kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с понятиями"воспроизводство населения", "демогафический взрыв", "демографический кризис", с численностью населения мира и её динамикой, демографической политикой государств мира. Учит прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли, объяснять различие в естественном приросте населения. Учащиеся дают самооценку  своей деятельности на уроке. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика.»

География 10 класс. Урок № 23. Дата


Тема урока. Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика.

Цель. Знакомство с численностью, воспроизводством населения и демографической политикой.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новыми понятиями «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «демография», с численностью населения мира и ее динамикой, демографической политикой государств мира.

Развивающие: учить прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли, объяснять различия в естественном приросте населения отдельных стран и регионов мира;

формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы.

Воспитывающие: прививать интерес к предмету; оценивать уровень своих знаний.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы:

  • словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),

  • наглядный (презентация «Численность и воспроизводство населения мира»),

  • практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),

  • оценивание (самоконтроль, взаимоконтроль).

Технологии обучения: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, обучение на основе «проблемных ситуаций»

Оборудование: учебник, географический атлас для 10 класса, презентация «Население мира. Воспроизводство населения».


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Эпиграф

«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна. Ныне богатейшие страны – те, в которых Человек наиболее деятелен».

Генри Бокль

География населения – одна из важнейших ветвей экономической и социальной географии. Изучает население мира. Почему важно изучать население? Население – основной фактор развития любой страны. Это главный преобразователь природы, производственная сила и потребитель материальных благ. 

- Вспомните, какие науки изучают население?

- Что изучает демография?

- Что изучает этнография?

3.Изучение нового материала.

Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав.

Этнография – наука изучающая происхождение, расселение, быт и культуру народов.

По мнению большинства ученных первые люди появились в зоне Великого Восточно – Африканского разлома. – Как они расселились по территории земного шара?

Данные о численности населению мира получают из переписей населения.

( Сообщение учащихся – Смирнова А.).

Считается, что первая перепись в ее современном понимании была проведена в 1790 году в США. Однако элементы переписи существовали в период раннего Средневековья. Более того, можно говорить о «прапереписях» в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Японии. И все это начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры! С начала ХIХ века в мире было более 2 тыс. переписей. В настоящее время в мире не осталось стран, в которых не было бы переписи. С 1975 по 1985 годы ООН объявила десятилетием переписи населения, 191 страна провела перепись, охвачено было 95% мирового населения. В Казахстане перепись населения в советское время проводилась через каждые 10 лет. Последняя перепись прошла в 2009 году. По подсчетам статистов-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек.

Критерии оценивания устного ответа:

1.Знание фактического материала 1балл

2. Логика изложения материала 1балл

3. Культура речи 1 балл

Максимальное количество – 3 балла.

Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.

Задание 1. Рассмотрите схему 7 и проанализируйте, как происходило изменение численности населения в РК?

Задание 2. Рассмотрите данные слайда и рисунок 8 и сделайте вывод, что происходит с численностью населения в мире? Какова численность населения мира на данный момент?

Страны – рекордсмены по численности населения приведены в таблице 3 приложения на стр. 300.

Знакомство с сайтом «Счетчик населения».

Для демографической ситуации в регионах мира, отдельных странах используют демографические показатели.

Задание 3. Самостоятельная работа с учебником. Используя текст учебника стр.92 -93 дайте характеристикудемографическим показателям.


Демографические показатели

Что относится

Характеристики

Абсолютные



Относительные






Критерии оценивания самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы:

  1. Четкая формулировка определения или конкретная запись. 2 балла

  2. Соблюдение отведенного времени. 1 балл

  3. Защита работы 1 балл

Максимальное количество – 4 балла.

Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.

- Как вы считаете, во всех ли регионах мира одинаковые демографические показатели?

Задание 4. Используя схему 9 определите, в каких регионах наибольшая рождаемостью? Наименьшая рождаемостью? Наибольшая смертность? Наименьшая смертность?

Задание 5. Используя схему 10 назовите 5 стран, являющиеся лидерами по продолжительности жизни.

- От чего зависит средняя продолжительность жизни?

В Казахстане средняя продолжительность жизни 69 лет: женщины 74 года, мужчины 64 года.

Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.

Воспроизводство населения- совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. ЕП = Р - С .

В Казахстане рождаемость 22,5, смертность 8,7, ЕП 14,8 промилле.

Задание 5.

Рассмотрите таблицу 10 «Воспроизводство населения.

Сколько типов воспроизводства населения в мире?

1 тип - демографический кризис (современный)


Характерны:

  • Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста

  • Формула воспроизводства населения

13 – 9 = 4 9 – 9 = 0 9 – 11 = -2 ( депопуляция)

  • Стабилизация численности населения

  • «Старение» населения (т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения)

  • Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и Японии.


2-й тип - демографический взрыв (традиционный)

Характерны:

  • Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности

  • Формула воспроизводства населения

29-9=20

  • Постоянное увеличение численности населения

  • Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения

  • Характерен для стран Африки, Латинской Америки и Зарубежной Азии


 - От каких факторов зависит естественный прирост населения?

Естественный прирост зависит от ряда факторов.

К ним можно отнести:

  • уровень жизни, в том числе материальные условия жизни людей, уровень здравоохранения, питания, условия труда и быта людей и т.п.;

  • структуру населения (половая, возрастная, брачная);

  • образ жизни (городской и сельский);

  • занятость женщин в общественном производстве;

  • национальные и религиозные традиции.

Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода

и болезней.

В целях регулирования численности населения государства проводят демографическую политику. Демографическая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование численности населения.

( Сообщение учащихся – Вакуленко А.)

Никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! В чем “зловещность” роста населения?

Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха? Надо пить. А хватит ли всем пресной воды? Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу? Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов? И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства? Поэтому в целях регулирования воспроизводства населения государства проводят демографическую политику.

Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.

Обсуждение опережающего домашнего задания

«Если бы я была руководителем страны….»

  1. Определите систему мер для воздействия на рождаемость с целью увеличения или уменьшения численности населения.

  2. Придумайте лозунги для пропаганды снижения или увеличения рождаемости.

Критерии оценивания творческой работы

  1. Количество предложенных мероприятий:

а) 1 -2 меры 1 балл;

б) 3 – 4 меры 2 балла

в) 5 и более 3 балла



  1. Оригинальность оформления работы 1 балла

  2. Умение защитить свою работу 1 балла

Максимальное количество баллов – 5.

Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.



Оцените свою индивидуальную работу при изучении новой темы по критериям.

Критерии оценивания индивидуальную работу при изучении новой темы.

1.Индивидуальная активность при обсуждении вопроса 1 балл

2. Правильность ответов: частичное 1 балл, полное 2 балла

3. Логика изложения материала и культура речи выступающего 1 балл

Максимальное количество – 4 балла


4.Закрепление

Работа оценивается по критериям

Критерии оценивания проверочной работы по закреплению материала.

1. Самостоятельность выполнения работы 1 балл

2.Соблюдение времени выполнения работы 1 балл

3.Аккуратность выполнения работы 1 балл

4. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество – 8 баллов.

Закончить предложения.

    1. Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав –

    2. Разность между рождаемостью и смертностью называют –

    3. Основные типы воспроизводства населения -

  1. Отношение количества рожденных за год детей к общей численности населения в стране -

Совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование численности населения –

Ответы. 1 – демография. 2 – естественный прирост. 3 – традиционный или демографический взрыв и современный или демографический кризис. 4 – коэффициент рождаемости. 5 – демографическая политика.

Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.

Оцените свою работу на уроке подсчитав количество баллов и переведите их в оценки.

Норма оценок: 22 – 24 балла – «5»,

21 – 18 баллов- «4»,

17 – 1о баллов – «3»,

9 баллов и менее – «2».



5. Рефлексия. Прием «Пять пальцев»

М - (мизинец) -  мыслительный процесс: какие знания, опыт  я получил?

Б -  (безымянный) -  близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?

У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

6.Домашнее задание.

1. Параграф 20.

2. Подобрать материал и создать презентацию об изменении численности населения в Казахстане.


7.Подведение итогов урока.





Оценочный лист

Ф. И._________________________


Вид работы

Количество набранных баллов

1.

Индивидуальное сообщение



2.

Самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы


3.

Творческая работа «Если бы я была руководителем страны….»


4.

Индивидуальная работа при изучении новой темы


5

Закрепление изученного материала




Общее количество баллов



Норма оценок: 22 – 24 балла – «5»,

21 – 18 баллов- «4»,

17 – 1о баллов – «3»,

9 баллов и менее – «2».






Оценочный лист

Ф. И._________________________


Вид работы

Количество набранных баллов

1.

Индивидуальное сообщение



2.

Самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы


3.

Творческая работа «Если бы я была руководителем страны….»


4.

Индивидуальная работа при изучении новой темы


5

Закрепление изученного материала




Общее количество баллов



Норма оценок: 22 – 24 балла – «5»,

21 – 18 баллов- «4»,

17 – 1о баллов – «3»,

9 баллов и менее – «2».



Критерии оценивания устного ответа:

1.Знание фактического материала 1балл

2. Логика изложения материала 1балл

3. Культура речи 1 балл

Максимальное количество – 3 балла.



Критерии оценивания самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы:

1.Четкая формулировка определения или конкретная запись. 2 балла

2.Соблюдение отведенного времени. 1 балл

3.Защита работы 1 балл

Максимальное количество – 4 балла.



Критерии оценивания творческой работы

1.Количество предложенных мероприятий:

а) 1 -2 меры 1 балл;

б) 3 – 4 меры 2 балла

в) 5 и более 3 балла

2.Оригинальность оформления работы 1 балла

3.Умение защитить свою работу 1 балла

Максимальное количество– 5 баллов.




Критерии оценивания индивидуальную работу при изучении новой темы.

1.Индивидуальная активность при обсуждении вопроса 1 балл

2. Правильность ответов: частичное 1 балл, полное 2 балла

3. Логика изложения материала и культура речи выступающего 1 балл

Максимальное количество – 4 балла





Критерии оценивания проверочной работы по закреплению материала.

1. Самостоятельность выполнения работы 1 балл

2.Соблюдение времени выполнения работы 1 балл

3.Аккуратность выполнения работы 1 балл

4. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное количество – 8 баллов.






http://countrymeters.info/ru/World

Счетчик населения мира

22-11-2014

7 134 483 378

Текущее население


3 598 151 627


Текущее мужское население (50.4%)


3 536 331 751


Текущее женское население (49.6%)



118 784 671

Рождено в этом году



50 513 148

Умерло в этом году



68 271 524

Рост численности населения в этом году





Каждые 0.24 сек. рождается один ребёнок. За час население мира пополняется на 15 218.7 детей (ребёнка).
Каждые 0.56 сек. один человек умирает. Каждый час мир теряет 6 471.7человек(а).



Самостоятельная работа с учебником. Используя текст учебника стр.92 -93 дайте характеристику демографическим показателям.


Демографические показатели

Что относится

Характеристики

Абсолютные









Относительные

















Самостоятельная работа с учебником. Используя текст учебника стр.92 -93 дайте характеристику демографическим показателям.


Демографические показатели

Что относится

Характеристики

Абсолютные









Относительные



















Закончить предложения.


1.Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав –

2.Разность между рождаемостью и смертностью называют –

3.Основные типы воспроизводства населения -

4.Отношение количества рожденных за год детей к общей численности населения в стране -

5.Совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование численности населения –























Закончить предложения.


1.Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав –

2.Разность между рождаемостью и смертностью называют –

3.Основные типы воспроизводства населения -

4.Отношение количества рожденных за год детей к общей численности населения в стране -

5.Совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование численности населения –




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика.

Автор: Шарая Елена Алексеевна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "КСП на тему: "Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика""
    ["seo_title"] => string(91) "ksp-na-tiemu-chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia-mira-diemoghrafichieskaia-politika"
    ["file_id"] => string(6) "207285"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430390044"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Методическая разработка урока по географии Тема: Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_ghieoghrafii_tiema_chisliennost_i_vosproizv"
    ["file_id"] => string(6) "389808"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486638550"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Численность и воспроизводство населения мира. "
    ["seo_title"] => string(50) "chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153623"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421055290"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "конспект урока географии в 10 классе по теме Численность и воспроизводство населения "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-10-klassie-po-tiemie-chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "166316"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422948596"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок: "Население мира""
    ["seo_title"] => string(19) "urok_naselenie_mira"
    ["file_id"] => string(6) "567510"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608212831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства