Материал урока разработан для проведения заключительного занятия по теме «Климат». Ученикам предлагается подтвердить или опровергнуть гипотезу - высказывание Ш. Монтескьё о климате. Вся работа построена на использовании знаний и опыта учащихся. Учителем разработаны ряд заданий, выполняя которые ученики последовательно подтверждают правильность выводов, сделанных французским ученым. Мультимедийная презентация позволяет рационально организовать работу на уроке, сделать информацию более наглядной, а задания и выводы проверяемыми.
Тип урока - урок новых знаний.
Цель урока. Создание условий, для формирования умений обучающихся оценивать климат местности, устанавливать причинно-следственные связи между климатом, образом жизни и хозяйственной деятельностью людей.
Задачи
- Показать влияние климатических условий на хозяйственную жизнь, быт и здоровье человека.
- Решить проблемные задания, используя различные виды географической информации.
- Установить причинно-следственные связи между климатом и жизнью человека.
- Оценить комфортность проживания в своей местности.
Методы и приемы.
Решение проблемных ситуаций, работа с географическими источниками информации, заполнение схем и контурных карт.
Оборудование
- Учебник. География России. Природа и население. 8 класс. Под редакцией А.И. Алексеева. – М. Дрофа, 2005.
- Атлас «География.8 класс». - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
- Листы самостоятельной деятельности учеников.
- Знаки успешности.
- Мультимедийная презентация.
- Компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.
Ход урока
1. Мотивационный этап. (Слайды 1 и 2)
На мотивационном этапе учащимся предлагается прокомментировать высказывание французского просветителя Шарля-Луи де Монтескьё: «Власть климата сильнее всех властей». В ходе обсуждения в группах дети приходят к выводу, что еще в начале VIII века французский ученый указал на то, что климат способен влиять на многие природные процессы и управлять жизнью человека. Но эта гипотеза, выдвинутая ученым, нуждается в доказательствах или опровержении, поискам которых и будет посвящен сегодняшний урок.
На всех последующих этапах урока ученики работают в группах, выполняют задания предложенные учителем, записывают краткие выводы в листы самостоятельной деятельности и оценивают свою работу в соответствие с критериями:
- «5», если мы выполнили задание самостоятельно;
- «4», если нам помогли учитель или одноклассники;
- «3», если вписали готовый ответ.
Кроме этого, каждый может заработать дополнительные баллы – «знаки успешности». Для этого нужно активно участвовать в работе групп, отвечать на вопросы учителя, предлагать оригинальные варианты и пути решения заданий.
2. Этап планирования. (Слайды 3, 4, 5)
Ученики продолжают работу в группах и формулируют тему, цели, ставят задачи, над которыми они будут работать в течение урока. Заполняют «Лист самостоятельной деятельности учащихся». Для этого ни используют вопросы и инструкции на слайдах.
3. Этап исследование
Ученикам предлагается провести исследование, выполнив задания предложенные учителем и доказать гипотезу, выдвинутую Шарлем-Луи де Монтескьё.
Задание1. (Слайды 6,7,8,9,10). Можно ли по карте плотности сельского населения судить о влиянии климата на сельское хозяйство?
Для конкретизации знаний об агроклиматических условиях ученики выполняют задание «Дополни предложение и заполни пропуски». (Слайд 11). Учащиеся, которые испытывает затруднения, могут воспользоваться текстом учебника.
Задание 2. (Слайд 13). Распределите виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимому виду. Транспорт: автомобильный, трубопроводный, авиационный, морской, электронный.
Задание 3. (Слайд 14). Существует ли зависимость между затратами на строительство и климатическими условиями? Чтобы ответить на вопрос, проанализируйте карту «Удорожание строительства под влиянием природных факторов» и сопоставьте ее с картой «Климатические пояса"
Задание 4. (Слайд 17). Определите, на каких рисунках изображены города Норильск, Дербент, Калининград
Задание 5. (Слайды 18, 19). Объясните чем и почему отличаются национальные костюмы? Найдите соответствие между национальным костюмом и национальной кухней. Объясните свой выбор
Задание 6. Климатическая разминка. (Слайд 21).
Учитель зачитывает ученикам утверждения. Некоторые из них являются ложными. Учащиеся должны отреагировать на верное утверждение аплодисментами. На неверное – встать и объяснить, где закралась ошибка. Для учеников, испытывающих затруднение, в листе самостоятельной деятельности приводится справочная таблица о неблагоприятных климатических явлениях.
Явление. Как проявляется? В каких районах?
1. Засуха. Долгая сухая погода с повышенной температурой. Степные и полупустынные районы.
2. Суховей. Жаркий (+250 …+300С), сухой (30% влажности) и сильный (5 м/с) ветер в течение нескольких дней. Прикаспийская низменность и Северный Кавказ.
3. Пыльная буря. Сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы. Юг Русской равнины и Урала, Алтай.
4. Ураган. Ветер огромной скорости (30 м/с) и разрушительной силы. Повсеместно при прохождении циклонов.
5. Заморозки. Понижение температуры воздуха ниже 00С весной и осенью. Повсеместно.
6. Сильный мороз. Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова. Север и восток России.
7. Град. Атмосферные осадки в виде частиц плотного льда (от 5 до 55 мм и больше). Повсеместно, особенно юг Русской Равнины.
8. Гололед. Корка льда, образующаяся при замерзании переохлажденных капель дождя или тумана, обычно весной или осенью. Повсеместно.
9. Туман. Скопление водяных капель в приземном слое. Повсеместно.
«Согласны ли вы с утверждением?»
-
Долгая сухая погода с повышенной температурой в степных районах называется засуха.
-
Пыльная буря возникает повсеместно при прохождении циклонов.
-
Сильный мороз – это понижение температуры воздуха ниже 00С весной и осенью.
-
Суховей – это жаркий (+250 …+300С) и сухой (30% влажности) ветер.
-
Град – это атмосферные осадки в виде частиц плотного льда.
-
Гололед - это скопление водяных капель в приземном слое.
-
Туман – это атмосферные осадки в виде частиц плотного льда размером от 5 до 55 мм и больше.
Задание 7. (Слайд 22, 23). Приведите примеры влияния климата и погоды на здоровье человека. Почему важно прогнозировать погоду? Где расположена метеостанция, фотографии которой размещены на слайде? Для чего предназначены метеорологические приборы, установленные на территории этой метеостанции? Куда поступают данные о погоде собранные на этой метеостанции.
Задание 8. (Слайд 24). Используя карту «Продолжительность благоприятного периода для летнего отдыха и туризма», определите районы страны наиболее благоприятные для проведения летних каникул. Аргументируйте свой выбор.
Задание 9. (Слайд 25). Оцените по пятибалльной системе комфортность климатических условий в выделенных зонах на карте. Сопоставьте ваши выводы с картой «Степень благоприятности природных условий для жизни населения» в учебнике составленной по результатам работы географа О.Р. Назаревского.
Задание 10. (Слайд 26). Оцените комфортность климатических условий с точки зрения эвенкийской девочки. Сравните полученный результат с картой О.Р. Назаревского.
Задание 11. Итоговое. (Слайд 29). Заполнить схему, используя полученные знания на урок
4 этап. Оформление результатов и представление отчета
На этом этапе урока ученики заканчивают работу в листах самостоятельной деятельности, выставляют себе оценки и сдают работы.
Чтобы подвести итоги работы ученики отвечают на вопросы.
-
Смогли ли вы подтвердить высказывание французского просветителя Шарля-Луиде Монтескьё: «Власть климата сильнее всех властей»?
-
Были ли решены все задачи, запланированные в начале урока?
-
Добились ли вы своей цели?
6 этап. Рефлексия
Ученики обсуждают и оценивают степень удовлетворенности итогами своей работы на уроке. (Слайд 31).
7 этап. Домашнее задание. (Слайд 33).
Ученики выбирают домашнее задание из пяти предложенных вариантов.
Литература
-
Атлас «География.8 класс». - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
- Ким Э.В. География России. 8 кл.: Природа и население: рабочая тетрадь для учителя к учебнику под ред. А.И. Алексеева/ Э.В. Ким, Н.П. Петрушина. М.: Дрофа, 2003.
- Ким Э.В. География России. 8кл.: Природа и население: рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И. Алексеева «География России. Кн. 1: Природа и население»/ Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев.- М.: Дрофа, 2008.
- Контурные карты «География.8 кл.» - М.:Дрофа; Издательство ДИК, 2012 – 16с.: ил.
-
Учебник. География России. Природа и население. 8 класс. Под редакцией А.И. Алексеева. – М. Дрофа, 2008.