Если ни одной ошибки то «пять», одна ошибка – «четверка», две, три, четыре ошибки – «тройка», больше четырех ошибок – «двойка».
Теперь перейдём ко второму этапу урока – узнаем о горных породах и о видах горных пород. Итак, тема нашего урока «Горные породы и минералы» (Слайд ). На учебника страница 41. А сейчас я вам расскажу сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Состарился царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царём».
Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли шел, дошел до чужого царства-государства. Видит: перед ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись – «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что такое «литосфера» (ответы учащихся).
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что мил человек, голову повесил?». Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» - отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик.
Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная.
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, руды полезных металлов.
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены её блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!». «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»
- Давайте поможем Ивану, отгадаем загадки.
1. Черен, как ворон, а греет как солнце (уголь)
2. Белый как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься (мел)
3. Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (соль)
Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки царевны.
И Иван отгадал все загадки. «Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают все любые замки и двери», - сказала ему царевна.
Поклонился Иван и отправился домой.
Итак, мы пришли к выводу что именно знания окрыляют человека и перед человеком вооруженным знаниями все двери открыты. И вы должны серьезно относиться к своей учебе.
В ходе сказки мы узнали что горные породы и минералы находятся внутри Земли (Слайд). По происхождению все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические. Магматические горные породы делятся на две группы: глубинные и излившиеся. К глубинным горным породам относятся гранит, диорит и другие. К излившимся относятся базальт, андезит, пемза. Осадочные горные породы тоже делятся на две группы: неорганические и органические. А неорганические в свою очередь делятся на обломочные и химические. К обломочным неорганическим осадочным горным породам относится известняк, песчаник, глина, песок и т.д. К химическим неорганическим осадочным горным породам относится гипс, поваренная соль и т.д. К органическим осадочным породам относятся каменный уголь, нефть, торф. Метаморфические горные породы образуются в результате изменения состава или свойства первоначальных пород. Например из известняка образуется мрамор. Песок образуется в песчаник потом в кварцит, кварцит превращается в кварц, кварц в графит, графит в алмаз.
А сейчас немножко поработаем с учебником.
1. Найдите определение в тексте: что называют магматическими горными породами (магматические горные породы – это породы, образовавшиеся из магмы при её остывании и затвердевании).
2. Найдите в тексте учебника как образуются излившиеся и глубинные горные породы. (Если магма достигла земной поверхности и излилась на неё, то она остывает довольно быстро. В таких условиях образуются породы, состоящие из мелких кристаллов. И они называются излившимися. Из застывшей на глубине магмы образуются глубинные горные породы).
3. Найдите образование химических горных пород. (В воде морей и океанов и некоторых озер растворено много химических веществ. При изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристаллов на дне воды. Со временем уплотняются, изменяются и превращаются в горные породы. Такие породы называются химическими).
А теперь давайте ознакомимся с некоторыми горными породами (Слайд). Мел под микроскопом. Мел относится к органическим горным породам. Эти горные породы образуются в результате жизнедеятельности организмов. Они образуются из остатков растений и животных. И поэтому под микроскопом видны остатки древних растений и животных (Слайд).
Физминутка
А сейчас все встали и немножко отдохнем. Все встали и поворачиваемся на север. Слушайте внимательно мою команду. На восток, на юг, на запад, на юг, на запад. А теперь все сели.
III. Закрепление
А теперь перейдем ко третьему разделу плана нашего урока (Запись на доске – Научись делать! Практическую работу по внешним признакам горных пород).
Перейдем к выполнению практической работы. (Слайд).
У каждого есть схема выполнения практической работы. На тех же листочках выполняем практическую работу.
Если останется время вопросы к классу:
По происхождению, на сколько групп делятся все горные породы.
Где и как образуются химические горные породы?
Как образуются органические горные породы?
IV. Итог урока.
На сегодняшнем уроке мы изучали тему «Горные породы и минералы». И пришли к выводу что, все горные породы отличаются по внешним признакам по происхождению. Итак на этом уроке получили оценки (выставление оценок в журнал.