Главная цель кружка «Краеведение» - более детальное знакомство с историей изучения полуострова, с особенностями крымской природы, распространение представлений учащихся о рекреационном потенциале полуострова, туристических объектах и достопримечательностях.
Краеведение - является важным этапом изучения учащимися взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом, познания родного края, изучения и сохранения богатств окружающей среды, формирования краеведческих знаний, умений и навыков средствами внешкольного образования.
Программа предусматривает обучение детей в кружках в течение одного года.
На проработку учебного материала отводится 70 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
республиканского внешкольного учебного заведения «Центр Туризма и Краеведения Учащейся Молодежи».
Инструктор пешеходного туризма.
Пояснительная записка
Есть уголки нашей Родины, посещение которых, вызывает у человека чувство радости и настраивает все его существо на лирическое звучание. Таков Крым. Очень богатая история полуострова, его сказочная природа, особенно горного Крыма, лазурь безбрежного моря, загадочные очертания скал, большое количество ландшафтных памятников - все это создало ему славу и популярность.
Из всего курса географии каждый ученик лучше всего должен знать свой край, где он родился, живет, и будет работать. Наш маленький полуостров заслуживает самого пристального внимания к себе, потому что является «маленьким миром планеты, или, образно говоря, микрокосмосом Земли». Крым - край, где есть все: горы, глубокие ущелья, живописные водопады, степи, горные луга, быстрые и шумные реки, вечнозеленая роскошь субтропиков, ласковые воды теплых морей. И чтобы сохранить этот уникальный мир надо досконально изучать природу, население и хозяйство нашего полуострова.
Главная цель кружка «Краеведение» - более детальное знакомство с историей изучения полуострова, с особенностями крымской природы, распространение представлений учащихся о рекреационном потенциале полуострова, туристических объектах и достопримечательностях.
Краеведение - является важным этапом изучения учащимися взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом, познания родного края, изучения и сохранения богатств окружающей среды, формирования краеведческих знаний, умений и навыков средствами внешкольного образования.
Программа предусматривает обучение детей в кружках в течение одного года.
На проработку учебного материала отводится 70 часов.
Целью программы является приобретение учащимися определенных компетенций в процессе занятий географическим краеведением.
Основные задачи программы заключаются в формировании таких качеств:
Познавательная компетентность: умение исследовать и рационально использовать природные ресурсы, знакомиться и изучать природные богатства, традиции и культуру родного края, климатические и погодные условия, формировать личностное восприятие исследованного материала.
Практическая компетентность: исследовать, проводить поисковые работы, уметь описывать исследуемые объекты в т.ч. природные (реки, озера, болота, растительность, почвы), изучать микроклимат, оформлять дневник исследований по выбранной теме; участвовать в ученических конкурсах научно-исследовательских работ, конференциях, олимпиадах и т.п.
Творческая компетентность: готовить научно - исследовательские и поисковые работы, участвовать в экскурсиях, экспедициях, акциях, поисковой и исследовательской работе.
Социальная компетентность: способность к сотрудничеству с научными и научно - исследовательскими учреждениями, развитие социальной активности, воспитание культуры общения, воспитания доброжелательности, умение работать в коллективе.
Программа кружка направлена на формирование системного мышления, углубления знаний, умений и навыков по отдельным учебным дисциплинам и краеведческой работы.
В основу программы «Краеведение» положены базовые блоки :
• географическое краеведение;
• историческое краеведение;
• религиоведение;
• исследовательская работа.
В содержании программ учтены требования базового и полного общего среднего образования в области «Естествознание», «Обществознание», «Культура добрососедства». Программа включает сведения, которые углубляют и дополняют содержание предметов по географии и краеведению, изучаемых в общеобразовательных учебных заведениях.
Важная роль отводится формированию у кружковцев языковой культуры, усвоению географической, краеведческой терминологии, практических навыков работы с картографическими и музейными материалами.
Экскурсии и практические занятия являются обязательными и необходимыми составляющими учебно-воспитательного процесса. Они предусматривают создание условий для приближения содержания тем к реальной жизни. Периодичность экскурсий и практических занятий на местности - минимум один раз в месяц. Необходимым условием организации экскурсий и практических занятий на местности является соблюдение санитарно - гигиенических требований и техники безопасности.
При планировании экскурсий, практических занятий и путешествий учитываются сезонные изменения погоды, климатические условия. Дополнительные возможности для реализации запланированных мероприятий во время каникул.
Для закрепления и реализации, приобретенных воспитанниками знаний, умений и навыков в конце учебного года проводится летнее краеведческое путешествие (вне сетки учебных часов).
Программа предусматривает вариативность, как дидактических принципов, так и элементов инновационных методов обучения, направленных на формирование творческой личности, включая оздоровительную и инструктивную направленность.
На занятиях кружка используются различные формы обучения в зависимости от возраста кружковцев: объяснительно - иллюстративные (рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, дискуссия и др.), репродуктивные (воспроизводящие), тренинговые (развитие знаний, приобретение умений и навыков), дискуссионные, проблемно-поисковые (исследовательские, поисковые). При проведении практических занятий предпочтение отдается географическим исследованиям и поисковой работе, краеведческим исследованиям на природе и прочее.
Во время практических занятий применяются следующие методы обучения: наглядные пособия, коллекции, гербарии, картографический материал, технические средства обучения.
Наряду с групповыми, коллективными формами работы проводится индивидуальная работа с кружковцами, в том числе при подготовке конкурсов, выставок и других массовых мероприятиях. Создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с творческим потенциалом, одаренности, возраста и психофизических особенностей ребенка.
По данной программе может проводиться индивидуальное обучение, организуемое в соответствии с действующим Положением о порядке организации индивидуальной и групповой работы во внешкольных учебных заведениях.
Проверка компетентности воспитанников осуществляется во время проведения практических занятий в форме викторин, конкурсов при посещении экскурсионных объектов.
Педагог в установленном порядке может вносить изменения в распределение учебного времени на изучение отдельных тем программы, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы воспитанников, состояние материально-технической базы учреждения, в котором работают кружки. Темы представлены в порядке возрастания сложности материала.
В первые недели занятий необходимо провести родительские собрания, где нужно рассказать о плане работы кружка, расписании занятий и личном снаряжении юного краеведа для практических занятий и путешествий.
При проведении учебно-воспитательного процесса кружка, с целью эффективного усвоения систематизированных знаний, умений и навыков используются средства обучения в соответствии с действующим Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для художественно-эстетических, эколого - натуралистических, туристско-краеведческих и научно - технических внешкольных учебных заведений.
* Часовой пересчет проведения экскурсий по городу составляет 4:00 часа.
* Часовой пересчет однодневных экскурсий и экспедиций вне города составляет 8:00 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
В том числе
теоретических
практических
1
РАЗДЕЛ І.
Вступительная часть
1
1
-
1.1.
Объект и предмет исследования. Методы исследования. Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.
1
1
-
2
РАЗДЕЛ ІІ.
Краеведение
22
10
12
2.1.
Образ Крыма с древних времен и до наших дней
1
1
2.2.
Топонимика Крыма: происхождение названия «Крым», населенные пункты, гидрография и орография полуострова.
1
1
-
2.3.
Выдающиеся исследователи полуострова
1
1
2.4.
Географические особенности родного края
1
1
-
Рельеф, грунты
2
1
1
Растительный и животный мир своего края
8
8
Геологическое и тектоническое строение края. Полезные ископаемые
Ландшафтные комплексы, природно-заповедные территории и основные туристические объекты
34
2
32
4.1.
Общая характеристика ландшафтных комплексов, природно-заповедных территорий и основных туристических объектов
2
2
Экскурсия в заповедник
8
-
8
Экскурсия к архитектурному памятнику
8
-
8
Экскурсия к памятнику истории
8
-
8
Экскурсия в Никитский ботанический сад
8
-
8
5
РАЗДЕЛ V
Итоговое занятие
1
1
-
Всего:
70
22
48
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I.
Вводная часть (1 час) 1.1 . Вводное занятие (1 часа)
Объект и предмет исследования. Методы доследования. Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.
РАЗДЕЛ II. КРАЕВЕДЕНИЕ (22 часа)
2.1 . История возникновения (1 час)
Образ Крыма с древних времен и до наших дней.
2.2 . Топонимика . (1 час)
Топонимика Крыма: происхождение названия «Крым», населенные пункты, гидрография и орография полуострова.
2.3 . Исследования (1 час)
Выдающиеся исследователи полуострова.
2.4 . Географические особенности родного края. (14 часа)
Физико географическое положение, рельеф, почвы, растительный и животный мир, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые края. Метеорологические и гидрологические наблюдения.
Практические занятия.
Экскурсия в геологический, краеведческий музей, лесную зону.
2.5 . Туристско-рекреационные ресурсы (2 часа)
Туристско-рекреационные ресурсы: климатические (продолжительность солнечного сияния, температурный и осадочный режим, чистота воздуха), морские и пляжные (разнообразие пляжей, купальный сезон, чистота морской воды), ресурсы минеральных вод (виды, запасы, качество). Целебные грязи (запасы, качество разнообразие грязей). Ландшафтно - туристические (природные, исторические, культурные, археологические и др.).
2.6 . Подготовка отчета краеведческой экспедиции (3 часа).
Подготовка краеведческой экскурсии .
Практические занятия.
Работа с материалом библиотеки, музея, картами, фотоматериалом и Интернетом.
РАЗДЕЛ III.
ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИИ НАРОДОВ РОДНОГО КРАЯ (12 часов)
3.1 . Народы Крыма. Традиционные религии полуострова (1 час)
Культуры народов Крыма. Моральные нормы в христианской и мусульманской культуре. Церковные институты в Крыму в прошлом и настоящем. История возникновения церковных (религиозных) организаций.
3.3 . Традиции народов Крыма (11 часов)
Традиции народов Крыма. Этикет гостеприимства в разных религиях. Проблемы развития и сохранения языков. Живые и мертвые языки. Искусственные языки. Языковое многообразие Крыма как культурный багаж человека. Сегодняшний этикет разных народов. Искусство быть гостем, хозяином. Особенности застольного этикета в различных культурах. Прощание. Правила поведения во время религиозных праздников и обрядов.
Практические занятия.
Экскурсия в этнографический музей
РАЗДЕЛ IV .
ЛАНДШАФТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОСНОВНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ (34 ЧАСА)
4.1 . Ландшафтные комплексы , туристические объекты и заповедные территории (34 часа)
Ландшафтные комплексы Крыма. Классификация ландшафтов: по характеру контакта геосфер (земных оболочек), по характеру рельефа, по характеру растительного покрова. Особенности основных крымских ландшафтов: степных, предгорных, лесных, крымских яйл, особенности южнобережных, прибрежных, карстовых, агроландшафтних, городских. Характеристика общих туристических объектов Крыма: природных, археологических, исторических памятников, мест, связанных с историей культуры, архитектурных, социально-экономических, научных.
Природно-заповедные территории: природные заповедники. (Крымский, Лебяжьи острова, Ялтинский горнолесной, мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский); Никитский ботанический сад; заказники (Аюдаг, Большой каньон, горный карст Крыма, Новый Свет, урочище Караби - яйла и др.) памятники природы (Кизил-Коба, Мангуп - Кале, урочище Демерджи, карстовая пещера Солдатская и др.) парки - памятники садово - паркового искусства (Алупкинский, Гурзуфский, Ливадийский, Массандровский, Форосский, Утес, Мисхор и др.).
Характеристика основных туристических объектов Крыма: природные (Большой каньон, вулкан Карадаг, карстовый рельеф горного Крыма, реликтовые рощи сосны Судакской, грязевые вулканы Керченского полуострова), археологические (пещерные города Крыма), исторические памятники, связанные с крымскими войнами (города - герои Севастополь и Керчь, Аджимушкайские каменоломни, Перекопский вал, Массандровский, Ливадийский, Алупкинский комплексы дворцов), места, связанные с историей культуры (дома- музеи: М.А. Волошина, А.С. Грина, А. Чехова, картинная галерея имени И.К. Айвазовского, краеведческие музеи), архитектурные (Бахчисарайский дворец, Генуэзская крепость, Херсонес) , социально -экономические (детский лагерь Артек, завод шампанских вин в Новом Свете, винные подвалы в Массандре и Солнечной долине), научные (астрофизическая обсерватория в п.Научный, институт биологии Южных морей, морской гидрофизический институт, институт «Магарач» ,Никитский ботанический сад, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского и др.)
Практические занятия.
Экскурсии в заповедники, к памятникам архитектуры истории, Ботанические сады и парки.
РАЗДЕЛ V.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЯ (1 час.)
Подведение итогов работы кружка за год. Награждения лучших воспитанников кружка. Задание на лето.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны знать:
• туристские возможности региона;
• основные требования к отчету о краеведческой экспедиции и туристском походе;
• краеведческую и другую литературу по истории родного края;
• основные виды краеведческих наблюдений, которые могут осуществляться в краеведческой экспедиции, инструменты (приборы), которые при этом применяются;
• кино, фотодокументы и другие источники об истории родного края;
• схему и описание маршрута краеведческой экспедиции;
• правила подготовки и написания поисково - исследовательской работы;
• местные признаки ухудшения и улучшения погоды;
• основные литературные, археологические, геологические и природные достопримечательности Крыма;
• основные понятия по геологии;
• историю геологического развития, тектонические структуры и полезные ископаемые родного края;
• права и обязанности участников путешествий и соревнований;
Учащиеся должны уметь:
• работать с краеведческой и специальной литературой в архивах, библиотеках, научных учреждениях;
• давать характеристику района проведения краеведческой экспедиции;
• систематизировать собранный материал;
• представлять результаты поисково - исследовательской работы на конкурсах, конференциях, олимпиадах;
• оценивать собственные достижения и достижения других кружковцев;
• сотрудничать с ровесниками во время коллективной работы;
• составлять определенный раздел отчета о краеведческой экспедиции, техническое описание маршрута;
• разрабатывать маршруты экспедиций и экскурсий.
• составлять отчет о краеведческой экспедиции, техническое описание маршрута; выступать с докладами, рефератами, пропагандировать работу кружка.
БИБЛИОГРАФИЯ
Авинда Владлен. Лик земли прекрасной и печальной: Лирический путеводитель по Восточному Крыму, Симферополь: Таврия, 2002
Атлас. Автономная Республика Крым.- ЗАО «Институт передовых технологий», Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Институт географии НАН Украины, 2003.