В 6 классе на начало 2013 – 2014 учебного года было 3 человека, из них 2 мальчика и 1 девочка. В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи: 1. В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся: 1) добиваться 100%-ой посещаемости школы, 2) заботиться об укреплении здоровья учащихся, 3) вовлекать учащихся в занятия спортивной деятельностью. 2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями: 1) оптимизация психологического климата в классе, 2) регулирование возникающих противоречий, 3) воспитание уважительного отношения друг к другу и к педагогам. 3. В сфере содействия освоению школьниками образовательных программ: 1) Быть информированным об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, 2) координировать деятельность учителей-предметников и родителей, 3) работать с одарёнными детьми, 4) организация участия учащихся в конкурсах разного уровня. 4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся 1) Расширять правовую и социальную компетенцию учащихся, 2) формировать опыт гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, 3) развивать ученическое самоуправление в классе на основе состояния дел в классном коллективе. 5. Цель авторской программы классного руководителя 1) определение целей воспитания на основе возрастных особенностей, 2) комплексное изучение состояния, проблем воспитания, 3) качественное и обоснованное программирование и планирование работы с классом. 6. Задачи в сфере профилактической работы 1) проводить профилактическую работу по определению зон риска для учащихся класса, 2) разработка и согласование с социальным педагогом по мере необходимости комплекса профилактических мер. Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков. За прошедший год было проведено 20 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию: «Мы – граждане России», «Оренбургский край, край родных берез, тополиный край», по развитию личностных компетенций проведены классные часы и анкетирования, способствующие самопознанию шестиклассников: «Правила в жизни человека: нужны ли они?», «Дружба – это …», «Мир моих увлечений», «Мои права и обязанности», стабилизации отношений в классе, а также сплочению коллектива способствуете создание фото альбома «Мой класс», в котором учащиеся собрали любопытные кадры, фото из жизни класса за год. Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведены инструктажи по ТБ. Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2013 – 2014 году задачи, я считаю выполненными. По итогам года 2 человека окончили учебный год на «удовлетворительно», один закончил с двумя тройками (английский и математика). Процент качества знаний равен 0 %. Все трое учащихся участвовали в областном конкурсе по иностранным языкам «Коала – 2014». Горбунов Женя и Жохова Аня участвовали в осенней сессии «Олимпус». Также приняли активное участие в районных акциях «Обелиск» и «Красный тюльпан». В прошедшем году изменилась мотивационная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности. Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся несколько агрессивно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; повысилась правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения. В классе есть учащиеся из «группы риска» (Шарапов Артем). Ребенок, склонен при определённых обстоятельствах нарушить моральные запреты и совершить плохие поступки. Классным руководителем велась работа с ребенком, проводились беседы с учениками, их родителями. Установлен контроль за деятельностью и кругом общения. Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований. В прошедшем учебном году 2 учащихся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам. Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников, походы и экскурсии на природу. В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем после адаптации и привыкания к новым условиям обучения дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе, репетиции мероприятий, уборка школьной территории, конечно под наблюдением классного руководителя. Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный, но на нравствен¬но-психологический климат в классе влияет Шарапов Артем, которые не всегда положительно влияет на атмосферу в коллективе. Тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу проявляют Горбунов Женя. Проявление взаимной от¬ветственности, заботы наблюдается у Жохова Аня. К учителям и школе доминирует уважение. Большинство учащихся включено в коллективные взаимоот¬ношения и коллективную творческую деятельность в нем. Однако шестиклассникам не хватает ответственности и самостоятельности, активности участия в самоуправлении. За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 5 классных родительских собрания по плану: «Первые проблемы подросткового возраста», «Компьютер в жизни школьника», «Результативность школьного урока. От чего она зависит?», «Мобильный телефон в жизни школьника», «Итоги года. Школьная форма». Родительские собрания проходили один раз в четверть, также приходилось вызывать для индивидуальной беседы. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня шестиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание. Классным руководителем были организованы беседы с учителями-предметниками, с целью выяснения уровня взаимоотношения шестиклассников процессу обучения. Выявлены проблемы поведения на уроках, осуществлялись совместные с родителями профилактические меры. Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий. Выводы: - В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний. - Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании: биология, география, физика, разнообразить формы работы с учителями – предметниками. - Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных занятий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины. - Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году. - Продолжить работу по сплочению классного коллектива. - Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.