таблица № 2. Влияние климатических факторов на здоровье и жизнедеятельность человека;
I. Организационный момент
1. Приветствие:
– Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем скорей урок. – Как хорошо, что мы сегодня все вместе!
2. Определение отсутствующих
3. Проверка готовности учащихся к уроку
II. Целеполагание и мотивация
Постановка цели и мотивация в ходе вводной беседы с учащимися
1. Вводная беседа с целью актуализации опорных знаний учащихся по данному вопросу.
Интересный факт:
С октября 1981 г. специальные службы Москвы обеспечивают хорошую погоду в дни праздников, военных парадов и демонстраций. Каким образом? Что известно вам о вмешательстве человека в атмосферные процессы? (Учитель предлагает вспомнить все, что ребята знают о климате и его влиянии на человека)
2. Постановка учебной задачи
Учитель формулирует главную проблему урока: влияет ли климат на человека и как? Какова обратная связь? Учебная задача решается совместными усилиями с учащимися.
Подвести учеников к теме урока: Учитель: Вспомнить что такое климат? Как человек взаимосвязан с климатом? Ученики: Отвечают на вопросы. Учитель: в результате как вы думаете какая у нас сегодня с вами будет новая тема? Ученики называют тему урока.
Работа с терминологической картой.
Повторение понятий:
климат
солнечная радиация
суммарная радиация
воздушные массы
циклон
антициклон
атмосферный фронт
атмосферное давление
погода
коэффициент увлажнения
испаряемость
амплитуда
трансформация
2. Работа с картами атласа
– Ребята, сравните, пожалуйста, климатическую карту России и карту «Плотности населения России» и ответьте на вопросы:
1. В каких климатических поясах на территории России наименьшая плотность населения? Почему? 2.В каких климатических поясах на территории России наибольшая плотность населения? Почему? 3. Как вы думаете, оказывает ли климат влияние на жизнь человека?
IV. Изучение нового материала
Мотивация учащихся на изучение нового материала постановкой проблемных вопросов:
1) Влияет ли климат на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность людей? Как? 2) Какие неблагоприятные климатические явления, вы знаете?
– Для решения поставленных задач нам необходимо проработать несколько теоретических вопросов.
1) Обратите внимание, пожалуйста, на доску, на которой изображена схема. Работая с данной схемой и со слайдами презентации, мы с вами сейчас докажем, что климат действительно оказывает существенное влияние на жизнь и деятельность человека.
Особенно от климата зависит сельское хозяйство. Свойство климата, позволяющие выращивать различные сельскохозяйственные культуры, называются агроклиматическими ресурсами (определение учащиеся записывают в тетрадь).
Важнейшими показателями агроклиматических ресурсов являются:
продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10 С (вегетационный период)
сумма температур за этот период
коэффициент увлажнения
мощность и продолжительность снежного покрова
Работа с картой (карта «Агроклиматические ресурсы»)
– Какие культуры позволяют выращивать агроклиматические ресурсы нашей местности? (Овес, озимая пшеница, озимая рожь, лен) – Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые культуры? (Сильные морозы и заморозки)
Россия в силу географического положения несет огромные материальные затраты для поддержания жизнедеятельности населения:
расходы на строительство и отопление зданий
производство теплой одежды и продуктов питания
– Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе? (Народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.) Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, строят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остекленением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами. А в условиях жаркого климата, например на Северном Кавказе, необходимы летние помещения: веранды, и остекленные террасы.
– Ежедневный прогноз погоды важен не только для выходящих из дома людей, но и людей управляющих различными видами транспорта. Для навигации морских и воздушных судов существует три серьезные проблемы: сильные воздушные потоки, низкие температуры и туманы. Аэропорты закрываются на несколько часов или дней в случае обледенения взлетной полосы, сильного снега или тумана.
Климат влияет на здоровье людей. Каким образом?
при низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;
долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;
недостаток йода в окружающей среде ведет к заболеваниям щитовидной железы;
в горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.
– Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат? Ответ учеников: (Да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа)
Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата:
1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС. 2. Вырубка лесов. 3. Увеличение доли автомобильного транспорта.
2) Сообщения учащихся о неблагоприятных климатических условиях. Среди неблагоприятных климатических условиях для человека и его жизнедеятельности можно назвать: засухи, пыльные бури, заморозки, град, гололед, ураганы, сильные ливни. Учащиеся слушают своих товарищей и заносят основную информацию в таблицу
Вид явления
Особенности проявления
Районы проявления в России
засуха
пыльная буря
заморозки
град
гололед
ураган
сильные ливни
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. Четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парты тихо сесть.
V. Закрепление нового материала
Географический диктант (Презентация «Климат и человек»)
Понижения температуры воздуха ниже 0 С весной и осенью.
Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.
Осадки в виде частиц льда.
Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или осенью.
Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы.
Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней.
Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой.
Длительный период длящаяся сухая погода с высокой температурой воздуха.
Жители, каких городов испытывают на себе влияние продолжительной и суровой зимы.
Представители каких профессий составляют прогноз погоды.
Проверка географического диктанта:
Заморозок
Сильные морозы
Град
Гололед
Туман
Суховей
Ураган
Засуха
Норильск или Мурманск
Метеорологи, синоптики
VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок в журнал.
VII. Рефлексия Начинаю опрашивать учеников.
1. Сегодня на уроке мне понравилось… 2. Меня особенно удивило то, что… 3. До сегодняшнего урока я думал (думала), что..., а сейчас знаю…
IX. Домашнее задание
Параграф учебника выучить, и письменно ответить на вопросы: «Какие неблагоприятные климатические условия встречаются в вашей местности? В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?»