kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Климат и человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником, источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять таблицу. 2. Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать.

3.Формировать интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.

Просмотр содержимого документа
«Климат и человек.»



План-конспект по географии в 8 классе.

Тема : Климат и человек.

Цели: 1. определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником, источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять таблицу. 2. Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать.

3.Формировать интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: климатическая карта России..

ХОД УРОКА


1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

2.1Фронтальный опрос:

  - Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант.

     1.  Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное. (арктический)

     2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат)

     3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС. (резко-континентальный)

     4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное. (субарктический)

     5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (муссонный)


3.Актуализаця опорных знаний.

– Как вы думаете, какие компоненты климата наиболее сильно влияют на человека?

– Почему необходим прогноз погоды?

– Представителям, каких профессий он (прогноз погоды) особенно необходим

4. Формирование новых З.У.Н.

4.1. Рассказ с элементами беседы:

1. Комфортность климата.

Да, действительно, нам всем необходимо знать погоду по разным причинам. В географии есть такой термин как комфортность климата. Запишите, что это такое.

Комфортность климата – степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.

Назаревский Олег Ростиславович (1910 – 1984 гг.) – советский климатолог, составивший таблицу комфортабельности климата и степени его благоприятности для человека.

Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации. Важна и длительность сезонов года, которая различна по районам. Например, считается, что в Западной Сибири зима продолжается от 240 дней в году на севере до 135 дней на юге, а лето соответственно от 30 дней до 140. Лето при этом определяется как период со средними суточными температурами воздуха выше + 100 С, а зима – ниже 0. Выделенный по такому критерию летний период продолжается до 240 дней в году на Черноморском побережье Кавказа, около 180 – 200 дней на Северном Кавказе, 120 – 150 дней в Подмосковье и около 90 дней в Архангельске.

Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. Климатические условия влияют и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Чем большую часть времени человек проводит в своей квартире, тем просторнее она должна быть. Так, на Крайнем Севере на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой площади, чем в средней полосе России, а число комнат должно быть на одну больше, чем количество членов семьи. В районах жаркого климата необходимы летние помещения: веранды, неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное проветривание.

Какой вывод можно сделать: наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают.

климатические условия, способствующие любому виду деятельности человека, называются климатическими ресурсами. Они относятся к категории практически неисчерпаемых ресурсов, их использование, не ведет к их уменьшению.

2. Агроклиматические ресурсы

К климатическим ресурсам относятся энергия ветра, энергия солнечного излучения, атмосферные осадки и т.д.

Климатические условия, благоприятствующие лечению и отдыху людей называются рекреационными климатическими ресурсами (рекреация – от латинского, восстанавливаю – восстановление сил, израсходованных человеком во время труда). К рекреационным климатическим ресурсам могут относиться солнечная весенняя погода при наличии снежного покрова, характерная для весны, когда, возможно заниматься горными лыжами; жаркое лето на побережье морей и озер, благоприятное для купания и пр. Для лечения одних болезней полезен ровный нежаркий климат Средней России, других – теплый и сухой климат полупустынь, третьих – климат среднегорья и высокогорья.

Из различных сфер деятельности человека наиболее тесно связано с климатом сельское хозяйство. Климатические условия, влияющие на ведение сельского хозяйства,– это агроклиматические ресурсы, изучением которых занимается агроклиматология.

Запишите в тетрадь: агроклиматические ресурсы – это сумма активных температур (сумма средних суточных температур за период, когда, по многолетним данным, средняя суточная температура превышает + 100С), необходимых для выращивания определенных растений.

Сумма активных температур

Что выращивают

менее 400

овощеводство в закрытом грунте

до 1000

редис, шпинат, лук на перо, репу,

1500-1700

ранний картофель

1500-1800

лен

1700-1900

поздний картофель

2500-2800

яровая пшеница

3200-3600

виноград

4000-4500

хлопчатник (среднеспелых сортов) цитрусовые

– Почему в России не выращивают цитрусовые?

– Виноградники в нашей стране выращивают на Черноморском побережье Кавказа. Почему?

– Вывод по вопросу: агроклиматические ресурсы (свет, тепло, влага) определяют возможности выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур, а человек решает, как воспользоваться этими возможностям.

3. Неблагоприятные климатические явления в России.

Используя учебник, стр.110 рис 87, выпишите в тетрадь стихийные явления, связанные с климатом (работа с учебником).

Охрана атмосферного воздуха: кислотные дожди, озоновые дыры, смог.

Города с самым загрязненным воздухом в России (по данным Росгидромета)

1. Норильск

11. Новосибирск

2. Москва

12. Санкт-Петербург

3. Новокузнецк

13. Нижний Тагил

5. Липецк

14. Челябинск

6. Омск

15. Красноярск

7. Асбест

16. Волгоград

8. Череповец

17. Новочеркасск

9. Воркута

18. Ангарск

10. Магнитогорск

19. Тула

11. Уфа

20. Братск

Климат России так холоден, что за зиму для обогрева одного жителя расходуется в:

Москве 3 тонны каменного угля, в Хабаровске – 4, в Норильске – 7.

За один день человек, живущий в центре крупного города, вдыхает с воздухом столько ядовитых веществ, сколько содержится в двух пачках сигарет.

Среди самых грязных городов России – Ангарск. Его нефтехимические заводы ежегодно выбрасывают в атмосферу более650 т. серной кислоты,110 000 т. углеводородов, 140 000 т. двуокиси серы.

5. Закрепление и обобщение.

1. Групповая работа: Используя карты атласа “Агроклиматические ресурсы” определите сумму активных температур для городов, и какие сельскохозяйственные культуры здесь выращивают (работа с атласом):

Группа 1: Мурманск

Группа 2: Якутск

Группа 3: Новосибирск

Группа 4:Москва

Группа 5: Петропавловск-Камчатский.

2. Какие неблагоприятные климатические явления характерны для городов:

Группа 1: Мурманск

Группа 2: Якутск

Группа 3: Новосибирск

Группа 4:Москва

Группа 5: Петропавловск-Камчатский

Подведение итогов урока. При ответе на вопрос каждая группа получала по одному баллу. Суммируйте свои баллы и поставьте каждому в своей группе оценки. Сумма не должна превышать количество баллов.

6. Домашнее задание

§22, нанесите на контурную карту самые грязные города России

7. Итог урока.

































5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Климат и человек.

Автор: Цхурбаева Ольга Сергеевна

Дата: 29.05.2017

Номер свидетельства: 419189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Разработка урока "Влияние климата на жизнь и хояйственную деятельность человека" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-vliianiie-klimata-na-zhizn-i-khoiaistviennuiu-dieiatiel-nost-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "215580"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432731961"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Урок по теме Климат Евразии "
    ["seo_title"] => string(30) "urok-po-tiemie-klimat-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "206980"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430314656"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "конспект урока-исследования "Климат Африки" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-klimat-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "141688"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418148928"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок по теме Климат материка Евразии "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-po-tiemie-klimat-matierika-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "206997"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430316564"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Создание здорового психологического климата в коллективе"
    ["seo_title"] => string(65) "sozdaniie-zdorovogho-psikhologhichieskogho-klimata-v-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "136372"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417097216"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства