kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок: "Население мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 сформировать представления о численности населения Земли, о типах

воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом

воспроизводства населении, о продолжительности жизни;

 выявить закономерности динамики численности населения мира;

 формирование информационной культуры;

Оборудование: мультимедийный комплекс для демонстрации презентации, мультимедиа-

курс «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), разработанный в

соответствии с учебником для 10 класса под редакцией В.П.Максаковского, атласы.

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок: "Население мира"»

3


Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира».

Цель:

  • сформировать представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населении, о продолжительности жизни;

  • выявить закономерности динамики численности населения мира;

  • формирование информационной культуры;

Оборудование: мультимедийный комплекс для демонстрации презентации, мультимедиа-курс «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), разработанный в соответствии с учебником для 10 класса под редакцией В.П.Максаковского, атласы.

Тип занятия: урок формирования новых знаний.

Ход урока.

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. В разных странах мира показатели численности населения различны. Почему и какие факторы влияют на эти показатели? Это и предстоит нам выяснить сегодня на уроке.

Ознакомление с планом изучения темы, знаниями и умениями. Формулировка цели урока. Самостоятельная работа в малых группах по заданиям. Учащиеся выполняют теоретическую и практическую часть заданий.


Изучение новой темы.

Группа №1.Численность населения мира. Рост численности населения мира.

1.Как проводится учет численности населения в странах?

(Впервые перепись населения проводилась 4 тыс.лет назад в государствах Востока – Китае, Индии и в Египте. В наши дни переписи в развитых странах мира проводятся в 5-10 лет)

2. Стр.62, табл.2 Определить численность населения мира.

3. Назвать «семерку» стран – рекордсменов по численности населения.

4. Сравни данные численности населения за 2002г. и 2009г.

5.Сформулируй вывод о динамике численности населения земного шара. В чем причины небольшого роста населения до 20-го века?

6. Какие регионы имеют высокие темпы прироста населения?

Страны – рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения(%);Страны с минимальными темпами прироста населения (%);

Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году:

Какие проблемы вызывают высокие (низкие) темпы прироста населения?

Вопросы, связанные с воспроизводством населения, изучает наука демография (от греч. «демос» - народ.) запись определения в тетради.

Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. Как вы полагаете, в чем суть «формулы» воспроизводства, которую вы видите на экране?

Группа №2. Воспроизводство населения. Два типа воспроизводства.

Воспроизводство населения – совокупность процессов рождаемости (Р), смертности (С) и естественного прироста (ЕП), обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (запись в тетради)

Это интересно! Ежегодно в мире рождается 145 млн.чел. Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту – 175 чел., каждый час – 10,4 тыс.чел., каждые сутки – 250 тыс. новых землян.

1. Что такое естественный прирост населения?

2.Формула воспроизводства

ЕП=Р-С

+ЕП (прирост населения)

- ЕП (убыль населения)

3. Какие факторы влияют на ЕП? (заслушиваются мнения учеников)

4. Естественный прирост (ЕП) определяет тип воспроизводства населения.

Группа№3 «Воспроизводство населения мира»

1.Анализ интерактивной карты «Воспроизводство населения мира»:

  1. Страны с минимальными и максимальными показателями естественного прироста.

  2. Страны с минимальными и максимальными показателями рождаемости и смертности.

  3. Два типа воспроизводства населения.

  4. Таблица «Демографические показатели по регионам мира»: население, рождаемость, смертность, младенческая и материнская смертность, ожидаемая продолжительность жизни, доля возрастных групп до 15 лет, старше 60 лет в процентах.

  5. Анализ схем «Возрастно-половые пирамиды», «Демографический переход».


Смена типов воспроизводства населения объясняется концепцией демографического перехода.

2.Работа с учебником. Стр.64-65

Назовите этапы демографического перехода.

Выделяют 4 фазы демографического перехода.

  • 1 фаза Р высокая при резком сокращении С - очень высокий ЕП.

  • 2 фаза снижение С при большем снижении Р - замедление ЕП.

  • 3 фаза повышение С (вследствие «старения» населения) при снижении Р - слабо расширенное воспроизводство.

  • 4 фаза показатели Р и С выравниваются - прекращение роста населения

3. Типы воспроизводства: 1 тип воспроизводства:(характерен для развитых стран)

Рн – Сн = ЕПн ( до 12чел. на 1000)

2 тип воспроизводства (характерен для развивающихся стран – «демографический взрыв»).Рв – Сн = ЕПв ( более 12 чел. На 1000).


Группа №4. Демографическая политика – управление воспроизводством населения.


Демографическая политика – система мер, с помощью которой государство воздействует на ЕП в желательном для себя направлении.

  1. Как вы полагаете? Каковы направления демографической политики в странах 1-го и 2-го типов воспроизводства населения?

  2. Приведите примеры стран и мер, с помощью которых государства воздействуют на естественный прирост.

В странах первого типа воспроизводства населения преобладает политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста населения. Она проводится с помощью стимулирующих экономических мер – таких, как единовременные ссуды молодоженам, пособия при рождении каждого ребенка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска и др. Примерами стран, проводящих активную демографическую политику, могут служить Франция, Швеция, Япония.

В странах второго типа воспроизводства демографическая политика направлена на снижение рождаемости и естественного прироста населения: установление более позднего возраста вступления в брак, пропаганда «малых семей», добровольная стерилизация населения, плановое деторождение и др.

  1. С чем связана стабилизация численности населения в развитых странах Европы?

Не приводит ли, по-вашему, демографическая политика к ущемлению прав человека?

Выступление групп по своей теме. В ходе выступления используется презентация. Ответы обсуждаются.

Закрепление изученного материала (тест)

1. Для первого типа воспроизводства населения характерно:

а) высокая рождаемость

б) низкая смертность

в) высокая смертность

г) высокий естественный прирост

2. Какая из приведённых ниже «формул» воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства населения:

а) 16-7=9 б) 27-9=18

3. Наиболее высокие показатели Р и С характерны для стран:

а) Зарубежной Европы

б) Зарубежной Азии

в) Латинской Америки

г) Африки

4. Первый тип воспроизводства населения:

а) Франция, Бразилия, Эфиопия

б) ФРГ, США, Япония

в) Китай, Албания, Кения

5. Высокая доля населения пожилого возраста характерна для стран:

а) Зарубежной Азии б) Африки

в) Латинской Америки г) Зарубежной Европы


6. Выберите страну с максимальным уровнем рождаемости:

а) Китай

б) Афганистан

в) Турция

г) Монголия

д) Канада

Домашнее задание.

Учебник стр.57 – 59, 64- 66. Найти в атласе все страны, названия которых встречаются в тексте учебника.

Рефлексия : Прием «Телеграмма».

- О каких проблемах, связанных с темой нашего урока, вы считаете нужным сообщить немедленно?

- Кому вы адресуете свои телеграммы?

- Будьте кратки, помня, что это не письмо, а телеграмма.

- Кто хотел бы зачитать свои телеграммы?

Остальные сдают выполненные телеграммы.

Подведение итогов работы.


Литература.

  1. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10класс,- М.BAKO, 2007,- 320с.

  2. Интернет-ресурсы www.cia.gov , www.census.gov, www.gks.ru, www.world-gazetteer.com

  3. Максаковский В.П. География: 10 класс, - М,: Просвещение, 2006, - 398с.

  4. Мультимедиа-курс Экономическая и социальная география мира. – М: ЗАО-1С-2007


.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок: "Население мира"

Автор: Мальцева Нина Алексеевна

Дата: 17.12.2020

Номер свидетельства: 567510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "«Население мира: количество, воспроизводство. Демографические процессы и демографическая политика»"
    ["seo_title"] => string(80) "naselenie_mira_kolichestvo_vosproizvodstvo_demograficheskie_protsessy_i_demograf"
    ["file_id"] => string(6) "499630"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550063503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Численность и воспроизводство населения мира 10 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia-mira-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237597"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444332714"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок на тему " Возрастная, половая структура населения мира" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-na-tiemu-vozrastnaia-polovaia-struktura-nasielieniia-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101429"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417198"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок на тему " Возрастной и  половой  состав населения мира" "
    ["seo_title"] => string(59) "urok-na-tiemu-vozrastnoi-i-polovoi-sostav-nasielieniia-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101440"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417484"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок окружающего мира по теме "Как открывали Африку" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kak-otkryvali-afriku"
    ["file_id"] => string(6) "165036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства