Учитель географии Асташов А.Н.
Тема: Как люди используют реки.
Цели: познакомить учащихся с использованием рек, их значением, с охраной воды, объяснить необходимость бережного отношения к воде, развивать и совершенствовать навыки работы с картой, воспитывать любознательность.
Оборудование: физическая карта, атлас, рабочие тетради.
Словарная работа: гидроэлектростанция.
Ход урока
I. Оргмомент.
II.Проверка домашнего задание.
У. Загадка «По серебряной дороге мы отправились в поход, остановимся на отдых, а она течет, течет.» (река)
- При выполнении домашнего задания вы узнали как на карте обозначаются реки, скажите как? (синими жилками)
- Ребята, покажите в своих атласах реки. (Показывают и называют Обь)
- Кто на карте покажет Обь?
- Если вы посмотрите в свои атласы, то увидите, что многие города стоят на берегах рек. Назовите их.
Д. Барнаул, Новосибирск.
У. Как выдумаете, почему люди старались селиться у рек?
Д. Людям легче прожить, ловили рыбу, готовили пищу, мылись.
У. Молодцы! Сегодня мы будем изучать тему «Как люди используют реки». Поможет нам в этом план:
1.Бытовые нужды.
2.Пути сообщения.
3.Орашение.
4.Электроэнергия.
5.Отдых.
6.Охрана воды от загрязнений.
У. Реки имеют большое значение для людей. Кто из вас был на речном вокзале? Что там видели?
Д Корабли перевозят людей и грузы.
У. Правильно, по рекам перевозят пассажиров и грузы. Значит чем они являются?
Д. Путями сообщения.
У. Правильно. Когда мы приходим домой, поворачиваем кран – из него течет вода. Как вы думаете, откуда к нам в квартиру течет вода?
Д. Из реки Оби.
У. А как мы используем воду дома?
Д. Стираем, готовим, моемся.
У. Посмотрите на план и скажите: К какому пункту относится такое использование воды?
Д. Бытовые нужды.
У. Молодцы! А на дачах вы были? (Да)
У. Для того, чтобы там все росло. Что нужно делать?
Д. Поливать.
У. Молодцы! Для того, чтобы собирать большие урожаи, люди с помощью машин поливают поля. Как вы думаете, такое использование воды относится к какому пункту?
Д. Орошение.
У. У нас в классе горит свет, как вы думаете откуда он?
Д. Гидроэлектростанции вырабатывают свет.
У. Правильно, гидроэлектростанция – новое слово, проговорим его вместе.
У. Гидроэлектростанция вырабатывает электрический ток, для этого реку перегораживают плотиной, вода с высоты падает и приводит в движение электрический ток, он по проводам поступает в города и села.
Ребята, на какой пункт плана мы ответили?
Д. Электроэнергия.
У. Летом, когда жарко, куда люди могут поехать охладиться?
Д. На речку.
У. Правильно, на реках находятся зоны отдыха: пляжи, санатории, лагеря отдыха для детей.
На какой пункт мы ответили?
У. Если мы зачерпнем стакан воды в Оби, чистая там будет вода?
Д. Нет.
У.А если мы выпьем эту воду, что с нами будет?
Д. Заболеем.
У. Какой вывод нужно сделать? Воду нужно беречь, не загрязнять. На какой пункт плана мы ответили?
Д. Охрана воды.
У. Молодцы! А теперь по плану повторим, как люди используют реки.
III. Работа с текстом .
Чтение текста учебника по абзацам с выделением главной мысли.
4. Задание на закрепление пройденного материала.
Закончи предложение.
Для увеличения урожая люди используют…
Гидроэлектростанции вырабатывают…
Люди любят отдыхать…
Пассажиров по рекам перевозят на…
Нельзя пить какую воду…
Кроссворд «Реки»
1.Река, которая носит имя девочки (Лена)
2.Река, на которой стоит город Барнаул (Обь)
3.Река, в переводе на русский язык означает «большая вода» (Енисей)
4.Река, которая принесла людям много бед прошедшим летом (Амур)
5.Река, именем которой назван автомобиль (Волга)
IV.Подведение итогов.
V.Домашнее задание.