kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебная программа "Краеведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель кружка «Краеведение» - более детальное знакомство с историей изучения полуострова, с особенностями крымской природы, распространение представлений учащихся о рекреационном потенциале полуострова, туристических объектах и достопримечательностях.

Краеведение - является важным этапом изучения учащимися взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом, познания родного края, изучения и сохранения богатств окружающей среды, формирования краеведческих знаний, умений и навыков средствами внешкольного образования.

Программа предусматривает обучение детей в кружках в течение одного года.

На проработку учебного материала отводится 70 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«учебная программа "Краеведение"»

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ


КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ
ВНЕШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«ЦЕНТР ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»









ПРОГРАММА
по внешкольному образованию
краеведческого направления
« КРАЕВЕДЕНИЕ »

1 год обучения














автор: Идова (Закалдаева) Л.Н. - методист Крымского

республиканского внешкольного учебного заведения
«Центр Туризма и Краеведения Учащейся Молодежи».

Инструктор пешеходного туризма.


Пояснительная записка

Есть уголки нашей Родины, посещение которых, вызывает у человека чувство радости и настраивает все его существо на лирическое звучание. Таков Крым. Очень богатая история полуострова, его сказочная природа, особенно горного Крыма, лазурь безбрежного моря, загадочные очертания скал, большое количество ландшафтных памятников - все это создало ему славу и популярность.

Из всего курса географии каждый ученик лучше всего должен знать свой край, где он родился, живет, и будет работать. Наш маленький полуостров заслуживает самого пристального внимания к себе, потому что является «маленьким миром планеты, или, образно говоря, микрокосмосом Земли». Крым - край, где есть все: горы, глубокие ущелья, живописные водопады, степи, горные луга, быстрые и шумные реки, вечнозеленая роскошь субтропиков, ласковые воды теплых морей. И чтобы сохранить этот уникальный мир надо досконально изучать природу, население и хозяйство нашего полуострова.

Главная цель кружка «Краеведение» - более детальное знакомство с историей изучения полуострова, с особенностями крымской природы, распространение представлений учащихся о рекреационном потенциале полуострова, туристических объектах и достопримечательностях.

Краеведение - является важным этапом изучения учащимися взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом, познания родного края, изучения и сохранения богатств окружающей среды, формирования краеведческих знаний, умений и навыков средствами внешкольного образования.

Программа предусматривает обучение детей в кружках в течение одного года.

На проработку учебного материала отводится 70 часов.

Целью программы является приобретение учащимися определенных компетенций в процессе занятий географическим краеведением.

Основные задачи программы заключаются в формировании таких качеств:

  1. Познавательная компетентность: умение исследовать и рационально использовать природные ресурсы, знакомиться и изучать природные богатства, традиции и культуру родного края, климатические и погодные условия, формировать личностное восприятие исследованного материала.

  2. Практическая компетентность: исследовать, проводить поисковые работы, уметь описывать исследуемые объекты в т.ч. природные (реки, озера, болота, растительность, почвы), изучать микроклимат, оформлять дневник исследований по выбранной теме; участвовать в ученических конкурсах научно-исследовательских работ, конференциях, олимпиадах и т.п.

  3. Творческая компетентность: готовить научно - исследовательские и поисковые работы, участвовать в экскурсиях, экспедициях, акциях, поисковой и исследовательской работе.

  4. Социальная компетентность: способность к сотрудничеству с научными и научно - исследовательскими учреждениями, развитие социальной активности, воспитание культуры общения, воспитания доброжелательности, умение работать в коллективе.

Программа кружка направлена на формирование системного мышления, углубления знаний, умений и навыков по отдельным учебным дисциплинам и краеведческой работы.

В основу программы «Краеведение» положены базовые блоки :

• географическое краеведение;

• историческое краеведение;

• религиоведение;

• исследовательская работа.

В содержании программ учтены требования базового и полного общего среднего образования в области «Естествознание», «Обществознание», «Культура добрососедства». Программа включает сведения, которые углубляют и дополняют содержание предметов по географии и краеведению, изучаемых в общеобразовательных учебных заведениях.

Важная роль отводится формированию у кружковцев языковой культуры, усвоению географической, краеведческой терминологии, практических навыков работы с картографическими и музейными материалами.

Экскурсии и практические занятия являются обязательными и необходимыми составляющими учебно-воспитательного процесса. Они предусматривают создание условий для приближения содержания тем к реальной жизни. Периодичность экскурсий и практических занятий на местности - минимум один раз в месяц. Необходимым условием организации экскурсий и практических занятий на местности является соблюдение санитарно - гигиенических требований и техники безопасности.

При планировании экскурсий, практических занятий и путешествий учитываются сезонные изменения погоды, климатические условия. Дополнительные возможности для реализации запланированных мероприятий во время каникул.

Для закрепления и реализации, приобретенных воспитанниками знаний, умений и навыков в конце учебного года проводится летнее краеведческое путешествие (вне сетки учебных часов).

Программа предусматривает вариативность, как дидактических принципов, так и элементов инновационных методов обучения, направленных на формирование творческой личности, включая оздоровительную и инструктивную направленность.

На занятиях кружка используются различные формы обучения в зависимости от возраста кружковцев: объяснительно - иллюстративные (рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, дискуссия и др.), репродуктивные (воспроизводящие), тренинговые (развитие знаний, приобретение умений и навыков), дискуссионные, проблемно-поисковые (исследовательские, поисковые). При проведении практических занятий предпочтение отдается географическим исследованиям и поисковой работе, краеведческим исследованиям на природе и прочее.

Во время практических занятий применяются следующие методы обучения: наглядные пособия, коллекции, гербарии, картографический материал, технические средства обучения.

Наряду с групповыми, коллективными формами работы проводится индивидуальная работа с кружковцами, в том числе при подготовке конкурсов, выставок и других массовых мероприятиях. Создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с творческим потенциалом, одаренности, возраста и психофизических особенностей ребенка.

По данной программе может проводиться индивидуальное обучение, организуемое в соответствии с действующим Положением о порядке организации индивидуальной и групповой работы во внешкольных учебных заведениях.

Проверка компетентности воспитанников осуществляется во время проведения практических занятий в форме викторин, конкурсов при посещении экскурсионных объектов.

Педагог в установленном порядке может вносить изменения в распределение учебного времени на изучение отдельных тем программы, учитывая уровень подготовки, возраст, интересы воспитанников, состояние материально-технической базы учреждения, в котором работают кружки. Темы представлены в порядке возрастания сложности материала.

В первые недели занятий необходимо провести родительские собрания, где нужно рассказать о плане работы кружка, расписании занятий и личном снаряжении юного краеведа для практических занятий и путешествий.

При проведении учебно-воспитательного процесса кружка, с целью эффективного усвоения систематизированных знаний, умений и навыков используются средства обучения в соответствии с действующим Типовым перечнем учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для художественно-эстетических, эколого - натуралистических, туристско-краеведческих и научно - технических внешкольных учебных заведений.

* Часовой пересчет проведения экскурсий по городу составляет 4:00 часа.

* Часовой пересчет однодневных экскурсий и экспедиций вне города составляет 8:00 часов.














ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название раздела, темы

Количество часов

Всего

В том числе

теоретических

практических


1

РАЗДЕЛ І.

Вступительная часть

1

1

-

1.1.

Объект и предмет исследования. Методы исследования. Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.

1

1

-


2

РАЗДЕЛ ІІ.

Краеведение


22


10


12

2.1.

Образ Крыма с древних времен и до наших дней

1

1

2.2.

Топонимика Крыма: происхождение названия «Крым», населенные пункты, гидрография и орография полуострова.

1

1

-

2.3.

Выдающиеся исследователи полуострова

1

1

2.4.

Географические особенности родного края

1

1

-


Рельеф, грунты

2

1

1


Растительный и животный мир своего края

8

8


Геологическое и тектоническое строение края. Полезные ископаемые

1

1

-


Метеорологические и гидрологические наблюдения

2

1

1

2.5.

Туристско-рекреационные ресурсы: климатические, морские и пляжные ресурсы минеральных вод, лечебные грязи, ландшафтно-туристические

2

2

-

2.6.

Подготовка отчета о краеведческой экскурсии

3

1

2


3

РАЗДЕЛ ІІІ.

Край многонациональный


12


8


4

3.1.

Народы Крыма. Традиционные религии полуострова

1

1

-

3.2.

Традиции народов Крыма

7

7

-


Экскурсия в этнографический музей

4

-

4


4

РАЗДЕЛ ІV.

Ландшафтные комплексы, природно-заповедные территории и основные туристические объекты


34


2


32

4.1.

Общая характеристика ландшафтных комплексов, природно-заповедных территорий и основных туристических объектов

2

2


Экскурсия в заповедник

8

-

8


Экскурсия к архитектурному памятнику

8

-

8


Экскурсия к памятнику истории

8

-

8


Экскурсия в Никитский ботанический сад

8

-

8


5

РАЗДЕЛ V

Итоговое занятие

1

1

-


Всего:

70

22

48




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ I.

Вводная часть (1 час)
1.1 . Вводное занятие (1 часа)

Объект и предмет исследования. Методы доследования. Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.


РАЗДЕЛ II.
КРАЕВЕДЕНИЕ (22 часа)

2.1 . История возникновения (1 час)

Образ Крыма с древних времен и до наших дней.

2.2 . Топонимика . (1 час)

Топонимика Крыма: происхождение названия «Крым», населенные пункты, гидрография и орография полуострова.

2.3 . Исследования (1 час)

Выдающиеся исследователи полуострова.

2.4 . Географические особенности родного края. (14 часа)

Физико географическое положение, рельеф, почвы, растительный и животный мир, геологическое и тектоническое строение, полезные ископаемые края. Метеорологические и гидрологические наблюдения.

Практические занятия.

Экскурсия в геологический, краеведческий музей, лесную зону.

2.5 . Туристско-рекреационные ресурсы (2 часа)

Туристско-рекреационные ресурсы: климатические (продолжительность солнечного сияния, температурный и осадочный режим, чистота воздуха), морские и пляжные (разнообразие пляжей, купальный сезон, чистота морской воды), ресурсы минеральных вод (виды, запасы, качество). Целебные грязи (запасы, качество разнообразие грязей). Ландшафтно - туристические (природные, исторические, культурные, археологические и др.).

2.6 . Подготовка отчета краеведческой экспедиции (3 часа).

Подготовка краеведческой экскурсии .

Практические занятия.

Работа с материалом библиотеки, музея, картами, фотоматериалом и Интернетом.


РАЗДЕЛ III.

ТРАДИЦИИ И РЕЛИГИИ НАРОДОВ РОДНОГО КРАЯ (12 часов)

3.1 . Народы Крыма. Традиционные религии полуострова (1 час)

Культуры народов Крыма. Моральные нормы в христианской и мусульманской культуре. Церковные институты в Крыму в прошлом и настоящем. История возникновения церковных (религиозных) организаций.

3.3 . Традиции народов Крыма (11 часов)

Традиции народов Крыма. Этикет гостеприимства в разных религиях. Проблемы развития и сохранения языков. Живые и мертвые языки. Искусственные языки. Языковое многообразие Крыма как культурный багаж человека. Сегодняшний этикет разных народов. Искусство быть гостем, хозяином. Особенности застольного этикета в различных культурах. Прощание. Правила поведения во время религиозных праздников и обрядов.

Практические занятия.

Экскурсия в этнографический музей


РАЗДЕЛ IV .

ЛАНДШАФТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОСНОВНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ (34 ЧАСА)

4.1 . Ландшафтные комплексы , туристические объекты и заповедные территории (34 часа)

Ландшафтные комплексы Крыма. Классификация ландшафтов: по характеру контакта геосфер (земных оболочек), по характеру рельефа, по характеру растительного покрова. Особенности основных крымских ландшафтов: степных, предгорных, лесных, крымских яйл, особенности южнобережных, прибрежных, карстовых, агроландшафтних, городских. Характеристика общих туристических объектов Крыма: природных, археологических, исторических памятников, мест, связанных с историей культуры, архитектурных, социально-экономических, научных.

Природно-заповедные территории: природные заповедники. (Крымский, Лебяжьи острова, Ялтинский горнолесной, мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский); Никитский ботанический сад; заказники (Аюдаг, Большой каньон, горный карст Крыма, Новый Свет, урочище Караби - яйла и др.) памятники природы (Кизил-Коба, Мангуп - Кале, урочище Демерджи, карстовая пещера Солдатская и др.) парки - памятники садово - паркового искусства (Алупкинский, Гурзуфский, Ливадийский, Массандровский, Форосский, Утес, Мисхор и др.).

Характеристика основных туристических объектов Крыма: природные (Большой каньон, вулкан Карадаг, карстовый рельеф горного Крыма, реликтовые рощи сосны Судакской, грязевые вулканы Керченского полуострова), археологические (пещерные города Крыма), исторические памятники, связанные с крымскими войнами (города - герои Севастополь и Керчь, Аджимушкайские каменоломни, Перекопский вал, Массандровский, Ливадийский, Алупкинский комплексы дворцов), места, связанные с историей культуры (дома- музеи: М.А. Волошина, А.С. Грина, А. Чехова, картинная галерея имени И.К. Айвазовского, краеведческие музеи), архитектурные (Бахчисарайский дворец, Генуэзская крепость, Херсонес) , социально -экономические (детский лагерь Артек, завод шампанских вин в Новом Свете, винные подвалы в Массандре и Солнечной долине), научные (астрофизическая обсерватория в п.Научный, институт биологии Южных морей, морской гидрофизический институт, институт «Магарач» ,Никитский ботанический сад, Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского и др.)

Практические занятия.

Экскурсии в заповедники, к памятникам архитектуры истории, Ботанические сады и парки.


РАЗДЕЛ V.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЯ (1 час.)

Подведение итогов работы кружка за год. Награждения лучших воспитанников кружка. Задание на лето.






ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны знать:

• туристские возможности региона;

• основные требования к отчету о краеведческой экспедиции и туристском походе;

• краеведческую и другую литературу по истории родного края;

• основные виды краеведческих наблюдений, которые могут осуществляться в краеведческой экспедиции, инструменты (приборы), которые при этом применяются;

• кино, фотодокументы и другие источники об истории родного края;

• схему и описание маршрута краеведческой экспедиции;

• правила подготовки и написания поисково - исследовательской работы;

• местные признаки ухудшения и улучшения погоды;

• основные литературные, археологические, геологические и природные достопримечательности Крыма;

• основные понятия по геологии;

• историю геологического развития, тектонические структуры и полезные ископаемые родного края;

• права и обязанности участников путешествий и соревнований;


Учащиеся должны уметь:

• работать с краеведческой и специальной литературой в архивах, библиотеках, научных учреждениях;

• давать характеристику района проведения краеведческой экспедиции;

• систематизировать собранный материал;

• представлять результаты поисково - исследовательской работы на конкурсах, конференциях, олимпиадах;

• оценивать собственные достижения и достижения других кружковцев;

• сотрудничать с ровесниками во время коллективной работы;

• составлять определенный раздел отчета о краеведческой экспедиции, техническое описание маршрута;

• разрабатывать маршруты экспедиций и экскурсий.

• составлять отчет о краеведческой экспедиции, техническое описание маршрута; выступать с докладами, рефератами, пропагандировать работу кружка.






















БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Авинда Владлен. Лик земли прекрасной и печальной: Лирический путеводитель по Восточному Крыму, Симферополь: Таврия, 2002

  2. Атлас. Крым: история, (5-11 класс).- Симферополь: Союзкарта, 2001.

  3. Атлас. Автономная Республика Крым.- ЗАО «Институт передовых технологий», Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Институт географии НАН Украины, 2003.

  4. Атлас туриста. Крым.- Москва: ГУГК, 1985-1986, 1998.

  5. «Атом серця», Українська поезія першої половини XX століття. - К.: „Веселка”. 1993.

  6. Бабарицька В., Короткова А., Малиновська О. Екскурсознавство і музеєзнавство. Навчальний посібник.- К.: Альтерпрес, 2008

  7. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. - М: АПН РСФСР, 1961.

  8. Багрова Л.А., Боков В.А., Багров Н.В. География Крыма.- Киев: Лыбидь, 2001.

  9. Багров Н.В., Боков В.А. и др. Экология Крыма. Справочное пособие. – Симферополь: Крымучпедгиз, 2003.

  10. Бейдик О.О., Падун М.М. География. Справочник для поступающих в высшее учебное заведение. - К.: Лыбидь, 1996.

  11. Біблія.

  12. Блаватский В.Д., Античная археология Северного Причерноморья. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.

  13. Булашев Г.О. Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях. - К.: Довіра, 1992.

  14. Важов В.И. Целебный климат. Симферополь: Таврия, 1983.

  15. Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис.-Т.1,2.-К: Обе¬ріг, 1991.

  16. Герцен А.Г., Махнева О.А. Пещерные города Крыма.- Симферополь: Таврия, 1989.

  17. География Крыма. Учебное пособие для 8-9 класса под ред. Саприной В.И.- Симферополь: Союзкарта, 2000.

  18. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. Главный редактор Трешников А.Ф.-М.:Советская энциклопедия, 1988.

  19. Газета «Комсомольская правда в Украине» от 10 января 2003г., статья «Какие мы и сколько нас?».

  20. Давня українська література. Хрестоматія.- К.: Освіта, 1992.

  21. Даринский А.В. и др. Краеведение. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987.

  22. Дублянский В.Н., Илюхин В.В. Вслед за каплей воды (в пещерах Крыма), М.: Мысль,1971.

  23. Дулицкий А.И., Костин Ю.В., Мальцев И.В. Редкие животные Крыма: справочник.- Симферополь: Таврия, 1981.

  24. Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма.- Симферополь: Таврия, 1983.

  25. Закалдаев Н.В., Пешком по Крыму или Крымские тропы. – Киев: Атика, 2003.

  26. Закалдаев Н.В., Пешком по Крыму или Перевалы горного Крыма. – Симферополь, 2005.

  27. Казарин В.П., Рудяков А.Н. Крым. Поэтический атлас.- Симферополь: Таврия, 1989.

  28. Крисаченко В.С. Українознавство. Посібник.- К.: Либідь, 1996.

  29. Крубер А.А., Карстовая область горного Крыма, М., 1915.

  30. Крюкова И.В., Лукс Ю.А., Привалова А.А. Заповедные растения Крыма: справочник.- Симферополь: Таврия, 1980.

  31. Крым: прошлое и настоящее. Институт истории СССР под ред. Агаджанова С.Г., Сахарова А.Н.- М.: Мысль, 1988

  32. Любіцева О.О., Панкова Є.В., Стафійчук В.І. Туристичні ресурси України. Навчальний посібник.- К: Альтерпрес, 2008.

  33. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. - М.: Просвещение, 1987.

  34. Масляков П.А., Шищенко П.Г. География Украины. Учебник для 8-9 классов. – К.: Зодиак-ЭКО, 2001.

  35. Минеральные ресурсы Крыма и прилегающей акватории Чёрного и Азовского морей. Атлас.- Симферополь: Таврия-Плюс, 2001.

  36. Огієнко І. Українська культура - К.: Довіра, 1993.

  37. Орієнтовні навчальні програми туристсько-краєзнавчих об’єднань учнівської молоді (За заг. ред. Штангея Ю.В., - К., ІЗМН, 1996.)

  38. Олиферов А.Н., Гольдин Б.М. Реки и озёра.- Симферополь: Крым, 1966.

  39. Панкова Є.В. Туристичне краєзнавство.Навчальний посібник.-К.: Альтерпрес, 2008.

  40. Подгородецкий П.Д. Крым. Природа.- Симферополь: Таврия, 1988

  41. Подгородецкий П.Д., Кудрявцев В.Б. География Крыма.- Симферополь: Крымучпедиз, 1995.

  42. Програми для туристсько-краєзнавчих гуртків позашкільних закладів (кол. викладачів; за ред. Омельченка Д.Г., – К., ІЗМН, 1996.).

  43. Репресоване краєзнавство. Збірник. Рідний край.- К.: 1991.

  44. Ростовцев М.И. Волшебный край. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1977.

  45. Сборник учебных карт. География Крыма.- Симферополь: Союзкарта, 1999.

  46. Сосновский С.К., Столбунов А.А. Спутник краеведа.- Симферополь: Таврия, 1978.

  47. Строев К.Ф. Краеведение.- М.: Просвещение, 1974

  48. Таланчук О. Духовний світ українського народу.- К.: Київський університет, 1992.

  49. Штюмер Ю.А. Краткий справочник туриста. – М. 1985.

  50. Щербак А.И. Всё о Крыме: ежегодное справочно-информационное издание. – Харьков: Каравелла, 1988.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
учебная программа "Краеведение"

Автор: Идова Лариса Николаевна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Краеведение (учебная программа) "
    ["seo_title"] => string(37) "kraieviedieniie-uchiebnaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "150834"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420561003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-vospitaniie-podrostkov-sriedstvami-kraieviedieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218949"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433955195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-краеведы»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_turistsk"
    ["file_id"] => string(6) "630312"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1682337181"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по краеведению "Малая Родина, истории и судьбы" "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-po-kraieviedieniiu-malaia-rodina-istorii-i-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "134064"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416660725"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "программа факультативного занятия "Краеведение" "
    ["seo_title"] => string(53) "proghramma-fakul-tativnogho-zaniatiia-kraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "138900"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417620518"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства