Конспект урока географии в 6 классе (интегрирован с физикой)
Тема урока: Атмосферное давление
Цели и задачи урока:
- Формирование понятия об атмосферном давлении
- Формирование представлений о закономерностях изменения атмосферного давления, о способах его измерения.
- Способствовать развитию мышления, речи, творческих способностей
- барометр-анероид, оборудование для опытов, карточки, презентация, учебник, методическое пособие
Ход урока:
Психологический настрой «Комплименты» (2 мин)
Проверка усвоения знаний на предыдущем уроке метод «Опрос по цепочке» (2 мин). Каждый учащийся расскажет о том, что он узнал нового на прошлом уроке, не повторяя предыдущего выступающего по теме «Закон Паскаля»
- Стадия вызова
«Мозговой штурм» (7 мин)
На уроках вы познакомились уже с несколькими оболочками Земли.
(?) С какими? – литосфера, гидросфера.
Мне бы хотелось, чтобы Вы узнали о какой оболочке идет речь в стихотворении:
«Есть ли, дети, одеяло
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, не взглянуть?
Пропускало б дождь и свет
Есть, вроде бы и нет?»
О какой оболочке идет речь?- атмосфера.
Прежде, чем перейдем к изучению новой темы, мне хотелось бы показать вам несколько опытов, на основании которых вы сформулируете тему нашего урока.
Опыт 1. – стакан с водой, лист бумаги. Почему вода не вытекает из стакана и лист бумаги не падает?
Опыт 2. – поднятие воды за поршнем в шприце
Почему происходят эти явления, нам поможет разобраться наш сегодняшний урок. -
- Итак, что мы наблюдали, проводя опыт? Что воздух давил на лист бумаги, прижимая его к стакану, а в шприце давил на воду, поэтому она быстро поднималась за поршнем.
Т.е. воздух давит на все предметы, на поверхность Земли. Попробуем сформулировать тему нашего урока, о чем пойдет сегодня речь - О давлении воздуха!
«МЕТОД АССОЦИАЦИЙ» (1 мин) - дети должны сказать, как они понимают, что такое атмосферное давление.
- . Стадия осмысления.
«Мозговой штурм» Воздух на латин. языке звучит как «атмос», а что означает «давление» - это сила, с которой что-то, или кто-то давит на какой-либо предмет. Итак тема нашего урока - «Атмосферное давление». Из всего вышесказанного попробуем сформулировать определение «атмосферного давления».
Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы.
Прочитайте параграф, составьте схему «Рыбий скелет» (дается вопрос и схема). (15 мин)
Схема дается на экране (слайд компьютерной презентации через проектор): (Приложение 1)
Схемы составляют в паре, после чего фронтальное обсуждение и вписывание на ребра конкретных фактов, явлений и их обоснований и причин. После обсуждения на экране будет схема:
Метод «Толстые и тонкие вопросы» (6 мин)
Делим класс на 3 группы, каждой даем карточки с текстом (Приложение 2). Учащиеся должны прочесть, составить к тексту 1 толстый и 1 тонкий вопрос. В итоге по 3 толстых и 3 тонких вопроса – 6.
Как влияют перепады атмосферного давления на самочувствие человека?
Для того, чтобы человеку было комфортно, атмосферное давление должно быть равно 750 мм. рт. столба.
Если атмосферное давление отклоняется, хоть на 10 мм, в ту или иную сторону, человек чувствует себя не комфортно и это может сказаться на его состоянии здоровья.
Что происходит при снижении атмосферного давления?
При снижении атмосферного давления, повышается влажность воздуха, возможны осадки и повышение температуры воздуха. Первыми, снижение атмосферного давления чувствуют на себе люди с пониженным артериальным давлением (гипотоники), «сердечники», а также люди имеющие заболевания органов дыхания.
Чаще всего появляется общая слабость, затрудненный вдох, чувство нехватки воздуха, возникает одышка.
Понижение атмосферного давления, особенно остро и болезненно ощущают люди, имеющие высокое внутричерепное давление. У них обостряются приступы мигрени. В пищеварительном тракте, тоже не все в порядке – появляется дискомфорт в кишечнике, за счет повышенного газообразования.
Что происходит при повышении атмосферного давления?
Когда повышается атмосферное давление, погода становится ясной и не имеет резких перепадов влажности и температур. При повышении атмосферного давления, ухудшается самочувствие у гипертоников, больных страдающих бронхиальной астмой и аллергиков.
Когда погода становится безветренной, в городском воздухе увеличивается концентрация вредных промышленных примесей, которые являются раздражающим фактором для людей с заболеваниями дыхательных органов.
Частыми жалобами являются головные боли, недомогание, боль в сердце и снижение общей трудоспособности. Еще одной отрицательной характеристикой повышенного атмосферного давления, является снижение иммунитета. Это объясняется тем, что повышение атмосферного давления, понижает количество лейкоцитов в крови, и организм становится более уязвимым, для различных инфекций.
Задание классу: Как помочь себе при изменении давления? Распланируйте способы оказания помощи для улучшения состояния организма человека
Как себе помочь при снижении АД
- Важным моментом является нормализация своего артериального давления и поддержание его на привычном (нормальном) уровне.
- Пейте больше жидкости (чай зеленый, с медом)
- В эти дни не отказывайтесь от утреннего кофе
- В эти дни не стоит отказываться от утреннего кофе
- Принимайте настойки женьшеня, лимонника, элеутерококка
- После рабочего дня примите контрастный душ
- Ложитесь спать раньше обычного времени
Как себе помочь при повышении АД
- Сделайте легкую утреннюю зарядку
- Примите контрастный душ
- Утренний завтрак должен содержать больше калия (творог, изюм, курага, бананы)
- Не переедайте в течение дня
- Если у Вас повышенное внутричерепное давление, примите заранее лекарственные препараты, которые назначил Вам невропатолог
- Поберегите свою нервную и иммунную систему – не начинайте важных дел в этот день
- Постарайтесь провести этот день с минимальными затратами физических сил и эмоций, потому как Ваше настроение будет оставлять желать лучшего
- Стадия рефлексии (5 мин)
Сегодня основными понятиями были: атмосфера и давление. Составить по этим словам синквейн в группе, 1 группа (1 ряд 1 и 2 парты – атмосфера, 2 группа (2 ряд 1 и 2 парты) – давление. (Примечание: детей у нас мало, по 6-8 человек в классе). Прослушать синквейны, каждая группа читает поочередно по 1 строке.
Атмосфера
Воздушная, прозрачная
Защищает, давит, поглощает
Наличие атмосферы – одно из условий существования жизни
Воздушная оболочка
Давление
Атмосферное, гидравлическое
Передается, изменяется, измеряется
Давление – физическая величина
Действие силы
Домашнее задание: (2 мин) П. 40
- Проследите за показателями температуры в течении 3 дней и сделайте вывод об изменении атмосферного давления. Спрогнозируйте, будут ли осадки в ближайшие дни.
- Показать родителям опыты, показанные учителем на уроке и объяснить их.
Оценки за урок