ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Тема: Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Продолжительность: 45 минут. Класс : 5 класс Технологии : мультимедийная презентация Аннотация : Данный урок является одним из уроков раздела «Земля», являясь логическим продолжением темы предыдущего урока « Что у земли внутри», и предусматривает проведение практической работы с целью усвоения учащимися разнообразия происхождения и свойств горных пород Земли. ЦЕЛИ УРОКА: - Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы. - Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород. - Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира; совершенствовать природоохранные чувства Задачи: - сформировать понятия “минерал”, “горная порода”; - сформировать представление об основных группах горных пород и их происхождении; - начать формирование умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать; - совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать сопереживание и любознательность; - формировать бережное отношение к объектам природы. Планируемый результат: Учащиеся должны: знать основные виды осадочных горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли; уметь определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности. Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая. Учащиеся рассаживаются по группам по 5 человек. Оборудование: - образцы горных пород и минералов; - инструктивные карты для выполнения практической работы; - разноцветные карточки (зеленые, желтые, красные); - компьютер и видеоматериалы к уроку; - учебник, тетрадь. Время проведения – 45 минут. Этапы урока / Время Организационный момент - 3 минуты Повторение изученного на предыдущем уроке- 10 минут Изучение нового материала – 15 минут Практическая работа – 15 минут Заключительный -2 минуты.
I Ход урока: I. Организационный момент Цель: 1. проверить готовность класса к уроку и настроить на осознанное овладение новым материалом. II. Повторение изученного на предыдущем уроке. Цель: выявить уровень осознания изученного материала. Сейчас проведем короткую проверочную работу. Перед вами на столе лежит текс с пропущенными терминами и определениями.. Это задание из темы предыдущего урока .Впишите нужные слова и выражения там, где они пропущены.На выполнение задания 5 минут. А теперь проверим выполнение работы .Черным шрифтом в тексе выделены правильные ответы. .Над каждым правильно поставленным ответом ставите +, неправильным -.Подсчитайте количество правильных ответов. . СЛАЙД 1. Короткая проверочная работа От 9 до 10 правильных ответов оцениваются оценкой « 5», от 8 до 7 – « 4», от 5 до 6 – «3» , если правильных ответов меньше 5 – оценка «2». Для того, чтобы убедиться в правильности ваших ответов, вспомним о внутреннем строении Земли и составе земной коры. СЛАЙД 2. Внутреннее строение Земли СЛАЙД 3. Из чего состоит земная кора. Ученики рассматривают схему строения земной коры и делают вывод: «земная кора состоит из горных пород и минералов». А сегодня мы научимся определять, описывать горные породы по разным признакам и классифицировать по их происхождению. III. Изучение нового материала. Цель: дать понятие об основных видах горных пород Итак: Тема сегодняшнего урока : « Горные породы, минералы, полезные ископаемые» . Откройте тетради, запишите тему урока. УЧИТЕЛЬ. Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ. Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты СЛАЙД 4. Гранит УЧИТЕЛЬ. Рассмотрим самую распространенную горную породу гранит. Как мы видим, состоит горная порода гранит из трех минералов: кварца, слюды и полевого шпата. УЧИТЕЛЬ. На столах есть образцы горных пород и минералов. Вопрос учащимся: Чем они отличаются друг от друга? Какие они? Дети рассматривают образцы и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, твердость, прозрачность СЛАЙД 5. Фото различных минералов и горных пород.. УЧИТЕЛЬ. Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Учащиеся высказывают свои предположения. Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы. . СЛАЙД6. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ. УЧИТЕЛЬ. В начале, возникли породы из магмы, Они пеpвоpодные самые как бы, Тяжелый гpанит, в глубине остывал, Базальт на повеpхности лавою стал. Поpоды весьма симпатичные, Увесистые, магматичные. Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Работают с учебником, находят определения . Hо прочность - не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием pазpушаются, Дpобятся на глыбы, обломки, пески, Выносятся водами быстpой pеки, Река их по pуслу таскает, Обкатывает, отлагает. А там, где гоpячие воды стpуятся, Там в них минеpалы совсем pаствоpятся. Когда же pаствоp остывает, То соль из него оседает. А в толще моpской или в темном болоте, Вы массу остатков животных найдете, А также, pастений отмеpших остатки, Они обpазуют поpоды-осадки. (Все то, что pазpушено, пеpеотложено, Осело солями, остатками сложено.) Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки. В учебнике находят определения. Hо вот, под давлением, магма опять, Стpемится земную коpу pазоpвать, И в месте такого втоpжения, Hаметятся, вдpуг, пpевpащения: Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит, Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит. Такие поpоды, весьма спецефические, Зовутся геологами метамоpфические. Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. В учебнике находят определения. СЛАЙД 7. Происхождение горных пород. Учащиеся заносят в тетради схему. СЛАЙД 8. Полезные ископаемые. УЧИТЕЛЬ. Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми. Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют? СЛАЙД 9. IV.Практическая работа «Изучение свойств горных пород и минералов». Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов. Оборудование: на каждом столе три горные породы, которые нужно определить по свойствам и происхождению (гранит, известняк, торф). Карточки красного, зеленого, желтого цвета. Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа. СЛАЙД 10. Ход работы: 1.Выполнение работы по инструктивной карте 2. . Классификация рассмотренных горные пород по происхождению (магматическая; метаморфическая; осадочная) и впишите в таблицу . Учащиеся вначале индивидуально выполняют данное задание в тетрадях, а затем обмениваются мнениями со своими товарищами в группах. В случае затруднения обращаются к материалу учебника. V.Заключительный Виды контроля: СЛАЙД 11. 1. Взаимоконтроль (трое учащихся вслух знакомят класс со своими ответами). При этом информация, даже если она не верна, не исправляется. 2. Самоконтроль по ключу (ученики сверяют свои ответы с данными таблицы (слайд 13), и фиксируют в тетрадях количество неверных ответов). Далее с помощью сигнальных карточек учитель контролирует, как класс справился с заданием. (Учащиеся, не допустившие ни одной ошибки, поднимают красный кружок; 2 ошибки – зеленый; 3 – 4 ошибки – желтый). Учитель выставляет оценки. СЛАЙД 12. Домашнее задание: 1.Ответить на вопросы 1,2 стр.63. 2. Составить кроссворд по теме «Горные породы». 3. Составить рассказ об использовании горных пород человеком в Удмуртской Республике. |