kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Влияние климата на жизнь и хояйственную деятельность человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Материал урока разработан для проведения заключительного занятия по теме «Климат». Ученикам предлагается подтвердить или опровергнуть гипотезу - высказывание Ш. Монтескьё о климате. Вся работа  построена на использовании  знаний и опыта учащихся. Учителем разработаны ряд заданий, выполняя которые ученики последовательно подтверждают правильность выводов, сделанных французским ученым. Мультимедийная презентация позволяет рационально организовать работу на уроке, сделать информацию более наглядной, а задания и выводы проверяемыми.

            Тип урока - урок новых знаний.

            Цель урока. Создание условий, для формирования умений  обучающихся оценивать климат местности, устанавливать причинно-следственные связи между климатом, образом жизни  и хозяйственной деятельностью людей.

            Задачи

  1. Показать влияние климатических условий  на хозяйственную жизнь, быт и здоровье человека.
  2. Решить проблемные задания, используя различные виды географической информации.
  3.  Установить причинно-следственные связи между климатом и  жизнью человека.
  4. Оценить комфортность проживания в своей местности.

            Методы и приемы.

             Решение проблемных ситуаций, работа с географическими источниками информации, заполнение  схем и контурных карт.

            Оборудование

  1.  Учебник. География России. Природа и население. 8 класс. Под редакцией А.И. Алексеева. – М. Дрофа, 2005.
  2. Атлас «География.8 класс». - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
  3. Листы самостоятельной деятельности учеников.
  4. Знаки успешности.
  5. Мультимедийная презентация.
  6. Компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.

            Ход урока

            1. Мотивационный этап. (Слайды 1 и 2)

            На мотивационном этапе учащимся предлагается  прокомментировать высказывание французского просветителя Шарля-Луи  де Монтескьё: «Власть климата сильнее всех властей». В ходе обсуждения в группах дети приходят к выводу, что еще в начале VIII века французский ученый указал на то, что климат способен влиять на многие природные процессы и управлять жизнью человека. Но эта гипотеза, выдвинутая ученым, нуждается в доказательствах или опровержении, поискам которых и будет посвящен сегодняшний урок.

            На всех последующих этапах урока ученики работают в группах, выполняют задания предложенные учителем, записывают краткие выводы в листы самостоятельной деятельности и оценивают свою работу в соответствие с критериями:

  • «5», если мы выполнили задание самостоятельно;
  • «4», если нам помогли учитель или одноклассники;
  • «3», если вписали готовый ответ.

            Кроме этого, каждый может заработать дополнительные баллы –  «знаки успешности». Для этого нужно активно участвовать в работе групп, отвечать на вопросы учителя, предлагать оригинальные варианты и пути решения заданий.

            2. Этап планирования.  (Слайды 3, 4, 5)

            Ученики продолжают работу в группах и формулируют тему, цели, ставят задачи,  над которыми они будут работать в течение урока. Заполняют «Лист самостоятельной деятельности  учащихся». Для этого ни используют вопросы и инструкции  на  слайдах.

              3. Этап исследование

            Ученикам предлагается провести исследование, выполнив задания предложенные учителем и  доказать гипотезу, выдвинутую Шарлем-Луи  де Монтескьё.

            Задание1. (Слайды 6,7,8,9,10). Можно ли по карте плотности сельского населения  судить о влиянии климата на сельское хозяйство?  

            Для конкретизации знаний об агроклиматических условиях ученики выполняют задание «Дополни предложение и заполни пропуски». (Слайд 11).  Учащиеся, которые испытывает затруднения, могут воспользоваться текстом учебника.

     Задание 2. (Слайд 13). Распределите виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимому   виду. Транспорт: автомобильный, трубопроводный, авиационный, морской, электронный.

            Задание 3. (Слайд 14). Существует ли зависимость между затратами на строительство и климатическими условиями? Чтобы ответить на вопрос, проанализируйте карту «Удорожание строительства под влиянием природных факторов» и сопоставьте ее с картой «Климатические пояса"

            Задание 4. (Слайд 17). Определите, на каких  рисунках изображены города Норильск, Дербент, Калининград

            Задание 5. (Слайды 18, 19). Объясните чем и почему отличаются национальные костюмы? Найдите соответствие между национальным костюмом и национальной кухней. Объясните свой выбор

            Задание 6. Климатическая разминка. (Слайд 21).

            Учитель зачитывает ученикам утверждения. Некоторые из них являются ложными. Учащиеся должны отреагировать на верное утверждение аплодисментами.  На неверное – встать и объяснить, где закралась ошибка. Для учеников, испытывающих затруднение, в листе самостоятельной деятельности приводится справочная таблица о неблагоприятных климатических явлениях.

Явление.   Как проявляется?  В каких районах?

      1. Засуха. Долгая сухая погода с повышенной температурой. Степные и полупустынные районы.

      2. Суховей. Жаркий (+250 …+300С), сухой (30% влажности) и сильный (5 м/с) ветер в течение нескольких дней. Прикаспийская низменность и Северный Кавказ.

      3. Пыльная буря. Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы. Юг Русской равнины и Урала, Алтай.

      4. Ураган. Ветер огромной скорости (30 м/с) и разрушительной силы. Повсеместно при прохождении циклонов.

      5. Заморозки. Понижение температуры воздуха ниже 00С весной и осенью. Повсеместно.

      6. Сильный мороз. Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова. Север и восток России.

      7. Град. Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (от 5 до 55 мм и больше). Повсеместно, особенно юг Русской Равнины.

      8. Гололед. Корка льда, образующаяся при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно весной или осенью. Повсеместно.

      9. Туман. Скопление водяных капель в приземном слое. Повсеместно.

«Согласны ли вы с утверждением?»

  1. Долгая сухая погода с повышенной температурой в степных районах называется засуха.

  2. Пыльная буря возникает повсеместно при прохождении циклонов.

  3. Сильный мороз – это понижение температуры воздуха ниже 00С весной и осенью.

  4. Суховей – это жаркий (+250 …+300С) и сухой (30% влажности) ветер.

  5. Град – это атмосферные осадки в виде частиц плотного льда.

  6. Гололед - это скопление водяных капель в приземном слое.

  7. Туман – это атмосферные осадки в виде частиц плотного льда размером от 5 до 55 мм и больше.

                Задание 7.  (Слайд 22, 23). Приведите примеры влияния климата и погоды на здоровье человека. Почему важно прогнозировать погоду? Где расположена метеостанция, фотографии которой размещены на слайде? Для чего предназначены метеорологические приборы, установленные на территории этой метеостанции? Куда поступают данные о погоде собранные на этой метеостанции.

                Задание 8. (Слайд 24). Используя карту «Продолжительность благоприятного периода для летнего отдыха и туризма», определите районы страны наиболее благоприятные для проведения летних каникул. Аргументируйте свой выбор.

                Задание 9. (Слайд 25). Оцените по пятибалльной системе комфортность климатических условий  в выделенных зонах на карте. Сопоставьте ваши выводы с картой «Степень благоприятности природных условий для жизни населения» в учебнике составленной по результатам работы географа О.Р. Назаревского.

                Задание 10. (Слайд 26). Оцените комфортность климатических  условий с точки зрения эвенкийской девочки. Сравните полученный результат с картой О.Р. Назаревского.

                Задание 11. Итоговое. (Слайд 29). Заполнить схему, используя полученные знания на урок

            4 этап.  Оформление результатов и представление отчета

            На этом этапе урока ученики заканчивают работу в листах самостоятельной деятельности, выставляют себе оценки и сдают работы.

            Чтобы подвести итоги работы ученики отвечают на вопросы.

  • Смогли ли вы подтвердить высказывание французского просветителя Шарля-Луиде Монтескьё: «Власть климата сильнее всех властей»?

  • Были ли решены все задачи, запланированные в начале урока?

  • Добились ли вы своей цели?

                6 этап. Рефлексия

                Ученики обсуждают  и оценивают степень удовлетворенности итогами своей работы на уроке. (Слайд 31).

                7 этап. Домашнее задание. (Слайд 33).

                 Ученики выбирают домашнее задание из пяти предложенных вариантов.

Литература

  1. Атлас «География.8 класс». - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012. 

  2. Ким Э.В. География России. 8 кл.: Природа и население: рабочая тетрадь для учителя к учебнику под ред. А.И. Алексеева/ Э.В. Ким, Н.П. Петрушина. М.: Дрофа, 2003.
  3. Ким Э.В. География России. 8кл.: Природа и население: рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России. Кн. 1: Природа и население»/ Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев.- М.: Дрофа, 2008.
  4. Контурные карты «География.8 кл.» - М.:Дрофа; Издательство ДИК, 2012 – 16с.: ил.
  5. Учебник. География России. Природа и население. 8 класс. Под редакцией А.И. Алексеева. – М. Дрофа, 2008.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Влияние климата на жизнь и хояйственную деятельность человека" »

Власть климата  сильнее всех властей   Т.М. Бескоровайная учитель географии МОУ «Романовская СОШ» с. Романово, 2011 г

Власть климата сильнее всех властей

Т.М. Бескоровайная

учитель географии МОУ «Романовская СОШ»

с. Романово, 2011 г

Власть климата сильнее всех властей   Шарль-Луи де Монтескьё  французский писатель, правовед и философ 1689 - 1755

Власть климата сильнее всех властей

Шарль-Луи де Монтескьё французский писатель, правовед и философ 1689 - 1755

Вопрос для формулирования темы

Вопрос для формулирования темы

  • Что меня больше всего интересует в данной проблеме?
  • Что хотелось бы изучить более глубоко?
  • За что я могу получить лучшую оценку?
  • Как мне удивить одноклассников?
Приём постановки целей Я хочу… Я хочу …

Приём постановки целей

Я хочу…

Я хочу …

  • Узнать
  • Выявить
  • Уточнить
  • Понять
  • Раскрыть
  • Описать
  • Объяснить
  • Составить
  • Изобразить
  • Выяснить
  • Найти
  • Научиться
Пути постановки задач Основные шаги в достижении цели   - подумать самостоятельно …   - изучить доступные источники   информации …   - узнать, что думают об этом …   - обратиться за помощью …   - выполнить …   - другое …

Пути постановки задач

Основные шаги в достижении цели

- подумать самостоятельно …

- изучить доступные источники информации …

- узнать, что думают об этом …

- обратиться за помощью …

- выполнить …

- другое …

Влияние климата на жизнь и деятельность человека  Транспорт  Строительство Неблагоприятные погодно-климатические явления Засуха     Град

Влияние климата на жизнь и деятельность человека

Транспорт

Строительство

Неблагоприятные погодно-климатические явления

Засуха

Град

Влияние климата на жизнь и деятельность человека Строительство Сельское  хозяйство Транспорт Быт человека Неблагоприятные погодно-климатические явления Засуха Замо-розки Сухо-вей Пыль- ная Ту- ман Сильные  морозы Град Ура- ган Голо-лед  буря

Влияние климата на жизнь и деятельность человека

Строительство

Сельское хозяйство

Транспорт

Быт человека

Неблагоприятные погодно-климатические явления

Засуха

Замо-розки

Сухо-вей

Пыль-

ная

Ту-

ман

Сильные морозы

Град

Ура-

ган

Голо-лед

буря

Можно ли по карте плотности сельского населения судить о влиянии климата на сельское хозяйство?

Можно ли по карте плотности сельского населения судить о влиянии климата на сельское хозяйство?

Продолжительность безморозного периода

Продолжительность безморозного периода

Сумма активных температур

Сумма активных температур

Зоны увлажнения

Зоны увлажнения

Связь  между увлажнением  территории  и  испарением

Связь между увлажнением территории и испарением

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?  ( учебник стр. 93-94)

Какие климатические показатели являются агроклиматическими? ( учебник стр. 93-94)

  • ……………… почвы и приземного слоя воздуха.
  • ……………… . , при которой начинается рост и развитие растений.
  • ……………… . для ускоренного роста и созревания.
  • ……………… , характеризующую морозостойкость культур.
  • Продолжительность ……………… (сумма ……………. )
  • Количество …………. дней, или …………… дней.
  • Режим ………………………..
  • Наибольшее значение имеет …………………………
Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

  • Температура почвы и приземного слоя воздуха.
  • …………………… , при которой начинается рост и развитие растений.
  • …………………………………… . для ускоренного роста и созревания.
  • ………………………… , характеризующая морозостойкость культур.
  • Продолжительность ……………………… (сумма ………………………….. )
  • Количество …………… дней, или ………………………………………. дней.
  • Режим ………………….. .
  • Наибольшее значение имеет ……………………………… .
Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

  • Температура почвы и приземного слоя воздуха.
  • Минимальная температура , при которой начинается рост и развитие растений.
  • …………………………………… для ускоренного роста и созревания.
  • ………………………… , характеризующая морозостойкость культур.
  • Продолжительность ………………………. (сумма …………………………. )
  • Количество ……………. дней, или ………………………………….. дней.
  • Режим …………………… .
  • Наибольшее значение имеет ………………………………….. .
Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

  • Температура почвы и приземного слоя воздуха.
  • Минимальная температура , при которой начинается рост и развитие растений.
  • Оптимальная температура для ускоренного роста и созревания.
  • ………………………… , характеризующая морозостойкость культур.
  • Продолжительность ………………………… (сумма ………………………. )
  • Количество ………….. дней, или …………………………………….. дней.
  • Режим …………………………… .
  • Наибольшее значение имеет ……………………………………………. .
Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

  • Температура почвы и приземного слоя воздуха.
  • Минимальная температура , при которой начинается рост и развитие растений.
  • Оптимальная температура для ускоренного роста и созревания.
  • Наиболее низкая температура , характеризующая морозостойкость культур.
  • Продолжительность ………………………… (сумма ……………………….. )
  • Количество ……………………… дней, или ............................ дней.
  • Режим ………………………………. .
  • Наибольшее значение имеет …………………………………… .
Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

  • Температура почвы и приземного слоя воздуха.
  • Минимальная температура , при которой начинается рост и развитие растений.
  • Оптимальная температура для ускоренного роста и созревания.
  • Наиболее низкая температура , характеризующая морозостойкость культур.
  • Продолжительность безморозного периода (сумма среднемесячных температур выше + 10 градусов )
  • Количество …………… дней, или ………………………………….. дней.
  • Режим ………………………….. .
  • Наибольшее значение имеет ………………………………………. .
Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

  • Температура почвы и приземного слоя воздуха.
  • Минимальная температура , при которой начинается рост и развитие растений.
  • Оптимальная температура для ускоренного роста и созревания.
  • Наиболее низкая температура , характеризующая морозостойкость культур.
  • Продолжительность безморозного периода (сумма среднемесячных температур выше + 10 градусов )
  • Количество солнечных дней, или прохладных, облачных дней.
  • Режим …………………………… .
  • Наибольшее значение имеет …………………………… .
Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

  • Температура почвы и приземного слоя воздуха.
  • Минимальная температура , при которой начинается рост и развитие растений.
  • Оптимальная температура для ускоренного роста и созревания.
  • Наиболее низкая температура , характеризующая морозостойкость культур.
  • Продолжительность безморозного периода (сумма среднемесячных температур выше + 10 градусов )
  • Количество солнечных дней, или прохладных, облачных дней.
  • Режим увлажнения .
  • Наибольшее значение имеет …………………………………. .
Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

Какие климатические показатели являются агроклиматическими?

  • Температура почвы и приземного слоя воздуха.
  • Минимальная температура , при которой начинается рост и развитие растений.
  • Оптимальная температура для ускоренного роста и созревания.
  • Наиболее низкая температура , характеризующая морозостойкость культур.
  • Продолжительность безморозного периода (сумма среднемесячных температур выше + 10 градусов ).
  • Количество солнечных дней, или прохладных, облачных дней.
  • Режим увлажнения .
  • Наибольшее значение имеет коэффициент увлажнения .
Распределите виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимому виду . После ливня Автомобильный Трубопроводный Авиационный Морской Электронный После снегопада Гололед

Распределите виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимому виду .

После ливня

Автомобильный

Трубопроводный

Авиационный

Морской

Электронный

После снегопада

Гололед

Распределите виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимому виду. После ливня 1. Авиационный 2. Морской 3. Автомобильный 4. Трубопроводный 5. Электронный После снегопада В гололед

Распределите виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимому виду.

После ливня

1. Авиационный

2. Морской

3. Автомобильный

4. Трубопроводный

5. Электронный

После снегопада

В гололед

Как стоимость строительства зависит от климатических факторов

Как стоимость строительства зависит от климатических факторов

В Б А Определите, на каких рисунках изображены города Норильск, Дербент, Калининград?

В

Б

А

Определите, на каких рисунках изображены города Норильск, Дербент, Калининград?

В Б А Норильск Дербент Калининград

В

Б

А

Норильск

Дербент

Калининград

Чем и почему отличаются национальные костюмы?

Чем и почему отличаются национальные костюмы?

А Г Б Д Ненецкий национальный костюм В Е Национальный  костюм  донских казачек

А

Г

Б

Д

Ненецкий национальный костюм

В

Е

Национальный костюм донских казачек

А Г Б Д Ненецкий национальный костюм В Е Национальный  костюм  донских казачек

А

Г

Б

Д

Ненецкий национальный костюм

В

Е

Национальный костюм донских казачек

Климатическая разминка

Климатическая разминка

Влияние климата на здоровье

Влияние климата на здоровье

Определите районы страны наиболее благоприятные для проведения летних каникул

Определите районы страны наиболее благоприятные для проведения летних каникул

Оцените комфортность климатических условий

Оцените комфортность климатических условий

Степень благоприятности природных условий

Степень благоприятности природных условий

Оцените комфортность климатических условий с точки зрения девочки, живущей за полярным кругом

Оцените комфортность климатических условий с точки зрения девочки, живущей за полярным кругом

Погода в классе А Б В Д Г Е

Погода в классе

А

Б

В

Д

Г

Е

Домашнее задание Какие климатические особенности территории могут влиять на материальные затраты людей? Пользуясь рис. 56 на стр. 91, сделайте вывод о том, в каких районах затраты на жизнь будут наибольшими. Выгодно ли размещать в этих районах предприятия с большой численностью работающих? Как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта – например, в Якутии и на Черноморском побережье. Проанализируйте климатические особенности Алтайского края с точки зрения влияния на жизнь и быт людей и возможности занятия сельским хозяйством. Разработайте толковый словарь основных понятий и терминов по теме «Климат и человек» со ссылками на источники информации. Заполните схему

Домашнее задание

  • Какие климатические особенности территории могут влиять на материальные затраты людей? Пользуясь рис. 56 на стр. 91, сделайте вывод о том, в каких районах затраты на жизнь будут наибольшими. Выгодно ли размещать в этих районах предприятия с большой численностью работающих?
  • Как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта – например, в Якутии и на Черноморском побережье.
  • Проанализируйте климатические особенности Алтайского края с точки зрения влияния на жизнь и быт людей и возможности занятия сельским хозяйством.
  • Разработайте толковый словарь основных понятий и терминов по теме «Климат и человек» со ссылками на источники информации.
  • Заполните схему

Всем хорошей погоды и благоприятного климата!

Всем хорошей погоды и благоприятного климата!

Климат и человек Т.М. Бескоровайная учитель географии МОУ «Романовская СОШ» с. Романово, 2011 г

Климат и человек

Т.М. Бескоровайная

учитель географии МОУ «Романовская СОШ»

с. Романово, 2011 г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Влияние климата на жизнь и хояйственную деятельность человека"

Автор: Бескоровайная Татьяна Михайловна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства