2стадия вызова- Активизация познавательной деятельности учащихся. IIIСтадия осмысления 1.Прием работа с графиком и таблицей . 2.Прием –работа со стат.материалом. 3.Работа с текстом учебника по вариантам 4.Зрительное восприятие карты 5 Аналитическое мышление ( анализ информации, отбор фактов, сравнение и сопоставление 6.Логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности) 7.Чтение текста с пометками . | -В мире издавна существовал интерес к численности населения. -А вам интересен этот вопрос? Сейчас вы заслушаете небольшое сообщение как и когда начали вести учёт населения земли. Рассмотрим динамику численности населения мира с начала нашей эры в учебнике рис 10 на стр 62.В чем причины небольшого роста населения до ХХ века? О темпах роста населения даёт полное представление таблица ( показ таб. через мультимедиа) Периоды | Численность | Темпы прироста | 7тыс.л.днэ | 10 млн | - | 2тыс.л.днэ | 50млн | 0,03 % | Нач.наш.эр | 230млн | 0,1% | Нач ХI в. | 300млн | 0,02% | НачХVI в. | 440млн | 0,1% | Нач ХIХ в. | 950млн | 0,5% | Нач ХХ в. | 1660млн | 9,8% | Сер ХХ в. | 2530млн | 1,0% | Кон ХХ в. | 6000млн | 1,5% | Определите когда произошел «демогрфический взрыв» Рост численности населения зависит от его воспроизводства. Сейчас вы обратитесь к учебнику и выясните что такое «воспроизводство населения» Используя стр 58-61 Познакомимся с картой Типы воспроизводства населения мира В учебнике на стр.63 блок 13. Включаем мультимедиа на слайде Карта Показатели естественного прироста населения мира. С помощью карты определите страны с максимальными показателями рождаемости и с минимальными . Определим возрастной состав населения регионов мира с помощью столбиковых диаграмм На стр. 63. рис 14. Какие проблемы испытывают страны с большей долей пожилых людей? Как решить проблемы которые выявили , те как повысить рождаемость? Для снижения остроты данных проблем проводят демографическую политику. Откройте учебники на стр.61 прочитайте что такое демограф. политика и выясните какие проводят мероприятия на повышение рождаемости ина понижение рождаемости | -Уч-ся делает сообщение : -Впервые учет численности населения проводился 4тысячи лет назад в Египте, Китае, Индии .Позднее проводили в Древней Греции и Др.Риме.Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад ,т.е. в конце 18 века начале 19в, в США, Англии, Франции и странах Сев.Европы были проведены всеобщие переписи населения. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет Предполагаемые ответы уч-ся 1.Эпидемии 2.Частые войны 3.Нехватки продовольствия 4.Низкий уровень жизни 5.Недостаточно развитая медицина. Анализируют таблицу и делают вывод. -В начале 20 века произошёл дем.взрыв. 1-й тип воспроизводства- Е Е=0; Е 2-й тип - Е 12чел/ на 1000жителей Уч-ся называют примеры стран 1-го типа воспроизводства и 2-го. Уч-ся анализируют карту и определяют страны с максимальными показателями- Нигер,Уганда Мали,Оман-более 50 чел Минимальные показатели -Россия, Венгрия,Латвия Болгария, Эстония- менее 10 чел Уч-ся выделяют с большей долей детей – это Африка 43% С большей долей пожилых – это Зарубежная Европа 20%. Уч-ся обсуждают в группах проблемы и выстраивают логику доказательности. - В таких странах низкая рождаемость, т.к. пожилые люди не рожают детей - Высокие налоги, потомучто нужно выплачивать пенсии не работающим пожилым людям - Старение нации и как результат уменьшение количества трудовых ресурсов, Значит в перспективе дефицит трудовых ресурсов и привлечение иностранных менее квалифицированных. Уч-ся читают текст и помечают меры в странах 1-го типа воспроизводства- 1-единовременные ссуды молодожёнам; 2-пособия при рождении каждого ребёнка; 3-ежемесячные пособия на детей; 4-оплачиваемые отпуска. В странах 2-го типа: 1-повышение возраста вступления в брак; 2-принятие программ планирования семьи; 3-массовая добровольная стерилизация населения 4-политический девиз «одна семья-один ребёнок». |
поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий. | Мотивы для рождения детей Осмыслить различия между маленькой и большой семьёй Узнать как на размер семьи влияют религия, национальные и местные традиции, культура, местная и государственная политика Разобраться как состав может влиять на качество / уровень жизни семьи, на здоровье её членов ( детей и родителей ). Показатели , характеризующие качество жизни: 1.Занятость населения 2.Душевой доход 3.Калорийность питания 4.Уровень грамотности 5.Обеспеченность культурными учреждениями и печатной продукцией. 6.Состояние окружающей среды 7Состояние здоровья 8.Младенческая смертность 9.Показатель продолжительности жизни. 10.Комфортные условия проживания. | Мотивы для рождения детей : 1.Низкий уровень жизни. 2.Преобладание сельского образа жизни. 3Религиозные обычаи, поощрение многодетности. 4.Подневольное положение женщин, ранние браки. 5.Традиции многодетности. 6.Рост уровня медицины. 7.Улучшение санитарной культуры.) 1-й тип воспроизводства причины, вызывающие низкие показатели рождаемости: 1.Высокий уровень Соц.-экономического развития ( в семье растут доходы и уменьшается число детей) 2.Высокий уровень урбанизации 3.Изменение статуса женщин. (эмансипация) 4.Увеличение старших возрастов 5Последствия войн, Конфликтов, терроризм. 6Смертность от болезней ( СПИД,рак…) 7.Природные катастрофы. |