«Родная земля» Дополнительная образовательная программа
«Родная земля» Дополнительная образовательная программа
Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой необходимостью формирования у учащихся чёткого понятия физико-географической характеристики края
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Родная земля» Дополнительная образовательная программа»
«Родная земля»
Дополнительная образовательная программа, рассчитанная на 2 года обучения для детей среднего и старшего школьного возраста
Составитель: учитель географии Волынкина М.А.,
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно…
М. В. Ломоносов.
Пояснительная записка
Технология классно – урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов образовательной деятельности. Хорошим средством для решения этих образовательных задач является данная программа дополнительного образования «Родная земля». В ней предлагается вариант изучения родного края основанный на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения родного села с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество. Поэтому сегодня очень актуально звучит, высказанная ещё в начале 20 века мысль Тимонова В.Е., что для «непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать её корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы».
Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой необходимостью формирования у учащихся чёткого понятия физико-географической характеристики края, включая следующие разделы:
геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые;
климатические условия;
гидрологические условия;
почвенный покров;
растительность;
животный мир;
Перечисленные разделы физико-географической характеристики, составляют основные направления краеведческого изучения природы. Кроме того воспитание экологической культуры учащихся, создания более действенных механизмов вовлечения учащихся в работу по охране природы.
Программа курса в основном носит практико-ориентированный характер и составлена с учётом того, что сегодня изучение и охрана природы родного края из чисто естественно-научной проблемы перерастает в социально-культурную и её нельзя решить не предпринимая эффективных действий по изучению природных территорий и пропаганде их деятельности среди населения. В содержание программы включено знакомство с такими понятиями, как экологический мониторинг, зооцинозы, фитоцинозы, множество методик по выполнению практических работ на местности, исследовательских проектов, полевых практикумов.
Цели и задачи
Основные цели данной программы - формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности природы родного края, желание его изучать, развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, Родины. Реализация цели программы предусматривает решение ряда важнейших образовательных задач.
Задача «Знаю, понимаю, хочу».
Формирование у учащихся системных представлений о географических природных особенностях села, как о ценности, имеющей экологическое и культурное значение, о исторических корнях краеведения своего села.
Формирование позитивного отношения учащихся ко всему разнообразию живой природы на основе коррекции целей и мотивов экологического поведения учащихся. Эта работа связанна, прежде всего, с эмоциональной сферой, направлена на актуализацию лучших нравственных побуждений, эстетических чувств, желание беречь природу.
Задача «Могу».
Формирование практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
выполнять посильные исследования в окружающей среде;
оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, защиты презентаций в различных учебных и реальных ситуациях;
оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта, в том числе отраженные в различных художественных формах;
соблюдать экологические правила поведения в природе;
участвовать в посильной природоохранной деятельности.
Ведущие теоретические идеи.
Научить учащихся видеть перспективы и приемущества будущей взрослой жизни в родном крае.
Мобилизовать учащихся на самоопределение и саморазвитие, на поиски путей решения местных проблем экологического характера.
Научить видению перспектив и возможных последствий хозяйственной деятельности людей.
Расширить коммуникативные компетенции учащихся на 2-3 ступени школьного образования.
Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ с практикой, жизнью, окружающей действительностью.
Новизна данной программы - в приближении содержания географического образования к окружающей действительности.
Формы и методы обучения
Одним из таких механизмов является привлечение учащихся к исследовательской, экспериментальной работе, где особое место отведено организации проектной деятельности учащихся. Проведение исследовательских проектов предполагает познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. В процессе обучения реализуется личностно-ориентированный подход, который поддерживается дидактическим принципом детоцентризма, кооперации, свободного выбора, учёта индивидуальности ребенка, связи исследования с реальной жизни.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:
ценностно-смысловая:
- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение в природе,
- позитивное и бережное отношение учащихся к многообразию живой природы, выработана экологическая культура,
исследовательская:
сформированы умения и навыки:
- полевой практики на местности,
- проведения экспериментов,
- обработки полученных результатов экспериментов,
информационно- коммуникационная:
- сформированы умения и навыки поиска, анализа, представления информации,
- умение применять информационно-коммуникационные технологии при обработке экспериментальных данных, презентации проекта, результатов исследовательской деятельности,
коммуникативная:
- умение работать в группе, сформированы навыки коллективной работы,
- умение презентовать результаты исследований в форме проектов, защита презентаций в различных учебных и реальных ситуациях.
Формы проверки результатов
качество выполнения практических и творческих работ учащихся;
выступление учащихся с докладами, рефератами, презентациями, участия в областных конкурсах краеведческих исследовательских работ, научно-практических конференциях.
развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.
Организационные основы.
Данная программа дополнительного образования позволяет овладеть её основным содержанием за 154 часа. Режим работы на реализацию программы-2 часа в неделю для детей среднего возраста и 2 часа в неделю для детей старшего школьного возраста (по 72 часа в каждой группе).
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№ п/п
Название раздела и тема занятия
Общее кол-во часов
Теория
Практика
1
Введение
4ч.
1.1
Введение в программу
1
1
1.2
Подготовка, проведение и подведение итогов походов и экскурсий
1
1
1.3
Особенности сбора и обработки материалов походов и экскурсий
1
1
1.4
Первая доврачебная мед.помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях
1
1
2.
Географическое положение. План и карта села Ленинского
8ч.
2.1
Исторические и природные особенности села
1
1
2.2
Практикум. Экскурсия в народный музей села
1
1
2.3
Практикум. Наше село на географической карте
1
1
2.4
Топография и ориентирование
1
1
2.5
Практикум на местности. Составление простейшего плана центральной усадьбы села
1
1
2.6
Оформление и обработка материалов практикума
1
1
2.7
Практикум на местности. Командная игра «Поиграем в спортивное ориентирование»
1
1
2.8
Продолжение практической игры. Подведение итогов
1
1
3.
Рельеф.
4ч.
3.1
Геологическое строение, особенности рельефа территории с. Ленинское
1
1
3.2
Полевой практикум на местности. Наблюдение у геологического обнажения
1
1
3.3
Полевой практикум на местности. Определение высоты коренного берега реки
1
1
3.4
Обработка материалов экскурсий. Построение геологических профилей
1
1
4.
Климат с.Ленинского
6ч.
4.1
Методы метеорологических наблюдений и обработка их результатов
1
1
4.2
Погода и климат территории села. Вопросы микроклиматических исследований
1
1
4.3. 4.4
Практикум. Проведение метеорологических наблюдений
2
2
4.5
Изучение признаков местной погоды
1
1
4.6
Обработка полученных результатов и выводов
1
1
5.
Воды с. Ленинского
14ч.
5.1
Гидрография Родного края. Физико-географический обзор водных ресурсов села
1
1
5.2. 5.3
Полевой практикум на местности. Гидрографическое изучение и описание реки Ира
2
2
5.4. 5.5
Полевой практикум на местности. Гидрографическое изучение и описание реки Вороны
2
2
5.6
Камеральная обработка полученных результатов и выводов
1
1
5.7
Типы озер села. Закономерность их размещения
1
1
5.8. 5.9
Полевой практикум на местности. Наблюдение за озером Местное
2
2
5.10. 5.11
Пруды с. Ленинского. Полевой практикум на местности. Изучение 1-го Колонского пруда
2
2
5.12 5.13
Обработка полученных результатов и выводов по данным изучения озера и пруда
2
2
5.14
Хозяйственное значение местных водоемов. Охрана и рациональное использование водных ресурсов села
1
1
6.
Почвенный покров с. Ленинского
6ч.
6.1
По каким почвам ты ходишь. Типы почв села. Особенности их размещения
1
1
6.2
Практикум. Работа с почвенной картой села
1
1
6.3
Полевой практикум на местности. Маршрутное обследование почв и почвенная съемка земельного массива
1
1
6.4
Полевой практикум на местности. Изучение почвенного разреза
1
1
6.5
Камеральная обработка полученных результатов и выводов
1
1
6.6
Проблемы рационального использования почвенных ресурсов села
1
1
7.
Органический мир с. Ленинского
6ч.
7.1
Растительный покров и животный мир
1
1
7.2
Полевой практикум на местности. Особенности размещения видов древесной растительности. Фитоцинозы
1
1
7.3
Полевой практикум на местности. Изучение степной, водной и околоводной растительности
1
1
7.4
Камеральная обработка материалов, собранных на экскурсиях и на обследуемом участке
1
1
7.5
Практика. Зооценозы территории с. Ленинского. Животный мир основных экосистем
1
1
7.6
Камеральная обработка материалов. Составление простейшей картосхемы растительного и животного мира села
1
1
8.
Ландшафты с. Ленинского
10ч.
8.1
Типологические природные комплексы села
1
1
8.2 8.3
Практическое занятие. Описание природы, подзон и ландшафтных районов села
2
2
8.4
Камеральная обработка материалов практикума
1
1
8.5
Антропогенные ландшафты села
1
1
8.6
Практикум по изучению антропогенных ландшафтов села
1
1
8.7
Рекреационные ресурсы с. Ленинского.
1
1
8.8
Меры по охране и преобразованию родного села
1
1
8.9
Творческий практикум. «Составь рекламный ролик для путешественников по нашему селу»
1
1
8.10
Представление и защита материала творческого практикума
1
1
9.
Топонимика с. Ленинского. История и происхождение местных географических названий
10ч.
9.1
Как изучать местные названия. Сборы и систематизация географических названий своего края
1
1
9.2
Использование топонимики для изучения своей местности
1
1
9.3
Практикум. «Работа над созданием топонимической картотеки села»
1
1
9.4
Практикум. Устные источники краеведения. Топонимика и антропонимика села
1
1
9.5 9.6
Практикум. Проведение экспедиций. Микротопонимы нашего села
2
2
9.7 9.8
Обработка полученных результатов в процессе исследования. Работа над созданием топонимической карты своего края
2
2
9.9
Подготовка мини-проектов по исследуемой проблеме «Связь топонимов с природными компонентами ландшафтов села»
1
1
9.10
Презентация и защита мини-проектов
1
1
10.
Население с. Ленинского
4ч.
10.1
История заселения населения села
1
1
10.2
Практикум. Население края, как объект наблюдения краеведения