Урок географии в 7 классе
Учитель: Бахтиярова Сария Анваровна, МБОУ «Пролетарская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области.
Тема урока: Воды Мирового океана.
Цели и задачи урока:
-
продолжить формирование представлений о Мировом океане,
-
вспомнить свойства вод Мирового океана,
-
изучить особенности распределения температуры и солености по поверхности океана; дать понятие водных масс,
-
привитие интереса к изучению предмета география.
Оборудование:
Физическая карта мира, карты атласа, судовой журнал, презентация.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Технологии: проблемного обучения, игровая, групповая.
Тип урока: формирования умений.
Ход урока.
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Оргмомент
Приветствие учителя
Приветствие учащихся
2.Актуализация знаний, постановка проблемы
Учитель включает звуки “шум прибоя”. На экране – волны безбрежного океана.
Предлагается: запишите ассоциации, возникшие у вас при прослушивании.
Прочитайте ваши ассоциации.
О чем же сегодня пойдет речь на уроке? Мы должны на уроке вспомнить все, что мы уже знаем, узнать новое, научится применять знания. Для этого предлагаю отправиться в путешествие для того, чтобы провести исследования вод Мирового океана
Учащиеся в течение минуты слушают и смотрят предложенный материал.
Ученики в тетради записывают слова и словосочетания на тему: прочитайте полученный ассоциативный ряд (по желанию). Дети читают, самые яркие ассоциации записываются на доске.
Отвечают на вопросы, что знают.
3.Постановка цели урока
Перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Какими свойствами обладают воды Мирового океана?»
Для этого мы разделимся на 3 группы и отправимся на 3 кораблях: 1- парусник Bounte, Львиное сердце и Ричард 2. Каждый получит судовой журнал. (Выставляю на каждый стол макеты кораблей, сделанные учащимися на кружке «Судомоделирование»)
Учащиеся образовывают 3 группы и выбирают капитана.
Каждый ученик получает карту-бланк «судовой журнал»
Рассказывает о паруснике Ричард 2 Давлетов Руслан, который сам собрал этот парусник.
4.Первичное восприятие и усвоение нового материала
-
Работа с термином
-
Ролевая игра.
-
Исследование 1
-
Исследование 2
-
Исследование 3
-
Исследование 4
-
Исследование 5
- Что же такое Океан? Океан – это… (продолжите фразу).
- Поделитесь своими мнениями в группах.
Пока идет обсуждение, группам раздаются определения океана из различных энциклопедических изданий (см. приложение 2).
- Добавьте к своему определению необходимые фразы.
- Откуда же возникла вода на Земле?
- Послушаем подготовленные гипотезы.
- А теперь давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.
Географические координаты записаны на доске: 60 с.ш. 31 в.д.
Проведите наблюдения за изменением t ° поверхностных вод с помощью карт атласа.
Запишите данные в судовой журнал, проведи анализ полученных данных:
90°с.ш...……………………
60°с.ш..…………………….
30°с.ш.……………………..
0°с.ш……………………..
Проанализируйте данные и запиши вывод.
Внимание! Начинается погружение! Следите за показаниями термометров, фиксирующими изменение t° воды с глубиной:
0м………+16°C
200м……+15°C
1000м……+3,8°С
5000м…….+2,5°С
Подумайте и запишите вывод, а также нарисуйте график изменения t° c глубиной.
Масштаб выберите самостоятельно.
Наша экспедиция, совершая путешествие, проводила наблюдения не только за температурой воды, но и за ее соленостью. Проанализируйте полученные данные и объясните такую закономерность изменения солености. В чем соленость воды измеряется?
Экваториальные широты……………
Тропические широты………………..
Умеренные широты…………………
В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясните. Полученный вывод запишите в судовой журнал.
Интересные факты (приложение 3)
В некоторых широтах мы не имели возможности плыть из-за постоянного ледяного покрова, были случаи, когда мы чуть не столкнулись с айсбергами. В сильной панике и спешке мы не записали широты, где с нами происходили эти неприятные вещи. Восстановите события и сделайте соответствующие записи в судовой журнал. Как вы думаете, какой лед бывает : по продолжительности существования, по подвижности. Запиши свои наблюдения в журнал.
Наш корабль шел быстро вперед, рассекая водные массы.
Что такое водные массы? Узнай в учебнике и запиши в судовой журнал определение.
записывают в тетрадь определение, сформулированное самостоятельно,
обсуждают в группах
Добавляют в определения необходимые фразы
Ответы учащихся
- материалы с гипотезой возникновения воды на планете рассказывает Бахтиярова Э. (опережающее задание)
По карте атласа находят г. Санкт-Петербург. Записывают в бланк.
90º с.ш. (ответ -1,7ºС)
60º с.ш (ответ +4,8ºС)
30º с.ш (ответ +21ºС)
0º с.ш (ответ +27ºС)
Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты.
Отчет с группы.
Анализируют, формулируют и записывают вывод. Рисуют график.
Выступают по одному с группы.
Работают с атласами, сравнивают и делают вывод.
Экватор (ответ - 34‰)
Тропики (ответ – 35,8‰)
Умеренные (ответ - 33‰)
Вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах из-за большой испаряемости и малого поступления пресной воды.
Знакомит Дегтяренко С. (опережающее задание)
Учащиеся заполняют схему.
Сверка по слайдам.
Работают по учебникам, записывают определение.
Динамическая пауза
Упражнения волны
Выполняют движения волн.
Применение полученных знаний в условиях выполнения упражнений и решения задач
Исследование 6
Пора подвести итоги плавания. Сравните две любые водные массы; запишите сравнение в виде таблицы:
Тип водных масс
Температура воды
Соленость воды
Прозрачность воды
Экваториальная
Тропическая
Умеренная
Арктическая
Интересные факты о прозрачности
Заполняют таблицу
Наврузова Лола (опережающее задание)
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Исследование 7
Проверьте свои знания:
1. Выбери правильный ответ:
При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:
а ) понижается
б ) не изменяется
в ) повышается
2. Каким образом и в связи, с чем изменяется t° океанской воды с глубиной?
3. Где соленость воды выше: около Антарктиды или в Северном Ледовитом океане?
Ответ объяснить. В каких единицах измеряется соленость воды?
4. Что такое водная масса?
5. В каких широтах встречаются айсберги?
Отвечают на вопросы
Рефлексия
- Давайте вспомним какую цель мы ставили в начале урока?
Поставьте в судовой журнал себе оценку, на какую оценку вы справились? Поставьте ?, там, где вам нужно поработать.
Д/з п. 9, карточки
Карточка 1 Найди ошибки. “Записки юнги”.
Наша задача заключалась в том, чтобы за короткое северное лето добраться из Владивостока до устья реки Лена. Мы пересекли Охотское море и достигли берегов острова Сахалин. Навстречу нам дул ветер, который принес с собой огромные волны цунами. Когда море успокоилось, мы продолжили наше плавание. Спустя некоторое время мы обогнули остров Камчатка, который с запада омывается Беринговым морем достигнув города Петропавловск-Камчатский мы сделали остановку на несколько дней. На Камчатке очень много вулканов и самый знаменитый из них это Этна. Затем наш путь лежал через самый широкий Берингов пролив. В скором времени мы достигли устья реки Лена, воды которой впадают в Восточно-Сибирское море.
Карточка 2. Игра “SOS”
“Уже 2 года я нахожусь на необитаемом острове где-то в Тихом океане. Координаты острова установить не могу. Климат на острове умеренный. Максимальная температура в июле. Средняя годовая температура +9°С. Средняя соленость океана – 32%. Мимо острова часто проплывают морские котики. На прибрежных скалах много птичьих базаров. Вокруг острова с одной стороны проходит холодное течение, а с другой – теплое. Пожалуйста, отыщите меня и спасите.
Ответить на проблемный вопрос: «Какими свойствами обладают воды Мирового океана?»
Самооценка, анализ знаний полученных на уроке.
Просмотр содержимого документа
«pril2»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОКЕАН
ОКЕАН, М и р о в о й о к е а н, водное пространство земного шара. Пл. 361 млн. км2, или 71% всей земной поверхности. Делится материками на 4 части: Тихий, Атлантический, Индийский и Сев. Ледовитый океаны (площадь их % соответственно: 50, 25,21 и 4). В О. выделяются отдельные моря, проливы, заливы, бухты. Материки окаймлены материковой отмелью, переходящей в материковый склон. Почти 80% площади О. приходится на его ложе; ок. 1% площади занимают глубоководные впадины. Наибольшая глуб. 11 03 4 м (Марианская впадина в Тихом ок.). Солёность О. в среднем 35%О (см. Морская вода). В открытом О. наибольшая темп-ра у экватора до -|-28°; в Красном м. и Персидском зал. до -| 32°; в полярных странах 0° и ниже. У дна темп-ра меняется от 0° и ниже в полярных областях, до +1,7° под экватором. Характерной особенностью О. является циркуляция и перемешивание его вод.
До глубины 150 – 200 метров циркуляция вод определяется преимуществом господствующими над океаном ветрами. Благодаря циркуляции осуществляются, в частности, перенос тепла из одних широт в другие и формирование тёплых течений и холодных течений; ниже 200 м циркуляция связана гл. обр. с разностями плотностей воды в толще О. Кроме горизонт, и вертик. циркуляции, ди-намич. состояние вод О. определяется волновыми движениями, вызываемыми ветром, приливами и отливами, землетрясениями (сейсмич. волны — цунами). Перенос тепла течениями определяет то, что в тропич. и субтропич. широтах на 3. темп-ра выше, чем на В., а в умеренных широтах на 3. ниже, чем на В. О. обладает богатейшими пищ., тех. и минер, ресурсами, но использование их ограничено пока гл. обр. рыболовством, китовыми промыслами, добычей нек-рых водорослей и моллюсков, извлечением поваренной и др. солей, добычей нефти на материковых отмелях. Перспективно использование энергетических ресурсов Океана.
Энциклопедический словарь., М., «Просвещение»., 1964год
ОКЕАН
ОКЕАН (греч. Океапбз), Мировой о к е а н, непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и обладающая общностью солевого состава (см. Морская вода). О. занимает пл. 60,6 млн. км2, что составляет ок. 70,8% земной поверхности (в Северном полушарии 361,1%, в Южном — 81,0%).' Мировой О. делится материками на 4 океана: Тихий (площадь 50%), Атлантический (25%), Индийский (21%) и Сев. Ледовитый (4%). С 1845 по 30-е гг. 20 в. выделялся ещё пятый — Южный океан, в 60-е гг. вновь было предложено выделить его в качестве самостоятельного. Наибольшая глуб. О.— 11 022 м, в Марианском жёлобе Тихого ок. По геоморфологич. и геологич. особенностям в О. рассматривают: подводную окраину материков, в к-рой по особенностям рельефа выделяют шельф, материковый склон и материковое подножие; переходные зоны от океана к материку, в частности системы островных дуг; ложе океана и срединно-океанические хребты. Дно большей части О. образует земная кора океанич. типа, отличающаяся малой мощностью (8—10 км) и отсутствием гранитно-метаморфич. слоя.
В водной толще О. выделяют в вертикальном направлении 5 типов вод: поверхностные, подповерхностные, промежуточные, глубинные и придонные.
Среднегодовая темп-ра поверхностных вод О.—17,5 °С; в открытом О. наибольшая темп-ра у экватора — до 28 °С, по мере приближения к полюсам она понижается до —1,9 °С; сезонные колебания темп-ры наблюдаются до глуб. 100—150 м. На больших глубинах распределение темп-ры определяется глубинной циркуляцией, переносящей воды, поступающие с поверхности (в придонном слое темп-ра 1,4—1,8 °С, в полярных областях — ниже 0 °С). Средняя солёность воды 35%о максимальная — до 37,5%о (в тропич. морях до 39—42%0). Циркуляция вод в слое 150—200 м определяется преимущественно господствующими над О. ветрами, ниже — существующей в толще О. разностью плотности воды (см. Морские течения.).
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
М., «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ».,1988ГОД.
ВОДНАЯ МАССА.
ВОДНАЯ МАССА, сравнительно большой объём воды, отличающийся от окружающей водной толщи индивидуальными значениями физических, химических и биологических признаков, приобретённых в определённых районах океанов и морей, которые сохраняются при перемещении за пределы области своего формирования. В. м. различаются по району формирования (полярные, тропические и экваториальные) и глубине расположения (поверхностные, промежуточные, глубинные и придонные). По мере распространения из района формирования В. м. постепенно трансформируются. См. также Структура вод океана.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
М., «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»., 1988 ГОД.
Континенты кажутся маленькими островами, окруженными со всех сторон четырьмя огромными океанами: Тихим, Индийским, Атлантическим и Северным Ледовитым. На географических картах океаны, моря и озера изображаются голубыми и синими цветами — чем глубже, тем более темно-синим цветом они рисуются. Самый глубокий океан — Тихий. Его наибольшая глубина почти 11 километров! Если подвесить друг за другом 10 грузовых поездов по 50 вагонов в каждом, то и этого будет мало, чтобы измерить такую глубину. Да и донырнуть не так-то просто. Ведь даже подводные лодки обычно плавают на глубинах не больше 400 метров. Но ученые побывали и на самом океанском дне в специальных подводных аппаратах — батисферах и батискафах. Вода в океанах и морях соленая.
А какая температура воды в океанах? Оказывается, чем глубже, тем холоднее. Это если нырять вниз. А если плыть на поверхности от полюса к экватору, то вода становится все теплее и теплее. Те участки океанов, которые лежат между полюсами и полярными кругами, зимой обычно замерзают. А на самом экваторе круглый год температура воды около 30 градусов. Теплее, чем в обычном бассейне! Купайся на здоровье в любое время года!
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУКВАРЬ С.В.РЯНЖИН., Сп-Б., «ПЕЧАТНЫЙ ДВОР»., 1994
Откуда взялась вода на планете?
Водяные пары, выделявшиеся в процессе зонной плавки (частичное плавление) и при последующем остывании базальта, по мере охлаждения конденсировались и формировали водную оболочку Земли – гидросферу.
Описанный процесс становления гидросферы находит подтверждение в количестве выделенной воды. Экспериментальным путем А. П. Виноградов установил, что базальт при плавлении под высоким давлением поглощает до 8 весовых процентов воды. Очевидно, столько же он выделяет при затвердевании в условиях нормального давления. Результаты эксперимента подтверждаются тем, что вулканические лавы также содержат от 4 до 8 весовых процентов воды. Если предположение А. П/Виноградова о том, что вся земная кора прошла стадию базальта, справедливо, то в таком случае вес гидросферы должен составлять около 8% веса земной коры. Произведенные подсчеты показали, что гидросфера по весу составляет около 7% веса земной коры. Совпадение вполне удовлетворительное. А так как материковая земная кора много больше океанической коры, то основную идею теории А. П. Виноградова можно выразить короткой фразой: океаны рождены материками — вода выделилась при образовании литосферы путем дифференциаций первичного вещества планеты. Объем воды, и солевой состав в Мировом океане практически остаются почти неизменными со времени палеозоя (около 600 млн. лет).
Максимов Н.А. Хрестоматия по географии. М., «Просвещение».,1974
Просмотр содержимого документа
«Судовой журнал»
Судовой журнал
Фамилия, имя __________________________________________________
Океан – это _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Порт - 60 с.ш. 31 в.д. - _______________________________
Исследование 1 Проведи наблюдения за изменением t ° поверхностных вод с помощью карт атласа. Запиши данные в судовой журнал, проведи анализ полученных данных:
90°с.ш...……………………
60°с.ш..…………………….
30°с.ш.……………………..
0°с.ш……………………..
Проанализируй данные и запиши вывод. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование 2 Внимание! Начинается погружение! Следи за показаниями термометров, фиксирующими изменение t° воды с глубиной:
0м………+16°C
200м……+15°C
1000м……+3,8°С
5000м…….+2,5°С
Подумай и запиши вывод, а также нарисуй график изменения t° c глубиной. Масштаб выбери самостоятельно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование 3
Наша экспедиция, совершая путешествие, проводила наблюдения не только за температурой воды, но и за ее соленостью. Проанализируй полученные данные и объясни такую закономерность изменения солености. Соленость воды измеряется в промилле.
Экваториальные широты………………
Тропические широты…………………..
Умеренные широты……………………
В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши в судовой журнал. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование 4
В некоторых широтах мы не имели возможности плыть из-за постоянного ледяного покрова, были случаи, когда мы чуть не столкнулись с айсбергами. В сильной панике и спешке мы не записали широты, где с нами происходили эти неприятные вещи. Восстанови события и сделай соответствующие записи в судовой журнал. Мы узнали, что лед бывает разный: по продолжительности существования, по подвижности. Запиши свои наблюдения в журнал.
Исследование 5
Наш корабль шел быстро вперед, рассекая водные массы.
Что такое водные массы? Узнай в учебнике и запиши в судовой журнал определение.
Водные массы – это ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Исследование 6
Пора подвести итоги плавания. Сравни две любые водные массы; запиши сравнение в виде таблицы:
Тип водных масс | Температура воды | Соленость воды | Прозрачность воды |
Экваториальная | | | |
Тропическая | | | |
Умеренная | | | |
Арктическая | | | |
Исследование 7
Проверь свои знания:
1. Выбери правильный ответ:
При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:
а ) понижается
б ) не изменяется
в ) повышается
Самооценка за урок _________________________
Просмотр содержимого презентации
«Презентацияк уроку»
Какими свойствами обладают воды Мирового океана?»
Температура вод Мирового океана
- Температура поверхности вод неодинакова и зависит от географической широты.
- Температура воды в океане изменяется с глубиной.
- На глубинах около 3-4 тыс.м температура воды от 2 ° до 0 ° С.
Соленость воды Мирового океана
- Океаническая вода – раствор.
- Соленость воды зависит от соотношения атмосферных осадков и испарения.
- Меньше соленость там, где велик приток речных вод.
- Количество граммов веществ, растворенных в 1литре воды, называют соленостью. Соленость измеряется в промилле и обозначается знаком ‰.
- Температура замерзания соленой воды – (-1˚)-(-2˚)
Происхождение слова «Океан»:
В переводе с древнегреческого означает
« большая река, которая омывает Землю»
Водные массы
отличия:
- температура
- соленость,
- плотность,
- прозрачность,
- количество кислорода
Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу:
План характеристики океана
Тихий
океан
1. Площадь, млн км2
Индийский
океан
2. Положение относительно экватора и нулевого
меридиана
3. В каких климатических поясах расположен
Атлантический
океан
4. Наибольшие моря и заливы
Северный Ледовитый
океан
5. Проливы, которые соединяют с другими океанами
6. Океанические течения и их особенности
7. Материки и наибольшие острова, которые
омывает океан
8. Средняя глубина, м
9. Максимальная глубина, м, место
10. Температура воды в поверхностном слое, °С
11. Солёность воды, ‰
12. Представители растительного и животного мира
Льды в Мировом океане
Продолжительность существования
Характер подвижности
однолетние
многолетние
неподвижные
дрейфующие
Какими свойствами обладают воды Мирового океана?»