| ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА  Тема: Горные породы, минералы, полезные ископаемые.  Продолжительность: 45 минут.  Класс : 5 класс  Технологии : мультимедийная презентация  Аннотация : Данный урок является одним из уроков раздела «Земля», являясь логическим продолжением темы предыдущего урока « Что у земли внутри», и предусматривает проведение практической работы с целью усвоения учащимися разнообразия происхождения и свойств горных пород Земли.  ЦЕЛИ УРОКА:  - Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы. - Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника;
 способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород.
 - Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства
 Задачи:
 - сформировать понятия “минерал”, “горная порода”;
 - сформировать представление об основных группах горных пород и их происхождении;
 - начать формирование умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать;
 - совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать сопереживание и любознательность;
 - формировать бережное отношение к объектам природы.
  Планируемый результат:Учащиеся должны: знать основные виды осадочных горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.
  Основные термины и понятия:   минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические;     Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая. Учащиеся рассаживаются по группам по 5 человек.  Оборудование:  - образцы горных пород и минералов;- инструктивные карты для выполнения практической работы;
 - разноцветные карточки (зеленые, желтые, красные);
 - компьютер и видеоматериалы к уроку;
 - учебник, тетрадь.
  Время проведения – 45 минут.  Этапы урока / Время   Организационный момент - 3 минуты Повторение изученного на предыдущем уроке- 10 минут Изучение нового материала – 15 минут Практическая работа – 15 минут Заключительный -2 минуты.
 I
  Ход урока:  I. Организационный момент  Цель:  1. проверить готовность класса к уроку и настроить на осознанное овладение новым материалом.   II. Повторение изученного на предыдущем уроке. Цель: выявить уровень осознания изученного материала.     Сейчас проведем короткую проверочную работу. Перед вами на столе лежит текс с пропущенными терминами и определениями.. Это задание из темы предыдущего урока .Впишите нужные слова и выражения там, где они пропущены.На выполнение задания 5 минут.  А теперь проверим выполнение работы .Черным шрифтом в тексе выделены правильные ответы. .Над каждым правильно поставленным ответом ставите +, неправильным -.Подсчитайте количество правильных ответов.  . СЛАЙД 1. Короткая проверочная работа  От 9 до 10 правильных ответов оцениваются оценкой « 5», от 8 до 7 – « 4», от 5 до 6 – «3» , если правильных ответов меньше 5 – оценка «2». Для того, чтобы убедиться в правильности ваших ответов, вспомним о внутреннем строении Земли и составе земной коры. СЛАЙД 2. Внутреннее строение Земли СЛАЙД 3. Из чего состоит земная кора. Ученики рассматривают схему строения земной коры и делают вывод: «земная кора состоит из горных пород и минералов».    А сегодня мы научимся определять, описывать горные породы по разным признакам и классифицировать по их происхождению.   III. Изучение нового материала. Цель: дать понятие об основных видах горных пород Итак: Тема сегодняшнего урока : « Горные породы, минералы, полезные ископаемые» . Откройте тетради, запишите тему урока.  УЧИТЕЛЬ. Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ. Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты  СЛАЙД 4. Гранит УЧИТЕЛЬ. Рассмотрим самую распространенную горную породу гранит. Как мы видим, состоит горная порода гранит из трех минералов: кварца, слюды и полевого шпата. УЧИТЕЛЬ. На столах есть образцы горных пород и минералов. Вопрос учащимся: Чем они отличаются друг от друга? Какие они? Дети рассматривают образцы и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, твердость, прозрачность СЛАЙД 5. Фото различных минералов и горных пород.. УЧИТЕЛЬ. Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Учащиеся высказывают свои предположения. Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы. . СЛАЙД6. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. УЧИТЕЛЬ.В начале, возникли породы из магмы,
 Они пеpвоpодные самые как бы,
 Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
 Базальт на повеpхности лавою стал.
 Поpоды весьма симпатичные,
 Увесистые, магматичные.
 Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Работают с учебником, находят определения . 
 Hо прочность - не вечность,И вот что случается:
 Породы выветриванием pазpушаются,
 Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
 Выносятся водами быстpой pеки,
 Река их по pуслу таскает,
 Обкатывает, отлагает.
 А там, где гоpячие воды стpуятся,
 Там в них минеpалы совсем pаствоpятся.
 Когда же pаствоp остывает,
 То соль из него оседает.
 А в толще моpской или в темном болоте,
 Вы массу остатков животных найдете,
 А также, pастений отмеpших остатки,
 Они обpазуют поpоды-осадки.
 (Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
 Осело солями, остатками сложено.)
 Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки. В учебнике находят определения. Hо вот, под давлением, магма опять,Стpемится земную коpу pазоpвать,
 И в месте такого втоpжения,
 Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
 Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
 Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
 Такие поpоды, весьма спецефические,
 Зовутся геологами метамоpфические.
 Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. В учебнике находят определения. СЛАЙД 7. Происхождение горных пород. Учащиеся заносят в тетради схему. СЛАЙД 8. Полезные ископаемые. УЧИТЕЛЬ. Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми. Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют? СЛАЙД 9.  IV.Практическая работа «Изучение свойств горных пород и минералов». Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.Оборудование: на каждом столе три горные породы, которые нужно определить по свойствам и происхождению (гранит, известняк, торф). Карточки красного, зеленого, желтого цвета.
 Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа. СЛАЙД 10. Ход работы: 1.Выполнение работы по инструктивной карте2. . Классификация рассмотренных горные пород по происхождению (магматическая; метаморфическая; осадочная) и впишите в таблицу .
 Учащиеся вначале индивидуально выполняют данное задание в тетрадях, а затем обмениваются мнениями со своими товарищами в группах. В случае затруднения обращаются к материалу учебника. V.Заключительный   Виды контроля: СЛАЙД 11. 1. Взаимоконтроль (трое учащихся вслух знакомят класс со своими ответами). При этом информация, даже если она не верна, не исправляется.2. Самоконтроль по ключу (ученики сверяют свои ответы с данными таблицы (слайд 13), и фиксируют в тетрадях количество неверных ответов).
 Далее с помощью сигнальных карточек учитель контролирует, как класс справился с заданием.(Учащиеся, не допустившие ни одной ошибки, поднимают красный кружок; 2 ошибки – зеленый; 3 – 4 ошибки – желтый).
 Учитель выставляет оценки. СЛАЙД 12. Домашнее задание: 1.Ответить на вопросы 1,2 стр.63.2. Составить кроссворд по теме «Горные породы».
 3. Составить рассказ об использовании горных пород человеком в Удмуртской Республике. 
 
 
 
  
  
  
  
  
  
  
 
 |