kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Повышение познавательной активности учащихся через проектную деятельность в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Проектнгая деятельность" - эта тема сейчас актуальна! Позволяет учителю заинтересовать учащихся своим предметом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Повышение познавательной активности учащихся через проектную деятельность в школе"»

Смирнова Ю.А.

Повышение познавательной активности учащихся через проектную деятельность в школе

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу


Современная образовательная среда требует от учеников большой доли самостоятельности при получении знаний. Ведь успешным может быть тот, кто может проектировать сою деятельность, добиваться практических результатов. Школа сегодня создала все условия для реализации проектной деятельности учеников, чтобы они смогли проверить свои возможности, оценить свои усилия при создании чего-то нового, своего, пусть небольшого, но открытия. Так что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата [1,с.6]. Проектом может быть любая работа, будь то реферат или творческая работа любого жанра, по любому предмету. Важно, чтобы ребенок проявил интерес к тому или иному вопросу, поставил перед собой цель, задачи доказать что-то свое, самостоятельно сделать открытие, увидеть практический выход, результат.

Метод проектов начали использовать в педагогической деятельности в середине 20 века, но сегодня он стал особо популярен, так как его практическая значимость очевидна: дети охотно включаются в проектную деятельность, выбирают различные для ее осуществления предметы и дисциплины. В каждой школе есть свои ученические научные общества, клубы, где ребят обучают основам проектной и исследовательской деятельности. Задача учителя – научить ученика выполнять работу в данном направлении, заинтересовать его в самостоятельной исследовательской деятельности. Надо разъяснить ребенку, что проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. "Если бы удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску", - так многие авторы определяют понятие "метод обучения" [2,с.26]. Во время создания проекта не только активизируется познавательная деятельность ученика, но происходит развитие творческого мышления учащихся. Приобретая новые знания, выходящие за рамки школьной программы, ученик ощущает свой качественный рост, растет его самооценка, положительно влияющая на дальнейшее формирование личности. Деятельность, которую осуществляет ребенок в процессе выполнения проекта, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность [3, с.102]. Итак, с чего же нужно начинать работу над проектом? Учитель должен объяснить ученику алгоритм работы над проектом. Во-первых, нужно определить, в какой области лежат интересы ребенка? Что ему интересно? В каком предмете он хочет заявить о своем открытии? Здесь же ученику следует подумать над актуальностью выбранной темы. Во-вторых, нужно выделить проблему, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. В-третьих, проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. А воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. В-четвертых, следует наметить задачи. В-пятых, правильно определить объект и предмет работы, а также методы исследования. Ученик должен выдвинуть гипотезу и доказать ее в процессе работы над выбранной темой.

Педагогу нужно помочь ученику с планированием работы над проектом. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучение литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Когда же проект готов, следует его защита, в которой автор рассказывает о ходе работы, показывает ее результаты, которыми могут быть презентация, буклет, макет чего-либо, памятка и т.д., все зависит от того, какой это был проект: исследовательский, творческий, практико-ориентированный, информационный, ролевой.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня проектная деятельность помогает ученикам осознать себя самодостаточными, творческими, самостоятельными людьми, способными успешно осуществлять познавательную деятельность, находить в ней свое самовыражение, выражать собственные запросы и находить пути самоопределения. Тем самым современная система образования выполняет запрос общества на формирование активного, творческого, конкурентноспособного человека, способного постоянно развиваться, учиться, творчески самовыражаться, находить ответы на поставленные вопросы, не останавливаться на достигнутом, критически мыслить, быть активным созидателем чего-то нового, полезного, значимого.

Литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

2.Современные педагогические технологии. Основная школа. Даутова О.Б. Иваньшина Е.В., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. КАРО 2013г.

3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

4. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", 2006.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Смирнова Юлия Александровна

Дата: 09.05.2022

Номер свидетельства: 606375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Развитие  творческих способностей  учащихся через практическую деятельность  на уроках кулинарии"
    ["seo_title"] => string(103) "razvitiietvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsiachieriezpraktichieskuiudieiatielnostnaurokakhkulinarii"
    ["file_id"] => string(6) "258766"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448558309"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ -  школьная газета «Первоклассник". "
    ["seo_title"] => string(113) "praktichieskaia-riealizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-s-ispol-zovaniiem-ikt-shkol-naia-ghazieta-piervoklassnik"
    ["file_id"] => string(6) "102766"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402550840"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Организация проектной деятельности с обучающимися"
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-s-obuchaiushchimisia"
    ["file_id"] => string(6) "316455"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460096206"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад на тему: "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку ""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_puti_povyshieniia_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_po"
    ["file_id"] => string(6) "397235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488456649"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Проектная деятельность на уроках английского языка - как важная составляющая  ФГОС в начальной и основной школе. "
    ["seo_title"] => string(127) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-kak-vazhnaia-sostavliaiushchaia-fgos-v-nachal-noi-i-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "221660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства