kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Градусная сетка Земли. Градусная сетка на глобусе и географической карте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен урок по географии в 6 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Градусная сетка Земли. Градусная сетка на глобусе и географической карте.»




















Автор

учитель географии

высшей квалификационной категории

Свищев Борис Викторович











Тема : Градусная сетка Земли.

Градусная сетка на глобусе и географической карте.


Цель : 1. Повторить и систематизировать знания о способах изображения Земли;

2. Сформировать понятие учеников о градусной сетке, параллелях, меридианах; навыки решения элементарных задач по географии;

3. Воспитывать должное отношение к изучению предмета география.


Тип урока : комбинированный


Оборудование : глобус, карта полушарий, атласы, учебники, индивидуальные оценочные карточки для учеников.


Опорные понятия : карта, глобус, экватор, геоид, полушария, круг.


Базовые понятия : меридианы, параллели, градусная сетка.


Ход урока.

І. Организационный момент.

(учитель проверяет наличие у учеников школьных принадлежностей). Со словами "Добрый день, ребята! Сегодня у меня есть для вас приятная новость. Вас ожидает встреча с очень интересным человеком. - Со мной. И для меня есть интересная новость. Меня ожидает встреча с не менее интересными людьми. - Это с вами".


Перед началом урока каждый учащийся получает индивидуальную оценочную карточку

Дата

Ф. И


Класс







Итого


ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Что такое глобус и кто был его первым изобретателем? ("Земное яблоко", М. Бехайм )

2. Что такое карта и кто предложил первую карту мира? (Самая первая появилась в 3 тыс. до н.э., в Месопотамии, но для выполнения глобуса М. Бехайм взял за основу карту К. Птолемея)




ІІІ. Мотивация учебной деятельности учеников.

(рассказ учителя)

"Раскрыв немало тайн географических карт, вы приобрели значительный опыт работы с ними. Вы научились "читать" условные знаки, определять расстояния и направления, ориентироваться по азимуту (Что такое азимут?). Вы убедились в том, что карта - надежный товарищ и помощник.

Теперь ваших знаний достаточно для того, чтобы разгадать главный секрет географической карты - ее способность рассказать о точном местонахождении какого - либо объекта на поверхности Земли.

С древних времен картографы стремились "научить" карту передавать такую информацию. Однако задание было непростым. Прошло немало веков, и только объединение усилий картографов, математиков, астрономов и физиков (Какова функция всех этих наук?) позволило в конечном итоге прийти к успешному выполнению задания.

А вам, для того, чтобы добиться успеха в разгадывании главной тайны, нужно будет использовать свои знания по математике и природоведению, проявить внимательность и настойчивость.

Что делает исследователь, когда хочет решить определенную проблему? Он составляет план действий. Для выполнения плана необходим подготовительный этап - этап теоретической подготовки, настройки необходимых приборов и инструментов.

Сегодня наш урок - подготовительный этап в исполнении определенного задания. (Демонстрация ролика. Шишкина школа (мотивация).

Посмотрите внимательно на карту (глобус): синие линии, которые пересекают ее в направлении от полюса к полюсу и в то же время перпендикулярно к ним. Все вместе похоже на сетку, в которой содержится каждое полушарие. Это - градусная сетка, которую образуют параллели и меридианы - условные линии, которых в действительности на земной поверхности нет. На карте их наносят для того, чтобы можно было определить точное местонахождение точки. По градусной сетке определяют географические координаты какой - либо точки - широту и долготу, но это уже совсем другая история. Поэтому объединим наши усилия и бросаем их на градусную сетку, меридианы и параллели".


ІV. Формирование проблемной ситуации.

- Что такое градусная сетка?

- Для чего ее наносят на карту?

- Что такое параллели и меридианы?




V. Изучение нового материала.

1. Показ схем и рассказ учителя с участием детей.


2. Заполнение таблицы (по ходу объяснения материала)


Характеристики

Меридианы

Параллели

Определение

Условные линии на глобусе или карте, соединяющие географические полюса Земли

Условные линии на глобусе или карте параллельные экватору

Направление

Север - Юг

Запад - Восток

Начало отсчета

0º (Гринвичский меридиан)

Экватор

Окончание отсчета

180º (Линия смены дат)

Полюса

Длина в градусах

180º

360º

Длина в километрах

20 000

40 000

Длина 1º в километрах

~ 111 км.

От 111 км на экваторе до 0 км. на полюсах.

Форма на карте или глобусе

Полуокружности

Окружности


VІ. Рефлексия.


1.Игра "Лабиринт"

(на экране появляется лабиринт из цифр 40 000, 360, 180, 0, 111.

Чтобы выбраться из лабиринта необходимо вспомнить, как эти цифры связаны с темой нашего сегодняшнего урока):

40 000 - протяженность экватору в километрах;

360 - протяженность в градусах параллелей;

180 - протяженность в градусах меридианов;

111 - длина дуги 1º меридиана.

0 – обозначается на карте нулевой (Гринвичский) меридиан


2. Решение проблемы. (Спросить у детей: Получили ли мы ответ на проблемные вопросы, которые ставили в начале урока?)


3. Демонстрация ролика. Шишкина школа (рефлексия)

4. Работа с взаимопроверкой.


Географический диктант по теме:

«Градусная сетка земли. Градусная сетка на глобусе и географической карте»


  1. Градусную сетку Земли образуют…параллели и меридианы

  2. Точка отсчета меридианов называется… нулевой меридиан или Гринвичский

  3. Точка отсчета параллелей…экватор

  4. Длина экватора составляет…40000 километров.

  5. Условные линии на глобусе или карте, соединяющие географические полюса Земли…меридианы.

  6. Условные линии на глобусе или карте параллельные экватору…параллели.

  7. Направление Север – Юг указывают…параллели.

  8. Направление Запад – Восток указывают…меридианы.

  9. Длина дуги 1º меридиана равна…~111 километров.

  10. Длина параллелей от экватора к полюсам…уменьшается.


VІІ. Домашнее задание.


Изучить § 13, с. 44


VІІІ. Итог урока. "Микрофон" (в течение всего урока ребята сами себя оценивали, отмечая свои ответы на индивидуальной оценочной карточке. В конце урока учитель подводит итог с выставлением оценок. Если баллов не достаточно, обучающемуся предлагается на следующем уроке доработать до оценки)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Градусная сетка Земли. Градусная сетка на глобусе и географической карте.

Автор: Свищев Борис Викторович

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Градусная сетка"
    ["seo_title"] => string(18) "gradusnaia_setka_1"
    ["file_id"] => string(6) "553798"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592767505"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по теме "Географическая карта" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-karta"
    ["file_id"] => string(6) "124960"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414856706"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "презентация для урока географии в 6 классе "Приёмы работы с географическими картами" "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-dlia-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-priiomy-raboty-s-ghieoghrafichieskimi-kartami"
    ["file_id"] => string(6) "119748"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413488150"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Географические координаты- конспект урока в 6классе "
    ["seo_title"] => string(57) "gieoghrafichieskiie-koordinaty-konspiekt-uroka-v-6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "205910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430054843"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "Разнообразие георгафических карт" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-raznoobraziie-ghieorghafichieskikh-kart"
    ["file_id"] => string(6) "120252"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413653759"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства