Образовательная: Выявить общие сведения и дать характеристику географических особенностей Великобритании, как высокоразвитого государства, одной из ведущих мировых держав;
2. Развивающая: Продолжить развитие творческих способностей, развитие умения извлекать нужную информацию, уметь анализировать картографические материалы и давать краткую характеристику отраслям специализации..
3. Воспитательная: Способствовать воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны, формированию общечеловеческого мировоззрения. Продолжить работу по воспитанию интернациональных и толерантных качеств школьника;
Основная задача:
Дать полную характеристику страны, и по итогам урока попробовать
составить информационную карту этой страны.
Оборудование:
Физическая, политическая, комплексная карты Великобритании; презентация
Методы:
Комбинированный урок с элементами технологии витагенного обучения
Учебно-методическое обеспечение:
Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина. География. Современный мир. 10 -11класс. М.: “Просвещение” - 2011 г.
Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 -11класс. ФГУП “Новосибирская картографическая фабрика”, 2007 г.
Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина. География. Мой тренажер. 10-11 класс. М.: “Просвещение” - 2012 г.
Контурные карты 10 класс. АСТ-ПРЕСС 2011г.
Учебно-наглядный комплекс:
Ноутбук, экран.
Географические карты: Политическая карта мира, карта Великобритании, атласы
Время реализации занятия: 45 минут
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме: "Великобритания" »
Тема урока:
Великобритания
Цель урока:
Образовательная: Выявить общие сведения и дать характеристику географических особенностей Великобритании, как высокоразвитого государства, одной из ведущих мировых держав;
2. Развивающая: Продолжить развитие творческих способностей, развитие умения извлекать нужную информацию, уметь анализировать картографические материалы и давать краткую характеристику отраслям специализации..
3. Воспитательная: Способствовать воспитанию на данном материале нравственного, эстетического восприятия страны, формированию общечеловеческого мировоззрения. Продолжить работу по воспитанию интернациональных и толерантных качеств школьника;
Основная задача:
Дать полную характеристику страны, и по итогам урока попробовать
составить информационную карту этой страны.
Оборудование:
Физическая, политическая, комплексная карты Великобритании; презентация
Методы:
Комбинированный урок с элементами технологии витагенного обучения
Учебно-методическое обеспечение:
Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина. География. Современный мир. 10 -11класс. М.: “Просвещение” - 2011 г.
Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 -11класс. ФГУП “Новосибирская картографическая фабрика”, 2007 г.
Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина. География. Мой тренажер. 10-11 класс. М.: “Просвещение” - 2012 г.
Контурные карты 10 класс. АСТ-ПРЕСС 2011г.
Учебно-наглядный комплекс:
Ноутбук, экран.
Географические карты: Политическая карта мира, карта Великобритании, атласы
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
Вид медиапродукта – Наглядная презентация
Целесообразность использования медиапродукта – повышение эффективности усвоения материала; развитие творческих способностей обучающихся; интенсификация учебно-воспитательного процесса.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала. Презентация
Активизация учащихся на урок
- Ребята, давайте посидим тихо и послушаем (слушают, как идут часы).
Что отсчитывают часы? Слышите, как быстро идет время, можно сказать, бежит и даже катится! И, двигаясь по кругу, стрелки часов начали отсчитывать время нашего урока. Улыбнулись друг другу , пожелали мысленно удачи.
- “Гуляя по тенистой роще, египетский жрец беседовал со своим
учеником.“Скажи мне”,- спросил юноша, “Почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов”?
В раздумье жрец начертил посохом перед собой два круга: маленький и
большой. (На доске чертится два круга: маленький и большой).
“Твои знания - это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне кругов -неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.
Сегодня мы с вами будем узнавать новое и, возможно у вас возникнут вопросы. Я думаю мы вместе найдем на них ответы.
Звучит гимн Великобритании.(Надя поет)
-Ребята, у меня к вам вопрос. -Какую страну мы сегодня будем изучать?
Правильно , Великобритания.
Давайте вместе определим цель нашего урока. Для чего нам нужно изучать эту тему.
Название страны происходит от английского Great Britain. Британия — по этнониму племени бритты.
полное название на английском, кто сможет перевести — Соединённое Короле́вство Великобрита́нии и Се́верной Ирла́ндии.
Страна удивительной красоты, с богатой историей и вековыми традициями. Родина многих выдающихся деятелей и всемирно признанный туристический центр. Это королевская семья, самобытная культура и обычаи, древнейшие архитектурные достопримечательности, фамильные замки с привидениями, часовни и соборы, старинные университеты, оживленные города и причудливые деревушки, не изменившиеся на протяжении столетий.
2. Изучение нового материала
Характеристика любой страны дается согласно плану. И наш первый пункт общие сведения о стране.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ -государство на северо-западе Европы, на Британских островах (крупнейший — о-в Великобритания), северо-восточной части острова Ирландия, о-ве Мэн, о-ве Уайт, Нормандских и др. мелких островах. Отделено от континента проливами Ла-Манш и Па-де-Кале.
Состоит из 4 административно-политических частей (исторических национальных областей): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и особая адм. единица — Большой Лондон), Уэльса (8 графств), Шотландии (12 областей: 9 районов и 3 островные территории) и Северной Ирландии (26 округов).
Остров Мэн и Нормандские острова — самостоятельные административные единицы.
По территории Великобритания занимает 77 место в мире.
Площадь 244820 км2.
Население 63181 775 человек (2011).
Столица Лондон.
Крупные города и агломерации: Большой Лондон, Бирмингем, Лидс, Глазго, Шеффилд, Брадфорд, Ливерпуль, Эдинбург, Манчестер, Бристоль.
Официальный язык –английский.
Денежная единица-фунт стерлингов.
Великобритания — конституционная монархия (но формально конституция отсутствует, существует ряд основных законодательных актов). Глава государства — королева. Законодательная власть осуществляется королевой и двухпалатным парламентом (Палата лордов и Палата общин). Исполнительную власть возглавляет премьер-министр — лидер партии, получившей большинство голосов на выборах в палату общин и формирующей правительство. Дэвид Кэмерон.Великобритания возглавляет Содружество (включающее 53 страны(бывшие её доминионы и колонии)
У Великобритании удивительная история - населенная изначально кельтскими племенами, она прошла путь от отдаленной римской провинции до могущественной Британской империи, сократившись в середине двадцатого века почти до своих первоначальных размеров, не потеряла при этом ни своего влияния на мировой арене, ни уважения мирового сообщества.
2.Сообщение Коломийцев Артём и Бурмистрова Надежда
Государство располагается на Британских островах (остров Великобритания и северо-восточная часть острова Ирландия, большое количество мелких островов и архипелагов, среди которых Гебридские, Оркнейские и Шетландские острова,Англси, Арран, Уайт), омывается Атлантическим океаном и его морями- Северным и Ирландским, проливами Ла-Манш, Па-де-Кале, Северным и Святого Георга. Береговая линия сильно расчленена заливами (фьордами на севере и эстуариями на юге), образует значительные полуострова Уэльс и Корнуолл. Площадь: всего — 243 809 км², суша — 240 579 км², внутренние воды —3 230 км². Самая высокая вершина — г. Бен-Невис (1343 м) — расположена на севере Шотландии (Грампианские горы), самая низкая точка — Фенланд (−4 м).
Юго-восточное побережье располагается всего в 35 км от северного побережья Франции, которые разделены проливом Ла-Манш Южное побережье соединено с континентальной Европой через евротоннель длиной 50 км (из которых 38 км под водой). Это самый длинный подводный тоннель в мире[10]. Северная Ирландия имеет 360-тикилометровую сухопутную границу с Республикой Ирландия, и это единственная сухопутная граница Великобритании .Густая сеть полноводных рек (Темза, Северн и др.), многие из которых соединены каналами, часто устаревшими. В Шотландии и Ирландии много озер (Лох-Несс, Лох-Ломонд в Шотландии и др., Лох-Ней в Сев. Ирландии)
Гринвичская обсерватория в Лондоне является местом прохождения нулевого меридиана. В целом, Великобритания расположена между северными широтами 49° и 61° и между 9° западной долготы и 2° восточной долготы.
Климат умеренный океанический, влажный, с мягкой зимой и прохладным летом (влияние Гольфстрима). Средние температуры января 3-7 °С, июля 11-17 °С. Осадков на равнинах 600-750 мм, в горах 1000-3000 мм в год, часты моросящие дожди и туманы. Западная часть страны получает несколько больше осадков, чем восточная.
Между четырьмя историческими областями есть и существенные географические различия. Шотландия и Северная Англия гориста и в географическом отношении представляет собой Высокую Британию — Северо-Шотландское нагорье (г. Бен-Невис, 1343 м, высшая точка Великобритании), Южно-Шотландская возвышенность, Пеннинские и Кембрийские горы, Озерный край на северо-западе Англии. Характерны сглаженные платообразные вершины, пологие задернованные склоны, на севере сохранились ледниковые формы рельефа. От Высокой Британии Низкую отделяет условная линия, которая проходит в юго-западном направлении от Ньюкасла в устье р. Тайн до Эксетера в устье р. Экс на юге Девона. На юге и юго-востоке Низкой Британии — холмистые равнины (Лондонский бассейн и др.), обрамленные куэстовыми грядами, типичный пейзаж «доброй старой Англии».
Сообщение Бежина Александра.
Великобритания обладает значительными запасами полезных ископаемых. Особенно она богата каменным углем, общие запасы которого – 189 млрд. т Богаты месторождения угля в Пенинах, на Средне шотландской низменности, в предгорьях южного Уэльса, промышленные запасы которого составляют 4 млрд. т
На шельфе Северного моря в 60–70-х годах найдены новые крупные энергоресурсы – нефть и природный газ.
Открытие залежей нефти в Северном море привело к стремительному развитию нефтедобывающей промышленности. При среднем уровне добычи 2,6 миллионов баррелей в день Великобритания занимает шестую строчку мирового производителя нефти. Запасы нефти в Великобритании достигают цифры 770 миллионов тонн.
Запасы натурального газа оцениваются в пределах 22,7 триллионов кубических футов.
В Великобритании также значительны запасы и железных руд – 4,5 млрд. т Самое большое месторождение железной руды - в Восточном Мидленде: здесь сосредоточено 60% всех запасов.
Экономически важные ископаемые руды включают свинец, добыча которого удовлетворяет потребности экономики лишь на половину, и цинк. Достаточно много других ресурсов, таких, как мел, известь, глина, песок, гипс.
Значительны запасы каменной и калийной солей.
В Кембедленском массиве найдены свинцово-цинковые и гематитовые руды, а на Корнуолле - свинцово цинковые и оловянные.
НАСЕЛЕНИЕ.
По численности населения Великобритания сопоставима с Францией и Италией, но заметно уступает Германии. Господствующая и наиболее многочисленная группа населения Великобритании - англичане. Около 80% населения — англичане, 15% — шотландцы, валлийцы (уэльсцы), корнуэльцы и ирландцы; ок. 5% населения — иммигранты из стран Содружества. Довольно большую группу (около 500 тыс. человек) в Великобритании составляют евреи, живущие главным образом в Лондоне и других крупных городах.Главным образом, численность населения растет за счёт трудовых иммигрантов из стран, недавно вступивших в Европейский союз, которым после расширения ЕС в мае 2004 года был разрешен свободный въезд для работы на территорию Великобритании. Тем не менее, рождаемость в стране по-прежнему превышает смертность, хотя естественный прирост уже не является главенствующим фактором увеличения численности британцев.
По карте «Народы» определите к какой языковой семье и группе относится население Великобритании.
5.-С экономикой страны нас познакомит Трощенко Евгений.
Великобритания — высокоразвитая индустриальная страна. За последние 20 лет в английской экономике были проведены следующие преобразования: сокращен государственный сектор; снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; проведено дерегулирование экономики (с одновременным снижением государственных расходов). В 1995 по общему объему промышленного производства Великобритания занимала 5-е место в мире (после США, Японии, Германии, Франции). ВНП(валовой национальный продукт) на душу населения 24500 долларов (2000). По запасам энергоресурсов занимает 1-е место в Европе, являясь крупным производителем нефти и газа (добыча ведется самыми передовыми методами на платформах; в британском секторе сосредоточено ок. 1/3 достоверных запасов в Европе) и угля. Добыча нефти 124 млн т в 1996 (основные месторождения Брент, Фортис), газа 89,9 млрд м3 (эксплуатируется 17 месторождений, крупнейшие — Леман-Бенк, Брент, Моркэм). British Petroleum и англо-голландская компания Royal Dutch/Shell входят в число лидеров в своем сегменте рынка. Исторически очень важная добыча каменного угля постоянно сокращается.
В обрабатывающей промышленности приоритетом пользуются такие отрасли, как транспортное машиностроение (12,4% всего промышленного производства), в т. ч. автомобилестроение (национальные компании и филиалы иностранных компаний Rover, Ford, Jaguar, Vauxhall, Pegeout-Talbot, Honda, Nissan, Toyota); судостроение; аэрокосмическая промышленность — третья в мире после США и Франции, производящая гражданские и военные самолеты (British Aerospace, Harrier, Tornado, Eurofighter), авиадвигатели «Роллс-Ройс », оборудование для европейского концерна Airbus Industry; пищевая промышленность (12,5% от всего производства); общее машиностроение: производство сельскохозяйственной техники и станков, включая производство текстильного оборудования (Великобритания — седьмой в мире производитель в мире станков); электроника и электротехника; компьютеры, процессоры и суперкомпьютеры (включая таких производителей, как IBM и Compaq); программное обеспечение; средства телекоммуникаций (волоконная оптика, радары и т. п.); медицинское оборудование; бытовая техника. Химическая промышленность дает 11% от всего производства. Это: фармацевтика (Великобритания — четвертый в мире производитель лекарств); агрохимия; парфюмерия; новые материалы и биотехнологии.
Развитие современной промышленности Великобритании определяется уровнем развития высоких технологий. Великобритания обладает в Европе самым высоким научно-техническим потенциалом. Расходы на научно-исследовательские работы составляют свыше 2% ВВП в год, в том числе свыше 35% всех научно-исследовательских работ финансируется государством. Традиционно было важно текстильное машиностроение (приурочено к старым текстильным районам — Ланкашир, Йоркшир). Старейшая отрасль английской промышленности — текстильная — в настоящее время утратила прежнее значение (главные районы производства хлопчатобумажной промышленности — Ланкашир, шерстяной — Йоркшир, трикотажной — Ист-Мидлендс, льняной — Северная Ирландия). Крупная пищевкусовая промышленность (производство пищевых концентратов, кондитерских и табачных изделий, напитков (ок. 1/5 мирового экспорта алкогольных напитков, преимущественно шотландский виски и английский джин).
Сельскохозяйственное производство высокоинтенсивно, наполовину обеспечивает потребности страны в продовольствии. В сельском хозяйстве используется (1994) 24,8% территории страны (в т. ч. св. 60% — под пашней, 35% — окультуренные луга), пастбища занимают 45,9%, под лесом 10,4%. Главная отрасль сельского хозяйства — животноводство. Ей был нанесен существенный урон в конце 1990-х гг. эпидемиями бешенства коров (губчатого энцефалита) и ящура. Ок. 1/3 пашни занято под зерновыми, преим. пшеница и ячмень. Главные земледельческие районы — Восточная и Юго-Восточная Англия.
Великобритания — государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Все районы Великобритании непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами. Во внутренних перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. В Лондоне и Глазго есть метрополитен. В стране насчитывается около 450 гражданских аэропортов – крупнейший из них «Хитроу».
Великобритания – одна из самых экономически развитых стран мира, и в ней находятся крупнейшие мировые финансовые и торговые центры (Лондон, Ливерпуль, Глазго), известные научные центры (Лондон, Оксфорд, Кембридж, Эдинбург) – отсюда большое значение делового и конгрессового туризма. Приезжают туристы и на часто происходящие в Великобритании спортивные матчи, особенно футбольные.
Работа в к/к. Отметьте на К/К научные центры Великобритании.
Вывод : Сейчас Великобритания – высокоразвитое государство, одна из ведущих мировых держав. По объёму промышленного производства она занимает пятое место в мире после США, Японии, Германии и Франции. Но это еще не предел. В Британии ведутся добыча полезных ископаемых, разработка новых способов добычи последних. Благодаря тому, что Британия – это островное государство, она и в нынешнее время остается одной из крупнейших морских держав.
Благодаря своему ЭГП, в Великобритании ещё есть варианты развития. Данная страна может только развиваться и улучшать своё положение в мире.
III. Закрепление.
Составление информационной карты страны.(Работа в группах)
IV. Рефлексия
Тиканье наших часов извещает о том, что урок подошел к концу и мне хочется узнать, не зря ли прошел урок. Пожалуйста ,отметьте на карте значками ваше состояние на конец урока.
V. Домашнее задание.
Параграф №39. Составить схему «Структура экономики Великобритании»