kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока на тему; "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока на тему "Горные породы, минералы и полезные ископаемые". Технологическая карта урока. Презентация к уроку. Приложение 1 к практической работе "Определение горных пород по образцам"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«горные породы 5кл»




          1. Сведения об авторе


Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ханова Людмила Егоровна


Район, область

ГОг.Бор, Нижегородская


Место работы

МБОУ Совхозская ОШ


Должность

Учитель географии, биологии,обществознания


          1. Общая информация


УМК

«Полярная звезда»


Тема урока

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.


Тип урока

Комбинированный(изучение нового материала и практическая работа)


Учебная задача

Создать условия для формирования у учащихся представление о многообразии  горных пород  и полезных  ископаемых.



Результаты *Личностные


*Предметные

*Метапредметные

Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, формирование толерантности


Формирование умений и навыков использование географических знаний для объяснений различных процессов и явлений земной коры


Умение строить речевое устное высказывание при работе со схемой.

Умение слушать, вступать в диалог

Соотношение известно - неизвестное о горных породах


Необходимое оборудование

  1. География. 5-6классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И.Алексеев., В.В.Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с. : ил., карт. – (Полярная звезда)

  2. Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. - М., Просвещение, 2011. – 144 с.

  3. Мультимедиапроектор

  4. Коллекция горных пород.

  5. карта «Строение земной коры»;


Дидактическое обеспечение

ИКТ-презентация; карта «Строение земной коры»;


Понятийно-категориальный аппарат усвоения

Горные породы и материалы .Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождения и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.



Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

  • Кластер

  • Синквейн

  • Практическая работа



Литература и Интернет-ресурсы


Основная

  • География. 5-6классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И.Алексеев., В.В.Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с. : ил., карт. – (Полярная звезда)


Дополнительная

  • Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. М.: ВАКО, 2015. – 112с. – (Современная школа: управление и воспитание).

  • О.А.Климанова «География в таблицах », , М.:Дрофа, 2010.стр 13.

  • Е.А.Беловолова. Формирование ключевых компетенций на уроках географии:6-9 классы: методическое пособие -М,:Вентана-Граф,2010. Сто190.


Интернет-ресурсы

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн


          1. План проведения занятия


          1. Этап урока
          1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
          1. Деятельность обучающихся
          1. Формируемые УУД


          1. 1.Организационно-мотивационный этап


1.Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке;

2.Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

3.Актуализация знаний и целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

Работа с учебником.

Приём «Корзина идей, понятий, имён»

с.71 – читаем название параграфа.

Предположения учеников: О чём будем говорить сегодня?

Приём «Проблемная ситуация»

Учитель подводит учеников к проблеме, зачитывая текст:

Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.


фронтальная работа; (ученики частично знакомы с данной темой из уроков окружающего мира)



Ученики формулируют цель урока: сегодня мы узнаем новое о горных породах, полезных ископаемых, сферах их применения.

Коммуникативные: создание речевого высказывания


Личностные:

эмоционально - личностная оценка.


Регулятивные:

Целеполагание.


2. Процессуально-содержательный этап







  1. Минералы и горные породы.

1) Приём «Создай паспорт» Слайд 4

Что такое минералы?

Что такое горная порода?

Составление определения новому понятию: что мы назовём минералом- горной породой?? (после вариантов детей, учитель предлагает свой)

Предлагаю записать в тетрадь эти понятие.

2)Составление формулы-определения на доске и в тетрадях:


Высказывают свои предположения о поиске информации, выбор останавливается на учебнике: текстовый и нетекстовый компоненты. Стр 71.

Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


Общеучебные:

моделирование


  1. Горные породы

1.Приём «Проблемная ситуация»

Учитель подводит учеников к проблеме постановкой вопросов

перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются? (Дети перечисляют внешние признаки различий.) Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе?

Ученики приходят к выводу, что недостаточно владеют материалом, не могут решить проблему, к которой их подвёл учитель.



Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества, использование наглядного материала как источника информации,



2.Приём «Кластер»

Организация парной работы для поиска информации и составление кластера. Анализ с учителем полученных кластеров и как результат – кластер на слайде. Слайд7


Ученики работают в парах: структурируют информацию в кластер, анализируют.


Познавательные: объяснений различных процессов и явлений земной коры,

умение структурировать информацию

Общеучебные:

Моделирование.

Коммуникативные:

использование текстового материала как источника информации, планирование учебного сотрудничества.



3.Практическая работа «Определение горных пород по образцам.» Организует оформление таблицы описание горной породы, конкретизирует свойства. Таблицу оформляют на индивидуальных картах. Приложение 1. Слайд11-12

Выясняют, как происхождение горных пород влияет на их свойства, пробуют выявить отличительные признаки этих трёх групп., дают описание по предложенному плану Определяют генетический тип образца.

Познавательные:

умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


Общеучебные:

Соотношение известно - неизвестное о горных породах


  1. Полезные ископаемые

1.Приём»Ментальная карта» Пользуясь текстом учебника стр72-73 составляют совместно с учителем МК.


Комментированное чтение.

Анализ текста.










Познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение информации, анализ,

Коммуникативные: использование текстового материала как источника информации,

Общеучебные:

моделирование


2. Приём «Мультимедийная презентация» «Использование полезных ископаемых. горных пород в хозяйственной деятельности» слайд 13-15

3 Таблица в Д/З задание 8 стр73


Просмотр, подготовка к выполнению домашнего задания.

Познавательные: знакомство информацией, умение структурировать знания

Коммуникативные: , анализ сюжета.



3.Этап закрепления и проверки.


Первичная проверка знаний

1)Приём «Синквейн» - составить

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойстввыбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например прилагательное или существительное.


1Самостоятельная работа по составлению синквейна


Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения результата действия , самопроверка, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


4.Рефлексивный этап урока


Рефлексия содержательная

1) Приём «Продолжи фразу»

  • Мне было интересно…

  • Я сегодня разобрался….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке…


3)Приём «Хочу спросить»

Свободно высказываются, озвучивают свои чувства и впечатления.

Отвечают на вопросы и формулируют общий вывод

Каждый ученик выбирает одну (самую важную для себя) фразу и продолжает её.


Ученики спрашивают, уточняют то, что не совсем понятно

Коммуникативные: построение высказываний.



Регулятивные:

самоконтроль и самооценка.









5.Объяснение домашнего задания


Обязательное задание

Изучить § 21, вопросы уо 1,6 письменно2,3,4,5,7,8.




Дополнительное задание по желанию

Вопросы 9-10













ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД









Название

Магматические

Метаморфические

Осадочные

Плотность(Плотная, рыхлая, сыпучая)

Плотная.

Плотная.

Плотная; рыхлая.

Масса – лёгкая или тяжёлая?

лёгкая –пемза, тяжёлая- гранит

тяжёлая.

Масса лёгкая или средней тяжести.

Цвет(белый, желтоватый, дымчатый, бесцветный др.)




Блеск(Металлический, стеклянный, жирный, перламутровый, шёлковый др)




Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен) выбери подходящее:

крупнозернистая – более 2 мм;

среднезернистая – 1-2 мм;

мелкозернистая – менее 1 мм, (пыль).

. Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

. Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно);
чаще – мелкозернистая

Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

Текстура (строение породы) выбери подходящее:массивная; слоистая; со следами течения;волокнистая.

. Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

Встречаются все из перечисленных, особенно характерны: слоистая. Со следами течения, волокнистая.

Массивная, слоистая; (у сыпучих -песок, гравий, галька –текстуры нет).

Твёрдость – твёрдая или мягкая?

Твердая.

. Твёрдая.

Мягкая.

Наблюдаются ли остатки организмов?


Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках

В органических есть признаки древних организмов (отпечатки, следы движения и др.).


8


Просмотр содержимого презентации
«гор пор»

Тема урока:  горные породы и минералы,  и полезные ископаемые Урок географии 5 класс,  линия»Полярная звезда»  Фгос.

Тема урока:

горные породы и минералы,

и полезные ископаемые

Урок географии 5 класс, линия»Полярная звезда» Фгос.

Цель урока? Стр 71 .

Цель урока? Стр 71 .

  • Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
Цель:

Цель:

  • Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных пород  и полезных  ископаемых.
Работа « создай Паспорт»

Работа « создай Паспорт»

  • МИНЕИАЛ (от ср.-век. лат. minera — руда), природное тело, приблизительно однородное по химическому составу и физическим свойствам, образующееся в результате физико-химических процессов в глубинах и на поверхности Земли.
  • Диагностическими признаками минералов являются: форма выделений, цвет, плотность, твердость, механические, оптические, магнитные, электрические и др. свойства.
  • По химическому составу все минералы условно можно разделить на «простые» и «сложные». Простые минералы практически состоят из одного химического элемента, например, самородное золото, серебро, сера, алмаз. Сложные – все остальные минералы: кварц, слюда, полевые шпаты, гранат, циркон, изумруд, рубин, малахит.
  • Существует более 3000 видов минералов.
Постановка проблемы

Постановка проблемы

  • Перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются?    Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе?
Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что вы наблюдаете сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?”  –   Самая настоящая,  –  отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы. Задание : пользуясь текстом стр72 составить кластер «Горные породы»
  • Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что вы наблюдаете сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?”  –   Самая настоящая,  –  отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.
  • Задание : пользуясь текстом стр72 составить кластер
  • «Горные породы»
Горные породы осадочные метаморфические неорганические магматические органические обломочные Излившиеся эффузивные Глубинные  интрузивные химические

Горные породы

осадочные

метаморфические

неорганические

магматические

органические

обломочные

Излившиеся

эффузивные

Глубинные

интрузивные

химические

Магматические породы и минералы. Глубинные Главными элементами этих пород являются: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, магний, натрий, калий, титан и водород. (интрузивные) Излившиеся Кислород составляет в среднем половину веса магматических пород. (эффузивные) Химический состав пород не соответствует составу магмы, так как многие составные части летучи – вода, углекислота, соединения хлора и фтора. Это породы, которые образовались из магмы и кристаллизовались долго и на глубине. Они достаточно тверды, не растворяются в воде, не вступают в реакцию с кислотами, блестят и видны зерна кристаллов. Эти породы тоже образовались из магмы, но застывали быстро, на поверхности Земли или в ее недрах в приповерхностных условиях (до5 км). Они тоже достаточно тверды, однородного цвета, не имеют блеска, часто пористы и не тонут в воде. диорит габбро гранит базальт андезит вулканическое стекло

Магматические породы и минералы.

Глубинные

Главными элементами этих пород являются: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, магний, натрий, калий, титан и водород.

(интрузивные)

Излившиеся

Кислород составляет в среднем половину веса магматических пород.

(эффузивные)

Химический состав пород не соответствует составу магмы, так как многие составные части летучи – вода, углекислота, соединения хлора и фтора.

Это породы, которые образовались из магмы и кристаллизовались долго и на глубине. Они достаточно тверды, не растворяются в воде, не вступают в реакцию с кислотами, блестят и видны зерна кристаллов.

Эти породы тоже образовались из магмы, но застывали быстро, на поверхности Земли или в ее недрах в приповерхностных условиях (до5 км). Они тоже достаточно тверды, однородного цвета, не имеют блеска, часто пористы и не тонут в воде.

диорит

габбро

гранит

базальт

андезит

вулканическое стекло

Осадочные породы и минералы.

Эти породы покрывают три четверти суши планеты, и лишь одна часть занята породами других происхождений. Значение осадочных пород велико. Это и топливо, и строительный материал, и основа химической промышленности. В осадочных породах хорошо сохранились остатки вымерших организмов, по которым можно определить возраст осадков и проследить историю развития различных уголков Земли.

Огранические.

Неорганические.

Обломочные Химогенные

К ним относят породы, содержащие собственно обломки пород и минералов и продукты их механического (физического) преобразования — окатанные зерна пород и минералов. 

Они формируются в результате жизнедеятельности или отмирания организмов. Выделяют два основных вида: сложенные карбонатом кальция (раковины моллюсков) и из углеродистого вещества (остатки растений)

Образовались в результате осаждения из воды морей и озер растворенных в ней веществ. На дне водоемов осадки накапливаются, их зерна продолжают расти, образуя кристаллы.

каменный уголь

песок и глина

Каменная соль

гравий, галька,

валуны

Калийная соль

нефть и газ

Метаморфические породы. Как осадочные, так и магматические горные породы при погружении на большие глубины под влиянием повышенного давления и высоких температур подвергаются значительным изменениям – метаморфизму. Характерным для них являются тальк, хлорит, различные плагиоклазы. Песчаник + средние температуры = кварцит. Известняк + средние температуры = мрамор Глины, глинистый сланец + средние и высокие температуры = гнейс, слюдяные сланцы. Гранит + высокие температуры = гнейс Каменный уголь + высокие температуры = графит Каменный уголь + высокие температуры = алмаз мрамор графит алмаз кальцит

Метаморфические породы.

Как осадочные, так и магматические горные породы при погружении на большие глубины под влиянием повышенного давления и высоких температур подвергаются значительным изменениям – метаморфизму.

Характерным для них являются тальк, хлорит, различные плагиоклазы.

Песчаник + средние температуры = кварцит.

Известняк + средние температуры = мрамор

Глины, глинистый сланец + средние и высокие температуры = гнейс, слюдяные сланцы.

Гранит + высокие температуры = гнейс

Каменный уголь + высокие температуры = графит

Каменный уголь + высокие температуры = алмаз

мрамор

графит

алмаз

кальцит

Практическая работа

Практическая работа

  • А теперь нам предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трёх групп.
  • Перед   вами на парте лежат образцы горных пород. Внимательно рассмотрите их и дайте описание по предложенному плану.
  • Цель: определить генетический тип образца
План описания Название Плотность(Плотная, рыхлая, сыпучая) Масса – лёгкая или тяжёлая? Цвет(белый, желтоватый, дымчатый, бесцветный др.) Блеск(Металлический, стеклянный, жирный, перламутровый, шёлковый др) Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен) выбери подходящее: крупнозернистая – более 2 мм; среднезернистая – 1-2 мм; мелкозернистая – менее 1 мм, (пыль). Текстура (строение породы) выбери подходящее: Твёрдость – твёрдая или мягкая? массивная; слоистая; со следами течения; Наблюдаются ли остатки организмов? волокнистая.

План описания

Название

Плотность(Плотная, рыхлая, сыпучая)

Масса – лёгкая или тяжёлая?

Цвет(белый, желтоватый, дымчатый, бесцветный др.)

Блеск(Металлический, стеклянный, жирный, перламутровый, шёлковый др)

Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен) выбери подходящее:

  • крупнозернистая – более 2 мм;
  • среднезернистая – 1-2 мм;
  • мелкозернистая – менее 1 мм, (пыль).

Текстура (строение породы) выбери подходящее:

Твёрдость – твёрдая или мягкая?

массивная; слоистая; со следами течения;

Наблюдаются ли остатки организмов?

волокнистая.

Где используются полезные ископаемые. Какие еще строительные материалы состоящие из горных пород и минералов вы знаете?  глина песок Каменная соль

Где используются полезные ископаемые.

  • Какие еще строительные материалы состоящие из горных пород и минералов вы знаете?

глина

песок

Каменная соль

Железная руда Алюминиевая руда кремний

Железная руда

Алюминиевая руда

кремний

газ нефть Каменный уголь

газ

нефть

Каменный уголь

Синквейн

Синквейн

  • Дида ктический синквейн  развился в практике американской школы. В этом  жанре  текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
  • Первая строка —  тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно  существительное  или  местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего  прилагательные  или  причастия ), они дают  описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя  глаголами  или  деепричастиями , описывающими  характерные действия  объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая  личное отношение  автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно  слово- резюме , характеризующее  суть  предмета или объекта.
  • Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например прилагательное или существительное.
Д/З

Д/З

  • Изучить § 21, вопросы УО 1,6 письменно2,3,4,5,7,8.
  • Дополнительно: Вопросы 9-10
Таблица твердости горных пород.

Таблица твердости горных пород.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока на тему; "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

Автор: Ханова Людмила Егоровна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка урока "Использование горных пород и минералов в архитектуре времeн Николая I""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_ispolzovanie_gornykh_porod_i_mineralov_v_arkhite"
    ["file_id"] => string(6) "586938"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1632004400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства