1.Мотивационный Цель: создать условия для активного вовлечения обучающихся. | Вступительное слово учителя: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть хорошее настроение будет сегодня нашим спутником. Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз. Надеюсь, что вместе мы сможем сегодня, решить трудные и интересные задания, потому что «Никто не знает так много, как все мы вместе!» Вы согласны со мной? Мы будем думать, размышлять, учиться формулировать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, применять полученные знания на практике. 1.«Дерево достижений» Цель: создать условия для активного вовлечения обучающихся. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Красный лист - желают общаться. Желтый лист – проявят активность. Синий – будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. | Учащиеся прикрепляют листочки достижений. | 1 мин 1 мин. | |
2. Проверка домашнего задания Цель: создать условия для глубокого понимания связи старого и нового знания. | 1.Игра «Что за цифра?» 2000 км – толщина атмосферы 78% - количество азота в атмосфере 6º С – понижение t на каждый километр 21 % - количество кислорода в атмосфере 1 % - количество прочих газов 10-18 км – толщина тропосферы 50-55 км – верхняя граница стратосферы 22 июня – день летнего солнцестояния 23 сентября – день осеннего равноденствия 22 декабря – день зимнего солнцестояния 21 марта – день весеннего равноденствия 24 часа – полный оборот совершает Земля вокруг своей оси 2.Тестовый опрос Самопроверка по коду | На столах лежат карточки «Цифры» и «Значения», учащиеся должны найти соответствие (проверка на слайде – самооценка 12-11 правильных ответов – «5», 10-9 «4», 8-6 – «3», меньше 6 – «2» - заполнение оценочного листа) 1 вариант 1) Основным источником повышения содержания углекислого газа в атмосфере являются... 1 - печи и камины 2 - выхлопные газы автомобилей 3 - дыхание растений 4 - заводы 2) Разрушение озонового слоя Земли может привести человечество... 1 - к росту численности населения 2 - к заболеваниям людей 3 - избытку продуктов питания 4 - к чистой питьевой воде 3) Сколько на Земле поясов освещенности? 1 – 9 2 - 7 3 – 5 4 - 3 4) Слой атмосферы, где происходят все погодные явления, называется… 1 - стратосфера 2 - озоновый 3 - тропосфера 4 - мезосфера 5) Материк Австралия расположен... 1 - в одном поясе освещенности 2 - в двух поясах освещенности 3 - в трех поясах освещенности - в четырех поясах освещенности 2 вариант 1) Озоновый слой расположен в... 1 - тропосфере 2 - мезосфере 3 - стратосфере 4 - экзосфере 2) С высотой температура воздуха... 1 - понижается 2 - повышается 3 - понижается, затем повышается 4 - повышается, затем понижается 3) Воздух вблизи поверхности Земли содержит больше всего... 1 - кислорода 2 - пыли 3 - азота 4 - углекислого газа 4) Материк Африка расположен... 1 - в одном поясе освещенности 2 - в двух поясах освещенности 3 - в трех поясах освещенности 4 - в четырех поясах освещенности 5) Почему лучше загорать на пляжах вдали от мегаполисов? 1 - дома закрывают солнце 2 - высокая запыленность воздуха 3 - асфальт хорошо отражает солнечные лучи 4 - мало водоемов с пресной водой Самопроверка по коду на слайде (5 правильных ответов – «5», 4 - «4», 3 – «3», меньше 3 – «2» заполнение оценочного листа) . | 3 мин 3мин. 1 мин | |
3.Мотивация учебной деятельности. Определение темы и целей урока. Цель: подготовить обучающихся к изучению новой темы; определить цель и тему урока. | Целеполагание «Привлекательная цель» Определить закономерности нагрева земной поверхности Фронтальная беседа с учащимися с использованием слайдов - Что является источником тепла и света на земной поверхности? - Почему происходит смена дня и ночи? - Объясните с помощью рисунка, как нагревание земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей? Решение жизненной ситуации: Представьте: вы сидите в комнате и читает книгу. Вам прохладно. Но вот дверь открывается - и входит брат. Он возвратился с лыжной прогулки. «У нас жарко», - говорит он. Так как же в комнате: жарко или холодно? Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (надо посмотреть на термометр). Наш термометр показывает 20 °С. Значит, в комнате вполне нормальная температура, и брату жарко потому, что он очень разгорячился, катаясь на лыжах. Исходя из описанной ситуации, определите тему урока. О чем мы сегодня будем говорить? «Температура воздуха». Определите задачи урока «Я буду знать ….» «Я буду уметь …..» | Учащиеся отвечают на вопросы. Определяют закономерности нагрева земной поверхности Ответы учащихся: Солнце Вращение Земли вокруг своей оси (равномерное распределение тепла на земной поверхности) Так как Земля имеет форму шара, то солнечное тепло и свет по ее поверхности распределяется неравномерно. Это связано с тем, что угол падения солнечных лучей на разных широтах разный. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем сильнее нагревается поверхность Земли. Ответы учащихся. Записываем тему урока в тетрадь «Я буду знать …» Что такое температура воздуха? От чего зависит температура воздуха? Каким прибором измеряется? Что такое суточная, годовая амплитуда температуры воздуха. Что такое средние величины температуры воздуха за сутки, месяц, год? «Я буду уметь …» Измерять температуру воздуха. Объяснять изменения температуры воздуха в течение дня, месяца, года. Вычислять средние температуры за сутки, месяц, год. Составлять графики изменения хода температуры. Формулировка цели и задач урока. | 1 мин 2 мин | |
4.Реализация и освоение новых знаний Цель: помочь учащимся усвоить новую информацию на основе уже имеющихся у них знаний; совершенствовать способы учебной деятельности. Научить обучающихся вычислению средних температур и умения чертить графики изменения температур | Постановка проблемного вопроса: Постоянна ли температура воздуха? 1.Почему в течение дня температура воздуха меняется? Демонстрация опыта Давайте попробуем разобраться в этом с помощью обычного фонаря. Представьте, что доска – это земная поверхность, на которую падают солнечные лучи (в данном случае лучи от фонаря). Направим луч отвесно на доску так, чтобы освещенная поверхность, представляла собой круг. С того же расстояния направим луч фонаря под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг. Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему? А теперь давайте проследим, как движется солнце по небосклону в течение дня. (слайд) Сделайте вывод по данной проблеме. 2.Почему при одинаковых условиях нагревания температура над поверхностью воды и суши разная? Воздух прозрачен, он пропускает через себя солнечные лучи и не нагревается. Лучи ударяются о непрозрачную земную поверхность и нагревают ее, а уж от земной поверхности нагревается воздух. С одинаковой ли скоростью будет нагреваться вода и суша? Вода нагревается медленно и остывает медленно. Сделайте вывод по данной проблеме. 3. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим термометр и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха. Демонстрация прикрепленного к доске самодельного термометра для измерения температуры воздуха. Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 00расположены деления с положительной температурой, а ниже 00 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой. Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха. Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометра: Время | Температура воздуха | 6 часов | – 80 С | 10 часов | – 70 С | 14 часов | +10 С | 18 часов | 00 | 22 часа | – 40 | | | | | | | Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха; Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха; От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха. Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха; Сложите все положительные показатели температуры воздуха; Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха; Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки. Время | Температура воздуха | 6 часов | – 80 С | 10 часов | – 70 С | 14 часов | +10 С | 18 часов | 00 | 22 часа | – 40 | Мы выяснили, что температура воздуха в течение дня изменяется, а как наглядно можно увидеть этот ход? Сейчас и мы с вами попробуем себя в роли метеорологов. Для начала построим график суточного хода температур. График - это изображение с помощью вертикальной и горизонтальной линии, которое показывает зависимость одной величины от другой (температуры от времени) 3.Постановка проблемного вопроса. Почему термометр нельзя устанавливать на солнцепеке? Каким прибором мы будем измерять температуру воздуха? Термометр это прибор для измерения температуры. Действие термометра основано на свойстве жидкости: при нагревании расширяться, при охлаждении – сужаться. На специальных метеорологических станциях температуру воздуха измеряют с помощью термометра, помещенного в метеорологическую будку. В неё легко проникает воздух, а солнечные лучи не попадают. Вывод по проблемному вопросу: | Ответы учащихся: 1.Наблюдая за температурой в течение дня и проводя ее измерения мы отмечаем, что температура меняется. Утром довольно холодно, к полудню воздух прогревается лучше, самая высокая температура воздуха после полудня. К вечеру становится прохладнее. Ответы учащихся Вывод: температура воздуха в течение дня изменяется в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей. Ответы учащихся 2. Вывод: днем над поверхностью воды воздух будет прохладнее, а ночью теплее, чем над сушей. Вода поглощает больше тепла, чем суша. Демонстрация термометра Запись определения понятия суточная амплитуда температуры воздуха в тетрадь. Запись решения учащимися в тетрадь. +10С – (–80С) = 90С. Работа в группах Каждая группа учащихся получает задание определить суточную амплитуду температуры воздуха по предложенным температурным показателям. Группа №1 | Время | Температура воздуха | 6 часов | – 100С. | 10 часов | – 80С. | 13 часов | – 60С. | 19 часов | – 70С | | |
Группа №2 | Время | Температура воздуха | 6 часов | – 10С. | 10 часов | 00С. | 13 часов | + 30С. | 19 часов | + 10С. | Группа №3 | Время | Температура воздуха | 6 часов | – 50С. | 10 часов | – 20С. | 13 часов | 00С. | 19 часов | – 30С. | Группа №4 | Время | Температура воздуха | 6 часов | – 40С. | 10 часов | – 10С. | 13 часов | + 10С. | 19 часов | 00С. | Проверка правильности решения задачи. Заполнение оценочного листа Запись решения учащимися в тетрадь – 80С + (– 70С) + (– 40С) = – 190С. 0 + 10С = + 10С. – 190С + 10С = – 180С. – 180С : 5 = – 3,60С. ≈ -4ºС Проверка правильности решения задачи. Заполнение оценочного листа Построение графика по предложенным данным время | Температура воздуха | 6 часов | +10 С | 12часов | +40 С | 18часов | +30 С | 24часов | –10С | | | | | | | 3 | | | | | | 2 | | | | | | 1 | | | | | | -1 | 6 | ч 12 | ч 18 | ч 24 | ч | -2 | | | | | | | | | | | | Термометром Работа по слайду – виды термометра Термометр, установленный на солнцепеке будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени. | 1 мин 3 мин 5 мин 3 мин 3 мин
5 мин
1 мин | |
5.Закрепление и включение в систему знаний Цель: закрепить умения применять новые знания . | Игра «Лови ошибку» Если согласны с утверждением поднимите сигнальную карточку зеленого цвета, если нет – красного. Воздух нагревается по схеме: Солнце – Земля – воздух? Чем ближе к Земле, тем холоднее? Температура воздуха понижается от экватора к полюсам? Количество солнечной энергии меняется по сезонам года в нашей местности? Температура воздуха на одной и той же широте меняется по сезону? Температура воздуха не зависит от угла падения солнечных лучей? Летом северное полушарие получает больше света, тепла? Если бы не было наклона земли к плоскости орбиты, то сезоны года сохранились бы? Игра «Зашифрованное слово» 1.На метеорологической станции температуру воздуха измеряют от поверхности земли на высоте: А) 3 м *Б) 2 м В) 5 м 2. Ночью температура воздуха над поверхностью моря: * Р) теплее С) холоднее Т) такая же, как и над сушей 3.Какая из приведенных значений температуры самая низкая: *А) - 47º С Б) - 2 º С В) + 15 º С 4. 7 часов | + 3º С | 13 часов | + 4º С | 19 часов | + 8º С | Суточная амплитуда температуры воздуха равна: А) + 11º С Б) + 4º С *В) + 5º С 5. Определите среднесуточную температуру воздуха: 7 часов | + 3º С | 13 часов | + 4º С | 19 часов | + 8º С | * О) + 11º С П) + 4º С Р) + 5º С | Участие в игре через сигнальные карточки (зеленая – красная) Учащиеся получают лист с вопросами теста, отвечают на вопросы, получают правильные ответы (зашифрованное слово Б Р А В О) Проверка на слайде. | мин 3 мин | |
6.Рефлексия Цель: создать условия для осознания учащимися успешности своей деятельности (ситуация успеха), анализа собственной деятельности. | «Продолжи фразу» «Для меня было открытием то, что…» «Мне было интересно…» «Мне было трудно…» - За что ты можешь себя похвалить? - За что ты можешь похвалить одноклассников? - Что чувствовал? Уходя с урока, оставьте на доске тот смайлик, который отражает ваше впечатление от урока: Красный – многое получалось, узнал(а) и понял(а) новую тему, настроение хорошее. Желтый – не многое получалось, не все было понятно, настроение среднее. Зеленый – многое не получалось, многое было не понятно, настроение плохое. | Заполнение карточки и прикрепление смайликов | мин | |