Самоанализ педагогической деятельности учителя географии
Самоанализ педагогической деятельности учителя географии
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» образовательное учреждение, в котором я работаю, считает приоритетным направление «Освоение современных технологий как условие профессионального роста учителя и развития творческого потенциала учащихся».
В этой связи веду исследование по теме: «Система деятельности по формированию учебного успеха ученика при обучении географии посредством индивидуализации учебного процесса». У меня как учителя сельской малокомплектной школы есть возможность отследить продвижение каждого ученика к максимальному учебному успеху.
Исходя из принципа гуманизации, методологическую основу которого составляет признание творческой природы личности каждого ученика, цель своей педагогической деятельности определила как «создание условий для формирования учебного успеха ученика при обучении географии посредством индивидуализации учебного процесса»
Исходя из охарактеризованной выше цели, были поставлены следующие задачи:
Создание мотивационного поля к учению в целом и к географии в частности для формирования навыков самомотивации, самоконтроля (самооценки) учащихся в процессе рефлексии;
2. Обучение и развитие учащихся в соответствии с учетом индивидуальных особенностей;
3. Разработка системы методов и приемов, развивающих учебный потенциал учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ педагогической деятельности учителя географии »
Самоанализ педагогической деятельности учителя географии
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Тополевской основной общеобразовательной школы
Барабинского района Новосибирской области
Пшеновой Тамары Владимировны
В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» образовательное учреждение, в котором я работаю, считает приоритетным направление «Освоение современных технологий как условие профессионального роста учителя и развития творческого потенциала учащихся».
В этой связи веду исследование по теме: «Система деятельности по формированию учебного успеха ученика при обучении географии посредством индивидуализации учебного процесса». У меня как учителя сельской малокомплектной школы есть возможность отследить продвижение каждого ученика к максимальному учебному успеху.
Исходя из принципа гуманизации, методологическую основу которого составляет признание творческой природы личности каждого ученика, цель своей педагогической деятельности определила как «создание условий для формирования учебного успеха ученика при обучении географии посредством индивидуализации учебного процесса»
Исходя из охарактеризованной выше цели, были поставлены следующие задачи:
Создание мотивационного поля к учению в целом и к географии в частности для формирования навыков самомотивации, самоконтроля (самооценки) учащихся в процессе рефлексии;
2. Обучение и развитие учащихся в соответствии с учетом индивидуальных особенностей;
3. Разработка системы методов и приемов, развивающих учебный потенциал учащихся.
В своей работе руководствуюсь Федеральным компонентом Государственного стандарта (Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 г. за № 1089).
Методическое обеспечение:
В 6 классе обучение ведется по учебнику Т.П.Герасимовой, Г.Ю. Грюнберга, Н.П.Неклюковой.
В 7 классе по учебнику В.А.Коринской, И.В.Душиной, В. А. Щенева.
В 8 классе по учебнику И.И.Бариновой.
В 9 классе по учебнику В. П. Дронова, В. Я. Рома.
При разработке системы своей педагогической деятельности остановилась на элементах технологии развития индивидуального стиля учебной деятельности
1
обучающихся на уроках географии, представленной в трудах Галеевой Н. Л., которая позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на уроках географии.
Чем меня привлекла данная технология?
Позволяет достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса.
Реализует потребность в выборе различных форм и приемов работы, которые обеспечат каждому ученику свой путь к успеху.
Даёт возможность мониторинга и коррекции полученного результата.
Новизна моего опыта заключается в том, что мною разработана методическая система с использованием контрольно-методических срезов, в том числе разноуровневых творческих заданий.
Росту успешности обучения способствует оборудованный кабинет географии, где сосредоточен и систематизирован материал, необходимый для выполнения программ: демонстрационный и раздаточный (тесты, проверочные и самостоятельные работы, карточки, разноуровневые задания). Создана библиотека научно-популярной, занимательной литературы, ведётся подборка справочников, словарей, энциклопедий для детей («Большая энциклопедия природы», «Глобус»), тематические стенды подготовки к итоговой аттестации (в форме ГИА). Имеется весь набор настенных карт, атласов, глобусов, тетрадей на печатной основе для всех классов, электронных уроков «Кирилла и Мефодия».
Учебный кабинет оборудован автоматизированным рабочим местом для учителя: компьютером, мультимедиа. Имеется отдельная лаборатория, где систематизированы наглядные материалы (таблицы, модели, коллекции, т.д.). Приобретена новая ростовая мебель; собрано большое видовое разнообразие паспортизированных зелёных растений и цветов. (Приложение № 1)
Особое внимание обращаю на рабочее место обучающихся. Для того чтобы все было под рукой, каждая парта укомплектована (для соответствующего класса), атласом, контурной картой, планами-характеристиками географических объектов.
2
Для реализации поставленных задач использую следующие методы и приёмы работы, направленные на развитие учебного успеха ученика на уроках географии:
МПиО – метод проб и ошибок; метод решения противоречий; метод аналогии; ассоциации; метод эвристического комбинирования; мозговая атака; метод наводящих вопросов; изменение формулировки; метод активизации творческого процесса; метод от « противного»; метод моделирования процессов; проблемно- поисковый; практический; словесный.
Наиболее приемлемыми считаю следующие формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная. В связи со спецификой нашего образовательного учреждения чаще других применяю индивидуальные.
Для создания мотивационного поля к учению в целом, и к географии в частности, использую также специфические методы и педагогические подходы:
Субъект - субъектный( основанный на равноправии учителя и ученика);
интерактивный (основан на свободе ученика, решающего образовательную задачу; на непрерывном общении учителя с учащимися. Это « обучение, погруженное в общение».
Чтобы учение стало удовольствием, включаю в содержание учебного материала интересные сведения, яркие факты, стихи, песни, загадки, краеведческий материал. Что может быть интереснее, чем побывать во всех уголках земного шара, пусть даже не покидая своего населенного пункта, прожить жизнь любого народа или племени, оставаясь самим собой!
Важное место в своей работе отвожу развитию образного мышления. Для представления картины мира использую географический и картографический тренаж. Каждый урок начинаю с 5-минутных разминок «Путешествие по карте».
Популярным среди моих школьников стало составление синквейнов, которые учат анализировать и четко формулировать свои мысли, обобщать, выделять главное. Для уроков географии особую ценность представляют задания, выполнение которых требует использования разнообразных источников знаний,
3
а результаты помимо словесного отчёта оформляются в виде интеллект-карт (Приложение № 2), картосхем, графиков, схем и т. д.
Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождаемые показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционный мел и доску. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким и увлекательным. Хочется отметить, что многие из моих учащихся сами создают презентации, проявляя большой интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.
Для развития учебного успеха ученика разрабатываю новую систему мониторинга педагогической деятельности учителя и результативности учебной деятельности обучающегося. Для этого создаю благоприятный психологический климат на уроке, атмосферу творчества и сотрудничества, обеспечивающую возможность самовыражения, личностного развития в ходе овладения знаниями. (Приложение № 3).
Дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса можно развивать благодаря дидактическому материалу, который подбирается и составляется индивидуально для ученика. Для этого была создана контрольная группа из обучающихся разных классов и составлена характеристика благодаря несложным психологическим заданиям, тестам. Характеристика была составлена при помощи школьного психолога. (Приложение № 4).
На основании данных характеристик составлялись задания разного уровня, учитывая индивидуальный стиль учебной деятельности каждого в отдельности
При составлении заданий учитываю, что необходимо развивать творческий потенциал ученика, поддерживать его стремление к учебному успеху, творить при выполнении заданий разного уровня.
Диагностика проводится при помощи разноуровневых заданий, срезов, работ как творческого, так и образовательного характера. Всё это помогает увидеть
4
успехи и проблемы, как каждого ученика, так и всего класса в целом. И это можно увидеть не только по отметкам, но и по активности учащихся.
( Приложение № 5).
Таблица «Позитивная динамика учебных достижений учащихся» (Приложение № 6) показывает, что абсолютная успеваемость стабильна в течение года и составляет 100%, а степень обученности и качественная успеваемость увеличиваются. Качественная успеваемость - на 7 %, степень обученности - на 8 %.. Процент обучающихся на «4» и «5» высок и имеет устойчивую тенденцию роста качества знаний. (Приложение № 7)
До 100 % обучающихся выбирают географию при проведении государственной итоговой аттестации. (Приложение № 8).
Для одного из учащихся, обучающегося по программе VII вида, мной была разработана специальная (коррекционная) программа, где количество заданий и время выполнения определяются с учетом его индивидуальных возможностей.
На протяжении многих лет веду кружковую работу по предмету. Мною была разработана программа дополнительного образования «Юный эколог», которая успешно применяется в работе с учащимися. (Приложение № 9).
Через внеклассную деятельность в 9 классе, где являюсь классным руководителем, провожу работу по сплочению ученического коллектива, учу жить в гармонии с собой и природой. Учу находить язык понимания; быть добрыми, тактичными, терпимыми.
Систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, внедряю в опыт своей работы новые технологии.
Кроме описанной ранее технологии ИСУД, мною используются: технология модульного обучения, информационная технология и технология адаптивного обучения.
Повышаю свою квалификацию на различных курсах и вебинарах. (Приложение № 10). С 2010 года являюсь организатором Всероссийской игры ЧИП в школе. (Приложение № 11). Вхожу в состав комиссии по экспертизе
5
рабочих программ, экзаменационных материалов, проверки экзаменационных работ ГИА, проверки олимпиадных и исследовательских работ. Неоднократно выступала с обобщением опыта на районных методических объединениях, имею публикацию в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции за 2009 год «Система оценки качества образования в условиях инновационных процессов» (Том III). (Приложение № 12). Ежегодно представляю свой опыт на Всероссийском фестивале «Открытый урок» (Приложение № 13). Создала страничку на школьном сайте (httr://s_topol.bar.edu54.ru), где распространяю свой опыт работы среди учителей Российской Федерации.
Как педагог не останавливаюсь на достигнутом - участвую в различных профессиональных конкурсах. (Приложение № 14). Результатом признания успешности моей деятельности за текущий период считаю получение Диплома Лауреата премии «Лучший педагогический работник Новосибирской области». (Приложение № 15)
Проанализировав свою работу и деятельность детей, могу сделать вывод: все участники образовательного процесса вовлечены в активную творческую и поисковую деятельность. Моя педагогическая деятельность соответствует современным тенденциям образования. В перспективе - осваивать новое, успешно выполнять творческие задачи, ведь именно творческая деятельность человека делает его обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее.