По дидактическим целям урок относится к комбинированному. Задачи: обучающие - систематизировать знания о стороении реки, типах речных систем, закрепить умения находить реки на карте и правильно показывать; познакомить с устройством гидроэлектростанции; выявить представления о том, как человек использует воду; воспитательные - формировать бережное отношение к воде и электричеству, воспитывать чувства доброты, коллективизма; коррекционные - развитие монологической и диалогической речи. Для выполнения поставленных задач, с учетом психофизических особенностей детей, активизации мыслительной деятельности использовались формы обучения индивидуальные, групповые, методы - словесные, наглядные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Как люди используют реки"»
Тема: "Как люди используют реки"
Задачи:
обучающие - систематизировать знания о строении реки, типах речных систем; закрепить умения находить реки на карте и правильно их показывать; познакомить учащихся с устройством гидроэлектростанции; выявить представления о том, как человек использует воду;
Задание 3 «Я знаю» (пользуясь физической картой, расскажи и покажи, как обозначаются реки, как правильно показывать реки на карте, назови реку, на которой расположено наше село).
Задание 4 (групповое) - нарисуй схему реки по описанию:
N 1 «Река берет начало из родника. Течет на восток. Впадает в другую реку».
N 2 «Начинается река из озера. Течет на запад. Затем поворачивает на юг и впадает в море».
N 3 «Берет начало из родника. Течет на юг, затем поворачивает на восток и впадает в реку».
N 4 «Река берет начало из озера. Течет на север, затем поворачивает на северо-восток и впадает в море».
Задание 5 - «Допиши букву» (повторяем горные и равнинные реки).
Задание 6 - перфокарта «Горные и равнинные реки».
Физминутка - учащиеся получают разрезные картинки; задание - собрать, прочитать, что получилось и показать пантомиму (родник, озеро).
III. Новая тема: «Как использует человек воду».
Учитель: «С давних времен люди селились около рек. По берегам они строили села, города. Как вы думаете почему?
(учащиеся включаются в беседу; при затруднении, учитель просит открыть рабочую тетрадь с.37., схема 1)
Ответы учащихся: «Реки нужны, чтобы ловить рыбу, брать воду для питья и хозяйственных нужд, сплавлять бревна, перевозить людей и грузы».
Учитель: «Широко и вольно течет река по равнине, а горная мчится с ревом и грохотом. Много у таких рек силы. Вот люди и используют эту силу.
На реках строят гидроэлектростанции (условный знак показать).
Работа в тетрадях, запись темы урока.
Рабочая тетрадь с.37, задание 2"Составь рассказ по опорным словам"
Учитель: "Ребята, что означает слово гидроэлектростанция?"
Работа с учебником, с.52, первый абзац, прочитать, найти значение слова "гидро".
Ответ учащихся: « Приставка «гидро», происходит от греческого слова «гидро», что означает «вода». На гидроэлектростанции вырабатывается электрический ток. Он нужен современному человеку. Без него не работает техника, оборудование, стоят заводы, фабрики".
Учитель: "Как устроена ГЭС?"
(Учитель сопровождает рассказ обустройстве ГЭС схемой на доске. Учащиеся чертят схему в тетрадях).
«Чтобы построить гидроэлектростанцию реку перегораживают плотиной. Плотина поднимает уровень реки. Вода разливается и образуется водохранилище (большой водоем). В плотине сооружают рыбоход, чтобы пропускать рыбу. Для прохождения судов в обход плотины строят судоходный канал.
Вода поднялась в реке, и ищет выхода и попадает в отверстие плотины, а там стоят огромные турбины (большие колеса с лопастями).
Вода по трубам падает с высоты и приводит в движение турбины.
Турбины вращают генераторы - машины, которые вырабатываютэлектрический ток (отметить. что электричество следует экономить в школе, дома).
Учитель: « Есть в нашей стране места, где мало выпадает дождей, а лучи солнца сильно иссушают землю - это пустыни. Солнца много, а воды мало. Без воды нельзя получить урожай".
Что решили люди?
-Работа с учебником, стр. 53 (абзац со слов «В техместах, где выпадает мало дождей ...»; найти ответ, прочитать вслух и записать в тетрадь определение - каналы).
IV. Закрепление материала.
- Рабочая тетрадь, с. 39,задание №6 "Заполни перфокарту".
- На магнитной доске распределить правильно части гидроэлектростанции (учащиеся должны карточки "здание гидроэлектростанции", "водохранилище", "турбина", генератор" прикрепить на схеме "Гидроэлектростанция" и прокомментировать свои действия).
- Беседа "Как дети и взрослые дома и в школе экономят электроэнергию?".
V. Подведение итогов урока.
Выставление отметок за работу на уроке.
Домашнее задание: сильная группа - прочитать текст в учебнике, стр. 51-52, ответить на вопросы; слабая группа - пользуясь схемой "Использование рек" учебник с.52, рассказать о том, как человек использует реки.