Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика.
Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика.
Урок знакомит учащихся с понятиями"воспроизводство населения", "демогафический взрыв", "демографический кризис", с численностью населения мира и её динамикой, демографической политикой государств мира. Учит прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли, объяснять различие в естественном приросте населения. Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика.»
География 10 класс. Урок № 23. Дата
Тема урока. Численность и воспроизводство населения мира, демографическая политика.
Цель. Знакомство с численностью, воспроизводством населения и демографической политикой.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с новыми понятиями «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «демографический кризис», «демография», с численностью населения мира и ее динамикой, демографической политикой государств мира.
Развивающие: учить прогнозировать и оценивать темпы роста народонаселения Земли, объяснять различия в естественном приросте населения отдельных стран и регионов мира;
формировать практические умения работать с разными источниками знаний, анализировать их, делать выводы.
Воспитывающие: прививать интерес к предмету; оценивать уровень своих знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы:
словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),
наглядный (презентация «Численность и воспроизводство населения мира»),
практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),
оценивание (самоконтроль, взаимоконтроль).
Технологии обучения: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, обучение на основе «проблемных ситуаций»
Оборудование: учебник, географический атлас для 10 класса, презентация «Население мира. Воспроизводство населения».
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Эпиграф
«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна. Ныне богатейшие страны – те, в которых Человек наиболее деятелен».
Генри Бокль
География населения – одна из важнейших ветвей экономической и социальной географии. Изучает население мира. Почему важно изучать население? Население – основной фактор развития любой страны. Это главный преобразователь природы, производственная сила и потребитель материальных благ.
- Вспомните, какие науки изучают население?
- Что изучает демография?
- Что изучает этнография?
3.Изучение нового материала.
Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав.
Этнография – наука изучающая происхождение, расселение, быт и культуру народов.
По мнению большинства ученных первые люди появились в зоне Великого Восточно – Африканского разлома. – Как они расселились по территории земного шара?
Данные о численности населению мира получают из переписей населения.
( Сообщение учащихся – Смирнова А.).
Считается, что первая перепись в ее современном понимании была проведена в 1790 году в США. Однако элементы переписи существовали в период раннего Средневековья. Более того, можно говорить о «прапереписях» в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Японии. И все это начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры! С начала ХIХ века в мире было более 2 тыс. переписей. В настоящее время в мире не осталось стран, в которых не было бы переписи. С 1975 по 1985 годы ООН объявила десятилетием переписи населения, 191 страна провела перепись, охвачено было 95% мирового населения. В Казахстане перепись населения в советское время проводилась через каждые 10 лет. Последняя перепись прошла в 2009 году. По подсчетам статистов-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек.
Критерии оценивания устного ответа:
1.Знание фактического материала 1балл
2. Логика изложения материала 1балл
3. Культура речи 1 балл
Максимальное количество – 3 балла.
Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.
Задание 1. Рассмотрите схему 7 и проанализируйте, как происходило изменение численности населения в РК?
Задание 2. Рассмотрите данные слайда и рисунок 8 и сделайте вывод, что происходит с численностью населения в мире? Какова численность населения мира на данный момент?
Страны – рекордсмены по численности населения приведены в таблице 3 приложения на стр. 300.
Знакомство с сайтом «Счетчик населения».
Для демографической ситуации в регионах мира, отдельных странах используют демографические показатели.
Задание 3. Самостоятельная работа с учебником. Используя текст учебника стр.92 -93 дайте характеристикудемографическим показателям.
Демографические показатели
Что относится
Характеристики
Абсолютные
Относительные
Критерии оценивания самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы:
Четкая формулировка определения или конкретная запись. 2 балла
Соблюдение отведенного времени. 1 балл
Защита работы 1 балл
Максимальное количество – 4 балла.
Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.
- Как вы считаете, во всех ли регионах мира одинаковые демографические показатели?
Задание 4. Используя схему 9 определите, в каких регионах наибольшая рождаемостью? Наименьшая рождаемостью? Наибольшая смертность? Наименьшая смертность?
Задание 5. Используя схему 10 назовите 5 стран, являющиеся лидерами по продолжительности жизни.
- От чего зависит средняя продолжительность жизни?
В Казахстане средняя продолжительность жизни 69 лет: женщины 74 года, мужчины 64 года.
Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.
Воспроизводство населения- совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. ЕП = Р - С .
В Казахстане рождаемость 22,5, смертность 8,7, ЕП 14,8 промилле.
Задание 5.
Рассмотрите таблицу 10 «Воспроизводство населения.
Сколько типов воспроизводства населения в мире?
1 тип - демографический кризис (современный)
Характерны:
Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста
Формула воспроизводства населения
13 – 9 = 4 9 – 9 = 0 9 – 11 = -2 ( депопуляция)
Стабилизация численности населения
«Старение» населения (т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения)
Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии и Японии.
2-й тип - демографический взрыв (традиционный)
Характерны:
Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности
Формула воспроизводства населения
29-9=20
Постоянное увеличение численности населения
Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения
Характерен для стран Африки, Латинской Америки и Зарубежной Азии
- От каких факторов зависит естественный прирост населения?
Естественный прирост зависит от ряда факторов.
К ним можно отнести:
уровень жизни, в том числе материальные условия жизни людей, уровень здравоохранения, питания, условия труда и быта людей и т.п.;
структуру населения (половая, возрастная, брачная);
образ жизни (городской и сельский);
занятость женщин в общественном производстве;
национальные и религиозные традиции.
Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода
и болезней.
В целях регулирования численности населения государства проводят демографическую политику. Демографическая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование численности населения.
( Сообщение учащихся – Вакуленко А.)
Никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! В чем “зловещность” роста населения?
Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха? Надо пить. А хватит ли всем пресной воды? Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу? Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов? И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства? Поэтому в целях регулирования воспроизводства населения государства проводят демографическую политику.
Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.
Обсуждение опережающего домашнего задания
«Если бы я была руководителем страны….»
Определите систему мер для воздействия на рождаемость с целью увеличения или уменьшения численности населения.
Придумайте лозунги для пропаганды снижения или увеличения рождаемости.
Критерии оценивания творческой работы
Количество предложенных мероприятий:
а) 1 -2 меры 1 балл;
б) 3 – 4 меры 2 балла
в) 5 и более 3 балла
Оригинальность оформления работы 1 балла
Умение защитить свою работу 1 балла
Максимальное количество баллов – 5.
Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.
Оцените свою индивидуальную работу при изучении новой темы по критериям.
Критерии оценивания индивидуальную работу при изучении новой темы.
1.Индивидуальная активность при обсуждении вопроса 1 балл
2. Правильность ответов: частичное 1 балл, полное 2 балла
3. Логика изложения материала и культура речи выступающего 1 балл
Максимальное количество – 4 балла
4.Закрепление
Работа оценивается по критериям
Критерии оценивания проверочной работы по закреплению материала.
1. Самостоятельность выполнения работы 1 балл
2.Соблюдение времени выполнения работы 1 балл
3.Аккуратность выполнения работы 1 балл
4. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество – 8 баллов.
Закончить предложения.
Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав –
Разность между рождаемостью и смертностью называют –
Основные типы воспроизводства населения -
Отношение количества рожденных за год детей к общей численности населения в стране -
Совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование численности населения –
Ответы. 1 – демография. 2 – естественный прирост. 3 – традиционный или демографический взрыв и современный или демографический кризис. 4 – коэффициент рождаемости. 5 – демографическая политика.
Запишите в оценочный лист количество набранных баллов.
Оцените свою работу на уроке подсчитав количество баллов и переведите их в оценки.
Норма оценок: 22 – 24 балла – «5»,
21 – 18 баллов- «4»,
17 – 1о баллов – «3»,
9 баллов и менее – «2».
5. Рефлексия. Прием «Пять пальцев»
М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?
Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?
6.Домашнее задание.
1. Параграф 20.
2. Подобрать материал и создать презентацию об изменении численности населения в Казахстане.
7.Подведение итогов урока.
Оценочный лист
Ф. И._________________________
№
Вид работы
Количество набранных баллов
1.
Индивидуальное сообщение
2.
Самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы
3.
Творческая работа «Если бы я была руководителем страны….»
4.
Индивидуальная работа при изучении новой темы
5
Закрепление изученного материала
Общее количество баллов
Норма оценок: 22 – 24 балла – «5»,
21 – 18 баллов- «4»,
17 – 1о баллов – «3»,
9 баллов и менее – «2».
Оценочный лист
Ф. И._________________________
№
Вид работы
Количество набранных баллов
1.
Индивидуальное сообщение
2.
Самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы
3.
Творческая работа «Если бы я была руководителем страны….»
4.
Индивидуальная работа при изучении новой темы
5
Закрепление изученного материала
Общее количество баллов
Норма оценок: 22 – 24 балла – «5»,
21 – 18 баллов- «4»,
17 – 1о баллов – «3»,
9 баллов и менее – «2».
Критерии оценивания устного ответа:
1.Знание фактического материала 1балл
2. Логика изложения материала 1балл
3. Культура речи 1 балл
Максимальное количество – 3 балла.
Критерии оценивания самостоятельной работы с учебником по заполнению таблицы:
1.Четкая формулировка определения или конкретная запись. 2 балла
2.Соблюдение отведенного времени. 1 балл
3.Защита работы 1 балл
Максимальное количество – 4 балла.
Критерии оценивания творческой работы
1.Количество предложенных мероприятий:
а) 1 -2 меры 1 балл;
б) 3 – 4 меры 2 балла
в) 5 и более 3 балла
2.Оригинальность оформления работы 1 балла
3.Умение защитить свою работу 1 балла
Максимальное количество– 5 баллов.
Критерии оценивания индивидуальную работу при изучении новой темы.
1.Индивидуальная активность при обсуждении вопроса 1 балл
2. Правильность ответов: частичное 1 балл, полное 2 балла
3. Логика изложения материала и культура речи выступающего 1 балл
Максимальное количество – 4 балла
Критерии оценивания проверочной работы по закреплению материала.
1. Самостоятельность выполнения работы 1 балл
2.Соблюдение времени выполнения работы 1 балл
3.Аккуратность выполнения работы 1 балл
4. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальное количество – 8 баллов.
http://countrymeters.info/ru/World
Счетчик населения мира
22-11-2014
7 134 483 378
Текущее население
3 598 151 627
Текущее мужское население (50.4%)
3 536 331 751
Текущее женское население (49.6%)
118 784 671
Рождено в этом году
50 513 148
Умерло в этом году
68 271 524
Рост численности населения в этом году
Каждые 0.24 сек. рождается один ребёнок. За час население мира пополняется на 15 218.7 детей (ребёнка). Каждые 0.56 сек. один человек умирает. Каждый час мир теряет 6 471.7человек(а).
Самостоятельная работа с учебником. Используя текст учебника стр.92 -93 дайте характеристику демографическим показателям.
Демографические показатели
Что относится
Характеристики
Абсолютные
Относительные
Самостоятельная работа с учебником. Используя текст учебника стр.92 -93 дайте характеристику демографическим показателям.
Демографические показатели
Что относится
Характеристики
Абсолютные
Относительные
Закончить предложения.
1.Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав –
2.Разность между рождаемостью и смертностью называют –
3.Основные типы воспроизводства населения -
4.Отношение количества рожденных за год детей к общей численности населения в стране -
5.Совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование численности населения –
Закончить предложения.
1.Наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав –
2.Разность между рождаемостью и смертностью называют –
3.Основные типы воспроизводства населения -
4.Отношение количества рожденных за год детей к общей численности населения в стране -
5.Совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование численности населения –