Конспект урока по теме "Реки и озера Алтайского края" можно использовать в процессе изучения краеведческого материала в 6-7 классах коррекционной школы VIII вида.
Цели: Познакомить ребят с реками и озерами Алтайского края. Развивать кругозор учащихся и их познавательные способности. Повторить правила поведения у водоемов. Воспитывать любовь к родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Реки и озера Алтайского края"»
Тема: Реки и озера Алтайского края
Цели: Познакомить ребят с реками и озерами Алтайского края,развивать кругозор учащихся и их познавательные способности.
Оборудование: карта Алтайского края на доске, опорные слова, иллюстрации рек и озер , выставка книг посвященных Алтайскому краю.
Ход урока.
Организационный момент.
Я рада этой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Любые ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Снова в работу включайся, дружок!
Повторение
(На доске и у учеников на столах лежат карты Алтайского края)
-Откуда же произошло название Алтай? (Алтай (Алатын) значит золотые горы)
Работа с картой.
-Где расположен Алтайский край? (Алтайский край расположен на окраине Западносибирской равнины и является частью Сибири)
- С кем граничит Алтайский край? (Алтайский край граничит с Новосибирской областью, Кемеровской областью, республикой Казахстан и республикой Алтай )
- Найдите эти границы на картах, которые лежат у каждого на столах. (Дети работают с картой)
В нашем крае 12 городов.
- Найдите города на карте. Назовите их.
- Какие полезные ископаемые добывают в крае?
Чтение стихотворения.
Сейчас мы послушаем стихотворение об Алтае, которое написал барнаульский школьник Виталий Красноруцких. (читает один из класса).
- О чем это стихотворение?
Алтай.
По предгорьям Алтая
Я хожу не спеша.
Красота здесь такая –
Замирает душа.
Здесь крутой небосвод
И заснежены горы.
Здесь алтайский народ
И родные просторы.
Тут березка стоит,
К склонам гор прижимаясь,
Что-то ветру шепча,
Чуть заметно качаясь.
Здесь леса зелены.
И закат так прекрасен,-
Степи тайны полны.
Кто ж мой край так украсил.
В Барнауле живу-
Мне другого не надо.
И в мечтах, наяву-
Для меня он награда.
Тут простор и покой.
И скажу без сомненья:
Здесь и дом мой родной –
Уголок вдохновенья!
- О чем это стихотворение?
Сообщение темы урока
На доске записана тема урока. «Реки и озера Алтайского края»
-Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)
- Алтайский край богат реками. Здесь насчитывается более 17.000 рек, их них 776 имеет длину более 10 км, 32 – более 100 км, 5 – более 500 км. Наибольшее число рек сосредоточено в горных районах края. Вода в реках чистая, прозрачная. Богат край целебными источниками и родниковой водой.
-Давайте вместе их назовем и покажем на карте.
(Сопровождаю рассказ показом фотографии или иллюстраций.)
Обь – берёт своё начало при слиянии двух горных рек Бии и Катуни. (показать на карте).
Обь – слово из зырянского языка, по мнению ученых, связанное с персидским словом «об» - «вода». Географ В.Н.Татищев писал в 1744 году, что «сиё имя Обь есть остяцкое и значит Великая» ( Показать портрет)
Бия – (алтайское, бий- господин, повелитель) – правый исток Оби.
Катунь – (древнетюркское, кадын/хатун – женщина, повелительница) – левый приток Оби.
В народе существует много легенд об образовании замечательной реки Обь. Послушаем одну из легенд. (Рассказывает один из учеников, заранее подготовленный.)
Легенда «Откуда Обь течет»
Давно это было. В этом месте не было высоких гор, какие есть сейчас, а были обширные равнины. На этих равнинах паслись огромные стада овец, лошадей и другой живности, принадлежащих хану Алтаю. Но дороже богатств у хана была дочь, красавица Катынг. Много богатырей просили руки красавицы, но получали всегда отказ. Катынг втайне горячо любила бедного пастуха Бия.
Когда Катынг отвергла очередного жениха, отец рассердился и сказал: «Отдам тебя за того, за кого захочу». Тогда Катынг решает бежать к любимому Бию. Узнав о решении Катынг, Бий бросил ханские стада, побежал навстречу любимой.
Обнаружив пропажу дочери, хан Алтай приказал своим воинам: «Кто первым догонит мою дочь, тот получит её в жены». Быстрее ветра помчалась погоня. Каждый надеялся получить красавицу Катынг в жены. Много друзей и подруг помогали Катынг в побеге. Но и воины усердствовали. Быстрее всех оказались богатыри Бобыр, Сартакпай, Сарлык. Сарлык обманув друга Катынг Урсула, помчался дальше. Но на его пути поднялась Сема, любимая подруга Катынг, она обернулась рекой. Тем временем Бий и Катынг встретились и соединились навсегда в реку Обь.
В гневе хан Алтай превратил своих воинов в камни, сам тоже окаменел от горя. А грива бегущего коня Сарлыка окаменела поднятой перед рекой семой и стала перевалом Семинским, он последняя преграда перед встречей двух любящих сердец бия и Катуни (Катынг), образовавших собой великую реку Обь.
Физминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в сторону, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Мы вернемся быстро в класс,
Там дослушаем рассказ.
- О какой роли реки была наша физкультминутка? Что мы делали? (Мы отдыхали, значит река- место отдыха людей)
-Значение рек очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.
Работа в малых группах.
В бассейнах рек Алтайского края множество озер.По Кулундинской степи группами и в одиночку разбросаны более 2-х тысяч озёр. Величина их самая разнообразная. По своей форме они напоминают чашу с плоским дном.
Самое известное –Кулундинское.
Кулундинское озеро – самое большое среди всех озер Алтая (728 км. кв.) Его глубина не превышает 3 метров.
Закрепление изученного.
-А вы знаете , как вести себя правильно у водоема?
1) Работа в парах.
-Сейчас работая в парах, вы составите памятку “Правила поведения у водоема”.
( После прослушивания ответов составляется общая памятка.)
ПАМЯТКА
1.НЕ БРОСАЙ МУСОР В ВОДУ.
2.НЕ ОСТАВЛЯЙ МУСОР НА БЕРЕГУ.
3.НЕ МОЙ ТРАНСПОРТ В ВОДОЕМЕ.
-Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
Итог урока
- Что нового вы узнали о нашем крае?
- Понравился вам урок?
- Мы познакомились кратко с историей своего края, его животным и растительным миром.
Более подробно можно познакомиться также изучив и прочитав много книг.