Урок географии в 8 классе "Главные черты рельефа Казахстана"
Урок географии в 8 классе "Главные черты рельефа Казахстана"
Тема: “Главные черты рельефа Казахстана”
Цели урока, (образовательная, развивающая, воспитывающая):
сформировать знания о главных чертах рельефа страны, их различии по характеру поверхности и высоте; показать влияние рельефа на все компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека;
познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями научно-исследовательской деятельности. Учить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы.
развивать самостоятельность в познании: формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, на основе разных источников информации: картографических, статистических, литературных.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе "Главные черты рельефа Казахстана"»
Тема: “Главные черты рельефа Казахстана”
Цели урока, (образовательная, развивающая, воспитывающая):
сформировать знания о главных чертах рельефа страны, их различии по характеру поверхности и высоте; показать влияние рельефа на все компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека;
познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями научно-исследовательской деятельности. Учить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы.
развивать самостоятельность в познании: формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, на основе разных источников информации: картографических, статистических, литературных.
осуществить элементы патриотического и экологического воспитания учащихся, социально-активной личности через общение в группах.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы: эвристический, словесно-иллюстративный.
Межпредметные связи: с историей, литературой, МХК.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Этапы урока.
1. Актуализация знаний.
2. Мотивационный. Постановка цели урока. Организация групп.
3. Вступительное слово учителя. Вводная беседа по ЛОС “Рельеф. Формы рельефа” (повторение изученного в 6, 7лассах).
4. Постановка проблемы, направление поиска исследования.
Учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащимся самостоятельно.
“Используя инструктивную карту, статистический материал, тематические карты, картины, литературные источники - изучите особенности рельефа Казахстана, выделите главные особенности. Результаты исследования представьте в виде ЛОС”.
5. Выдвижение гипотезы на основе чтения отрывков из литературных произведений с описанием рельефа страны.
6. Проверка гипотезы ( анализ тектонической и физической карт, работа с картинами и статистическим материалом).
7. Интерпретация полученных данных.
8. Вывод по результатам исследовательской работы.
9. Составление ЛОС.
10. Подведение итогов урока.
11. Домашнее задание. Отработать номенклатуру по теме “Рельеф Казахстана”
Инструктивная карта (для групп учащихся).
Учебное исследование по теме “Рельеф Казахстана”.
1. Посмотри внимательно на физическую карту Казахстана. Можно ли по ней определить особенности рельефа? Какие из них проявляются зримо, наглядно?
(Учащиеся, отвечая на вопрос, делают вывод о разнообразии рельефа).
2. Какие же формы рельефа занимают наиболее обширные пространства? Какой облик они придают территории?
(Делают вывод о преобладании возвышенностей и плато, о чертах величия и неоглядной широты).
3. Какие, менее крупные равнины и плоскогорья, находятся на территории страны? (Учащиеся отрабатывают номенклатуру по теме). Список можно приложить.
4. Как же сочетаются равнины и плоскогорья с другими формами рельефа, например, горами? Они чередуются? Или разбросаны хаотично? Проявляется ли четко на карте какая либо особенность в их сочетании? (Делают вывод о том, что высокогорные области - на востоке и юго востоке – небольшая территория, поверхность республики имеет наклон с востока на запад; высокие и низкие горы чередуются с межгорными долинами и равнинами).
5. Как распределяются высоты на территории страны? (Работая с картой и стат. материалами, определяют наивысшую и самую низкую точки Казахстана и отмечают общий уклон территории).
6. Сопоставьте физическую и тектоническую карты по основным формам рельефа. Сделайте вывод. (Делается вывод: платформа – равнина; складчатость – горы).
7. Поразмышляйте на тему: влияние рельефа на компоненты природного комплекса, жизнь и здоровье человека. Приведите примеры, подтверждающие ваши умозаключения.
8. Составьте ЛОС, где отразите основные вопросы темы в виде опорных сигналов.
Усвоение новой темы.
Работа с учебником, картами и атласом.
Домашнее задание §11, к/к - рельеф
Учебное исследование по теме “Рельеф Казахстана”.
1. Посмотри внимательно на физическую карту Казахстана. Можно ли по ней определить особенности рельефа? Какие из них проявляются зримо, наглядно?
2. Какие же формы рельефа занимают наиболее обширные пространства? Какой облик они придают территории? Обозначьте их на контурной карте. (Прикаспийская низменность, плато Устюрт, Туранская низменность, Северо-Казахстанская равнина, Сары-Арка, Алтай, Тянь-Шань)
3. Какие, менее крупные формы рельефа находятся на территории страны? Обозначьте их на контурной карте. (Торгайская ложбина, горы Мугоджары, горы Мангыстау, Эмбинское (Предуральское) плато, Зауральское плато, Бетпакдала, хребет Тарбагатай, хребет Жонгарский Алатау, хребет Кетмень, хребет Заилийский Алатау, Кыргызский Алатау, хребет Каратау, Общий Сырт)
4. Как же сочетаются равнины и плоскогорья с другими формами рельефа, например, горами? Они чередуются? Или разбросаны хаотично? Проявляется ли четко на карте какая либо особенность в их сочетании?
5. Как распределяются высоты на территории страны? Определите высшую и низшую точки Казахстана, нанесите их на контурную карту. Стрелкой обозначьте общий уклон территории Казахстана.
6. Сопоставьте физическую и тектоническую карты по основным формам рельефа. Сделайте вывод.
7. Поразмышляйте на тему: влияние рельефа на компоненты природного комплекса, жизнь и здоровье человека. Приведите примеры, подтверждающие ваши умозаключения.
8. Составьте ЛОС, где отразите основные вопросы темы в виде опорных сигналов.