Конспект урока по теме "Система географических координат"
Конспект урока по теме "Система географических координат"
Цель урока: В результате проведения занятия обучающиеся смогут давать определение понятиям параллель, меридиан, географическая широта, географическая долгота, в каких единицах они измеряются.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Система географических координат"»
Урок по географии 6 класс
Тема урока: «Система географических координат»
Цель урока:
1. В результате проведения занятия обучающиеся смогут давать определение понятиям параллель, меридиан, географическая широта, географическая долгота, в каких единицах они измеряются
2. Охарактеризуют чем отличается определение математических координат от определения географических координат
3. Научатся определять географические координаты на примере Москвы, Парижа и Сиднея
Ход урока
I. Организационный момент
1.Приветствие.
Здравствуйте.
2.Проверка присутствующих дежурным.
3.Проверка подготовки к уроку учащихся учителем.
У всех ли есть книги, тетради, атласы и рабочие тетради!?
II. Постановка темы и цели раздела
Тема урока: Система географических координат
Цель урока: дать определение понятиям параллель, меридиан, географическая широта, географическая долгота, географические координаты и научиться определять координаты;
III. Проверка домашнего задания (10 мин)
Опрос фронтальный
1. Что такое Вселенная?
Ответ: Вселенная – это весь существующий мир. Она бесконечна во времени и пространстве.
2. Чем отличается планета от звезды?
Ответ:
- планеты перемещаются между звёздами
- легко распознать, так как по блеску они намного превосходят самые яркие из звезд. Отличительным признаком каждой планеты является её цвет: у Венеры он белый, у Марса - красноватый, у Юпитера - желтовато-белый, у Сатурна - жёлтый.
- планеты обычно светят ровным, почти немигающим блеском.
- звёзды даже в самые сильные телескопы редставляются точками, а планеты имеют заметные видимые размеры, так как они гораздо ближе к нам, чем звёзды.
3.Что такое солнечная система?
Ответ:Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца.
4. Какие планеты входят в состав Солнечной системы и сколько их?
5.Как и при помощи чего происходят приливы и отливы?
Ответ: Луна и Земля притягиваются друг к другу. Притяжение Луны настолько сильно, что под его воздействием вода Мирового океана выгибается ей навстречу. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли, а вместе с ней движется и приливная волна. Приблизится Луна к берегу - наступает прилив, удалится - вслед за ней уходит от берега и вода.
IV.Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы изучим тему: «Система географических координат». Открываем тетради и записываем новую тему.
Ученики открывают тетради и записывают новую тему.
Учитель:
1.Давайте вспомним что такое экватор и на какие полушария делит землю?
Ответ: Воображаемый круг, делящий земной шар на северное и южное полушария.
1.Координаты. Представьте: вы — капитан корабля, терпящего бедствие, тори, в трюме течь, до суши далеко. Пожалуй, пора с кем-нибудь связаться. К счастью, есть радио. Ну и что вы скажете?
Отвечают учащиеся..
Чтобы попять, почему никто не придёт вам на помощь, достаточно посмотреть на карту. Половина земного шара расположена к западу от Южной Америки. Так что искать вас придётся слишком долго.
Как найти нужную точку, например, на поверхности стола? Очень просто: определите её удаление сначала от одного края стола, потом от другого — и всё. Координаты — это числа, указывающие расстояние от двух смежных краёв стола (рис. 6). Этих двух чисел вполне достаточно, чтобы точно определить положение точки на плоскости. Обратите внимание — на плоскости.
Измерьте линейкой расстояние от одного края стола, потом от другого и на пересечении 2 линий узнаем координаты точки
- определяют
Но Земля — шар. Ведь у шара нет края! От чего же отмерять расстояния? Если нет настоящего края, его нужно придумать. Нужно просто договориться, от чего отсчитывать координаты.
Математики уже давно создали удивительно простую систему координат (рис. 7). Две перпендикулярные линии — это и есть оси математических координат. Они образуют координатную плоскость.
Давайте запишем и запомним:
Для определения положения точки на плоскости нужно знать две координаты. Координатную плоскость образуют две перпендикулярные прямые.
2.Географическая широта. При осевом вращении все точки поверхности Земли, кроме двух полюсов, совершают движение. А на равном расстоянии между ними можно провести условную линию, которая делит земной шар точно пополам. Линия такая может быть проведена только одна, и называется она экватором (рис. 8).
-записывают
Вот вам и первая ось координат!
Первая географическая координата какой-либо точки — это расстояние от экватора до точки. Называется она географической широтой(см. рис. 8).
-записывают
А в каком направлении от экватора можно отсчитывать широту? В северном и южном. Просто нужно помнить, что, если точка находится между экватором и Северным полюсом, её широта является северной, а если между экватором и Южным полюсом — южной. Запомнить всё это очень легко. Кстати, географическая широта измеряется в градусах.
Почему не в километрах? Потому что географическая карта должна быть одинаково понятна всем людям. А ведь не во всех странах принято измерять расстояние именно в километрах. Измерение в градусах понятно всем народам.
Экватор является линией отсчёта географической широты, поэтому его собственная географическая широта — 0° ш. Линии, параллельные экватору, имеющие разную широту, называются параллелями.
-записывают
На географических картах параллели изображены в виде прямых линий или дуг окружностей разной кривизны, а на глобусе — в виде окружностей разного диаметра. Чем ближе к полюсу, тем диаметр окружности меньше. Если двигаться по параллели, то можно быть уверенным, что идёшь или на запад, или на восток.
По параллелям мы и считаем географическую широту. Чем дальше от экватора находится параллель, тем большее значение географической широты она будет иметь.
На наибольшем удалении от экватора находятся полюса. Полюса имеют максимальное значение широты, равное 90°. Северный полюс — 90° с.ш., южный — 90° ю.ш.
Давайте запишем и запомним:
Географической широтой точки называют выражение в градусах рассстояние от экватора до этой точки. Широта бывает северная и южная. Изменяется географическая широта от 0° до 90°.
С помощью параллели определяется направление запад—восток.
3.Географическая долгота. Со второй линией дело обстояло немного сложнее дело в том, как её нужно провести, чтобы она была перпендикулярна экватору, сомнений не возникло: линия должна соединять на поверхности Земли кратчайшим образом оба полюса. Такая линия называется меридианом. Какой выбрать? Спорили и конец выбор пал на меридиан, который проходит через старую астрономическую обсерваторию, которая находилась в Англии в городке Гринвич. Так и стали называть этот меридиан начальным, нулевым, или Гринвичским. Удаление от Гринвичского меридиана до точки и стало второй координатой — географической долготой (рис. 10).
Если двигаться от Гринвичского меридиана на восток до меридиана 180°, то мы будем находиться в Восточном полушарии и все точки здесь будут иметь
восточную долготу. Если, наоборот, на запад от Гринвичского меридиана, то до самого 180-го меридиана мы будем находиться в Западном полушарии. Л долгота здесь, естественно, будет западной. Географическая долгота Гринвичского меридиана — 0° д., а 180-го меридиана — 180° д.
На географических картах меридианы изображены в виде прямых линий или дуг окружностей разной кривизны, а на глобусе — в виде дуг окружностей равной кривизны. Длина всех меридианов одинакова и составляет около 20000 км. Меридианы позволяют определить направление север—юг в любой точке Земли.
Давайте запомним и запишем:
Географической долготой точки называют выраженное в градусах расстояние от начального меридиана до этой точки. Долгота бывает западная и восточная. Изменяется географическая долгота от 0° до 180°. С помощью меридиана определяется направление север—юг.
Итак, с помощью всего только двух чисел, двух координат — географической широты и географической долготы — можно очень точно определить своё положение на земном шаре и найти это место на карте. Очень важно: существует строгое правило записи географических координат нарушать которое не следует, — сначала указывается географическая ши рота, а потом географическая долгота.
Почему только так, а не иначе? А давайте вернёмся к началу этого параграфа. Помните? Вы — капитан тонущего корабля. По радио вы подаёте сигнал о помощи и указываете свои координаты. Но связь может быть не очень хорошей, и нужно обязательно сделать так, чтобы сообщение были по возможности понятным. Если вы выполнили правило записи координат, то радист другого корабля, услышав сквозь треск и шум всего два числа, будет точно знать, что первое из них — географическая широта, а второе — географическая долгота, а не наоборот. И когда радист с другого корабля получит ваше сообщение о том, что вы находитесь в точке с координатами 30 ю.ш. 150° з.д., тогда — ждите помощи, и она придёт. На море принято помогать всем, кто терпит бедствие. Потому что никто не может быть уверен в том, что завтра ему самому не понадобится чья-то помощь.
V. Закрепление
А теперь на практике определим географические координаты
1 ряд – Москвы 56 ̊ с.ш. 38 ̊ в.д.
2 ряд – Парижа 48̊ с.ш 3̊ в.д.
3 ряд – Сиднея 34̊ ю.ш. 150 в.д.
VI. Обобщение
С помощью географических координат можно определить своё местоположение на земном шаре, а также найти на нём нужную точку.
Географической широтой точки называют выраженное в градусах расстояние от экватора до этой точки. Широта бывает северная и южная.
Географической долготой точки называют выраженное в градусах расстояние от начального меридиана до этой точки. Долгота бывает восточная и западная.
VII. домашнее задание
Выучить термины, прочитать параграф 2,рабочая тетрадь задания в параграфе 2.