Разработка урока по географии для 5 класса "Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые".
Разработка урока по географии для 5 класса "Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые".
Разработка урока по географии для 5 класса Горные породы. Минералы.
Раздел программы: «Земная кора».
Тип: изучение нового материала
Вид урока: Исследовательский с элементами практической работы
Цели урока: углубить знания о горных породах, рассмотреть их классификацию и происхождение.
Задачи:
Образовательные: ознакомление с наиболее распространёнными горными породами, слагающими земную кору, их свойствами, происхождением, применением и способом добычи; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых.
Развивающие: развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности, расширение кругозора; умений работать с коллекцией горных пород, учебником.
Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых), обоснование необходимости охраны полезных ископаемых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии для 5 класса "Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые". »
Урок в 5 классе на тему: «Горные породы. Минералы. Полезные ископаемые».
Раздел программы: «Земная кора».
Тип: изучение нового материала
Вид урока: Исследовательский с элементами практической работы
Цели урока: углубить знания о горных породах, рассмотреть их классификацию и происхождение.
Задачи:
Образовательные: ознакомление с наиболее распространёнными горными породами, слагающими земную кору, их свойствами, происхождением, применением и способом добычи; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых.
Развивающие: развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности, расширение кругозора; умений работать с коллекцией горных пород, учебником.
Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых), обоснование необходимости охраны полезных ископаемых.
Оборудование:
коллекция полезных ископаемых,
знаки полезных ископаемых,
тетрадь для практической работы.
Эпиграф к уроку:«Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится… самое большее – взглянет, как прекрасны облака у него над головой… И ни разу не взглянет себе под ноги …»
(Карел Чапек)
Ход урока
I.Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Актуализация опорных знаний.
Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.
- Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.)
- Что такое литосфера? (Твёрдая оболочка Земли.)
- Каково внутреннее строение Земли? ( Землю составляют ядро, мантия и земная кора.)
- Из чего состоит земная кора? ( Из горных пород.)
- Что называется горной породой? (Горная порода – это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.)
- Что называют минералами? (Минералы – то, из чего состоят горные породы).
- Что мы знаем о недрах Земли? ( В недрах Земли залегают разнообразные полезные ископаемые.)
- Что называют полезными ископаемыми? (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.)
III. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, как возникли горные породы?
В слоях земной коры, как на огромных страницах каменной книги, запечатлена история планеты. Миллиарды лет ее создавали волны океанов и ветры, вулканы и ледники, стремительные потоки рек и землетрясения, тепло и давления в глубинах недр, мельчайшие бактерии, растительный и животный мир.
Горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Они отличаются по физическим свойствам, составу и своему происхождению.
Горные породы возникают в определенной геологической обстановке, и по условиям формирования среди них различают осадочные, магматические и метаморфические.
- Большая группа горных пород образовалась в результате затвердевания огненно - жидкого вещества глубин Земли - магмы. Такие горные породы называются магматическими, или изверженными.
Преобразование магмы в горную породу происходит в разных условиях. Когда расплав застывает на глубине, возникают так называемые глубинные, (по имени древнегреческого бога подземного царства Плутона). Наиболее широко распространены граниты. Когда магма прорывается на поверхность, возникают излившиеся породы, или вулканические Из них наиболее широко развиты базальты.
- Осадочные породы образуются путем осаждения минеральных частиц или растворенных химических веществ из морской, озерной, речной воды или в результате накопления остатков организмов. Как правило, осадочные породы обладают хорошо выраженной слоистостью. К осадочным горным породам относят известняки, песчаники, глины, пески, гипс, каменная соль.
- Очень своеобразны горные породы третей группы. Это метаморфические, т.е. измененные породы, формирующиеся в глубинах планеты из осадочных и магматических пород под влиянием высокой температуры, давления и химически активных веществ. Название пород этой группы связанно с греческим словом "метаморфоо", что значит превращаю.
При метаморфизме из кварцевых песчаников возникают кварциты, из известняков - мрамор, глины переходят в глиняные сланцы.
Учитель: А сейчас, ребята мы с вами должны будем составить классификацию горных пород. И постепенно, выполняя задания в тетради при помощи учебника, у нас получится эта классификация. Давайте откроем в тетради страницу 50 и прочитаем задание 6.
Задание 6. Закончите предложения.
Из остывающей на глубине магмы образуются (глубинные) магматические горные породы.
Из излившейся лавы образуется (излившиеся) магматические горные породы.
Учитель: А теперь посмотрим на задание 7, вам нужно привести примеры, какие горные породы относятся к этим 2 видам магматической группы. Для этого прочитайте в параграфе 21обзац – магматическия горные породы.
Учитель: Хорошо, ребята, а теперь самостоятельно выполните задание 8 и 9, но прежде вы должны будете ознакомиться с абзацем параграфа - осадочные горные породы.
Задание 8. Как различаются осадочные горные породы по происхождению? Дополните схему.
Осадочные горные породы ппппппппппппппппппппппппппппппппппппппопопороды
Учитель: А теперь перейдём к последней группе горных пород – метаморфической. Эта группа не подразделяется на подгруппы. И поэтому здесь вы должны будете, с помощью абзаца метаморфические горные породы и задания 10 в тетради, привести примеры горных пород этой группы.
Задание 10.Подчеркните название самой распространённой в земной коре метаморфической горной породы.
Учитель: И вот, ребята, выполнив 5 заданий в тетради, у нас получилась схема, которая классифицирует горные породы по группам. (Учитель на доске показывает схему, которую заполнял по ходу работы детей на основании их правильных ответов).
А теперь на основе полученных знаний заполните таблицу 5 в 11 задании.
Работа учащихся в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств, заполнение таблицы.
Учитель: Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану, заполнив таблицу.
Таблица «Свойства горных пород»
Название
Тип
горной породы
Свойства
Пачкает ли руки?
Где применяется
Цвет
Блеск
Твер-
дость (твёрдая или мягкая)
Текстура выбери подходящее:
массивная;
слоистая;
волокнистая.
Прозрач-ная или непрозрач-ная
Песчаник
Известняк
Торф
Обсидиан
Мрамор
Учитель:Все справились со своими заданиями.И так в завершении я хотела бы сказать, что большие запасы полезных ископаемых скрыты у нас под ногами в земных недрах. К сожалению, запасы многих из них небезграничны, исчерпаемы. Мало осталось на Земле нефти, каменного угля. Поэтому люди должны найти новые, альтернативные источники энергии, топлива. Некоторые из них уже пытаются использовать и используют. Это энергия солнца, ветра, воды -неисчерпаемые природные ресурсы.
Обобщение.
- Дайте классификацию горных пород.
- Охарактеризуйте осадочные породы, магматические и метаморфические.
- Какие профессии вы знаете, связанные с темой нашего урока? ( Геолог, шахтёр, оператор по добыче нефти, металлург, ювелир и др.)
- Как рисуется проблема будущего минеральных ресурсов, угрожает ли человечеству минеральный голод?
Домашнее задание.
1. Параграф 21, ответить на вопросы учебника.
2. Приготовить сообщение о полезном ископаемом или составить кроссворд по теме урока.
Фамилия, имя _______________________________________________ класс 5 «А»
Практическая работа.
«Свойства минералов и горных пород».
1 группа.
Найдите в коллекции горные породы и опишите их по плану. ( Каждый участник группы работает с теми двумя столбиками, которые у него в таблице выделены жирным шрифтом).
Таблица «Свойства горных пород»
Название
Тип
горной породы
Свойства
Пачкает ли руки?
Где применяется
Цвет
Блеск
Твер-
дость (твёрдая или мягкая)
Текстура выбери подходящее:
-массивная;
-слоистая;
-волокнистая.
Прозрач-ная или непрозрач-ная
Песчаник
Известняк
Торф
Магнитный железняк
Обсидиан
Мрамор
Самоанализ урока
Поставленные задачи выполнены. В процессе работы учащиеся узнали свойства горных пород и минералов, научились составлять описание их по типовому плану, предложенному учителем, классифицировать их по происхождению и полезности человеку.
Уровень развития и сформированности учебных умений учащихся высокий. Форма организации – практическая работа. Используется самостоятельная работы учащихся, учитель выполняет направляющую роль. Такая форма организации занятий пробуждает интерес учащихся к данному уроку и предмету в целом.
Отбор содержания, его структурирование, а также подобранные методы (самооценивание, работа в группах, практическая работа, поисковая деятельность) позволили достичь поставленной цели.
Совершенствование, обобщение и систематизация полученных знаний продолжится на последующих уроках данной темы. Также продолжится развитие интеллектуальных, общеучебных, коммуникативных, поведенческих умений.
1.Камень, находящийся в первой шкатулке, является очень твёрдой горной породой, магматического происхождения. Состоит из трёх минералов, одним из которых является слюда. Камень бывает серого, чёрного и красноватого оттенка. Иногда эти камни называют булыжниками. Булыжниками мостят дороги. Камни необходимы каменщикам для выкладки фундамента для домов; из них сооружают колонны, памятники. А ещё камень используется в строительстве как отделочный материал. Кто бывал в метро, подземном переходе, наверняка его видел. (Гранит.)
2.Этот камень тоже твёрдый, но может легко растворяться в воде. Его добывают из земли и из некоторых озёр. Особенно много его в морях и океанах. Вы едите его каждый день, когда садитесь обедать. Кто скажет, что ставят на стол в солонках? (Поваренная соль.)
3. Этот камень относится к метаморфической горной породе. Очень хрупкий, образован раковинами древнейших одноклеточных морских животных. Его используют маляры и фармацевты. Отличное средство гигиены полости рта: из очищенного камня приготовляют зубной порошок. (Мел.)
4. А этот камень – ровесник динозавров. Долго лежал в земле без доступа кислорода и окаменел. Образовался из древних папоротников. Горит и даёт много тепла, поэтому его используют как твёрдое топливо. Самый лучший сорт этого камня – антрацит. ( Каменный уголь.)
5. Это полезное ископаемое уже миллионы лет находится под землёй и представляет собой маслянистую горючую жидкость обычно тёмного цвета со своеобразным запахом. Используется как топливо. Кроме того, после дальнейшей переработки, используется в медицине. Из него получают вазелин, парафин. Образовалось из древних микроорганизмов, которых сейчас уже нет. Поэтому запасы этого полезного ископаемого, как и запасы каменного угля, на сегодняшний день ограничены. (Нефть.)
Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей. (графит)
Белая, её добавляют в пищу и для консервации овощей. (поваренная соль)
Она делает наши пяточки гладкими. (пемза)
Камень горы образует Тайны свято он хранит, Магма камень тот рождает, он называется? (гранит)