Организация проектной деятельности учащихся по географии в свете ФГОС
Организация проектной деятельности учащихся по географии в свете ФГОС
В современном образовательном стандарте « программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образованиядолжна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». В системе оценки результатов обучения по ФГОС следует «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)».Проекты бывают исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие, ролево -игровые. В своей педагогической деятельности я использую в основном исследовательские проекты. Я географ и поэтому очень люблю путешествовать, кроме этого я учитель, поэтому просто обязана «заразить» души ребят стремлением узнавать и исследовать новые места. Как это лучше всего устроить - в моей статье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В современном образовательном стандарте « программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образованиядолжна быть направлена на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». В системе оценки результатов обучения по ФГОС следует «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)».
«Проект» в переводе с латинского- брошенный вперёд. Под проектом подразумевают создание продукта ранее не встречающего в таком конечном виде, как представили его вы и ваши дети при трансляции. Если поискать информацию о проектной деятельности в интернете высвечивается очень много теоретического материала о , но как реально сделать-лишь крупинки информации, поэтому я решила поделиться своим наработанным опытом. Классификация проектов очень многоликая и проводится по разным критериям: по профилю знаний, по характеру координации, по уровню контактов, по количеству участников, по продолжительности и т.д. Остановимся на классификации проектов по характеру доминирующей деятельности (Е.С.Полат). Проекты бывают исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие, ролево -игровые. В своей педагогической деятельности я использую в основном исследовательские проекты. Я географ и поэтому очень люблю путешествовать, кроме этого я учитель, поэтому просто обязана «заразить» души ребят стремлением узнавать и исследовать новые места.
Основные этапы работы над проектом :
подготовка (определение темы и целей проекта, подбор рабочей группы);
планирование (определение источников необходимой информации, определение вида конечного продукта проекта);
исследование (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, выполнение практических работ);
подведение итогов;
трансляция результатов проектной деятельности и защита проектов;
рефлексия.
Главное, чем отличается проект от реферативной работы - это наличие собственных исследований. На протяжении многих лет во второй половине июня мы выезжали с ребятами сначала в Истру, потом в Костромскую, Ивановскую, Архангельскую области. Жили мы в основном на территории оздоровительных лагерей, там же питались, договариваясь о свободном перемещении за территорию лагеря для исследования местности. Каждый день мы с ребятами отправлялись в радиальные маршруты и выполняли различные практические работы на местности. Ребята наблюдали, измеряли, определяли, экспериментировали. Для доказательства вашей работы при защите проекта для жюри - необходимо всё сфотографировать. Также, главное не переборщить с количеством работ, ведь лишь немногие из ребят едут с вами только ради них. Поэтому не забываем о разных развлекательных мероприятиях : экскурсиях, кино, дискотеках, спортивных соревнованиях, тогда ребята с удовольствием поедут с вами и на следующий год. На время выезда смените роль «учителя» на роль, например «вожатого», «наставника» и лишь изредка, в случае необходимости возвращайтесь к роли «педагога». По приезду с сентября месяца начинается трудоемкая работа по оформлению результатов выезда в электронном виде, отбор фотографий и создание презентации для трансляции и защиты проекта. На это может уйти около года времени, при котором продолжается сотрудничество учителя и учеников, делающих один проект, одно дело. Мне нравится вывозить разновозрастные группы ребят. Младшие учатся у старших, старшие ощущают сою нужность, помогая младшим. В результате наших выездов , получилась целая серия проектов под единым название «Изучение природы родного края».
Для защиты проекта из всей группы выбираются максимум 2 человека, т.к. это условие прописано в положении большинства конкурсов разного уровня, в которых я участвовала со своими ребятами. Для защиты необходимо подготовить
проектную работу (в электронном и печатном виде) с титульным листом, содержанием, приложением, списком литературы;
компьютерную презентацию;
текст выступления в соответствии со слайдами презентации по регламенту не больше 7-10 минут;
демонстрационные материалы ( при наличии) – буклеты, коллекции .
Высокие оценки за проектную работу дают выступлениям ребят, свободно владеющим материалом, правильно отвечающим на вопросы жюри.
Рейтинг вашей работы повысится, если вы перед отъездом оставите результаты своих исследований в местной школе в районе практики или расскажите о своих изысканиях в оздоровительном лагере или в районной управе оставите фотографии с множеством мусорных пакетов, собранных вами и вашими детьми под табличкой «Особо охраняемая территория» - так случилось на побережье Рубского озера в Ивановской области, после нашей экологической акции по сбору твердых бытовых отходов.
Я думаю вам будет интересна точка зрения учеников на проектную деятельность, поэтому предлагаю Вашему вниманию выдержки из статьи написанной ученицей 11 класса Заговенковой Анастасией для нашей школьной газеты.
«Я занимаюсь написанием и защитой проектов уже 4 года. За это время я успела побывать на многих конкурсах и завоевать приличное количество наград. Каждый конкурс учил меня чему-то новому, и с каждой конференцией я получала бесценный опыт делового общения и училась аргументированно отстаивать свою точку зрения, а дебаты с учёными учили выдержке. Конечно, не всё получалось, но чем больше было ошибок, тем больше было желание их исправить.
Защита собственного проекта - звучит гордо, не так ли? Но защищать проект – не значит вызубрить напечатанный текст, рассказать его на какой-нибудь конференции и получить диплом. Так что же такое – проектная работа? Первый этап любого проекта – это исследования, например, прежде чем написать проект «Изучение природы родного края: Тейковский район, Ивановская область» мы отправились в Летнюю Эколого-Краеведческую Экспедицию, и в течение 10 дней группой из 15 человек занимались полевыми практиками по картографированию, метеорологии, гидрологии, геоботанике, нивелированию склонов и социологическими опросами местного населения. Только после такого комплексного изучения, можно было заняться обработкой материалов и написанием проекта. На защите ,как бы безукоризненно вы не рассказали о проделанной вами работе, о вашем личном вкладе в разрешение проблемы и результатах проекта обязательно найдутся несколько учёных, что являются жюри конкурса, которым будет недостаточно поверхностного ( с их точки зрения ) рассказа, особенно, если они заинтересовались вашим проектом. И вот тут-то начинается самая важная часть выступления : вам задают вопросы и вы должны постараться на них ответить, да ещё так, чтобы они удовлетворили членов жюри. По количеству вопросов я обычно понимаю, насколько слушателям было интересно то, что я рассказывала, соответственно, чем их больше – тем больше вероятность успешной защиты. Безусловно, создание конкурентоспособных проектов требует внимания и большого количества времени, но когда вы выигрываете на международной конференции, вы понимаете, что не теряли времени даром, а вкус победы приятен вдвойне, если у вас были достойные соперники. Дерзайте, и возможно именно ваш проект окажется первым». Это мнение ученицы.
Я поделилась с Вами методикой работы над исследовательскими проектами в свете актуальных задач выдвигаемых новыми ФГОСами. Рада помочь в организации проектной деятельности и отвечу на интересующие Вас вопросы по электронной почте [email protected] Наталия Геннадьевна.