- Формирование представления о движении воздуха, ветре, как элементе погоды.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-сформировать понятия «ветер», «роза ветров»;
-сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров;
-раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека;
- направлять практическую деятельность учеников;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Движение воздуха. Ветер»
Конспект открытого урока по географии в 6-м классе «Движение воздуха. Ветер»
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Формирование представления о движении воздуха, ветре, как элементе погоды.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-сформировать понятия «ветер», «роза ветров»;
-сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров;
-раскрыть значение ветров для природы и жизнедеятельности человека;
Используемые технологии: Технология развития критического мышления, ИКТ технологии
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Чтобы наша работа на уроке была успешной, попрошу вас быть дисциплинированными и активными, работать быстро и старательно, слушать меня внимательно.
Мы сейчас изучаемоболочку Земли, которая называется атмосфера. Ее еще называют воздушной оболочкой. Основными свойствами воздуха являются: температура, влажность . Температура воздуха зависит от нагрева земной поверхности. Она измеряется прибором, который называется термометр.
Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. Оно зависит от высоты местности над уровнем моря и измеряется в мм.рт.ст. Нормальным считается давление 760мм.рт.ст. Атмосферное давление изменяется с высотой: 10,5м. – падает на 1мм.рт.ст. Прибор, который измеряет атмосферное давление называется барометром. Более лёгким считается воздух теплый, а тяжелым холодный.
Давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитывает один ребенок)
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим изучение процессов, происходящих в атмосфере.
Учитель. В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированным фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистным врагом. Он пришел к партизанам и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.
(Вывешиваю на доску рисунок трубы).
Вопрос. А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше (что происходило с воздухом в трубе?).
Ответ. Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха.
Вопрос. А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху? – отгадайте загадку:
Шелестит и шумит, ветки ломает,
Пыль столбом поднимает, с ног тебя сбивает.
Ясно слышишь ты его, да не видишь никого!
Нет от него покоя, что это такое? (ВЕТЕР)
Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Ответ. 757 мм. рт. ст.
Вопрос. И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?
Ответ: внизу, а наверху – меньше.
Итак, из примера с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вам понятно, почему заводские трубы делают очень высокими?
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Ответ:Движение воздуха. Ветер.
3.2. Что мы должны узнать на уроке? (На какие вопросы мы сегодня должны найти ответ?
Предполагаемый ответ – мы должны узнать о движении воздуха:
Что же такое ветер?
Почему он образуется?
Как образуется ветер?
Какие свойства ветров?
Давайте ещё раз вспомним:
-От чего нагревается воздух? (от земли)
-От чего зависит нагревание воздуха над земной поверхностью? ( От угла наклона солнечных лучей и от характера подстилающей поверхности).
Нанесение на графическую опору причины образования ветра.
ДАВЛЕНИЕ, ТЕМПЕРАТУРА, ПОДСТИЛАЮЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
Карточка №1- Графическая опора
Вопрос. Что же такое ветер, дайте найдем его определение в учебнике (найдите его в учебнике ). Стр № 119 пункт : Ветер и его связь с атмосферным давлением
Учитель:Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
Работа с термином СЛАЙД 6
Давайте посмотрим, как это происходит (чтение текста учебника стр. 119-120 пункт Механизм возникновения ветра, зарисовать схему образования дневного и ночного бриза по вариантам).
Расскажите своему соседу о способе образования дневного и ночного бриза.
СЛАЙД 7: какому типу бриза соответствует иллюстрация? Чем больше разница в давлении между сушей и водой, тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.
ВЫВОД: причина образования ветра? На какой из вопросов, поставленных в начале урока мы ответили?
3.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕТРА (СЛАЙД)
Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе.
- Из какой сказки этот отрывок? (Отрывок из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
Какие свойства ветра описаны в отрывке А.С. Пушкина? (могуч, гоняешь, волнуешь, всюду веешь).
могуч – сильный – сила;
гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость;
всюду веешь – дует в разных направлениях – направление.
Нанесение на графическую опору свойства воздуха.
Учитель: Ветер может дуть с разных сторон. Как определить направление ветра? Какие предметы, явления могут помочь в этом? (по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб).
СЛАЙД Направление ветра - это направление, откуда он дует. Принято различать 8 основных румбов горизонта. Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.
Более точно это можно сделать с помощью флюгера. Флюгер – это прибор, свободно вращающийся на оси и устанавливающийся по направлению ветра. Если ветер дует с севера, то он называется северный, а если с юга, то южный.
Вопросы:
Как будет называться ветер, дующий с востока?
Как называется ветер, дующий с запада?
Деятельность учителя: Направление ветра можно показать на графике, который называют «роза ветров». Давайте построим «розу ветров» Деятельность учащихся: выполняют за учителем построение «розы ветров» в тетрадях.
Измерение скорости ветра производят прибором – анемометром.
- Перед вами, ребята, лежит таблица – шкала Бофорта по этой таблице измеряется сила и скорость ветра. Какую информацию можно получить рассмотрев данную таблицу?
Обратите внимание!
В первой колонке показано, что сила ветра измеряется в баллах от 0 до12б.
Если ветра нет, то это штиль – 0 баллов.
Самый разрушительный ветер – ураган имеет силу 12б.
Используя шкалу определения силы ветра по внешним признакам определите силу ветра, описанную во фрагментах художественного текста.
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещет Сребристых тополей листва.
А.С. Пушкин
И было, как видно,
Ему не впервые
Ломать, как тростинки,
Дубы вековые
И, крыши срывая,
Врываться в жилища.
Его называли
Ветрило! Ветрище! С.В. Михалков
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы... М. Ю. Лермонтов
Буря воет в саду, буря ломится в дом, Я боюсь, чтоб она не сломила Старый дуб, что посажен отцом, И ту иву, что мать посадила……….. Н.А. Некрасов
ВЫВОД: На какой из вопросов мы ответили теперь?
Чтобы узнать о видах ветров, поработаем самостоятельно, а затем внести в графическую опору виды ветров, рассказать своему соседу о ветре, помочь ему занести ваш вид и т.д. :
1. Постоянные ветры всегда были верными спутниками и помощниками мореплавателей. Их надо было хорошо знать и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Например, пассаты - название постоянных ветров, которое означает "ветер, благоприятствующий переезду". Эти ветры действительно благоприятствовали движению парусных судов, так как устойчиво дуют на протяжении всего года вдоль экватора. Постоянные ветры всегда были верными спутниками и помощниками мореплавателей.
2. Сезонные (муссоны)
Муссоны (по-арабски — «сезон») — это ветры, которые дважды в году меняют своё направление: зимой они дуют с суши на море, летом — с моря на сушу.
Зимой материк бывает более холодный и, следовательно, давление над ним более высокое, чем над океаном. И воздушные массы, как известно, перемещаются из областей с высоким давлением в области с пониженным давлением, т. е. с суши на море. Летом наблюдается обратная картина. Суша очень быстро прогревается, и давление воздуха на ней ниже, чем над океаном. В это время влажный океанический воздух начинает перемешаться на сушу.
3. Временные
Фён – теплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины. При подъеме воздух охлаждается, теряет влагу. Перевалив через гребень хребта, воздух устремляется вниз, быстро нагревается. Фен продолжается обычно менее суток. В начале мая 1935 года летний фён, дующий с Армянского нагорья в северные предгорья Кавказа, повысил температуру до + 40 С. Однажды в Скалистых горах Соединенных Штатах Америки под действием фёна температура воздуха в течение 7 часов повысилась с – 40 С до +4 С. В Исландии при фёнах наблюдались повышения температуры почти на 30 С за несколько часов.
Бора – сильный порывистый ветер, дующий с гор к морю или озеру. Возникает, когда, холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую его сторону теплый и менее плотный воздух. Зимой бора приносит сильное похолодание. Бывает на северо-западе побережья Адриатического моря, на Черном море (у Новороссийска), на Байкале.
Нанесение на графическую опору видов ветров. Итак, вернемся к вопросам, на которые мы должны ответить: что такое ветер, его характеристики, виды и значение.
Значение ветра.
•Ветер великий в природе работник. Но поговорим мы об этом на следующем уроке Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море...
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:
Взгляни на небосвод –
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.
В. Гюго
•Очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
•Ветер «съедает» горы, сглаживает их.
Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
- Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плыть, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. А. С. Пушкин
III. Закрепление. Подведение итогов. (1. Цепочка, определение вида ветра, решение задачи из сборника)
1. «Перепутанная логическая цепочка»
Правильный ответ: 2 – 1 - 4 – 3 – 5.
2. Вставьте пропущенные слова.
1. С высотой температура воздуха . . . на каждый километр на . . . градусов.
2. Холодный воздух . . . теплого.
3. Какая схема нагрева воздуха является верной? (подчеркни правильный ответ)
А) солнце - нагревание воздуха - нагревание земной поверхности Б) солнце - нагревание земной поверхности - нагревание воздуха
4. Море нагревается . . . и . . . отдает тепло.
5. Суша нагревается . . . и . . . отдает тепло.
3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Однажды капитан Флинт и боцман Билли Бонс решили спрятать на острове Скелета клад. Отправились сразу после обеда. Шли долго подгоняемые свежим морским ветром. Когда стемнело, остановились на ночлег. Проснувшись на рассвете, собрались идти дальше.
- Куда идти боцман? Видите ли капитан, я компас забыл на корабле, но я помню, что вчера ветер нам дул в спину. Значит и идти нам нужно так, чтобы он нам продолжал дуть в спину.
Так они и пошли. Шли они долго и неожиданно вышли к берегу моря. К тому самому месту, от которого отправились в глубь острова.
Что случилось с пиратами? Почему, все время двигаясь по ветру, они вернулись на то же место, с которого начали путь?
Ответ: Днём бриз (ветер у побережья морей) дует с моря на сушу. То есть в спину капитану и боцману. А ночью и ранним утром бриз дует с суши на море. Как раз туда, куда нужно было выйти.
ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ У ДРУГА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ И ПОСТАВЬТЕ ОЦЕНКУ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК: нет ошибок - «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
Больше двух - «2»
Возьмите карточку №3
4. Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу на уроке:
«5» - я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому.
«4» - я понял (а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя.
«3» - я понял(а) материал частично.
«2» - я ничего не понял(а).
Домашнее задание:
Д/З параграф 18, задания от теории к практике
Бриз – это ветер, который меняет своё направление 2 раза в сутки, днём – дует на сушу, ночью – на океан.