kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по теме: "Водяной пар и облака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1.  

ФИО

Тихомирова Ирина Андреевна

  1.  

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13»

  1.  

Должность

Учитель

  1.  

Предмет

География

  1.  

Класс

6

  1.  

Тема и номер урока в теме

«Водяной пар и облака» - 6 урок по теме «Атмосфера»

  1.  

Базовый учебник

Герасимова Т.П. и др. Физическая география. Начальный курс географии, Дрофа

  1. Цель  урока: Сформировать представление об облаках, их видах, условиях образования и значении.

9.      Задачи:

- обучающие:

  • Объяснить учащимся на конкретных примерах смысл понятий «влажность воздуха», «относительная влажность», «абсолютная влажность»;
  • Научить выявлять причинно-следственные связи между температурой воздуха и количеством водяного пара в нем;
  • Познакомить учащихся с важной характеристикой погоды – облачностью, видами облаков и причинами их появления;

-развивающие:

  • Развитие умений решать задачи по определению относительной и абсолютной влажности воздуха, визуально распознавать облака и определять степень облачности, работая с различными источниками географической информации;

-воспитательные:

  • Формировать  нравственно ценностное и эстетическое отношение к элементам неживой природы, как источникам жизни, красоты и духовной культуры.
  1. Тип урока -  урок изучения и первичного закрепления новых знаний
  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: "Водяной пар и облака"»

План-конспект урока

«Водяной пар и облака»

ФИО

Максимова Ирина Андреевна

Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №13»

Должность

Учитель

Предмет

География

Класс

6

Тема и номер урока в теме

«Водяной пар и облака» - 6 урок по теме «Атмосфера»

Базовый учебник

Герасимова Т.П. и др. Физическая география. Начальный курс географии, Дрофа


  1. Цель урока: Сформировать представление об облаках, их видах, условиях образования и значении.

9. Задачи:

- обучающие:

  • Объяснить учащимся на конкретных примерах смысл понятий «влажность воздуха», «относительная влажность», «абсолютная влажность»;

  • Научить выявлять причинно-следственные связи между температурой воздуха и количеством водяного пара в нем;

  • Познакомить учащихся с важной характеристикой погоды – облачностью, видами облаков и причинами их появления;

-развивающие:

  • Развитие умений решать задачи по определению относительной и абсолютной влажности воздуха, визуально распознавать облака и определять степень облачности, работая с различными источниками географической информации;

-воспитательные:

  • Формировать нравственно ценностное и эстетическое отношение к элементам неживой природы, как источникам жизни, красоты и духовной культуры.



  1. Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

  4. Структура и ход урока

Ход урока

I этап. Организационный.


Приветствие.

Определение отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Организация внимания школьника.


II этап. Проверка домашнего задания.

Цель: Проверка домашнего задания

Задачи:

  • выявление факта выполнения домашнего задания классом

  • Выяснение причин не выполнения

  • Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

  • Определить степень усвоения предыдущего материала

Методы работы:

  • Фронтальная проверка

Стимулирование учебной активности: За ответы на устные вопросы и письменное выполнение задания ученику ставится отметка.

Выполняется устно.

Ответьте на вопросы.

  1. Что называют ветром?

  2. Каковы причины образования ветра?

  3. В каком слое атмосферы происходит образование ветров?

  4. Почему атмосферное давление разное даже на одной параллели?

  5. Какие ветры вы знаете?

  6. Что общего между ветрами муссон и бриз?

  7. Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра? А измерить силу ветра?

  8. Как называется графическое изображение ветров, дующих в течении месяца на данной территории?

  9. Расскажите о значении ветра. Его использовании.

  10. В каком направлении будет дуть ветер? 1) 758 мм А – Б 762 мм. 2) 745 мм А – Б 744 мм. 3) 765 мм А – Б 745 мм. А в каком из этих случаев, ветер будет сильнее? И почему?





III. Изучение нового материала

Цели:

  • Учащиеся должны понимать значение понятий «водяной пар», «насыщенный/ненасыщенный воздух», «абсолютная/относительная влажность».

  • Учащиеся должны ориентироваться в причинно-следсвенных связях между температурой воздуха и количеством водяного пара в нем;

  • Учащиеся должны знать причины образования облаков

  • Познакомить учащихся с возможностью определять погоду по местным признакам, связанных с облаками.

Методы: словесные, наглядные, практические

Методы по характеру познавательной деятельности ученика: объяснительно-илюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.


Введение в тему. Актуализация темы

Задачи: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Методы и приемы: объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы. Постановка целей через показ конечных результатов.


После выставления оценок за работу протереть влажной тряпкой доску. Написать тему сегодняшнего урока (ученики записывают в тетрадь). Когда большая часть доски высохнет, спросить о том, куда пропала вода с доски. (возможный ответ – испарилась). Правильно, она превратилась в пар и оказалась в воздухе. Мы ее видим?

Сегодня мы узнаем, сколько воды в виде пара может содержаться в воздухе, от чего зависит содержание водяного пара в 1 куб.м. воздуха, и при каких обстоятельствах мы можем увидеть влагу. Научимся определять виды облаков, а так же сможем по виду облака предсказать погоду.


Изучение нового материала

Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа с определением вводимых понятий. Использование заданий на узнавание, понимание учащимися изучаемых познавательных объектов. Решение задач.

1.Цель: Дать представление о водяном паре в атмосфере.

Слово учителя.

На то, что бы намочить классную доску, потребовалось не менее 10 граммов воды. Но прошло несколько минут, и доска стала сухой. Напомните мне, пожалуйста, куда делась вода?

В воздухе всегда содержится водяной пар. Свойство водяного пара – невидимость. Посмотрите на рис.80 стр.133. Ответьте на вопросы. От чего зависит содержание количества водяного пара в воздухе? Как зависит количество водяного пара в воздухе от температуры воздуха?

Письменно.

Абсолютная влажность воздуха – это количество водяного пара в граммах в 1 м куб. воздуха. (г/м3 )

Вопрос.

Если при температуре воздуха равной 10 С, в воздухе содержится 5 гр. Водяного пара, чему будет равна абсолютная влажность воздуха? (5 г/м3 )

Изменится ли абсолютная влажность воздуха, если температура повысится?

2.Цель: сформировать понятие «насыщенный и ненасыщенный воздух»

Слово учителя.

Обратите внимание еще раз к рисунку 80 в учебнике и ответьте на мой вопрос. Если при температуре +20 С в 1 куб м воздуха содержится 17 г. Пара, такой воздух называется насыщенным. Почему воздух насыщенный?

Дополнение к ответам. Слово учителя. При испарении воздух не может вмещать пар беспредельно. Этот предел зависит от температуры воздуха.

Письменно. Насыщенным называют воздух, который не может больше вмещать водяного пара.

Вопрос. Тогда какой воздух мы можем назвать ненасыщенным?

Письменно. Ненасыщенный воздух, находящийся над теплой, сухой поверхностью, содержит меньше водяного пара, чем мог бы содержать.

Вопросы.

Где в природе можно встретить насыщенный и ненасыщенный воздух?

А в нашей местности может быть насыщенный и ненасыщенный водяным паром воздух?

Представим себе, что на улице температура воздуха +20 С, и вдруг она понизилась до +10С. Что произойдет? (Лишняя влага будет выделяться из воздуха)

Как мы можем увидеть эту лишнюю влагу? (Роса, туман, облака)

Какую закономерность можно выявить между температурой воздуха и влагой?

Письменно. При понижении температуры из насыщенного водяными парами воздуха выделяется влага. Проявляется в виде росы, тумана и облаков.

Практическое задание.

  1. Посчитайте сколько граммов воды нужно для насыщения воздуха водяным паром при температуре +30С? +10 С? -20 С? 0 С?

  2. Сколько выделится воды из 1 м куб. насыщенного пара при охлаждении его с +30С до +10С? (21 гр.). С 0 С до -20 С? (4 гр.) С +10 С до -20 С? (8 гр.). С +20 до 0С? (12 гр.).


3.Цель: сформировать понятие «относительная влажность воздуха», научить определять относительную влажность воздуха.

Слово учителя. Зачитайте определение относительной влажности воздуха на стр. учебника 134. Как вы понимаете это определение?

Письменно. Прежде, запишем в тетрадь определение.

Слово учителя. Решим задачу, что бы лучше понять, что такое относительная влажность воздуха.

Задача. В 1 куб.м воздуха при температуре +30С может содержаться 30 г. водяного пара, а содержится 15 г. Какова относительная влажность воздуха?

30 гр. – 100% (абсолютная влажность воздуха)

15 гр. - ? %

15х100:30 = 50%

Значит, относительная влажность такого воздуха 50%

Попробуем решить самостоятельно задачу.

В 1 куб.м воздуха при температуре +20С может содержаться 17 г. водяного пара, а содержится 8 г. Какова относительная влажность воздуха?

17 гр. – 100% (абсолютная влажность воздуха)

8 гр. - ? %

8х100:17 = 47%

4.Цель: сформировать представление об образовании и видах облаков.

Вопросы.

Мы находимся в классе с температурой воздуха +20С, в 1 куб.м воздуха находится 15 г водяного пара. Мы открыли окно, и температура понизилась до +10С. Что произойдет?

Мы увидим влагу на стене, на столах? Станет ли влажной наша одежда?

На траве появляется роса, в долине реки – туман. О чем это говорит?

Что общего между туманом и облаком? В чем их различие?

Дополнение. Слово учителя. Туман образуется при соприкосновении насыщенного водяными парами воздуха с охлажденной поверхностью Земли. Облако – это тоже туман, только на значительной высоте.

Как вы считаете, в чем главная причина образования облаков? (охлаждение насыщенного воздуха)

Слово учителя. При охлаждении водяной пар конденсируется, образуются мельчайшие капельки воды. Таким образом, на высоте образуются облака.

Работа в группах.

Первая группа готовит сообщение о кучевых облаках

Вторая – о перистых

Третья – о слоистых.


Письменно. Зарисовать схему в тетрадь.


Облака


Кучевые

Слоистые

Перистые

При ответе учащихся о характеристике облаков – демонстрация ЭОР

Физкультминутка.

« Водяной пар поднимается вверх ( поднимаются обе руки вверх, дети становятся на носочки) и охлаждается ( согреваем руки дыханием). Так образуются облака ( вырисовываем руками круг). Облака бывают кучевые ( вырисовываем руками в воздухе кучевое облако), слоистые ( одна рука ложится на другую, потом нижняя вновь на верхнюю) и перистые ( редкие взмахи рукой в воздухе). Когда облако становиться большим ( рисуем большой круг руками) и тяжелым ( вытянутые горизонтально руки опускаем вниз) выпадают осадки ( пальцы сжатые в кулак разжимаем и делаем разбрызгивающие движения) : дождь ( накрываем голову двумя руками) или снег ( ловим снежинку рукой) Молодцы! Сели.

Вопросы для контроля.

Какие облака самые высокие?

Какие облака состоят из кристаллов льда?

Какие облака несут ливневые дожди с грозами?

Почему зимой в облачную, пасмурную погоду не бывает очень холодно?

Слово учителя.

Степень покрытия неба облаками называется облачностью. Максимальная облачность – 10 баллов. Облачность определяется с помощью прибора нефоскопа (демонстрация ЭОР).

Практическое задание. Определите на глаз облачность в данное время.

Слово учителя. С демонстрацией ЭОР.

Существует очень много трактовок тех или иных “картин неба”. К примеру, не стоит ждать больших погодных перемен, если кучевые облака причудливым образом наскакивают друг на друга и принимают интересные формы, но если они начинают вытягиваться и своей формой напоминают башни, то это предвестники грозы.

Если же облака по форме похожи на тоненькие, легкие перышки, то, скорее всего, ожидается ясная и солнечная погода.

С осторожностью отнеситесь к облакам, напоминающим барашков, порой именно такие “гости” предвещают дождь.

А если небо с самого утра затянуто толстой серой пеленой, скрывающей солнце, то точно будут осадки.

Если на закате солнце прячется в подушку из облаков, то следует ожидать ухудшения погоды.

Перисто-кучевые облака выглядят, как мелкая рябь на поверхности озера. Это – признак хорошей погоды, частенько они развеиваются, и появляется голубое небо.

Слоисто-кучевые облака могут образовывать комковатые скопления, покрывающее всё небо, и вызвать легкий дождь, но обычно они рассеиваются после обеда или к вечеру.


IV. Закрепление учебного материала.

1.Цель: углубление осмысления учащимися материала, проверка понимания сущности новых понятий.

Ответьте на вопросы.

Утром туман рассеивается, а роса исчезает. Почему?

Почему белье быстро сохнет летом, а осенью и зимой медленно?

Где абсолютная влажность воздуха при одинаковой температуре будет выше? Над океаном или пустыней? Над пустыней или лесом?

Закончите предложения.

Влажность воздуха – это…

Абсолютная влажность воздуха показывает…

Относительная влажность воздуха показывает …

Относительная влажность воздуха измеряется…


2.Цель: подвести итог работы, научиться четко формулировать свои мысли.

Чему вы научились на уроке?

Что вызвало затруднение на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

3. Цель: Оценивание работы учащихся. Выставление оценок.

V. Задание на дом.


Цель: закрепление знаний

Задачи: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.


Устно - §39 – пересказ.

№3,4,5 письменно

Дополнительное. Составить три задачи на определение относительной влажности воздуха.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
План-конспект урока по теме: "Водяной пар и облака"

Автор: Тихомирова Ирина Андреевна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 332027

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства