Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии на тему "Погода". »
Урок по теме «ПОГОДА» география 6 класс. (по учебнику Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова «Начальный курс географии»)
Цель урока:
1.Дать определение терминам «погода», «типы погоды».
2. Выяснить, почему изменяется погода и каким образом предсказывают погоду.
3. Закрепить навыки работы с атласом, с учебником.
Оборудование: ноутбук c проектором, атлас, «Дневник наблюдения погоды».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I Организационный момент. Приветствие,проверка отсутствующих.
II Проверка домашнего задания. Срез по теме «Атмосферные осадки» (параграф 41).
III Изучение нового материала. (сопровождается с презентацией)
1. Что такое погода?
(Слайд 1)По радио, по телевидению мы слушаем сообщения о погоде. Из них мы узнаем, что она везде разная (слайд 2 - слушаем запись прогноза погоды в Татарстане). При этом говорят о погоде следующего дня (прогноз). Эти сообщения и ваши наблюдения свидетельствуют о том, что погода изменяется во времени и она разная в разных местах земной поверхности.(сравниваем наблюдения за погодой сентябрь и ноябрь)
(слайд 3) Основными элементами погоды являются – температура, влажность, атмосферное давление. В зависимости от их состояния в тропосфере образуются ветер, облака, выпадают осадки.
(слайд 4) Погодойназывается состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-либо промежуток времени (за сутки, несколько суток, месяц, сезон).
Все элементы и явления погоды связаны между собой: изменение одного из них приводит к изменению других и всей погоды в целом. Одно из главных свойств погоды– изменчивость. Например, изменение температуры в течение суток обуславливает изменение и давления и влажности воздуха.
(слайд 5) Ранним летним утром перед восходом Солнца прохладно, безветренно. Солнце поднимается над горизонтом, и поверхность начинает нагреваться. От нее прогревается воздух, изменяется атмосферное давление, появляется ветер, усиливается испарение. Теплый влажный воздух, поднимаясь, охлаждается, образуются кучевые или кучево-дождевые облака. Иногда проливается дождь. После 14-15 ч температура воздуха постепенно понижается, уменьшается испарение, исчезают облака. Ветер к вечеру стихает, выпадает роса. Изо дня в день сохраняется такая погода. В таких случаях говорят: стоит устойчивая теплая летняя погода. Устойчивость одного и того же типа погоды можно наблюдать во все сезоны.
В своем «Дневнике наблюдения погоды» найдите обозначение одного и того же типа погоды за разные дни. Что такое тип погоды? Ведь погода каждых суток редко повторяется без каких либо изменений. Но многие её особенности являются общими для нескольких суток.
(слайд 6) Тип погоды – это обобщенная характеристика погоды, которая включает средние суточные температуры, состояние облачности, осадки, наличие ветра.
В одних местах Земли погода очень часто меняется , т.е. один тип погоды часто сменяет другой, в других – редко, например только по сезонам года. В районе экватора постоянно жарко, обильные осадки, т.е. весь год один и тот же тип погоды.
(слайд 7) 2. Почему изменяется погода?
Главная причина изменения погоды – постоянное перемещение воздуха из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем.
Поверхность Земли – это и обширные безлесные пространства тундры, и огромные площади, покрытые лесом, и степи, и пустыни. В океанах – это поверхность с теплыми и холодными течениями, льдами. В зависимости от того, какова земная поверхность, приземные части тропосферы приобретают различные свойства. Например, над снегами и льдами Арктики воздух холодный, сухой, прозрачный (найдите эту часть Земли в Атласе). Над теплыми водами Атлантического океана – теплый, влажный, а над раскаленными пустынями летом – сухой, горячий, запыленный. Вся тропосфера как бы разделена на части – воздушные массы, различающиеся температурой, влажностью, атмосферным давлением, прозрачностью. Они занимают обширные территории. Воздушные массы перемещаются в разных направлениях, и в зависимости от их свойств устанавливается соответствующая погода. Если, например, с Атлантического океана воздушная масса движется на восток, то на сушу летом она приносит облачную прохладную погоду (чем объясняется такой тип погоды). Постепенно этот воздух нагревается, иссушается, уменьшается облачность. Погода становится теплой, ясной.
При вторжении воздушных масс с севера и летом и зимой наступает похолодание. Но летом холодный прозрачный сухой воздух быстро прогревается, а зимой он усиливает морозы.
Первые вестники предстоящей смены погоды – это изменение атмосферного давления и направления ветра (по «Дневнику наблюдения погоды» найдите этому подтверждение)
слайд 8) 3. Предсказание погоды.
Для составления достаточно точного прогноза погоды необходимо иметь сведения о состоянии атмосферы над всей поверхностью Земли. Прогноз – это труд метеорологов многих стран. Разнообразная информация с метеорологических станций, спутников Земли передается в учреждения гидрометеослужбы, а из них – во Всемирные метеорологические центры, находящиеся в Москве, в Вашингтоне (США), в Мельбурне (Австралия). (Найдите их местоположение на карте).
В Гидрометцентре РФ все сведения обрабатываются с помощью электронно-вычислительных машин. На каждый срок наблюдений составляют «карту погоды» (синоптическую карту). На ней условными обозначениями и цифрами записаны основные сведения о состоянии погоды во всех пунктах наблюдений. С помощью карт за разные сроки специалист-синоптик определяет скорость и направление перемещения масс воздуха и составляет прогноз погоды на следующие дни.
Прогноз погоды передают по радио, телеграфу, рассылают в напечатанном виде в сельскохозяйственные, транспортные и другие организации.
IV. Закрепление изученной темы:
1.«Продолжи мнение»
1. Явление погоды…………
2. Элементом погоды не является………..
3. Прибор для измерения температуры …….
4. Барометром измеряют………
5. Где следят за погодой……
6. Температура измеряется в………
7. В какое время суток и года чаще всего бывает роса…..
8. Какие осадки выпадают летом в нашей местности…….
9. Самый нижний слой атмосферы…….
2. Задание №4 В тетрадях нарисовать условными обозначениями сегодняшнюю погоду.
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание:
Работа над вопросами и заданиями в конце параграфа 42, на стр. учебника 129.
Задание №5 Принести народные приметы о предсказаниях погоде.