзьями, комнатными растениями, подошло к концу. Мы побывали в пустынях Африки, в тропических лесах Явы и Бразилии. Заглянули в старые времена, на жизнь растений у древних египтян и греков. Чтобы мы могли перевезти понравившееся растение к нам в страну, необходимо оформить «паспорт» для растения. Сейчас мы с вами проведём игру «Цветочный магазин». Я буду продавцом, а вы покупатели. Работать будем в парах. Каждой паре я раздам карточку с описанием комнатного растения, ваша задача по внешним признакам определить растение и его родину, найти соответствующую карточку. ( Затем проверка) Приложение №3.
- У: Итак, мы многое узнали о происхождении наших растений, познакомились с правилами ухода за ними, а сейчас мы будем учиться украшать наш дом цветами. Как бы ни были красивы комнатные растения, они не всегда хорошо смотрятся в помещении. Обычно это связано с тем, что они неудачно расположены. Чтобы этого избежать, растения рекомендуется расставлять красивыми группами – пейзажными композициями, в больших или маленьких контейнерах. Посмотрите в одном вазоне можно посадить несколько цветов. При создании композиций следует помнить следующие правила:
* В один вазон можно сажать только растения с одинаковыми требованиями к почве и условиям произрастания.
* Пустоты между вазонами обычно засыпают галькой, песком.
*, для небольших композиций достаточно трёх- пяти растений (очень хорошо смотрятся миниатюрные композиции из медленно растущих растений.)
Для создания композиций я рекомендую такое сочетание растений:
а) хлорофитум, колеус, бегония.
б) каланхое, сенполия бегония.
в) молочай, опунция, рипсалис.
г) традесканция, бегония, плющ.
-У: Ученикам 4-го класса я предлагаю разработать проект декоративной композиции из комнатных растений для украшения класса. Работать будете в парах по карточкам, где описан ход работы, а верными помощниками в вашей работе будут вот эти книги по уходу за растениями. (Приложение№4.)
Итог.
- У: Итак, наше путешествие подошло к концу. Все самые настоящие путешественники любят рассказывать о своих наблюдениях. Давайте и мы с вами вспомним самое интересное о наших растениях.
- Что вы узнали нового? Что больше всего понравилось?
- Что расскажете родителям?
Домашнее задание. Оценки.