kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знание географической номенклатуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО  по теме " Знание географической номенклатуры"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знание географической номенклатуры»

Работу по усвоению и закреплению в памяти размещения на карте картографического объекта вместе с соответствующим ему названием в нашей методической литературе принято называть «изучением географической номенклатуры». Она обычно начинается с того, что учитель, а затем и ученики находят на карте, показывают и называют соответствующие картографические изображения.
Перед учителем возникают три педагогические задачи: 1) как обучать, чтобы название было правильно произнесено и прочно усвоено; 2) как надо показывать объекты; 3) как научить правильно отыскивать их на карте. Все эти три задачи решаются вместе. Организация работы основывается на использовании всех видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной и словесно-смысловой.
Для усвоения названия учитель применяет различные приемы — четко произносит название, а в отдельных случаях пишет его на доске, отмечая на что нужно обратить внимание. В младших классах название повторяется по слогам, записывается в тетрадях, тут же находится и прочитывается на настольных картах, что, по существу, еще к карте не относится. Задача состоит в том, чтобы с названием связать картографический образ соответствующего объекта. Для этого одновременно с усвоением названия ведется работа с самой картой.
Внимание учеников привлекается к специфическим особенностям изображения объекта, отличающим его от всех других: особой его форме, величине, расцветке и др. Например, часто в этих целях применяются аппликации.
Существо приема состоит в том, что учитель заранее вырезает из цветной бумаги контур изучаемых объектов и сравнивает их с какими-либо фигурами: Черное море напоминает боб, Аппенинский полуостров — сапог, Скандинавский — фигуру лежащего льва и т. п.
Эти сравнения, хотя и не точны, позволяют учащимся быстрее находить на карте нужные объекты. Чтобы выработать правильные представления о величине изучаемых стран, аппликации прикрепляют к нужным местам на карте или помещают на контур других объектов, с размерами которых проводится сопоставление площадей.
С целью закрепления в памяти картографического образа и связанного с ним его географического названия многие учителя во время работы с картой стремятся возбудить у учеников интерес к самому объекту, например сообщают о происхождении названия, о том или ином случае, интересном факте, приуроченном к данному объекту, и т. п. Часто в самом названии географического объекта заложен глубокий смысл, и истолкование его помогает не только запомнить название, но и понять его сущность. Такие приемы, конечно, возбуждают интерес, вследствие чего ученик легче запоминает не только название, но и картографический образ объекта.
При показе географических объектов на стенной карте должны соблюдаться дидактические правила. Показывать нужно указкой, не заслоняя рисунка. Ставить указку нужно на условный знак, а не на надпись; площади нужно обводить по контуру, а линейные объекты (дороги, реки) показывать движением указки по ходу их в определенном направлении. Этим правилам школьников надо обучать (особенно в начальных классах).
Мало усвоить название и показать картографическое изображение изученного объекта — нужно, чтобы ученик помнил, где на карте находится данный объект, и умел его быстро найти. Для этого следует обращать внимание на положение, какое занимает изучаемый объект среди других окружающих его изображений, и тренировать учеников в запоминании их взаимного расположения. При отыскании заданного на карте объекта ученик пользуется известной системой ориентиров, по которым он постепенно добирается до цели.
Например, ученик прочно запоминает, что Средиземное море следует искать на карте между Европой и Африкой, город Н.Новгород стоит на месте слияния Оки с Волгой. В каждом классе должна быть своя, определяемая программой система ориентиров. С целью закрепления навыка в пользовании системой ориентиров полезно требовать от учащихся, чтобы при показе объекта на карте они описывали его положение, начиная с ориентиров наиболее общих к частным.
Очень ценным в этом смысле является прием, когда учитель заставляет ученика рассказать, как следует находить заданный объект на карте. Ценность его в том, что учащиеся постигают внутреннюю логику определения географического положения, усваивают навыки связного чтения картографического текста, овладевают правильной терминологией и вообще развивают речь и мышление. Важно также, что такой прием дает возможность ученикам следить за положением описываемого объекта на основе словесного описания. Правильное географическое определение местоположения не только на карте, но и словами служит показателем умелого преподавания географии
Очень часто для облегчения запоминания места на карте учителя привлекают различные дидактические средства — флажки» и условные значки, шнурки и стрелки, две указки и др. Прикрепляя по ходу урока такие материалы к нужным местам карты, учитель фиксирует внимание учащихся на определенных пунктах, чтобы облегчить восприятие положения на карте изучаемого объекта. В отдельных случаях эта же задача успешно разрешается при помощи мелового эскиза на доске, показывающего нужный объект крупным планом. Эти приемы также содействуют закреплению в памяти взаимного размещения географических объектов на карте.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знание географической номенклатуры

Автор: Ирина Николаевна Коновалова

Дата: 05.08.2021

Номер свидетельства: 585045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Обобщающее повторение по теме «Африка»  Урок -КВН "
    ["seo_title"] => string(58) "obobshchaiushchieie-povtorieniie-po-tiemie-afrika-urok-kvn"
    ["file_id"] => string(6) "140263"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417911393"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Географическое положение материка Северная Америка "
    ["seo_title"] => string(63) "gieoghrafichieskoie-polozhieniie-matierika-sieviernaia-amierika"
    ["file_id"] => string(6) "105280"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402838239"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Интерактивный плакат "Великие географические открытия-миф или реальность", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(103) "intieraktivnyi-plakat-vielikiie-ghieoghrafichieskiie-otkrytiia-mif-ili-rieal-nost-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168635"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423256502"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "разработка урока на тему "Свойства вод Мирового океана" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka-uroka-na-tiemu-svoistva-vod-mirovogho-okieana-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193860"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427705060"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Географическое положение стран мира"
    ["seo_title"] => string(37) "geograficheskoe_polozhenie_stran_mira"
    ["file_id"] => string(6) "565397"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607064059"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства