kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Горные породы, минералы, полезные ископаемые."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является одним из уроков раздела «Земля», являясь логическим продолжением темы предыдущего урока « Что у земли внутри», и предусматривает проведение практической работы с целью усвоения учащимися разнообразия происхождения и свойств горных пород Земли.

Планируемый результат:
Учащиеся должны: знать  основные виды осадочных горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли;  уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природоведение практич работа (Автосохраненный).doc С ПРАВКОЙ»




ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема: Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Продолжительность: 45 минут.

Класс : 5 класс

Технологии : мультимедийная презентация

Аннотация : Данный урок является одним из уроков раздела «Земля», являясь логическим продолжением темы предыдущего урока « Что у земли внутри», и предусматривает проведение практической работы с целью усвоения учащимися разнообразия происхождения и свойств горных пород Земли.

ЦЕЛИ УРОКА:

- Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы. 
- Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника; 
способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород. 
- Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства
Задачи: 
- сформировать понятия “минерал”, “горная порода”;
- сформировать представление об основных группах горных пород и их происхождении;
- начать формирование умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать; 
- совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать сопереживание и любознательность; 
- формировать бережное отношение к объектам природы.

Планируемый результат:
Учащиеся должны: знать основные виды осадочных горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.

Основные термины и понятия:

минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические;

Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая. Учащиеся рассаживаются по группам по 5 человек.

Оборудование:

- образцы горных пород и минералов;
- инструктивные карты для выполнения практической работы;
- разноцветные карточки (зеленые, желтые, красные);
- компьютер и видеоматериалы к уроку;
- учебник, тетрадь.

Время проведения – 45 минут.

Этапы урока / Время

  1. Организационный момент - 3 минуты

  2. Повторение изученного на предыдущем уроке- 10 минут

  3. Изучение нового материала – 15 минут

  4. Практическая работа – 15 минут

  5. Заключительный -2 минуты.

    I

Ход урока:

I. Организационный момент Цель:

1. проверить готовность класса к уроку и настроить на осознанное овладение новым материалом.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке. Цель: выявить уровень осознания изученного материала.

Сейчас проведем короткую проверочную работу. Перед вами на столе лежит текс с пропущенными терминами и определениями.. Это задание из темы предыдущего урока .Впишите нужные слова и выражения там, где они пропущены.На выполнение задания 5 минут.

А теперь проверим выполнение работы .Черным шрифтом в тексе выделены правильные ответы. .Над каждым правильно поставленным ответом ставите +, неправильным -.Подсчитайте количество правильных ответов.

. СЛАЙД 1. Короткая проверочная работа

От 9 до 10 правильных ответов оцениваются оценкой « 5», от 8 до 7 – « 4», от 5 до 6 – «3» , если правильных ответов меньше 5 – оценка «2».

Для того, чтобы убедиться в правильности ваших ответов, вспомним о внутреннем строении Земли и составе земной коры.

СЛАЙД 2. Внутреннее строение Земли

СЛАЙД 3. Из чего состоит земная кора.

Ученики рассматривают схему строения земной коры и делают вывод: «земная кора состоит из горных пород и минералов».

А сегодня мы научимся определять, описывать горные породы по разным признакам и классифицировать по их происхождению.

III. Изучение нового материала. Цель: дать понятие об основных видах горных пород

Итак: Тема сегодняшнего урока : « Горные породы, минералы, полезные ископаемые» . Откройте тетради, запишите тему урока.

УЧИТЕЛЬ. Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ.

Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты

СЛАЙД 4. Гранит

УЧИТЕЛЬ. Рассмотрим самую распространенную горную породу гранит.

Как мы видим, состоит горная порода гранит из трех минералов: кварца, слюды и полевого шпата.

УЧИТЕЛЬ. На столах есть образцы горных пород и минералов. Вопрос учащимся: Чем они отличаются друг от друга? Какие они?

Дети рассматривают образцы и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, твердость, прозрачность

СЛАЙД 5. Фото различных минералов и горных пород..

УЧИТЕЛЬ. Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Учащиеся высказывают свои предположения.

Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.

. СЛАЙД6. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ.

УЧИТЕЛЬ.
В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.

Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Работают с учебником, находят определения .


Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpятся.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.)

Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки. В учебнике находят определения.

Hо вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся геологами метамоpфические.

Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. В учебнике находят определения.

СЛАЙД 7. Происхождение горных пород.

Учащиеся заносят в тетради схему.

СЛАЙД 8. Полезные ископаемые.

УЧИТЕЛЬ. Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми.

Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют?

СЛАЙД 9.

IV.Практическая работа

«Изучение свойств горных пород и минералов».

Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.
Оборудование: на каждом столе три горные породы, которые нужно определить по свойствам и происхождению (гранит, известняк, торф). Карточки красного, зеленого, желтого цвета.

Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

СЛАЙД 10. Ход работы:

1.Выполнение работы по инструктивной карте
2. . Классификация рассмотренных горные пород по происхождению (магматическая; метаморфическая; осадочная) и впишите в таблицу .

Учащиеся вначале индивидуально выполняют данное задание в тетрадях, а затем обмениваются мнениями со своими товарищами в группах. В случае затруднения обращаются к материалу учебника.

V.Заключительный

Виды контроля:

СЛАЙД 11.

1. Взаимоконтроль (трое учащихся вслух знакомят класс со своими ответами). При этом информация, даже если она не верна, не исправляется.
2. Самоконтроль по ключу (ученики сверяют свои ответы с данными таблицы (слайд 13), и фиксируют в тетрадях количество неверных ответов).

Далее с помощью сигнальных карточек учитель контролирует, как класс справился с заданием.
(Учащиеся, не допустившие ни одной ошибки, поднимают красный кружок; 2 ошибки – зеленый; 3 – 4 ошибки – желтый).

Учитель выставляет оценки.

СЛАЙД 12.

Домашнее задание:

1.Ответить на вопросы 1,2 стр.63.
2. Составить кроссворд по теме «Горные породы».

3. Составить рассказ об использовании горных пород человеком в Удмуртской Республике.















































Просмотр содержимого презентации
«Презентация Горные породы»

Ключ для самоконтроля Земля состоит из ядра, мантии и земной коры . Ядро состоит в основном из никеля и железа. Вещество  мантии находится в твердом состоянии из-за большого давления. Твердая верхняя оболочка Земли – земная кора. Неровности земной поверхности называют рельефом. Земная кора состоит из горных пород. Горные породы состоят из минералов. Например, кварц, слюда, полевой шпат образуют гранит. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.

Ключ для самоконтроля

Земля состоит из ядра, мантии и земной коры .

Ядро состоит в основном из никеля и железа. Вещество

мантии находится в твердом состоянии из-за

большого давления.

Твердая верхняя оболочка Земли – земная кора.

Неровности земной поверхности называют рельефом.

Земная кора состоит из горных пород. Горные

породы состоят из минералов. Например, кварц,

слюда, полевой шпат образуют гранит.

Полезные ископаемые – это горные породы и

минералы, которые использует человек.

Ядро – центральная часть земного шара. Температура 3000-4000 градусов. Состоит из плотного тяжелого вещества, предположительно железа. Мантия (от греческого «мантия» - покрывало, плащ) . 80% объема Земли. Вещество твердое, в верхней части пластичное. Земная кора - самая тонкая, твердая наружная оболочка Земли. На ее долю приходится 1 % массы земного шара. Здесь живут и трудятся люди. В разных местах земную кору пронизывают шахты, из которых берут тысячи образцов, которые позволили определить состав и строение земной коры.

Ядро – центральная часть земного шара.

Температура 3000-4000 градусов. Состоит из плотного тяжелого вещества, предположительно железа.

Мантия (от греческого «мантия» - покрывало, плащ) . 80% объема Земли. Вещество твердое, в верхней части пластичное.

Земная кора - самая тонкая, твердая наружная оболочка Земли. На ее долю приходится 1 % массы земного шара. Здесь живут и трудятся люди. В разных местах земную кору пронизывают шахты, из которых берут тысячи образцов, которые позволили определить состав и строение земной коры.

Природные вещества с разным составом и внешними признаками Природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов

Природные вещества с разным составом и внешними признаками

Природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов

Гранит Полевой шпат Слюда Кварц

Гранит

Полевой шпат

Слюда

Кварц

Минералы различают по признакам: цвет, блеск, прозрачность, твердость. Кремний Яшма Вулканическое стекло Ангидрид Оникс Базальт Гранит Агат Гнейс

Минералы различают по признакам: цвет, блеск,

прозрачность, твердость.

Кремний

Яшма

Вулканическое стекло

Ангидрид

Оникс

Базальт

Гранит

Агат

Гнейс

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ Осадочные Метаморфические Магматические Обломочные: песчаник, песок,  глина,  гравий галька Мрамор, гнейс, кварцит Глубинные Излившиеся Базальт, диабаз, вулканический туф Гранит, габбро Химические: калийные соли, поваренная соль Органические мел, известняк, торф, уголь

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ

Осадочные

Метаморфические

Магматические

Обломочные:

песчаник,

песок,

глина,

гравий

галька

Мрамор,

гнейс,

кварцит

Глубинные

Излившиеся

Базальт,

диабаз, вулканический туф

Гранит, габбро

Химические:

калийные соли,

поваренная соль

Органические мел,

известняк,

торф,

уголь

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ . Железная руда Поваренная соль Каменный уголь Калийная соль Природный газ Золото Алмазы Нефть

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ .

Железная руда

Поваренная соль

Каменный уголь

Калийная соль

Природный газ

Золото

Алмазы

Нефть

«Ознакомление со свойствами горных пород и минералов» Цель работы: формировать умение по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов для их дальнейшего использования в жизни. Практическая работа.

«Ознакомление со свойствами горных пород и минералов»

Цель работы: формировать умение по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов для их дальнейшего

использования в жизни.

Практическая работа.

Инструктивная карта для выполнения практической работы.  1. Внимательно рассмотреть горные породы, которые находятся на ваших столах.  2 . Определить цвет.  3. Определить сложение ( плотное ,пузырчатое, рыхлое, сыпучее)  4. Определить массу ( тяжелая, средней тяжести , легкая)  5 . Определить твердость ( очень мягкая – царапается ногтем )  ( мягкая – не царапается ногтем,не царапает стекло )  ( твердая – царапает стекло ). 6 . Растворимость в воде ( растворяется или нет)

Инструктивная карта для выполнения практической работы.

1. Внимательно рассмотреть горные породы, которые находятся на ваших столах.

2 . Определить цвет.

3. Определить сложение ( плотное ,пузырчатое, рыхлое, сыпучее)

4. Определить массу ( тяжелая, средней тяжести , легкая)

5 . Определить твердость ( очень мягкая – царапается ногтем )

( мягкая – не царапается ногтем,не царапает стекло )

( твердая – царапает стекло ).

6 . Растворимость в воде ( растворяется или нет)

Ключ для самоконтроля Горные породы/ признаки Гранит 1.Цвет Известняк Сероватого, красноватого,зеленоватого с вкрапленными кристаллами черного цвета 2.Сложение Светлого цвета плотное 3.Масса Мрамор 4.Твердость Белого,серого или красноватого цвета пористое тяжелая 5.Растворимость в воде средней тяжести твердая плотное средней твердости не растворима тяжелая 6.Происхождение твердая растворима магматическое не растворима осадочное метаморфическое

Ключ для самоконтроля

Горные породы/ признаки

Гранит

1.Цвет

Известняк

Сероватого, красноватого,зеленоватого с вкрапленными кристаллами черного цвета

2.Сложение

Светлого цвета

плотное

3.Масса

Мрамор

4.Твердость

Белого,серого или красноватого цвета

пористое

тяжелая

5.Растворимость в воде

средней тяжести

твердая

плотное

средней твердости

не растворима

тяжелая

6.Происхождение

твердая

растворима

магматическое

не растворима

осадочное

метаморфическое

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Стр. 60-63
  • Ответить на вопросы стр. 63
  • Составить кроссворд по теме « Горные породы » .
  • Составить рассказ об использовании горных пород человеком в Удмуртской республике.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Горные породы, минералы, полезные ископаемые."

Автор: Ефремова Татьяна Арефиевна

Дата: 05.07.2015

Номер свидетельства: 222262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" (урок-проект) "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie-urok-proiekt"
    ["file_id"] => string(6) "149928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420371756"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект  урока по окружающему миру "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4"
    ["file_id"] => string(6) "233478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443110467"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по окружающему миру "Полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "131940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416248494"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Горючие полезные ископаемые""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_po_tiemie_goriuchiie_polieznyie_iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "407224"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491487180"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок- конспект "Горные породы,минералы и полезные ископаемые", 5 класс, ФГОС"
    ["seo_title"] => string(78) "urok_konspiekt_gornyie_porody_minieraly_i_polieznyie_iskopaiemyie_5_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "356061"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478462719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства