Шарипбаева Гульнар Касымовна, учитель географии ГКУ СШ№1 им.Ы.Алтынсарина г.Капшагай
География, 8 класс
Главные черты рельефа Казахстана
Цель урока: 1) Сформировать знания об основных формах рельефа и закономерностях их размещения; 2) Развивать знания учащихся о рельефе;
3) Экологическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта Казахстана, учебник, атласы.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1.Когда был организован Комитет по исследованию природных ресурсов?
2.Когда были созданы тресты «Алтайполимерметалл», «Атбасцветметалл», «Казгеология»?
3. В 30-40-е годы ХХ века геологические исследования в Казахстане проводились в основном учеными…?
4.В каком году образовалась Академия наук Казахской ССР?
5.Первый президент Академии наук Казахской ССР?
6.Какие основные труды К. Сатпаева посвящены исследованиям минеральных ресурсов Казахстана?
III. Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемные вопросы: Что такое рельеф? Какие факторы влияют на формирование рельефа? Какие формы преобладают в Казахстане? О чем это свидетельствует?
IV.Объяснение новой темы.
1. Рельеф Казахстана (1/3 – равнины – западно-Сибирская, Прикаспийская, Туранская – до 200 м.; ½ - возвышенности, плато, мелкосопочник – Тургайское плато, Устюрт, Сарыарка – 400-500 м; 1/10 часть или 10% - горы – Алтай, Саур, Жунгарский Алатау, северный Тянь-Шань – 4000-5000 м и выше; самая высокая точка – Хан-Тенгри (6995 м), низкая – впадина Карагие (-132м); разница высот 7127 м)
2. Главные особенности рельефа Казахстана (преобладают равнинно-низкогорные области - на западе, севере и в центре;
высокогорные области – на востоке и юго-востоке – небольшая территория; поверхность республики имеет наклон с юга на север и с востока на запад;
высокие и низкие горы чередуются с межгорными долинами и равнинами)
3. Влияние рельефа на компоненты природы Казахстана (климат; природные зоны – широтная и высотная поясность; жизнедеятельность человека)
V.Усвоение новой темы.
Работа с учебником, картами и атласом.
VI. Рефлексия.
VII.Домашнее задание. § 10, к. к. – рельеф
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Поверхность территории Казахстана отличается сложностью и большим разнообразием. Главные особенности рельефа – его высотные уровни от равнин до высоких гор – можно увидеть на физической карте. Горы занимают всего 10 % территории.