Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Ханова Людмила Егоровна | |
Район, область | ГОг.Бор, Нижегородская | |
Место работы | МБОУ Совхозская ОШ | |
Должность | Учитель географии, биологии,обществознания | |
Общая информация | |
УМК | «Полярная звезда» | |
Тема урока | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | |
Тип урока | Комбинированный(изучение нового материала и практическая работа) | |
Учебная задача | Создать условия для формирования у учащихся представление о многообразии горных пород и полезных ископаемых. | |
Результаты *Личностные *Предметные *Метапредметные | Формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, формирование толерантности | |
Формирование умений и навыков использование географических знаний для объяснений различных процессов и явлений земной коры | |
Умение строить речевое устное высказывание при работе со схемой. Умение слушать, вступать в диалог Соотношение известно - неизвестное о горных породах | |
Необходимое оборудование | География. 5-6классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И.Алексеев., В.В.Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с. : ил., карт. – (Полярная звезда) Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. - М., Просвещение, 2011. – 144 с. Мультимедиапроектор Коллекция горных пород. карта «Строение земной коры»; | |
Дидактическое обеспечение | ИКТ-презентация; карта «Строение земной коры»; | |
Понятийно-категориальный аппарат усвоения | Горные породы и материалы .Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождения и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Кластер Синквейн Практическая работа | | |
Литература и Интернет-ресурсы | |
Основная | География. 5-6классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И.Алексеев., В.В.Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с. : ил., карт. – (Полярная звезда) | |
Дополнительная | Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. М.: ВАКО, 2015. – 112с. – (Современная школа: управление и воспитание). О.А.Климанова «География в таблицах », , М.:Дрофа, 2010.стр 13. Е.А.Беловолова. Формирование ключевых компетенций на уроках географии:6-9 классы: методическое пособие -М,:Вентана-Граф,2010. Сто190. | |
Интернет-ресурсы | | |
План проведения занятия | |
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1.Организационно-мотивационный этап | |
1.Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; 2.Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). 3.Актуализация знаний и целеполагание. Мотивация учебной деятельности. | Работа с учебником. Приём «Корзина идей, понятий, имён» с.71 – читаем название параграфа. Предположения учеников: О чём будем говорить сегодня? Приём «Проблемная ситуация» Учитель подводит учеников к проблеме, зачитывая текст: Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты. | фронтальная работа; (ученики частично знакомы с данной темой из уроков окружающего мира) Ученики формулируют цель урока: сегодня мы узнаем новое о горных породах, полезных ископаемых, сферах их применения. | Коммуникативные: создание речевого высказывания Личностные: эмоционально - личностная оценка. Регулятивные: Целеполагание. | |
2. Процессуально-содержательный этап | |
| | | | |
Минералы и горные породы. | 1) Приём «Создай паспорт» Слайд 4 Что такое минералы? Что такое горная порода? Составление определения новому понятию: что мы назовём минералом- горной породой?? (после вариантов детей, учитель предлагает свой) Предлагаю записать в тетрадь эти понятие. 2)Составление формулы-определения на доске и в тетрадях: | Высказывают свои предположения о поиске информации, выбор останавливается на учебнике: текстовый и нетекстовый компоненты. Стр 71. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: моделирование | |
Горные породы | 1.Приём «Проблемная ситуация» Учитель подводит учеников к проблеме постановкой вопросов перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются? (Дети перечисляют внешние признаки различий.) Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? | Ученики приходят к выводу, что недостаточно владеют материалом, не могут решить проблему, к которой их подвёл учитель. | Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества, использование наглядного материала как источника информации, | |
| 2.Приём «Кластер» Организация парной работы для поиска информации и составление кластера. Анализ с учителем полученных кластеров и как результат – кластер на слайде. Слайд7 | Ученики работают в парах: структурируют информацию в кластер, анализируют. | Познавательные: объяснений различных процессов и явлений земной коры, умение структурировать информацию Общеучебные: Моделирование. Коммуникативные: использование текстового материала как источника информации, планирование учебного сотрудничества. | |
| 3.Практическая работа «Определение горных пород по образцам.» Организует оформление таблицы описание горной породы, конкретизирует свойства. Таблицу оформляют на индивидуальных картах. Приложение 1. Слайд11-12 | Выясняют, как происхождение горных пород влияет на их свойства, пробуют выявить отличительные признаки этих трёх групп., дают описание по предложенному плану Определяют генетический тип образца. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: Соотношение известно - неизвестное о горных породах | |
Полезные ископаемые | 1.Приём»Ментальная карта» Пользуясь текстом учебника стр72-73 составляют совместно с учителем МК. | Комментированное чтение. Анализ текста. | Познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение информации, анализ, Коммуникативные: использование текстового материала как источника информации, Общеучебные: моделирование | |
-
| 2. Приём «Мультимедийная презентация» «Использование полезных ископаемых. горных пород в хозяйственной деятельности» слайд 13-15 3 Таблица в Д/З задание 8 стр73 | Просмотр, подготовка к выполнению домашнего задания. | Познавательные: знакомство информацией, умение структурировать знания Коммуникативные: , анализ сюжета. | |
3.Этап закрепления и проверки. | |
Первичная проверка знаний | 1)Приём «Синквейн» - составить Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойстввыбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Например прилагательное или существительное. | 1Самостоятельная работа по составлению синквейна | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения результата действия , самопроверка, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | |
4.Рефлексивный этап урока | |
Рефлексия содержательная | 1) Приём «Продолжи фразу» Мне было интересно… Я сегодня разобрался…. Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… 3)Приём «Хочу спросить» | Свободно высказываются, озвучивают свои чувства и впечатления. Отвечают на вопросы и формулируют общий вывод Каждый ученик выбирает одну (самую важную для себя) фразу и продолжает её. Ученики спрашивают, уточняют то, что не совсем понятно | Коммуникативные: построение высказываний. Регулятивные: самоконтроль и самооценка. | |
| |
| | | | |
5.Объяснение домашнего задания | |
Обязательное задание | Изучить § 21, вопросы уо 1,6 письменно2,3,4,5,7,8. | | | |
Дополнительное задание по желанию | Вопросы 9-10 | | | |