Смотрят фотографии, прослушивают отрывки стихотворений. Определяют, о чём идёт речь. Формулируют название темы и цели урока (Приложение 3). Записывают в тетрадях тему урока. - Фронтально говорят всё, что помнят о реках (исток, устье, река); какие реки знают. | Мотивирует на плодотворную работу. Предлагает посмотреть фотографии рек, прослушать отрывки стихотворений (Приложение 2) и определить тему урока. Записывает тему на доске. Задаёт вопрос: - Что вы знаете о реках? Обозначает проблему через ряд вопросов, ответов на которые у учащихся нет, т.к. многих терминов и связей они не знают: - Как определить правый и левый берега реки? - Что такое водораздел? - Что такое смешанное питание? И т.д. | |
3.3. Реализация плана. Цель: - совершенствовать знания о реке и её частях, о питании реки; формировать умения давать определение понятиям (река, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, речная долина, пойма, типы питания рек), умения анализировать влияние климата на питание рек; - формировать умения строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, эффективно сотрудничать, участвовать в коллективном обсуждении, принимать во внимание разные мнения, находить общие решения. |
- Работают в парах, предлагают свои определения. Читают определение в учебнике, сравнивают со своим. Записывают в тетрадь научное определение. - Записывают в тетрадь определение. - Рассматривают слайд, выделяют части речной долины, записывают определения в тетрадь. Анализируют картины, делают выводы. - Изображают в тетради по образцу схему реки, подписывают части реки. Работают с рис.132 на стр. 181 учебника(истоки рек), рис. 139 стр. 186 учебника (устья рек), работают с картами атласа. - Отвечают на вопрос, дорисовывают схему в тетради. - Работают с картами атласа (в парах), делают выводы. - Выдвигают версии, пока не скажут, что есть правые и левые притоки. В учебнике находят, как их определяют. Работают с картой атласа, отвечают на вопросы, записывают в тетрадь определение понятия «речная система». -Работают с рисунками учебника, находят в тексте определение понятий «бассейн реки, «водораздел». Работают с картами атласа, отвечают на вопросы, анализируют, высказывают свои предположения, делают выводы. Рассуждают, выявляют закономерность, чертят схему в тетради. - Высказывают своё мнение. Делают выводы. | -Предлагает самостоятельно дать определение, что такое река, а затем сверить с тем, что написано в учебнике. - Акцентирует внимание учащихся на определении понятия «русло реки». - Предлагает рассмотреть на слайде презентации речную долину, выделить пойму, террасы. Просит сравнить две картины «Каньон Колорадо» и «На Волге» и ответить на вопрос: чем отличаются речные долины этих рек. Подводит к выводу, что равнинные реки имеют широкую долину, а у горных рек долина узкая и глубокая. - Демонстрирует слайды с ключевыми понятиями темы, схемой «Части реки» (Приложение 4). Предлагает определить, где находится исток реки, а где-устье. Предлагает задание для работы в парах: а) рассмотреть рисунки в учебниках с изображением истока и устья рек; б) Найти исток и устье этих рек на карте в атласе. - Что может явиться началом реки? Предлагает показать ещё несколько притоков, истоки которых расположены в горах, в болоте, от родника. (Приложение 5 ) - Просит найти истоки Оби, Амазонки, Енисея, Амура, тем самым подводит их к выводу, что иногда реки начинаются от слияния двух рек. - Сколько притоков у нас получилось? Как их будем различать? - Предлагает индивидуальные задания (Приложение 6). - Организует работу с текстом учебника для понимания следующих понятий. - Предлагает индивидуальное задание (Приложение 7). - Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи и подводит учащихся к выводу о том, что питание рек зависит от климата. - Просит проанализировать, зависит ли питание от времени года. Побуждает к высказыванию своего мнения. Предлагает рассмотреть схему типов питания реки на слайде презентации (Приложение 8). - Предлагает определить тир питания реки Чарыш по сезонам года. |
|
Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку. Анализируют полученные результаты. Сравнивают цели, поставленные в начале урока, с полученными результатами. (Называют основные позиции учебного материала и как они их усвоили: что получилось, что не получилось и почему). -Осуществляют предварительную оценку. | - Предлагает выполнить задания (интерактивная доска). Выходят по одному ученику, а затем - всем работу в рабочей тетради (Приложение 9) - Организует взаимопроверку. - Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке; отмечает степень вовлеченности учащихся в работу; организует оценочные высказывания обучающихся. | |