Интерактивный плакат "Великие географические открытия-миф или реальность", география 5 класс
Интерактивный плакат "Великие географические открытия-миф или реальность", география 5 класс
Пояснительная записка
к интерактивному пособию – интерактивный плакат
тема: «Эпоха Великих географических открытий –
миф или реальность?»
предмет – география 5 класс
Данный ресурс представляет собой интерактивный плакат, на котором через гиперссылки представлены следующие материалы по данной теме:
1.теория
2.практикум
3.задания
4. вопросы
5.тесты
6.проблемный вопрос
Руководство по навигации
Интерактивный плакат рассчитан на несколько уроков темы «История географических открытий».
Данное пособие может использоваться на разных этапах урока: объяснения материала, закрепления материала, формирования учебных умений работать с атласом, контурной картой и другими источниками географической информации, обобщения и контроля знаний обучающихся, умений применять знания на практике, работая с тестами, вопросами и заданиями, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение при решении проблемных вопросов.
Целевая установка работы :
· формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли;
· формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки;
· формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия.
Планируемые результаты(в соответствии с ФГОС)
Предметные :
· объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, их влияние на развитие географических знаний; определять причины и следствия географических путешествий и открытий, определять и показывать на карте маршруты путешествий, дать определение понятию «эпоха Великих географических открытий»,
· объяснять значение морского пути в Индию; определять и наносить на карту маршруты Х.Колумба, формулировать вывод о значении открытия Америки,
· составлять описание жизни и деятельности Х.Колумба; определять и наносить на карту маршруты Ф.Магеллана и Х.Элькано, определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия.
Метапредметные:
· умение работать с различными источниками информации,
· умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;
· умение работать на контурной карте с географической номенклатурой.
Личностные:
? осознание себя как члена общества, понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле;
? гуманистические и демократические ценности ориентации, готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни;
? умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей, в том числе путешественников Эпохи Великих географических открытий.
Описание работы с интерактивным пособием.
Первый слайд несёт информацию о теме пособия, авторе, перейдя по гиперссылке (земной шар) переход на следующий слайд.
Второй слайд с гиперссылками.
На данном слайде можно перейти по гиперссылкам на любой раздел: Теория, Практикум, Тесты, Задания, Проблемный вопрос, Вопросы.
«Теория»
Слайд даёт общую информацию по теме, кликнув мышкой на , переходим на главный слайд теории по данной теме.
На слайде показаны имена и портреты путешественников, о которых пойдёт речь далее. Можно в любой последовательности перейти на слайд о каждом путешественнике, кликнув мышкой на портрет (установлены гиперссылки).
Например, слайд о Х.Колумбе. Кликнув на , получим информацию о биографии путешественника, чтобы убрать эту информацию, ещё раз кликнуть на этот же знак. Если кликнуть на , то получим информацию о путешествии, на данном слайде повторный клик по этому знаку выведет на экран иллюстрацию. Кликнув на появится карта с маршрутом путешествия, а на -дата путешествия. Знак вернёт на главный слайд с именами и портретами путешественников. Знак закончит демонстрацию плаката.
Порядок работы со слайдами о других путешественниках идентичен.
В работе есть заметки к слайдам, где даётся краткая инструкция.
Следующий слайд
Обучающимся предлагается информация к обсуждению, обдумыванию и ответу.
Далее «Практикум», появляются задания, которые выполняются на контурной карте.
А на следующем слайде дана правильная версия выполнения задания, для проверки.
Кнопка вернёт на второй слайд, на котором можно выбрать, например, «Тест» и перейти по гиперссылке.
Обучающиеся решают тесты, а потом их можно проверить, щёлкнув мыщкой на вопрос, правильный ответ перекрашивается в красный цвет и выделяется полужирным начертанием последовательно для каждого вопроса. Выполнив тест, возвратная кнопка вернёт на второй слайд.
Выбираем вкладку «Задание», их три. Первое – «найти соответствие»
Как обучающиеся закончат выполнение задания, кликнув мышкой, на экран выводятся правильные ответы для проверки.
Второе задание « Узнай путешественника»
На экране появляются портреты путешественников, ребята их узнают, а для проверки правильности выполнения задания нужно щёлкнуть мышкой на портрет и появится правильный ответ.
Третье задание «Географический диктант»
В ходе географического диктанта, обучающиеся отвечают на вопросы по теме, кликнув мышью на розовый треугольник появляется правильный ответ. Возвратная кнопка перемешает на второй слайд.
Выбираем вкладку «Вопросы».
Обучающиеся отвечают на вопросы. Кликнув мышью на стрелочку, соединяющую картинку и вопрос, появляется правильный ответ, можно проверить правильный ли ответ, в любой последовательности вопросов.
Далее представлена информация о ресурсах Интернета и литературе, которые использовались в подготовке интерактивного плаката.
Попасть на эти слайды можно со слайда
используя знак ,
А вкладка «Навигация» покажет все знаки, использованные в интерактивном пособии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивный плакат "Великие географические открытия-миф или реальность", география 5 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Сафоново
Интерактивное пособие – интерактивный плакат
Эпоха Великих географических открытий – миф или реальность ?
Учитель географии МБОУ «СОШ № 7»
г.Сафоново Смоленской области
Матвеева Наталья Михайловна
Учитель географии МБОУ «СОШ № 7»
г.Сафоново Смоленской области
Матвеева Наталья Михайловна
Практикум
Тесты
Теория
Переход по гиперссылкам раскрывает теоретический материал по теме интерактивного пособия, раскрывает проблемный вопрос, закрепляет и проверяет знания обучающихся в ходе практикума на контурной карте, тестов, заданий и вопросов.
Вопросы
Задания
Проблемный вопрос
Навигация
2
Эпохой великих географических открытий
принято называть период с конца XV до половины XVII в .
Этот период немногим более полутораста лет —
совсем небольшой срок в истории человечества.
Но он в корне изменил представление людей о Земле,
сменив насаждаемые церковью религиозные вымыслы
истинными знаниями, основанными на неопровержимых фактах.
Что же произошло в эпоху великих географических открытий?
Уже в XIII — XIV вв. велась оживленная торговля в прибрежных городах Средиземного моря — Флоренции, Венеции, Палермо и Неаполе, Генуе и Марселе. Сюда поступали товары из Центральной Европы, а затем они вывозились на юг — в Африку, на восток — в Малую Азию, в торговые города Черного моря.
В Европе очень дорого ценились товары с Востока: корица, перец, имбирь, мускатный орех, благовонные масла, оружие, жемчуг, ткани, слоновая кость и т. д. Их привозили из Индии, Китая, с островов Малайского архипелага. К Средиземному морю их доставляли арабские купцы.
В XIII в. на пути к Красному морю и Персидскому заливу возникло государство мамлюков, а в XIV в. в Малой Азии — Османская империя. Эти государства, как стеной, отделяли города Средиземного моря от рынков на Востоке. Они облагали сухопутные караваны тяжелыми поборами за провоз товаров, а часто просто грабили. Приток товаров с Востока становился все меньше. Цены на них в Западной Европе возросли в сотни раз.
Торговые пути по южнорусским степям, в обход Каспийского моря, через Среднюю и Центральную Азию требовали много времени, дорого обходились и были далеко не безопасны.
Нужен был удобный морской путь из Европы в страны Востока.
Поиски выгодных морских путей на Восток начали в XV в.
два приморских государства Пиренейского
полуострова: Португалия и Испания.
Кто же они – путешественники этой великой эпохи?
Переход по гиперссылке на следующий слайд на значок «Другой слайд»
2
Генрих Мореплаватель – великий организатор.
Бартоломеу Диаш
Васко да Гама
Христофор Колумб
Фернан Магеллан
Хуан Себастьян Элькано
Переход по гиперссылкам на портретах путешественниках позволяет раскрыть материал о их биографии, путешествиях, датах путешествий, карты с маршрутами путешествий
Генрих – португальский принц, который не совершил ни одного плавания, а своё прозвище Мореплаватель получил за то, что организовал мореходную школу. Он пригласил в ней работать самых известных учёных всего Средиземноморья, здесь обучали капитанов, которые потом будут искать путь в Индию вокруг Африки. Он стал организатором плавания к берегам Индии вокруг Африки.
Генрих Энрике родился 4 марта 1394 года в г.Порту в Португалии, сын короля Жуана I , в 1415 году участвовал в захвате Сеуты, ставшей форпостом португальской экспансии в Африке. С 1418 года обосновался на юге Португалии, в г.Лагуша, основал там обсерваторию, а в г.Сагреше им была основана навигационная школа. Умер 13 ноября 1460 года.
На слайде переход по гиперссылкам несёт информацию о биографии, заслугах принца Генриха Мореплавателя.
Португальский мореплаватель, корабли которого обогнули южную оконечность Африки, он установил большой деревянный крест на берегу Африки и вынужден был повернуть назад. Самый южный выступ Африки Диаш назвал мысом Бурь. За этим мысом его корабли вошли в воды Индийского океана. Но Бартоломеу Диашу пришлось на этом закончить свое путешествие: измученная бурями команда потребовала возвращения на родину. После доклада Бартоломеу Диаша о результатах плавания португальское правительство распорядилось назвать южный мыс Африки не мысом Бурь, а Доброй Надежды —надежды достигнуть Индии и других стран Востока морским путем.
Год рождения предположительно 1450. Диаш был дворянского происхождения, находился в ближнем окружении короля. В юности изучал астрономию и математику в Лиссабонском университете, учился в школе мореплавателей в Сагрише. Он с юности участвовал в морских экспедициях. В одном из плаваний разыгралась буря и Диаш пропал без вести, он погиб в море как подобает настоящему мореходу и первооткрывателю.
Дата путешествия
1487 - 1488
На слайде переход по гиперссылкам несёт информацию о биографии, маршруте Бартоломеу Диаша, дате путешествия, представлена карта маршрута путешественника.
Родился осенью 1451 года в Генуе. В 1465 году поступил на генуэзский флот, получил тяжёлое ранение. До 1485 года плавал на португальских судах, занимался торговлей, самообразованием и составлением карт. Три четверти жизни Колумб провёл в плавании. С 1492 по 1504 года Колумб совершил четыре путешествия в Америку. Тяжело больной он последние годы провёл в Севилье в Испании, умер 20 мая 1506 года, но современники не заметили его смерти. В 1540 году император Карл V решил исполнить его предсмертное желание, останки Х.Колумба отвезли на остров Эспаньола (сейчас Гаити). В 1898 году после изгнания испанцев, прах мореплавателя вернули в Севилью.
Колумб решил доплыть до Индии западным путём, так как считал, что путь вокруг Индии был долог и опасен. А если Земля-шар, то если пересечь Атлантический океан, можно достичь Индии.
12 октября 1492 года Колумб и его команда увидели Землю, они были уверены, что это Индия, поэтому местных жителей назвали индейцами. Колумб до конца своих дней был уверен, что побывал в Индии. А 1492 год принято считать годом открытия Америки, название новой части света произошло от имени итальянского путешественника Америго Веспуччи.
Дата путешествия – открытия Нового Света
1492 – 1493 гг.
На слайде переход по гиперссылкам несёт информацию о биографии, маршруте Христофора Колумба, дате путешествия, представлена карта маршрута путешественника, иллюстрации.
Через 10 лет после путешествия Диаша отправились в путь четыре корабля под командованием португальца Васко да Гама. Несмотря на трудности, его корабли обогнули мыс Доброй Надежды. На восточных берегах Африки они обнаружили торговые и военные поселения арабов. Экспедиция дошла до Индии до города Каликут, а в 1499 году вернулась в Португалию с грузом пряностей. Плавание продолжалось два года и два месяца.
Родился, по разным сведениям ,в 1460 или в 1469 году, в семье было пятеро сыновей, он был третьим. Род мореплавателя был заслуженным и древним. Знания по навигации, астрономии и математике Васко получил в Эворе. С ранней юности участвовал в морских сражениях. Он много раз был в Индии, слыл там жестоким и кровожадным завоевателем, но навести порядок так и не смог, заразился малярией и умер 24 декабря 1524 года. Его похоронили на родине, в монастыре Жеронимуш.
На слайде переход по гиперссылкам несёт информацию о биографии, маршруте Васко да Гама , дате путешествия, представлена карта маршрута путешественника, иллюстрации.
Дата путешествия
1497 – 1499 гг.
20 октября 1519 года пять кораблей с экипажем 234 человека покинули испанские берега. Переплыв Атлантику, флотилия двигалась на юг, вдоль побережья Южной Америки, долго искали пролив, соединяющий Атлантику с Южным морем (так называли Тихий океан).Наступила зима, мятеж на кораблях, один из кораблей потерпел крушение, один корабль с водой и провиантом вернулся назад.21 октября 1520 года флотилия достигла узкого пролива, Магеллан назвал его проливом Всех Святых, Магеллановым его назовут позднее. На трёх кораблях они выходят в Южное море, почти четыре месяца море было спокойным, Магеллан назвал его Тихим океаном. Но кончились вода и продовольствие, началась цинга, команда умирала. В марте 1521 года флотилия подошла к Филиппинским островам, где погиб Ф.Магеллан.
Родился в провинции Траш уш Монтеш, северная Португалия, весной 1480 года. Он сын мэра города, в 12 лет он становится пажем при дворе короля Иоанна II в Лиссабоне. Продолжает образование в географии и астрономии. В 20 лет впервые побывал на море. В 1510 году получил чин капитана. В 1511 году участвовал в битве Азамор в Марокко, был тяжело ранен. В 1514 году он поменял гражданство, предложил свои услуги испанской королеве, изменил имя- Фернандо Магеллан, переезжает в Севилью-крупнейший испанский порт, откуда 10 августа 1519 года отправляется в кругосветное путешествие.27 апреля 1521 года Ф.Магеллан погиб на Филиппинских островах в схватке с местными племенами.
Дата кругосветного путешествия
1519-1522
На слайде переход по гиперссылкам несёт информацию о биографии, маршруте Фернана Магеллана , дате путешествия, представлена карта маршрута путешественника, иллюстрации.
Элькано был щедро награждён королём Испании. Он становится дворянином и получает герб. На гербе Элькано изображён земной шар, обвитый лентой, на которой надпись: «Ты первым обогнул меня!»
Хуан Себастьян дель Кано, позднее фамилию сменил на более благозвучную Элькано. Родился в 1486 году в Гетарии, Королевства Кастилия Страны Басков, ныне Испании. В молодости был наёмником, воевал в Италии. Заработал денег, обосновался в Севилье, стал капитаном торгового судна. Разорился, оказался под угрозой тюрьмы, чтобы спастись, записался в экспедицию Ф.Магеллана. После кругосветного путешествия ещё плавал капитаном к Островам Пряностей. Умер 6 августа 1526 года, поставлен памятник в родном городе Гетариа.
Капитан Элькано, после смерти Магеллана, принимает командование экспедицией. Корабли так потрёпаны плаванием, что едва держатся на воде. И только один корабль «Виктория», под командованием Элькано возвращается в Испанию 8 сентября 1522 года. Родных берегов достигли только 18 моряков, завершив первое в истории кругосветное плавание, продолжавшееся почти три года.
На слайде переход по гиперссылкам несёт информацию о биографии, маршруте Х.С.Элькано, дате путешествия, представлена карта маршрута путешественника. Кликнув на знак фотоаппарата появится герб Элькано и информация о нём.
Можно ли назвать Эпоху Великих географических открытий «встречей двух миров»?
В 1992 г. в мире отмечалось 500-летие открытия Америки Колумбом. К этому событию было издано много книг, печатались научные статьи, проводились различные конференции. Некоторые ученые предложили заменить привычное определение «открытие Америки», поскольку оно соответствует только взглядам европейцев, более точным понятием «встреча двух миров» (подчеркивая этим существование у аборигенов своего мира, до встречи с европейцами). Однако часть исследователей считает, что коренным американцам эта встреча была совсем не нужна и навязана вопреки их воле.
Давайте подумаем сегодня над этой проблемой и предложим свою точку зрения.
На контурной карте обозначить:
Стрелками красного цвета обозначить маршрут Х.Колумба; красным цветом подписать материки, которые он открыл.
Стрелками синего цвета обозначить маршрут первого кругосветного плавания; синим подписать океаны, по которым он проходил и пролив, названный в честь мореплавателя, совершившего его.
Стрелками зелёного цвета обозначить путь Васко да Гама; зелёным цветом подписать материк, который он обогнул впервые, страну-цель его путешествия.
Стрелками чёрного цвета обозначить путь Бартоломеу Диаша; чёрным цветом подписать мыс, который он открыл.
Подписать и подчеркнуть название материка, который является родиной Великих географических открытий; жёлтым раскрасить и подписать страны, которые искали морской путь на Восток.
Задания выполняются на контурной карте, при переходе на следующий слайд можно проверить правильность выполнения заданий практикума.
12
Евразия
Северная Америка
Испания, Португалия
Атлантический океан
Индия
Африка
Тихий океан
Южная Америка
м.Доброй Надежды
Образец проверки выполнения заданий практикума.
Индийский океан
Магелланов пролив
12
Задание 1.
Найти соответствие (двухзначное число):
Бартоломеу Диаш 1.первое кругосветное плавание
Васко да Гама 2. первый европеец, обогнул Африку
Х.Колумб 3. первый морем дошёл до Индии
Генрих Мореплаватель 4. открыл Америку
Ф.Магеллан 5. основал навигационную школу
Необходимо найти соответствие: путешественник - его заслуга в виде двухзначного числа. Ответ появляется по щелчку мыши.
Ответы
51, 12, 23, 34, 45
14
Задание 2. Узнай путешественника
Бартоломеу Диаш
Христофор Колумб
Генрих Мореплаватель
Задание «Узнай путешественника» с проверкой правильного ответа, который появляется по щелчку мыши на портрет путешественника.
Фернан Магеллан
Васко да Гама
Хуан Себастьян Элькано
15
Задание 3.Географический диктант.
1
2
Почему европейцы искали морской путь в Индию?
Кто дал название Тихому океану?
3
Чью информацию о путешествии использовал Х.Колумб?
4
Кто случайно открыл Новый Свет?
5
Кто закончил первое кругосветное путешествие?
6
7
Как Магеллан назвал, открытый им пролив?
Почему принц Генрих получил прозвище Мореплаватель?
Страна богатств и изобилия
Ф. Магеллан
Марко Поло
Х.Колумб
Х.С.Элькано
В ходе географического диктанта обучающиеся отвечают на вопросы по теме, кликнув мышью на розовый треугольник появляется правильный ответ.
Пролив Всех Святых
Организовал плавания в Индию вокруг Африки
16
1.Эпоха Великих географических открытий - это период
1)с конца 15 до первой половины 16 века
2)с конца 15 до первой половины 17 века
3)с конца 16 до первой половины 18 века
2.Эпоха Великих географических открытий началась с
1)путешествия Марко Поло в Китай
2)путешествия А.Никитина «за три моря»
3)поиска морского пути в Индию
3.Экспедиция Х.Колумба проходила под флагом
1)Португалии
2)Испании
3)Великобритания
4.Какой океан пересёк Х.Колумб во время своих экспедиций?
1)Тихий
2)Атлантический
3)Индийский
5.Целью экспедиции Ф.Магеллана было
1)изучение берегов Америки
2)открытие нового океана
3)открытие западного пути в Азию
Тесты с проверяемыми ответами, по щелчку мыши правильный ответ перекрашивается в красный цвет и выделяется полужирным начертанием , последовательно для каждого теста.
17
6.Какие океаны соединяет Магелланов пролив
1)Тихий и Индийский
2)Тихий и Атлантический
3)Атлантический и Индийский
7.Первым совершил кругосветное путешествие
1) Ф. Магеллан
2)Васко да Гама
3)Бартоломеу Диаш
8.Первым из европейцев обогнул Африку и нашёл путь в Индийский океан
1)Генрих Мореплаватель
2)Бартоломеу Диаш
3)Васко да Гама
9.Впервые проложил морской путь в Индию
1)Васко да Гама
2)Бартоломеу Диаш
3)Генрих Мореплаватель
10.Официальной датой открытия Америки считается
1)12 октября 1492 года
2)12 октября 1493 года
3)14 октября 1492 года
11.Первый остров, открытый Х.Колумбом, называется
1)Куба
2)Новый Свет
3)Сан-Сальвадор
12.Путешественник, который задумал добраться до Азии, обогнув Америку с юга
1)Х.Колумб
2)Ф.Магеллан
3)Васко да Гама
13.Какие океаны пересекла экспедиция Васко да Гамы по пути следования из Европы
1)Атлантический
2)Тихий
3)Индийский
4)Северный Ледовитый
14.Кругосветное путешествие закончил, после гибели Ф.Магеллана
1)Васко да Гама
2)Хуан Себастьян Элькано
3)Бартоломеу Диаш
15.Кому из путешественников принадлежит герб «Ты первым обогнул меня»
1)Ф.Магеллану
2) Х.Колумбу
3) Хуан Себастьян Элькано
Колумб был уверен, что побывал в Азии
Все четыре месяца плавания стояла солнечная, спокойная погода, без штормов
В Европе растёт производство товаров, активно развивается торговля, а правители стран Востока препятствовали торговле вропейцев с Индией, поэтому европейцы были вынуждены искатьновые пути в Индию, и прежде всего морские.
Путь был трудный и опасный, команда взбунтовалась и отказалась продолжать плавание
Обучающиеся отвечают на вопросы. Кликнув мышью на стрелочку, соединяющую картинку и вопрос, появляется правильный ответ, можно проверить правильный ли ответ в любой последовательности вопросов.
Васко да Гама был человек честный и неподкупный, соединявший решимость с осторожностью, но в то же время высокомерный; иногда жестокий до зверства, убивал, вешал и резал местных жителей Индии.
18
Биография
Далее
Текст
Назад
Карта
Возвратная кнопка
по гиперссылке
Иллюстрация
Выход
Дата путешествия
Ресурсы
Другой слайд
На слайде представлены объяснения значков, использованных в интерактивном пособии.
http://yandex.ru/images/search карты географических открытий
Ресурсы Интернета, которые использовались в работе над созданием данного пособия.
22
Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков.-2-е изд.-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа).
Банников С.В., Мододцов Д.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / С.В.Банников, Д.В. Молодцов.- М.:ООО «Русское слово-учебник», 2012.(ФГОС. Инновационная школа).
Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию». 5 класс : дидактические материалы/ Н.В.Касьянова.- М.:ООО «Русское слово-учебник», 2012.(ФГОС. Инновационная школа).
Литература, которая использовалась в работе.
23
Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / Д.В.Молодцов. – 2-е изд. - М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа).
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / Е.М.Домогацких, Е.Е.Домогацких.- М.:ООО «Русское слово-учебник», 2013.(ФГОС. Инновационная школа).