Тема урока: Облик земного шара.
Урок – путешествие «По волнам Мирового океана»
Главная дидактическая цель урока: используя игровую ситуацию для создания обстановки заинтересованности, обобщить и систематизировать знания учащихся о частях Мирового океана, полученные при изучении темы. Проверить степень усвоения материала по теме «Мировой океан и его части», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации; дополнить их новыми сведениями через систему познавательных заданий.
Обучающая цель урока:
- Продолжить формировать умения работать в группах.
- Закрепить умения определять географические объекты по карте в ситуации самостоятельного поиска.
Воспитательная цель:
- обеспечить положительную мотивацию изучения темы, показав значимость знаний о облике земного шара, частях Мирового Океана и отношения к ним общества, способствовать раскрытию творческих способностей, вызвать интерес к изучаемой теме;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группе, инициативу, умение слушать и слышать;
- способствовать экологическому воспитанию;
- способствовать обучению рефлексии учебной деятельности.
Развивающая цель:
- содействовать развитию предметных, совершенствованию мысленных операций, осуществлению самоконтроля и самооценок, взаимоконтроля, становлению и развитию личности;
- способствовать развитию критического мышления, коммуникативных умений и речи в логике поставленных вопросов на основе знаний по теме;
- развивать воображение, фантазию учащихся, умение логически мыслить;
Учебно -познавательные задачи:
- Для получения маршрутного листа «По волнам … океана» пройти «1-й этап - подготовительный», угадав часть Мирового Океана и океан, в котором находится остров, залив, пролив, полуостров.
- Изучить учебные карточки, ответить на вопросы, используя карту и описать маршрут.
- В процессе обучения способствовать самостоятельности мышления, развитию умений устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.
- В процессе общения в группах воспитать у уч-ся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма.
- Способствовать развитию эмоциональной сферы личности, познавательного интереса к предмету. Развивать творческие способности,
- Прививать культуру труда.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознание ценностей географического знания о Мировом океане и его составных частей, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в группе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником и учебными карточками для исследования.
Предметные: Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: коллективная, работа в группах.
Оборудование: мультимедийная презентация, географические карты, атласы, карточки с заданиями.
Элементы педагогических технологий: личностно – коммуникативного образования, критического мышления.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ:
1. ВСТУПЛЕНИЕ /вступительное слово учителя/.
Прозвенел для нас звонок - начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, а работать и искать!
Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. А какое настроение у вас, ребята? /показывают солнышко/
Мотивация учебной познавательной деятельности:
Приём «Снежный ком»
- Кто из вас бывал на настоящем море?
- Кто любит отдыхать на берегу реки?
- Кто любит прогулки в дождь?
- Кто любит гулять во время снегопада?
- Кто пил воду из родника?
- И ,наконец, кто любит минеральную воду?
Какого понятия касаются все вопросы? (вода)
Именно вода была героиней наших последних уроков. А точнее вода ? (океанов)
2. Разминка (вопросы на слайде)
Ребята, новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, которые вы получили на прошлом уроке. Давайте вспомним. Вопросы каждой группе. Отвечает любой участник группы.
Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо знать части МО и уметь давать им определения?
Может это вам как-то пригодиться в жизни?
3.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ.
Создание эмоционального настроя.
Прослушивание записи «Шум моря и крик чаек»
Вызов: для определения темы урока учащимся предлагается ответить на вопрос:
Ребята, что может объединять предметы, изображённые на слайде и прослушанную запись?» (компас, географические карты, макет парусника, глобус, подзорная труба, песочные часы). /мы будем путешествовать/
Вопрос: Как вы думаете, какова цель нашего воображаемого путешествия? (Узнать более подробно о океанах Земли, дать им характеристику).
И тема нашего урока. / Океаны Земли/
Океан, мой древний прародитель,
Ты хранишь тысячелетний сон.
Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,
Водный, вглубь ушедший небосклон.
Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,
Ты, как жизнь: и правда, и обман.
Дай мне быть твоей пылинкой влажной,
Каплей в вечном …Вечность! Океан!
Сегодня на уроке мы ещё раз перелистаем главы увлекательной книги «Просторы Мирового океана». Мы расширим свои знания о частях Мирового океана; соприкоснёмся с его палитрой; соприкоснёмся с наукой топонимика, которая поможет нам ответить на вопрос: «Почему так звать и величать?»
Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по океанам нашей планеты.
Для того, чтобы совершить воображаемое путешествие вам необходимо преодолеть несколько этапов.
4. ЗНАКОМСТВО УЧ-СЯ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УРОКЕ. /демонстрация на слайдах /
- 1 этап – подготовка к путешествию « Угадай по описанию»
- 2 этап - Путешествие по карте «По просторам… океана.
- 3 этап – Игра – минутка «Морская буря в стакане».
- 4 этап – Шторм.
- 5 этап – рефлексия.
1 ЭТАП: «Угадайте о каком океане идёт речь?»
Для того, чтобы получить маршрутные листы – каждая группа должна угадать «свой» океан по описанию.
Дорогие дети! Вас в путешествие я приглашаю, всем удачи и хороших отметок желаю
2 ЭТАП: Путешествие по карте «По волнам… океана.
- А теперь давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.
Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие.
Чтобы узнать, по какому маршруту предстоит команде совершить кругосветное плавание – нужно за 1 минуту составить слово из имеющихся букв, написанных на карточках. ( Санкт – Петербург ). Молодцы! Правильно!
- Итак, дорогие друзья в путь!
Выдача маршрутных листов.
Каждая группа получает своё задание. После его выполнения, представитель от группы даёт ответы у доски. Таблицу должен заполнить каждый. Размещает данные на доске, прикрепляя магнитами.
Ребята – давайте сравним океаны. По каким показателям можно давать сравнение?
Физкультминутка Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся
3 ЭТАП :– Игра – минутка «Морская буря в стакане».
Вопрос: Как вы думаете, почему суда, отправляясь в дальнее плавание, всегда берут с собой запас пресной воды? Ведь кругом вода?
-Правильно! Она солёная. Это одно из свойств океанической воды солёность
-Что такое солёность?
Обычно в 1000 г морской воды растворено 35 г разных солей (примерно
чайная ложка на стакан воды). Эту величину принято называть соленостью и измерять не в процентах (сотых долях числа - %), а в промиллях (тысячных долях числа - %о). Средняя соленость Мирового океана — 35 промиллей, или 35%о.
В разных частях Океана соленость может быть выше или ниже средней океанической. Например, в Средиземном море она составляет 39%о, в Красном — 42%о, а в северных морях, наоборот, понижается до 31—32%о. - Давайте в стеклянных банках искусственно создадим океаническую воду (средняя соленость океана 35 промилле, в литровой банке 1000г воды, сколько граммов соли необходимо растворить? (1ст. ложке - 30г соли, 1 чайная ложка- 10г), воду Средиземного моря 39г, воду Красного моря 42г, воду Балтийского моря – 8-10г
- Какой вывод напрашивается?
- Как вы думаете, какую проблему мы будем решать на следующем этапе урока?
(Почему соленость в разных морях разная, какие причины?)
- Как можно измените соленость в банках , не насыпая соли. Учащиеся обсуждают 1 минуту в группах, затем предлагают следующие варианты:
1. налить воды 2. испарить.
- Подумайте и решите, какие процессы в природе могут "налить" воду? (дождь, река)
- Почему у Антарктиды соленость больше, чем в Северном Ледовитом океане?
- Почему в Финском заливе соленость ниже, чем в Балтийском море?
- Назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? (испарение)
- Куда надо поставить банку с водой, чтобы вода быстрее испарилась?
- Почему в Красном море соленость больше, чем в Балтийском море?
Какой процесс еще может забрать воду, а соленость оставить? (лед)
- Если ученики затрудняются ответить, предложите им поставить банку в морозилку не надолго,
что произойдет?
- Если этот лед попробовать, какой он будет на вкус?
- Сделайте вывод, как образование льда влияет на соленость. Запишите в тетрадь факторы, которые влияют на соленость и занесите их в рамку. Прочтите, что у вас получилось? (количество осадков, испарение, количество и полноводность рек, образование льда)
4 ЭТАП:– Шторм.
При возвращении в Санкт – Петербург вы попали в шторм и чтобы спастись, вам нужно выполнить небольшие задания /взаимопроверка/ по ключам.
5 ЭТАП:рефлексия. ( на слайде)
-Какую цель мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную цель?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
-Наш урок подходит к концу.
Выставление отметок.
Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?
-С каким настроением вы уйдете с урока?
Выразите своё настроение цветом.( У ребят на столе кружочки разного цвета)
Наше путешествие по главам увлекательной книги подошло к концу. Мне хотелось, чтобы Вам ближе стала летопись океана, понятнее «язык Земли». Мы прикоснулись к истории и тайнам лишь небольшой части географических объектов, связанных с Мировым Океаном. Я надеюсь, что вы продолжите начатую на уроке работу, вас увлечет мир нашей планеты.. Будьте любознательны! Познавайте то, что Вас окружает!
Мы играли, отвечали,
Нашу тему повторяли,...
И оценки получаем. Как бы вы оценили свою работу на уроке.?
Ура! Перемена! Звонок!
Закончено путешествие . Судно на якоре, пришла пора. Отдохнуть детворе!
До свидания!
Домашнее задание: §19. Задания на стр. 102. По желанию – творческая работа. Кроссворды, презентация. Рисунки.