kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по географии Тема: Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по географии для 10 класса.

Тема: Численность и воспроизводство населения мира.
 Демографическая политика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии Тема: Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика.»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Профессиональное училище с. Домашка»












Методическая разработка урока по географии

Тема: Численность и воспроизводство населения мира.
Демографическая политика.

Разработала преподаватель Егорова Н. П.

































с. Домашка

2017 г.



Конспект урока географии на тему:

«Численность и воспроизводство населения мира.
Демографическая политика».

Учебно – воспитательные задачи:

1.Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения.

2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения.

3. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Оборудование:

политическая карта мира, видеоролики об уровне жизни населения, презентация к уроку, атласы, диаграммы численности населения.

Ход урока:

  • Объявление темы и цели урока. (Слайд1)

-Мы приступаем к изучению очень важной и интересной темы: «География населения мира».

Как вы думаете, в чем ее значимость?

( Население – главная производительная сила общества.

Взаимодействует с географической средой и преобразует природу.

Население – главный потребитель создаваемых материальных благ).

Данную тему мы будем изучать несколько уроков. Тема сегодняшнего урока: «Численность и воспроизводство населения мира.
Демографическая политика». (Запишите ее в тетрадь).

(Слайд 2) Эпиграфом к уроку я взяла слова Эрнеста Хемингуэя «Смерть каждого человека – это потеря для человечества».

- Сформулируйте цели урока.

(В ходе урока мы выявим закономерности динамики численности населения мира. Познакомимся с типами воспроизводства населения и с демографической политикой стран с разными типами воспроизводства населения. Будем совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.)

2. Изучение нового материала.

- Географы и демографы широко используют данные переписей населения. С начала 19 века их насчитывается более 2 тысяч.

Как часто проводятся переписи населения? (Раз в пять или десять лет).

В настоящее время уже не осталось стран, в которых вообще не было бы переписи населения.

За всю историю человечества родилось 100 млрд. человек. Каждую секунду появляется на свет 3 ребенка.

Посчитаем, сколько детей рождается за минуту (180 человек), за 1 час (10 800 человек), за сутки (259 200 человек).

С целью выяснения изменений численности населения земного шара с начала нашей эры, выполним практическое задание №1 - стр.84 (1 вариант рис 10, 2 вариант – таблица 11 в «Приложениях» стр.386.

(Проверка устно).

31октября 2011 года появился на свет 7 млрд. житель планеты. Претендентами на звание 7 млрд. жителя стали дети, родившиеся в России (Калининград и Петропавловск – Камчатский), в Индии и на Филиппинах. Статус 7 млрд. жителя планеты приобрел ребенок, родившийся в Калининграде.

Слайд 3(столбиковая диаграмма «Рост численности населения в 19 – 21 в.в.»)

Сообщение учащегося о периодичности достижения населения Земли очередного млрд.

По прогнозам ученых численность населения будет расти до 2100 года. Затем произойдет обратный процесс – снижение численности населения. Такой резкий скачек численности населения получил название «демографический взрыв». Он явился результатом резкого снижения смертности во всех развития методов борьбы с эпидемиями (прежде всего в развивающихся странах). В настоящее время численность населения мира ежегодно увеличивается на 90 млн. человек, причем 90% прироста приходится на развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

Страны резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах.

Практическое задание. Пользуясь визитной карточкой и таблицей 14 в «Приложениях» стр. 388 выпишите 6 крупнейших по населению стран мира в порядке убывания их показателей и найдите данные государства на политической карте мира.

Интересно, какие изменения численности населения этих стран произошли на текущий момент.

(Сообщение учащегося о численности населения стран – лидеров на 2011 год и прогноз на 2025 год).

Наряду с такими «гигантами» есть страны, численность которых составляет 20 – 30 тыс. человек.

Приведите примеры. (Например, «карликовые» государства Зарубежной Европы: Монако, Лихтенштейн, Андорра).

Какова доля регионов в численности населения мира.

Слайд 4 и 5 (Круговые диаграммы).

Слайд 6.

-Динамику численности населения определяет процесс воспроизводства населения. Это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающее беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость и смертность – это число родившихся или умерших за год в расчете на 1 000 жителей.

Процессы воспроизводства являются по сути биологическими процессами, но на них огромное влияние оказывают другие, «внебиологические» факторы.

Приведите примеры.

-Социально – экономические факторы, к которым относятся уровень жизни, уровень развития здравоохранения и образования.

Сообщение учащегося о качестве жизни населения в некоторых странах мира по оценке экспертов ООН. (Просмотр видеороликов об уровне жизни населения).

- Природно – биологические факторы, в том числе различная степень приспособления мужского и женского организма к определенным природным условиям.

- Демографические факторы, т.е. возрастной и половой состав населения. Отрицательное влияние на воспроизводство населения оказывают войны, которые приводят к людским потерям, а также распространение голода и болезней, стихийные бедствия, аварии.

- Обратимся к интересным фактам, описанным на стр.81, примеры 2 – 21.

- Одним из критериев здоровья нации служит показатель средней продолжительности жизни.

- Проанализируйте показатели таблицы 15, стр. 388 и сделайте вывод о показателях ожидаемой средней продолжительности жизни в разных странах мира.

Практическое задание.

1 вариант. Проанализировать таблицу 12 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественной убыли населения, найти их на карте.

2 вариант. Проанализировать таблицу 13 в «Приложениях» стр. 387 и определить тройку стран с наиболее высокими показателями естественного прироста населения, найти их на карте.

( Проверка знаний у настенной карты).

Слайд 6.

- Разница между рождаемостью и смертностью называется естественным приростом. Таким образом, «формулу воспроизводства» можно записать как: Р-С=ЕП, где Р – рождаемость, С – смертность, ЕП – естественный прирост.

Естественный прирост может быть положительным и отрицательным. Он изменяется из года в год.

Практическое задание. (Работа в парах).

  • Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 3 500 тыс.чел., рождаемость составила 10 промилле, а смертность – 8 промилле.

  • Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500 тыс.чел., в течение года умерло 12 тыс. чел., а рождаемость составила 10 промилле.

Слайд 7.(Показатели естественного прироста в регионах и странах).

- Среднемировой показатель естественного прироста составляет 17 чел. на 1 000 чел. (17 промилле). Однако в регионах и странах мира он существенно различен. Выявим различия в ходе анализа таблицы:

Очень высокий естественный прирост

Высокий естественный прирост

Средний естественный прирост

Низкий естественный прирост

Очень низкий естественный прирост

Более 30%0

20 - 30%0

10 - 20%0

2 - 10%0

Менее 2%0

Африка

Африка

Зарубежная Азия

Зарубежная Азия

Латинская Америка

Зарубежная Европа

Северная Америка

Зарубежная Европа

СНГ

Нигерия

Кения

Зимбабве

Ливия

Монголия

Филиппины

Бангладеш

Эфиопия

Египет



Китай

Индия

Турция

Куба

Бразилия

Польша

Франция

Чехия

Великобритания

Венгрия

Германия

Болгария

Австрия

Италия

Россия




Таким образом, можно выделить два основных типа воспроизводства населения, имеющих свои характерные особенности. Выявим характерные черты в ходе практической работы.

Задание 2, стр. 85.

- Используя карту 13 стр.63 охарактеризуйте распространение 1 и 2 типов воспроизводства населения.

- Проанализируйте средние цифровые показатели формулы воспроизводства населения отдельных регионов, сравните их и объясните различия.

- Используя рисунки 12, 13, 14 стр.62 – 63 проанализируйте возрастную структуру населения в странах разного типа воспроизводства.

Слайд 8.(Таблица характеристики типов воспроизводства).

- В современной демографии исторически обусловленная смена типов воспроизводства населения объясняется концепцией демографического перехода.

Задание.

Пользуясь учебником стр.64 – 65 выделите 4 фазы демографического перехода.

- Впервые демографический переход начался в Европе в 18 веке. В настоящее время большинство стран этого региона находятся в третьей фазе. В большинстве развивающихся стран Африки демографическая ситуация соответствует первой фазе перехода, а в Азии и Латинской Америке – второй. Именно поэтому развивающиеся страны оказывали и в ближайшее время будут оказывать решающее воздействие на динамику численности населения мира.

Подумайте, какие проблемы могут возникнуть в разных типах стран в связи с ростом или сокращением численности населения?

- Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения в целях достижения наиболее оптимальной демографической ситуации, т.е. проводят демографическую политику.

Слайд 9.(Понятие демографической политики).

-Прослушайте сообщения учащихся и сделайте вывод о демографической политике, проводимой в разных странах мира.

Сообщения учащихся на темы:

-«История демографии»,

-«Демографическая политика США»,

- «Демографическая политика Китая»,

- «Демографическая политика стран 1 типа воспроизводства населения»,

- «Демографическая политика стран 2 типа воспроизводства населения»,

- «Меры демографической политики».

Вывод: демографическая политика любого государства направлен на улучшение качества жизни населения.

Дополнительные вопросы:

  • С чем связана стабилизация численности населения в развитых странах Европы?

  • Что такое «нулевой прирост» населения?

  • Не приводит ли, по – вашему мнению, демографическая политика к ущемлению прав человека?

3. Закрепление изученного.

Из предложенного перечня характеристик выберите те, которые характерны для:

1вариант – 1 типа воспроизводства населения.

2вариант – 2 типа воспроизводства населения.

Ответ представьте в виде цифр, порядковых номеров характеристик.

  1. «Демографическая весна».

  2. «Формула воспроизводства» населения 29 – 9 = 20

  3. Характерен для стран Зарубежной Европы, СНГ, Северной Америки, Австралии, Японии.

  4. «Старение» населения (т.е. увеличение доли пожилых людей в общей численности населения).

  5. «Формула воспроизводства» населения 13 – 9 =4

  6. Высокий естественный прирост за счет высокой рождаемости и относительно низкие показатели смертности.

  7. «Демографическая зима».

  8. Характерен для стран Африки, Латинской Америки, Зарубежной Азии.

  9. Постоянное увеличение численности населения.

  10. Большая доля людей молодого возраста в общей численности населения.

  11. Стабилизация численности населения.

  12. Низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.


4. Итог урока.

Рефлексия.

5. Домашнее задание.

А) Стр.57-66.

Б) Сообщения:

- Христианство.

- Ислам (мусульманство).

- Буддизм.

В) Примеры конфликтов на религиозной и национальной основе.



























государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Профессиональное училище с. Домашка»












Методическая разработка урока по химии

Тема: Урок обобщение по теме «Предельные и непредельные углеводороды».

Разработала преподаватель Егорова Н. П.































с. Домашка

2016 г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Егорова Наталья Петровна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства