kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока географии в 6 классе "Приёмы работы с географическими картами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта – величайшее изобретение человечества.

   Географическая карта – уменьшенное и обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский).

 Карта - это второй язык географии.

Уметь читать карту – это означает:

1.Находить географические объекты, определять их географическое положение.

2.Определять особенности природных компонентов.

3.Понимать географические особенности территории в целом.

Составлением карт занимается наука картография.

Великий древнегреческий ученый Пифагор впервые высказал гипотезу о шарообразности Земли: «Все в природе должно быть гармонично и совершенно. Земля тоже должна быть совершенна. Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Стало быть, Земля - шар!»

Пифагор оказался прав. Земля действительно имеет шарообразную форму. Но доказать, что Земля - шар, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже.

Сделал это древнегреческий математик и географ Эратосфен, живший в III в. до н.э. Он известен не только тем, что впервые определил размеры Земли, но и тем, что ввел понятия «параллели» и «меридианы», которыми пользуются и в наши дни. Он построил сетку параллелей и меридианов и на ее основе составил карту обитаемой Земли. Меридианы на ней проведены не через равные промежутки, а через определенные пункты, например, через Александрию, Карфаген. Так же проведены и параллели. Тем не менее, сетка параллелей и меридианов позволила Эратосфену при помощи известных расстояний правильно показать взаимное расположение материков, гор, рек и городов. Карта Эратосфена была первой картой известного к тому времени мира, составленной с учетом шарообразности Земли. Ею пользовались до конца I в. н. э.

Большой вклад в картографию внес знаменитый ученый-географ Птолемей, живший во II в. н.э. в египетском городе Александрия. Главную цель географии Птолемей видел в картографировании земного шара. «География, - писал он - дает нам возможность обозреть всю Землю в одной картине, подобно тому, как мы можем непосредственно обозревать все небо с его созвездиями в его вращении над нашей головой».

Индийский океан на карте Птолемея - это огромное озеро, окруженное со всех сторон сушей. Восточные берега Азии близко подходят к европейским. Возможно, что из-за этой ошибки Птолемея Колумб смело пустился в плавание через Атлантический океан в поисках «близких» восточных берегов Азии. На карте Птолемея через одинаковые промежутки нанесены параллели и меридианы.

Эпоха великих географических открытий создала условия для развития картографической науки. Исключительно важное значение имели путешествия, совершенные в конце XV и начале XVI вв. Наиболее крупными из них были путешествия X. Колумба, открывшего Америку, и кругосветное путешествие Ф. Магеллана. В эту эпоху неизмеримо расширился горизонт знаний человека. Каждый день приносил новые географические данные.

Условные линии и точки на географических картах.

Полюса – это точки пересечения земной оси с поверхностью земного шара. На земном шаре два полюса – Северный и Южный.  Экватор – это линии на карте или окружности на глобусе, проведённые на одинаковом расстоянии от полюсов.

 

Параллели – это условные линии или окружности, проведённые параллельно экватору и через определённые расстояния друг от друга.

Параллели на картах и глобусах направлены на запад и восток.

Параллели не равны между собой по длине. Самая длинная параллель – экватор, самые короткие проходят вблизи полюсов.

Величина одного градуса дуги параллели в километрах.

0гр.  – 111,3км

10гр. – 109,6км

20гр. – 104,6км

30гр. – 96,5км

40гр. – 85,4км

50гр. – 71,7км

60гр. – 55,8км

70гр. – 38,2км

80гр. – 19,4км

Меридианы – это условные окружности на глобусе или линии на карте, проведённые через Северный и Южный полюсы.

Меридианы на картах и глобусах направлены на север и юг.

Все меридианы имеют одинаковую длину. Один градус дуги меридиана равен примерно 111 километрам.

Через каждую точку на земной поверхности можно провести меридиан.

Все меридианы на картах и глобусах проведены на одинаковом расстоянии друг от друга и имеют обозначение в градусах. От 0 до 180. 0 меридиан называют начальным. 0 и 180 меридианы делят земной шар на западное и восточное полушария.

Градусная сеть Земли, система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчёта географических координат точек земной поверхности — долгот и широт. Все точки данного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели — одинаковую широту.

Географическая широта – это расстояние какой-либо точки на земной поверхности к северу или к югу от экватора, выраженное в градусах.

Широта определяется по параллелям.

Широта бывает северной или южной.

Географическая долгота – это расстояние какой-либо точки на земной поверхности от начального меридиана, выраженная в градусах.

Долгота определяется по меридианам.

Долгота бывает западной или восточной.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация для урока географии в 6 классе "Приёмы работы с географическими картами" »

Приёмы работы с географическими картами Географические координаты Поршнякова Наталия Ивановна, учитель географии, школа № 143, Санкт - Петербург

Приёмы работы с географическими картами

Географические координаты

Поршнякова Наталия Ивановна, учитель географии, школа № 143, Санкт - Петербург

Карта – величайшее изобретение человечества .  Географическая карта – уменьшенное и обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.

Карта – величайшее изобретение человечества .

Географическая карта – уменьшенное и обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский). Карта – это второй язык географии. Уметь читать карту – это означает: Находить географические объекты, определять их географическое положение. 2.Определять особенности природных компонентов. 3.Понимать географические особенности территории в целом.   Составлением карт занимается наука картография.

«От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается» (Н. Н. Баранский).

Карта – это второй язык географии.

Уметь читать карту – это означает:

  • Находить географические объекты, определять их географическое положение.

2.Определять особенности природных компонентов.

3.Понимать географические особенности территории в целом.

Составлением карт занимается наука картография.

Великий древнегреческий ученый Пифагор впервые высказал гипотезу о шарообразности Земли: «Все в природе должно быть гармонично и совершенно. Земля тоже должна быть совершенна. Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Стало быть, Земля - шар!» Пифагор оказался прав. Земля действительно имеет шарообразную форму. Но доказать, что Земля - шар, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже.

Великий древнегреческий ученый Пифагор впервые высказал гипотезу о шарообразности Земли: «Все в природе должно быть гармонично и совершенно. Земля тоже должна быть совершенна. Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Стало быть, Земля - шар!»

Пифагор оказался прав. Земля действительно имеет шарообразную форму. Но доказать, что Земля - шар, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже.

Сделал это древнегреческий математик и географ Эратосфен, живший в III в. до н.э. Он известен не только тем, что впервые определил размеры Земли, но и тем, что ввел понятия «параллели» и «меридианы», которыми пользуются и в наши дни. Он построил сетку параллелей и меридианов и на ее основе составил карту обитаемой Земли. Меридианы на ней проведены не через равные промежутки, а через определенные пункты, например, через Александрию, Карфаген. Так же проведены и параллели. Тем не менее, сетка параллелей и меридианов позволила Эратосфену при помощи известных расстояний правильно показать взаимное расположение материков, гор, рек и городов. Карта Эратосфена была первой картой известного к тому времени мира, составленной с учетом шарообразности Земли. Ею пользовались до конца I в. н. э.

Сделал это древнегреческий математик и географ Эратосфен, живший в III в. до н.э. Он известен не только тем, что впервые определил размеры Земли, но и тем, что ввел понятия «параллели» и «меридианы», которыми пользуются и в наши дни. Он построил сетку параллелей и меридианов и на ее основе составил карту обитаемой Земли. Меридианы на ней проведены не через равные промежутки, а через определенные пункты, например, через Александрию, Карфаген. Так же проведены и параллели. Тем не менее, сетка параллелей и меридианов позволила Эратосфену при помощи известных расстояний правильно показать взаимное расположение материков, гор, рек и городов. Карта Эратосфена была первой картой известного к тому времени мира, составленной с учетом шарообразности Земли. Ею пользовались до конца I в. н. э.

Карта Эратосфена

Карта Эратосфена

Птолемей Большой вклад в картографию внес знаменитый ученый-географ Птолемей, живший во II в. н.э. в египетском городе Александрия. Главную цель географии Птолемей видел в картографировании земного шара. «География, - писал он - дает нам возможность обозреть всю Землю в одной картине, подобно тому, как мы можем непосредственно обозревать все небо с его созвездиями в его вращении над нашей головой».

Птолемей

Большой вклад в картографию внес знаменитый ученый-географ Птолемей, живший во II в. н.э. в египетском городе Александрия. Главную цель географии Птолемей видел в картографировании земного шара. «География, - писал он - дает нам возможность обозреть всю Землю в одной картине, подобно тому, как мы можем непосредственно обозревать все небо с его созвездиями в его вращении над нашей головой».

На карте Птолемея изображены три части света: Европа, Азия и Африка (Ливия). Западные берега Европы омывает Атлантический океан, с неведомых долин катит свои волны в Каспийское море Ра (Волга); мощные, причудливо извивающиеся потоки образует Нил.

На карте Птолемея изображены три части света: Европа, Азия и Африка (Ливия). Западные берега Европы омывает Атлантический океан, с неведомых долин катит свои волны в Каспийское море Ра (Волга); мощные, причудливо извивающиеся потоки образует Нил.

Индийский океан на карте Птолемея - это огромное озеро, окруженное со всех сторон сушей. Восточные берега Азии близко подходят к европейским. Возможно, что из-за этой ошибки Птолемея Колумб смело пустился в плавание через Атлантический океан в поисках «близких» восточных берегов Азии. На карте Птолемея через одинаковые промежутки нанесены параллели и меридианы.

Индийский океан на карте Птолемея - это огромное озеро, окруженное со всех сторон сушей. Восточные берега Азии близко подходят к европейским. Возможно, что из-за этой ошибки Птолемея Колумб смело пустился в плавание через Атлантический океан в поисках «близких» восточных берегов Азии. На карте Птолемея через одинаковые промежутки нанесены параллели и меридианы.

В средние века достижения античной картографической науки оказались надолго забытыми. Церковь вступила в жестокую борьбу с научными представлениями о строении мира. Она строго преследовала учение о шарообразной форме Земли. Прошло много времени, прежде чем человеческая мысль освободилась от церковных догм. Лишь в XV в. вновь возрождается учение о шарообразной форме Земли. В это время переиздается карта Птолемея.

В средние века достижения античной картографической науки оказались надолго забытыми. Церковь вступила в жестокую борьбу с научными представлениями о строении мира. Она строго преследовала учение о шарообразной форме Земли. Прошло много времени, прежде чем человеческая мысль освободилась от церковных догм. Лишь в XV в. вновь возрождается учение о шарообразной форме Земли. В это время переиздается карта Птолемея.

Эпоха великих географических открытий создала условия для развития картографической науки. Исключительно важное значение имели путешествия, совершенные в конце XV и начале XVI вв. Наиболее крупными из них были путешествия X. Колумба, открывшего Америку, и кругосветное путешествие Ф. Магеллана. В эту эпоху неизмеримо расширился горизонт знаний человека. Каждый день приносил новые географические данные.

Эпоха великих географических открытий создала условия для развития картографической науки. Исключительно важное значение имели путешествия, совершенные в конце XV и начале XVI вв. Наиболее крупными из них были путешествия X. Колумба, открывшего Америку, и кругосветное путешествие Ф. Магеллана. В эту эпоху неизмеримо расширился горизонт знаний человека. Каждый день приносил новые географические данные.

Выдающимся картографом XVI в. был фламандский ученый Г. Меркатор. Он не только составил наиболее точные для того времени карты мира, но и разработал несколько картографических проекций (способов построения градусной сетки для карт). Из них наиболее известна проекция, носящая его имя и применяемая в наши дни.

Выдающимся картографом XVI в. был фламандский ученый Г. Меркатор. Он не только составил наиболее точные для того времени карты мира, но и разработал несколько картографических проекций (способов построения градусной сетки для карт). Из них наиболее известна проекция, носящая его имя и применяемая в наши дни.

Так выглядит старинная карта

Так выглядит старинная карта

Карта Российской империи 1726 года

Карта Российской империи 1726 года

Различие Географических карт По охвату территории По масштабу По содержанию Карта мира Карта материка Карта части материка Карта страны Мелкомасштабные 1:1000000 Среднемасштабные 1:200000 до 1:1000000 Крупномасштабные или Топографические 1:200000 и крупнее Общегеографические Тематические комплексные

Различие

Географических

карт

По охвату

территории

По масштабу

По содержанию

Карта мира

Карта материка

Карта части материка

Карта страны

Мелкомасштабные

1:1000000

Среднемасштабные

1:200000 до 1:1000000

Крупномасштабные или

Топографические

1:200000 и крупнее

Общегеографические

Тематические

комплексные

Условные линии и точки на географических картах.  Полюса – это точки пересечения земной оси с поверхностью земного шара. На земном шаре два полюса – Северный и Южный.   Экватор – это линии на карте или окружности на глобусе, проведённые на одинаковом расстоянии от полюсов.

Условные линии и точки на географических картах.

Полюса – это точки пересечения земной оси с поверхностью земного шара. На земном шаре два полюса – Северный и Южный. Экватор – это линии на карте или окружности на глобусе, проведённые на одинаковом расстоянии от полюсов.

Параллели – это условные линии или окружности, проведённые параллельно экватору и через определённые расстояния друг от друга. Параллели на картах и глобусах направлены на запад и восток. Параллели не равны между собой по длине. Самая длинная параллель – экватор, самые короткие проходят вблизи полюсов.

Параллели – это условные линии или окружности, проведённые параллельно экватору и через определённые расстояния друг от друга.

Параллели на картах и глобусах направлены на запад и восток.

Параллели не равны между собой по длине. Самая длинная параллель – экватор, самые короткие проходят вблизи полюсов.

Величина одного градуса дуги параллели в километрах. 0 0  – 111,3км 10 0 – 109,6км 20 0 – 104,6км 30 0 – 96,5км 40 0 – 85,4км 50 0 – 71,7км 60 0 – 55,8км 70 0 – 38,2км 80 0 – 19,4км

Величина одного градуса дуги параллели в километрах.

0 0 – 111,3км

10 0 – 109,6км

20 0 – 104,6км

30 0 – 96,5км

40 0 – 85,4км

50 0 – 71,7км

60 0 – 55,8км

70 0 – 38,2км

80 0 – 19,4км

Экватор условно делит земной шар на Северное и Южное полушария. Северное полушарие Южное полушарие

Экватор условно делит земной шар на Северное и Южное полушария.

Северное полушарие

Южное полушарие

Меридианы – это условные окружности на глобусе или линии на карте, проведённые через Северный и Южный полюсы. Меридианы на картах и глобусах направлены на север и юг. Все меридианы имеют одинаковую длину. Один градус дуги меридиана равен примерно 111 километрам. Через каждую точку на земной поверхности можно провести меридиан.

Меридианы – это условные окружности на глобусе или линии на карте, проведённые через Северный и Южный полюсы.

Меридианы на картах и глобусах направлены на север и юг.

Все меридианы имеют одинаковую длину. Один градус дуги меридиана равен примерно 111 километрам.

Через каждую точку на земной поверхности можно провести меридиан.

Все меридианы на картах и глобусах проведены на одинаковом расстоянии друг от друга и имеют обозначение в градусах. От 0 0 до 180 0 . 0 0 меридиан называют начальным. 0 0 и 180 0 меридианы делят земной шар на западное и восточное полушария.  Западное полушарие Восточное полушарие

Все меридианы на картах и глобусах проведены на одинаковом расстоянии друг от друга и имеют обозначение в градусах. От 0 0 до 180 0 . 0 0 меридиан называют начальным. 0 0 и 180 0 меридианы делят земной шар на западное и восточное полушария.

Западное полушарие

Восточное полушарие

Параллели и меридианы называются градусной сеткой.

Параллели и меридианы называются градусной сеткой.

Градусная сеть Земли , система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчёта географических координат точек земной поверхности — долгот и широт. Все точки данного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели — одинаковую широту.

Градусная сеть Земли , система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчёта географических координат точек земной поверхности — долгот и широт. Все точки данного меридиана имеют одну и ту же долготу, а все точки параллели — одинаковую широту.

Географические координаты Географическая широта Географическая долгота

Географические

координаты

Географическая

широта

Географическая

долгота

Географическая широта – это расстояние какой-либо точки на земной поверхности к северу или к югу от экватора, выраженное в градусах. Широта определяется по параллелям . Широта бывает северной или южной.

Географическая широта – это расстояние какой-либо точки на земной поверхности к северу или к югу от экватора, выраженное в градусах.

Широта определяется по параллелям .

Широта бывает северной или южной.

Географическая долгота – это расстояние какой-либо точки на земной поверхности от начального меридиана, выраженная в градусах. Долгота определяется по меридианам . Долгота бывает западной или восточной.

Географическая долгота – это расстояние какой-либо точки на земной поверхности от начального меридиана, выраженная в градусах.

Долгота определяется по меридианам .

Долгота бывает западной или восточной.

Какой буквой на карте Европы обозначена точка, имеющая географичес-кие координаты 55° с.ш. и 10° з.д.?   1) A  2) B  3)C  4) D

Какой буквой на карте Европы обозначена точка, имеющая географичес-кие координаты 55° с.ш. и 10° з.д.?

1) A  2) B  3)C  4) D

Санкт-Петербург расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря. Географические координаты центра города – 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготы.

Санкт-Петербург расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря. Географические координаты центра города – 59°57' северной широты и 30°19' восточной долготы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
презентация для урока географии в 6 классе "Приёмы работы с географическими картами"

Автор: Поршнякова Наталия Ивановна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по теме "Географическая карта" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-karta"
    ["file_id"] => string(6) "124960"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414856706"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока географии в 7 классе по теме" Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "125030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414866589"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока географии "Рельеф,геологическое строение, полезные ископаемые России, Ставропольского края "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-riel-ief-ghieologhichieskoie-stroieniie-polieznyie-iskopaiemyie-rossii-stavropol-skogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "110703"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406467398"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства