kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления в современном обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотовилова Лариса Васильевна Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №124»

 Технология развития критического мышления в современном обучении

 Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход. Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных предметных областях, а создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися и развития способности применять их в незнакомых ситуациях. В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не просто знание фактов, не умение как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объёмом информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Органичное включение работы по технологии развитие критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,к  ребёнку,к его индивидуальности. Для развития КМ необходимо создание и применение специальных  методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработаная американскими педагогами Джинни Стилом, Куртис Меридит,Чарльзом Темплом педагогическая технология развития критического мышления. ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов,направленных на то, чтобы заинтересовать ученика(пробудить в нём исследовательскую, творческую активность),предоставить ему условия для обобщения информации,способствовать развитию критического мышления,навыков самоанализа, рефлексии.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся,  необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

Технология развития критического мышления предполагает равные партнёрские отношения,как в плане общения,так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаём быть главным источником информации, и,используя приёмы технологии,превращаю обучение в совместный и интересный поиск.

Учебный процесс строю на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии (вызов,осмысление,рефлексия) инструментально обеспечены таким образом,что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени:речь идёт о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.

Сравнительно недавно я применяю на уроках географии некоторые приёмы технологии: кластер (схема),составление перепутанных логических цепочек,слова-ассоциации,составление «толстых» и «тонких»вопросов (вопросы репродуктивного и продуктивного типа),прогнозирование  «Верные и неверныеутверждения»,ключевые термины. Например

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал»- это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары. Посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения),  после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Таким образом,использование всех этапов урока,стратегий и приёмов в ТКМ предполагает сотрудничество учителя и учащихся,деятельностное участие самого ученика,создание комфортных условий,снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии«Критическое  мышление»,учащийся реализует свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей  собственной деятельности.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления в современном обучении »

Мотовилова Лариса Васильевна Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №124»

Технология развития критического мышления в современном обучении

Ведущим направлением модернизации современного российского образования является компетентностный подход. Компетентностный подход в обучении предполагает не простое увеличение объема знаний в различных предметных областях, а создание условий для самостоятельного добывания знаний учащимися и развития способности применять их в незнакомых ситуациях. В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие “как знать”, а не через “что знать”. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не просто знание фактов, не умение как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объёмом информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Органичное включение работы по технологии развитие критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего ,к ребёнку,к его индивидуальности. Для развития КМ необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов стала разработаная американскими педагогами Джинни Стилом, Куртис Меридит,Чарльзом Темплом педагогическая технология развития критического мышления. ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приёмов,направленных на то, чтобы заинтересовать ученика(пробудить в нём исследовательскую, творческую активность),предоставить ему условия для обобщения информации,способствовать развитию критического мышления,навыков самоанализа, рефлексии.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе , но и в обычной жизни.

Технология развития критического мышления предполагает равные партнёрские отношения ,как в плане общения ,так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаём быть главным источником информации, и ,используя приёмы технологии,превращаю обучение в совместный и интересный поиск.

Учебный процесс строю на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Фазы этой технологии (вызов,осмысление,рефлексия) инструментально обеспечены таким образом,что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени:речь идёт о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.

Сравнительно недавно я применяю на уроках географии некоторые приёмы технологии: кластер (схема) ,составление перепутанных логических цепочек ,слова-ассоциации,составление «толстых» и «тонких»вопросов (вопросы репродуктивного и продуктивного типа),прогнозирование «Верные и неверныеутверждения»,ключевые термины. Например

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал»- это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары. Посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Таким образом ,использование всех этапов урока,стратегий и приёмов в ТКМ предполагает сотрудничество учителя и учащихся,деятельностное участие самого ученика,создание комфортных условий ,снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии«Критическое мышление»,учащийся реализует свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология развития критического мышления в современном обучении

Автор: Мотовилова Лариса Васильевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка» "
    ["seo_title"] => string(170) "itoghovaia-rabota-na-tiemu-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-sposobnostiei-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "206533"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430210133"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Технология развития критического мышления учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhiia_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia_uchashchikhsia_na_urokakh_m"
    ["file_id"] => string(6) "431414"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1507494461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства