Открытый урок географии в 5-м классе по теме: Разнообразие географических карт.
Цель:
По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
1. Объяснять роль географических карт, как различных источников географической информации.
По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:
- Овладение умениями классифицировать географические карты по содержанию, по охвату территории и по масштабу.
- Находить преимущества и недостатки общегеографических и тематических карт и делать обобщающие выводы
- Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.
Задачи:
- Организовать деятельность обучающихся, направленную:
- Развитие информационных умений обучающихся при работе с текстом учебника, физическими картами мира и России, схемами
- Развитие коммуникативных компетенций при работе в парах (обосновывать суждения, приводить аргументы, примеры, задавать вопросы);
- Формирование компетентности решения проблем (целеполагания, планирования и оценки результата деятельности).
Оборудование: различные карты, космические снимки, аэрофотоснимки.
Этапы урока
Содержание урока
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Какой раздел мы изучаем на уроках? (Источники географической информации).
Верно. С какими источниками географической информации мы уже знакомы? (Нам знакомы географические карты, план местности, глобус. Аэрофотоснимки, космические снимки).
А теперь, давайте поиграем в игру «Учитель, ученик»
Вы будете работать в парах. Каждый из вас должен придумать по одному вопросу друг другу на определение следующих понятий: план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок. Задать вопрос соседу и оценить его ответ, пользуясь записями в тетради и текстом учебника.
(если ребята затрудняются, учитель задает первый вопрос. Например: Что такое план местности? (это чертеж, на котором условными знаками показано сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности.)
1) Что такое географическая карта? ( карта - плоское обобщенное изображение небольшого участка или всей поверхности Земли.)
2) Что такое аэрофотоснимок? (Аэрофотоснимок – это фотографии местности, полученные с самолета.)
3) Что такое космические снимок? (космический снимок - это фотографии местности, полученные с космического аппарата.)
4)Что такое план местности? (чертеж, на котором условными знаками показана сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности)
- Поднимите руку, кто легко справился с данным заданием, у кого задания вызвали затруднения? Почему? Как нужно поступить, чтобы усвоить эти понятия? Возникли у вас интересные мысли?
- У учеников обсуждающих эту тему, возникли разные мнения. Давайте прочитаем два мнения:
1) Некоторые пользователи Интернета считают, что географические карты в будущем не потребуются. Уже сейчас широко используют аэрофотоснимки и космические снимки.
2) По мнению учёных, аэрофотоснимки и снимки из
космоса сегодня важны, но без карт и планов географическая наука ещё долго не сможет обходиться.
- Сравните два мнения.
- С каким из этих мнений вы согласны? Объясните почему?
- Итак, у вас возникли противоречия, сформулируйте эту проблему? (сравните формулировку с авторским вариантом).
-- Почему аэро- и космические снимки не могут заменить географические карты?
- Давайте представим себя в разных ситуациях.
- Ситуация 1. Мы собираемся пойти в поход за железнодорожный вокзал.
- Ситуация 2. Ученые, изучают движения огромных воздушных вихрей -тропических ураганов.
- Ситуация 3. Корабль терпит бедствие в Индийском океане. Просит помощи по указанным координаты 20 ю.ш, 60 в.д.
- Какой источник географической информации вы возьмете в каждой из этих ситуаций?
- Почему? Аргументируйте свой ответ.
- Ситуация 1. Я бы взяла план местности. На плане местности показаны небольшой участок местности, дороги, лесные массивы, дома, реки, большая подробность изображаемых объектов
- Ситуация 2. Космические снимки. По космическим снимкам можно проследить путь и вычислить скорость движения огромных воздушных вихрей.
- Ситуация 3. Географическая карта.С помощью градусной сетки можно определить географические координаты.
- Итак, какой вывод можно сделать.
- Ребята мы убедились, что в каждом конкретном случае необходим тот или другой источник географической информации: либо план местности, либо географическая карта, либо аэрофотоснимки или снимок их космоса
II. Поиск решения.
- К какому источнику географ информации обращаются чаще всего? (к географической карте).
- Почему? Как называется набор географических карт, которые собраны в виде альбома? (атлас).
- Итак, открываем атлас стр 18, 20, 24. Читаем названия географических карт.
- Какой вывод можно сделать?
- Географические карты бывают разные.
- Итак, сформулируем цель урока?
- Познакомится с разнообразием географических карт и научится считывать с них информацию.
- Сформулируйте тему урока?
- Разнообразие географических карт
- Открываем тетради, записываем число и тему урока: Разнообразие географических карт.
- Посмотрите на рис 58. Классификация географических карт по содержанию.
- Определите, какие бывают карты? (общегеографические и тематические.
- Чем они отличаются?
- Что показана на тематических картах? (только определенные географические объекты и явления).
- Что показано на общегеографических картах?
- Рассмотрим карту на рис 58. Откроем атласы стр 18.
- Что показана на карте?
- Прочитаем, как эта карта называется? (Физическая карта).
- Откройте атласы, стр 18, определите какая эта карта по содержанию?
- Итак, какие бывают карты? (общегеографические и тематические).
- Чем они отличаются?
- Тематические и общегеографические карты отличаются своим содержанием.
- Работая в группах составьте классификацию географических карт. Полученный результат представьте в виде схемы.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (учащиеся читают классификацию и потом вешают)
- Итак, какую работу вы сейчас выполнили? (перевели текстовую информацию в схему «классификация карт»)
III. Самостоятельное применение знаний.
- А теперь, пользуясь данной классификацией, охарактеризуем настенную карту (физическая карта мира). По содержанию – общегеографическая, по назначению – учебная, по охвату территории – мировая, по масштабу – мелкомасштабная.
- Предлагаю работу выполнить в парах. Охарактеризуйте карту атласа 1 вариант- стр 20, второй вариант - стр 22,
- Проверяем правильность выполнения по эталону.
- Итак, подведем итоги. Какой вывод можно сделать по уроку? (карты разнообразны по содержанию, масштабу, охвату территории. Карта – основной источник информации).
ΙV. Итог урока
- Какая была цель урока? (узнать виды карт).
- Мы смогли ответить на вопрос?
- Как работали на уроке, где добывали информацию? (в тексте учебника, в географической карте).
- Как оформляли полученную информацию? (изучили текст учебника и доработали схему «Классификация карт»).
- У кого есть вопросы по этой теме?
- Что показалось трудным?
Домашнее задание п10, задание 4,7.