kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ветры. Направление и сила ветра. Роза ветров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический, методический материал к уроку по теме: « Ветры. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли»

Просмотр содержимого документа
«Ветры. Направление и сила ветра. Роза ветров»

2017 уч.год

географии 6 класс

Дидактический, методический материал по теме:

« Ветры. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли»










Цели:


Обучающие:


формирование умений вести самостоятельное наблюдение за элементами погоды своей местности, анализа и обработки полученных результатов, формулирования выводов;

отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов;

отработка навыков правильного оформления результатов работы.

Развивающие:


развитие умений наблюдать за элементами погоды своей местности;

развитие навыков работы в парах;

развитие способности наблюдать, обрабатывать и анализировать полученный материал, делать выводы.

Воспитательные:


воспитание ответственного отношения к выполнению коллективной работы;

воспитание творческого подхода к выполнению практической работы;

развитие познавательного интереса.

Оборудование: компьютеры, проектор, дневник наблюдения погоды.


Ход урока

I. Организационный момент (организация парной работы за компьютерами, получение заданий, инструктаж по выполнению заданий.)

II. Постановка целей урока.

Цель: обработать материал дневников наблюдения, построить розы ветров для каждого месяца и годовую розу ветров для г. Новосибирска, проанализировать и сделать выводы.


III. Актуализация опорных знаний:

дать определение понятию “ветер”;

вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;

каким прибором определяют направление ветра?

как определить направление ветра;

по какой стороне горизонта определяется название ветра?





Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении.


Главная причина образования ветра – разница в атмосферном давлении: ветер дует из области высокого давления в область низкого, и чем больше эта разница, тем сильнее ветер.


Виды ветров:


1. Постоянные (пассаты, западные)


2. Переменные (бризы, муссоны)


3. Местные (бора, фен, сирокко)



IV. Практическая работа в парах, на компьютерах.

А) Теоретическая часть. Пояснение учителя.


Роза ветров


Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.


Роза ветров — диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).


Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.


Объяснение основных элементов розы ветров (слайд 3)


Основные и промежуточные стороны горизонта.

Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.

На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).



С Ю В З СВ СЗ ЮЗ ЮВ штиль

2 4 3 5 1 7 4 3 2

Б) Практическая часть.


Учащиеся в ходе практической работы, должны построить диаграмму «Роза ветров» за определенный период времени, для города Новосибирска. Сделать соответствующие вводы.


Работа выполняется по инструктивной карточке.


Инструктивная карточка учащихся № 1. Приложение 1. (Инструктивные карточки 2-12)


1. Используя данные наблюдения погоды за январь месяц построить дмаграмму розы ветров.


Погода на январь 2008 года Приложение 2.


Алгоритм выполнения работы для учащихся.


1. Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (Презентация, слайд -4-6).


2. Постройте таблицу, используя данные дневников наблюдения (предварительно подсчитайте, ветры каких направлений были в течение месяца.)


Направление ветра Количество дней

С 1

С-В 2

В 4

Ю-В 4

Ю 6

Ю-З 11

З 2

С-З 0

штиль 0

3. Постройте в электронном варианте, розу ветров (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров для города Новосибирска, январь, 2016 г.».




4. Сделайте вывод


Ветры, каких направлений были в течение месяца?

Каких ветров было наибольшее количество?

Каких ветров было наименьшее количество?

Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца?

Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с юго-запада - 11 дней, 6 дней - с юга, 4 дня - с юго-востока , 4 дня - с востока,3 дня – были ветры северо– восточные, 2 дня - западные, 1 день в январе месяце ветер дул с севера и вообще не было ветров с северо – запада. В течение месяца ветры были южного, юго – восточно и юго - западного направления , такое состояние ветров отразилось на температуре месяца, они были не сильно морозные, умеренные для этого месяца нашей Новосибирской области.


5. Оформите 3 слайда для общей презентации, по вашему месяцу (1 слайд - таблица данных дневника наблюдения, 2-й слайд - диаграмма «Роза ветров», 3 слайд - вывод), (Презентация, слайд 7-39)


6. Построение диаграммы «Годовой розы ветров для города Новосибирска, январь, 2016г» (Презентация, слайд 40-44).


Ввести в электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (учащиеся заполняют общую таблицу, по своему месяцу).

Число дней в месяце Направление ветров

Штиль С С- В В Ю -В Ю Ю–З З С-З

Январь. 31 1 3 4 4 5 11 3 0

Февраль. 29 0 0 0 1 23 3 2 0

Март. 31 1 1 0 3 11 8 4 3

Апрель. 30 3 1 2 2 8 6 5 3

Май. 31 1 2 2 1 3 6 3 9 4

Июнь. 30 5 4 1 2 3 11 3 1

Июль. 31 4 0 1 1 5 10 8 2

Август. 31 4 1 0 6 7 4 4 5

Сентябрь. 30 1 4 1 1 8 6 3 6

Октябрь. 31 1 0 1 0 4 8 11 5 1

Ноябрь. 30 0 3 1 2 10 10 3 1

Декабрь. 31 2 0 0 3 13 7 4 2

Итого. 366 2 23 20 11 32 107 90 53 28

На основе полученных данных построим годовую розу ветров для нашей местности.



7. Сформулируйте вывод, для данной диаграммы


Ветры, каких направлений были в течение года?

Каких ветров было наибольшее количество?

Каких ветров было наименьшее количество?

Как направление ветров отразилось на температуре года?

Вывод:


Больше всего, 107 дней в году были ветры южного направления;

90 дней в году были ветры юго-западного направления;

32 дня были ветры юго-восточного направления.

Южные ветры приносят на нашу территорию теплый воздух, и при этом устанавливается теплая погода. В 2008 году 209 дней были ветры южного направления, поэтому температуры относительно теплые.


53 дня были ветры с запада

западные ветры на нашу территорию приносят обычно влагу, данные дневников наблюдения подтверждают это часто западное направление ветров сопровождалось выпадением осадков.


северо-западных ветров было-28

северных – 23

северо-восточных – 20

всего ветер с северного направления дул 71 день в году, поэтому морозных дней зимой и заморозков в летние дни 2008 года было не так много.


Что такое ветер

Воздух в тропосфере перемещается не только вертикально, но и вдоль земной поверхности. Причина такого перемещения — различия в атмосферном давлении над разными участками поверхности.


Ветер — это движение воздуха вдоль земной поверхности из области высокого давления в область более низкого давления.


Ветер имеет две основные характеристики — направление и скорость. Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера на юг, юго-восточный — с юго-востока на северо-запад.


Чтобы иметь наглядное представление о преобладающих ветрах на какой-либо территории, строят особые диаграммы — розы ветров (рис. 101). Их можно строить для любого промежутка времени — месяца, сезона года, целого года.


Роза ветров для января


При построении розы ветров по каждому из направлений откладывается количество отрезков, соответствующее числу дней с ветрами данного направления. В ее центре указано число дней без ветра. По диаграмме легко определить повторяемость ветров разных направлений в днях. Определите по рисунку, сколько дней дули северо-восточный и западный ветры?


Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с). Она зависит от разницы в давлении между областями повышенного и пониженного давления. Когда эта разница небольшая, то ветер слабый, т. е. воздух перемещает ся с маленькой скоростью. Если разница в давлении увеличивается, то возрастает и скорость ветра. От скорости ветра зависит его сила: чем выше скорость ветра, тем больше сила, с которой он воздействует на наземные предметы. Силу ветра оценивают по специальной шкале в баллах: от 1 до 12 (рис. 102).


Определение силы ветра в баллах


На метеорологических станциях за направлением и скоростью ветра наблюдают с помощью флюгера (рис. 103, а). Более точные измерения скорости производят с помощью анемометра (рис. 103, б).


Метеорологические приборы


Флюгер (от нем. «крыло») — простой инструмент для определения направления и скорости ветра. На метеорологических площадках он размещается на мачтах высотой 8—10 м.


Анемометр (от греч. «ветер» и «мера») — прибор для измерения скорости ветра по его давлению на движущуюся часть — вертушку. Вертушка состоит из четырех чашек, вращающихся вокруг оси. По числу оборотов чашек в секунду и определяют скорость ветра.










тест на тему "Ветры"

Шкала, измеряющая силу ветра называется?


1. Шкала Рихтера

2. шкала Кельвина

3.шкала Спилбергера-Ханина

4. шкала Бофорта


Ветер силой 0 баллов.


1. Штиль.

2. слабый ветер.

3. тихий ветер.

4. шквал.


Как называется ветер - образование которого показано на рисунке ниже?


1. Муссон

2. Пассат

3. Бриз

4. Фен


Как называется ветер о котором писал Джон Мейсфилд, английский поэт и писатель?


Где Бермуды и Карибы омывает пенный вал,

Где под сенью апельсина ряд домишек белых встал,

Там прохладными волнами обдают лицо, как в шквал,

Быстрокрылые ****.


1. Муссоны

2. Пассаты

3. Бриз

4. Бора






Что показывает роза ветров?


1. Скорость ветра

2. Направление ветра

3. Атмосферное давление на местности, где дует ветер и его изменение с течением времени

4. Преобладающие ветры в конкретной местности за промежуток времени




Самое мощное течение в мире - Антарктическое циркумполярное течение. Другое, более известное его название, получено в честь одного из постоянных ветров. Что это за ветер?


1. Муссоны

2. Пассаты

3. Западные ветры

4. Курасио



Ветры, благодаря которым Васко да Гама добрался из Африки в Индию.


1. Муссоны

2. Пассаты

3. Западные ветры

4. Восточные ветры



Как называется сильный холодный порывистый ветер, дующий с гор на побережье?


А. Бриз;

Б. Бора;

В. Сирокко;

Г. Ураган.


Итальянское название сильного, жаркого и пыльного ветра в странах средиземноморского бассейна, зарождающийся в пустыне Сахара


А. Бора;

Б. Фён;

В. Трамонтана;

Г. Сирокко.





V. Подведение итогов

Учащиеся вносят свои слайды (1 слайд – таблица данных дневника наблюдения, 2-й слайд – диаграмма «Роза ветров», 3 слайд – вывод) в общую презентацию на компьютере, получают оценки.


VI. Домашнее задание.

Построить розу ветров по данным в тетради.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Ветры. Направление и сила ветра. Роза ветров

Автор: Дериглазова Лидия Николаевна

Дата: 12.01.2021

Номер свидетельства: 569893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Разработка открытого урока на тему «Ветер»"
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotka_otkrytogho_uroka_na_tiemu_vietier"
    ["file_id"] => string(6) "374046"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482908152"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Ветер и его виды"
    ["seo_title"] => string(20) "vietier_i_iegho_vidy"
    ["file_id"] => string(6) "378340"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484202953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Разработка урока по теме "Ветер" "
    ["seo_title"] => string(34) "razrabotka-uroka-po-tiemie-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "108918"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403936158"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Откуда дует ветер "
    ["seo_title"] => string(20) "otkuda-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "247070"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446486813"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока географии для 6 класса на тему: "Что день грядущий нам готовит" (Погода),   с презентацией к уроку "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-dlia-6-klassa-na-tiemu-chto-dien-ghriadushchii-nam-ghotovit-poghoda-s-priezientatsiiei-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "237620"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444337381"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства