Урок в 6 классе на тему: «Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане»
Цель урока: расширить и углубить знания о природе океанов и свойствах его вод; формирование умений и навыков работы с картой, знания географической номенклатуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о свойствах вод Мирового океана.
- показать его роль в формировании природы всей Земли,
- вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана,
- изучить особенности распределения температур,
- солености по поверхности океана.
- выявить общие и отличительные черты природных особенностей вод океанов.
- закрепить знания основных понятий и определений.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Оборудование: физическая карта океанов, атласы, рабочие тетради, учебник.
План урока
І. Организационный момент.
ІІ.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
ІV. Изучение нового материала.
V. Закрепление новых знаний и умений.
VІ. Итог урока.
VІІ. Домашнее задание.
Новые понятия:
- Солёность.
- Промилле.
- Батискаф.
- Приливы.
- Отливы.
- Течения.
- Ветровые волны.
- Цунами.
- Гребень волны.
- Высота волны.
- Подошва волны.
І. Организационный момент.
ІІ.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Проверка домашнего задания.
- Рассказать о составляющих гидросферы.
- Географический названия.
Диктант по теме «Гидросфера» (слайд 1)
Запись на доске:
I вариант
II вариант
1
Гидросфера
12
2
Море
11
3
Залив
10
4
Пролив
9
5
Остров
8
6
Полуостров
7
7
Облака
6
8
Река
5
9
Океан
4
10
Архипелаг
3
11
Материк
2
12
Канал
1
Последовательность диктовки:
1.Водоём, относящийся к водам суши.
2.Огромные участки Мирового океана, омывающие материки.
3.Часть суши, вдающаяся в море или озеро, с трех сторон окруженная водой.
4.Небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой.
5.Скопление водяного пара в атмосфере.
6.Скопление островов.
7.Водная оболочка нашей планеты
8.Узкая полоска воды, соединяющая океаны, моря и разделяющая участки суши.
9.Вдающаяся в сушу часть океана или моря.
10.Часть океана, более или менее отделенная от него сушей.
11.Крупнейшие массивы суши, окруженные со всех сторон океанами и морями.
12.Искусственный пролив.
Взаимопроверка (слайд 2)
Ключ для проверки:
I вариант – (8; 9; 6; 5; 7; 10; 1; 4; 3; 2; 11;12)
II вариант – (5; 4; 7; 8; 6; 3; 12; 9; 10; 11; 2; 1)
- Номенклатура.
Вам сегодня отвечать.
Буду к карте приглашать.
И прошу вас: без подсказки!
Выйди к карте – вот указка.
Учащиеся выходят к доске и показывают необходимые объекты.
ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Беседа по вопросам:
Что такое морская вода?
Какие свойства вод Мирового океана вы знаете? Она какая?
- V. Изучение нового материала.
Запишите тему урока (слайд 3)
Свойства вод океана
(слайд4)
Соленость – количество граммов соли, содержащееся в 1 литре воды (промилле)
(слайд5)
Средняя соленость Мирового океана составляет 35‰
? От чего зависит соленость вод в океане? (гп, реки, лед) (слайд 6)
Изменение солености (‰)
с широтой
по океанам
по морям
экватор – 34
тропики – 35,8
умеренные - 33
Тихий - 34,8
Атлантический – 35,5
Индийский – 34,8
Северный Ледовитый - 32
Средиземное - 39
Черное - 18
Красное - 42
Баренцево – 35
Карское - 10
(слайд 7)
Температура поверхностных вод неодинакова и распределяется в зависимости от широты– работа с учебником
Определите по карте в атласе средние температуры на следующих широтах:
90° с.ш. – 1,7°
60° с.ш. + 4,8°
30° с.ш. + 22°
0° ш. + 27°
Средняя температура воды в океане + 17,5°, самый теплый океан – Тихий, самый холодный – Северный Ледовитый.
Температура воды меняется и с глубиной:
0 м + 16°
200м + 15,5°
1000м + 3,5°
5000м + 2,8°
(слайд 8)
5) Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода)
Типы водных масс
Типы водных масс
Температура
Соленость
Прозрачность
Экваториальные
высокая
низкая
высокая
Тропические
высокая
высокая
высокая
Умеренные
меняется по сезонам
низкая
низкая
Арктические
низкая
средняя
средняя
6) Льды в океане (слайд 9)
Морская вода замерзает при t - 2°, льды образуются в арктических и субарктических широтах. Они могут быть неподвижными и дрейфующими. Антарктида и Арктика дают большое количество айсбергов. Айсберги – громадные плавучие горы, это – кладовая чистейшей пресной воды. Антарктические айсберги живут дольше (6-12 лет) гренландских (3-4 года).
Ледяной покров океана оказывает большое влияние на климат Земли, на жизнь в самом океане:
- отражение солнечных лучей
- охлаждение воздуха
- образование туманов
- затруднение судоходства морского промысла.
(слайд 10)
Движение воды в океане
Ветровые ветры. Причина: ветер. Рассматриваем строение волны (рис. 80, стр. 144)
Приливы и отливы. Причина: притяжение водной оболочки Луной и Солнцем.
Приливы-отливы в открытом океане – 90 см, в Чёрном и Азовском морях – 2-3 см, а в заливе Фанди – 18 м. (слайд 11)
Применение: использование энергии приливов и отливов для получения энергии.
Течения (стр. 146 учеб.) – это горизонтальные перемещения огромных масс воды в определённом направлении на большие расстояния. (атлас)
- ветровые
- Стоковые
К северу и к югу от 50°с. и ю.ш.образуются 2 круговорота. В северном полушарии течения движутся по часовой стрелке, а в южном – против.
Течения бывают тёплыми и холодными. Определения (стр. 146 учеб., 3 абзац)
По карте находим самые мощные тёплые и холодные течения: Гольфстрим, Течение Западных ветров, Перуанское. Лабрадорское, Пассатные и т.д.
Использование как «бутылочной почты». (слайд 12)
Интересные факты:
Знаменитая бутылка, которую бросил в море Колумб, когда он возвращался в Европу. В бутылку было помещено послание королеве Изабелле. Очевидно, это было сделано для того, чтобы известить о своем открытии мир и испанскую корону в случае, если никто из моряков не достигнет испанских берегов. Бутылка была выловлена в Гибралтарском проливе, но. спустя 359 лет.
Бутылки поведали о печальной судьбе английского парохода "Гарониан". Две бутылки были выловлены спустя несколько лет у побережья Ирландии и Новой Шотландии. Из записок, вложенных в них, удалось установить, что судно было опрокинуто сильной штормовой волной и затонуло.
А англичанин Байан Колл решил доверить бутылке свою судьбу; в поисках своей суженой он бросил в море 1280 бутылок с записками такого содержания: "Хотите стать моей женой? Мой адрес." Спустя несколько недель он получил 381 предложение. Из претенденток он и выбрал себе свою будущую супругу.
V. Закрепление новых знаний и умений.
Какова основная причина образования волн?
Почему возникают приливы и отливы?
Где наблюдаются самые высокие приливы? (з-в Фанди)
Какие известны типы волн?
Что такое цунами?
Почему разрушительная сила цунами проявляется на побережьях?
Как изображают течения на карте?
В связи с чем и как изменяется температура с глубиной?
Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?
Реши задачу. Сколько соли содержится в 1м3 воды, если соленость водоема 37 %0? Сравни ее со средней соленостью океана.
VІ. Итог урока.
О чём мы узнали на уроке? Была ли какая-нибудь информация, которую вы слышали впервые?
VІІ. Домашнее задание.