kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Родная земля» Дополнительная образовательная программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой необходимостью формирования у учащихся чёткого понятия физико-географической характеристики края

Просмотр содержимого документа
««Родная земля» Дополнительная образовательная программа»












«Родная земля»

Дополнительная образовательная программа, рассчитанная на 2 года обучения для детей среднего и старшего школьного возраста















Составитель: учитель географии Волынкина М.А.,























Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно…

М. В. Ломоносов.


Пояснительная записка


Технология классно – урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов образовательной деятельности. Хорошим средством для решения этих образовательных задач является данная программа дополнительного образования «Родная земля». В ней предлагается вариант изучения родного края основанный на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения родного села с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество. Поэтому сегодня очень актуально звучит, высказанная ещё в начале 20 века мысль Тимонова В.Е., что для «непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать её корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы».

Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой необходимостью формирования у учащихся чёткого понятия физико-географической характеристики края, включая следующие разделы:

  • геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые;

  • климатические условия;

  • гидрологические условия;

  • почвенный покров;

  • растительность;

  • животный мир;


Перечисленные разделы физико-географической характеристики, составляют основные направления краеведческого изучения природы. Кроме того воспитание экологической культуры учащихся, создания более действенных механизмов вовлечения учащихся в работу по охране природы.

Программа курса в основном носит практико-ориентированный характер и составлена с учётом того, что сегодня изучение и охрана природы родного края из чисто естественно-научной проблемы перерастает в социально-культурную и её нельзя решить не предпринимая эффективных действий по изучению природных территорий и пропаганде их деятельности среди населения. В содержание программы включено знакомство с такими понятиями, как экологический мониторинг, зооцинозы, фитоцинозы, множество методик по выполнению практических работ на местности, исследовательских проектов, полевых практикумов.

Цели и задачи

Основные цели данной программы - формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности природы родного края, желание его изучать, развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, Родины. Реализация цели программы предусматривает решение ряда важнейших образовательных задач.

Задача «Знаю, понимаю, хочу».

Формирование у учащихся системных представлений о географических природных особенностях села, как о ценности, имеющей экологическое и культурное значение, о исторических корнях краеведения своего села.

Формирование позитивного отношения учащихся ко всему разнообразию живой природы на основе коррекции целей и мотивов экологического поведения учащихся. Эта работа связанна, прежде всего, с эмоциональной сферой, направлена на актуализацию лучших нравственных побуждений, эстетических чувств, желание беречь природу.

Задача «Могу».

Формирование практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

  • выполнять посильные исследования в окружающей среде;

  • оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, защиты презентаций в различных учебных и реальных ситуациях;

  • оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта, в том числе отраженные в различных художественных формах;

  • соблюдать экологические правила поведения в природе;

  • участвовать в посильной природоохранной деятельности.


Ведущие теоретические идеи.

Научить учащихся видеть перспективы и приемущества будущей взрослой жизни в родном крае.

Мобилизовать учащихся на самоопределение и саморазвитие, на поиски путей решения местных проблем экологического характера.

Научить видению перспектив и возможных последствий хозяйственной деятельности людей.

Расширить коммуникативные компетенции учащихся на 2-3 ступени школьного образования.

Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Новизна данной программы - в приближении содержания географического образования к окружающей действительности.

Формы и методы обучения

Одним из таких механизмов является привлечение учащихся к исследовательской, экспериментальной работе, где особое место отведено организации проектной деятельности учащихся. Проведение исследовательских проектов предполагает познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. В процессе обучения реализуется личностно-ориентированный подход, который поддерживается дидактическим принципом детоцентризма, кооперации, свободного выбора, учёта индивидуальности ребенка, связи исследования с реальной жизни.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе у учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:

ценностно-смысловая:

- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение в природе,

- позитивное и бережное отношение учащихся к многообразию живой природы, выработана экологическая культура,

исследовательская:

сформированы умения и навыки:

- полевой практики на местности,

- проведения экспериментов,

- обработки полученных результатов экспериментов,

информационно- коммуникационная:

- сформированы умения и навыки поиска, анализа, представления информации,

- умение применять информационно-коммуникационные технологии при обработке экспериментальных данных, презентации проекта, результатов исследовательской деятельности,

коммуникативная:

- умение работать в группе, сформированы навыки коллективной работы,

- умение презентовать результаты исследований в форме проектов, защита презентаций в различных учебных и реальных ситуациях.


Формы проверки результатов

  • качество выполнения практических и творческих работ учащихся;

  • выступление учащихся с докладами, рефератами, презентациями, участия в областных конкурсах краеведческих исследовательских работ, научно-практических конференциях.

  • развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.


Организационные основы.

Данная программа дополнительного образования позволяет овладеть её основным содержанием за 154 часа. Режим работы на реализацию программы-2 часа в неделю для детей среднего возраста и 2 часа в неделю для детей старшего школьного возраста (по 72 часа в каждой группе).

Учебно-тематический план
(1 год обучения)


п/п

Название раздела и тема занятия

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение

4ч.



1.1

Введение в программу

1

1


1.2

Подготовка, проведение и подведение итогов походов и экскурсий

1

1


1.3

Особенности сбора и обработки материалов походов и экскурсий

1


1

1.4

Первая доврачебная мед.помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях

1


1

2.

Географическое положение. План и карта села Ленинского

8ч.



2.1

Исторические и природные особенности села

1

1


2.2

Практикум. Экскурсия в народный музей села

1


1

2.3

Практикум. Наше село на географической карте

1


1

2.4

Топография и ориентирование

1

1


2.5

Практикум на местности. Составление простейшего плана центральной усадьбы села

1


1

2.6

Оформление и обработка материалов практикума

1


1

2.7

Практикум на местности. Командная игра «Поиграем в спортивное ориентирование»

1


1

2.8

Продолжение практической игры. Подведение итогов

1


1

3.

Рельеф.

4ч.



3.1

Геологическое строение, особенности рельефа территории с. Ленинское

1

1


3.2

Полевой практикум на местности. Наблюдение у геологического обнажения

1


1

3.3

Полевой практикум на местности. Определение высоты коренного берега реки

1


1

3.4

Обработка материалов экскурсий. Построение геологических профилей

1


1

4.

Климат с.Ленинского

6ч.



4.1

Методы метеорологических наблюдений и обработка их результатов

1

1


4.2

Погода и климат территории села. Вопросы микроклиматических исследований

1

1


4.3. 4.4

Практикум. Проведение метеорологических наблюдений

2


2

4.5

Изучение признаков местной погоды

1


1

4.6

Обработка полученных результатов и выводов

1


1

5.

Воды с. Ленинского

14ч.



5.1

Гидрография Родного края. Физико-географический обзор водных ресурсов села

1

1


5.2. 5.3

Полевой практикум на местности. Гидрографическое изучение и описание реки Ира

2


2

5.4. 5.5

Полевой практикум на местности. Гидрографическое изучение и описание реки Вороны

2


2

5.6

Камеральная обработка полученных результатов и выводов

1


1

5.7

Типы озер села. Закономерность их размещения

1

1


5.8. 5.9

Полевой практикум на местности. Наблюдение за озером Местное

2


2

5.10. 5.11

Пруды с. Ленинского. Полевой практикум на местности. Изучение 1-го Колонского пруда

2


2

5.12 5.13

Обработка полученных результатов и выводов по данным изучения озера и пруда

2


2

5.14

Хозяйственное значение местных водоемов. Охрана и рациональное использование водных ресурсов села

1


1

6.

Почвенный покров с. Ленинского

6ч.



6.1

По каким почвам ты ходишь. Типы почв села. Особенности их размещения

1

1


6.2

Практикум. Работа с почвенной картой села

1


1

6.3

Полевой практикум на местности. Маршрутное обследование почв и почвенная съемка земельного массива

1


1

6.4

Полевой практикум на местности. Изучение почвенного разреза

1


1

6.5

Камеральная обработка полученных результатов и выводов

1


1

6.6

Проблемы рационального использования почвенных ресурсов села

1

1


7.

Органический мир с. Ленинского

6ч.



7.1

Растительный покров и животный мир

1

1


7.2

Полевой практикум на местности. Особенности размещения видов древесной растительности. Фитоцинозы

1


1

7.3

Полевой практикум на местности. Изучение степной, водной и околоводной растительности

1


1

7.4

Камеральная обработка материалов, собранных на экскурсиях и на обследуемом участке

1


1

7.5

Практика. Зооценозы территории с. Ленинского. Животный мир основных экосистем

1


1

7.6

Камеральная обработка материалов. Составление простейшей картосхемы растительного и животного мира села

1


1

8.

Ландшафты с. Ленинского

10ч.



8.1

Типологические природные комплексы села

1

1


8.2 8.3

Практическое занятие. Описание природы, подзон и ландшафтных районов села

2


2

8.4

Камеральная обработка материалов практикума

1


1

8.5

Антропогенные ландшафты села

1

1


8.6

Практикум по изучению антропогенных ландшафтов села

1


1

8.7

Рекреационные ресурсы с. Ленинского.

1

1


8.8

Меры по охране и преобразованию родного села

1

1


8.9

Творческий практикум. «Составь рекламный ролик для путешественников по нашему селу»

1


1

8.10

Представление и защита материала творческого практикума

1


1

9.

Топонимика с. Ленинского. История и происхождение местных географических названий

10ч.



9.1

Как изучать местные названия. Сборы и систематизация географических названий своего края

1

1


9.2

Использование топонимики для изучения своей местности

1

1


9.3

Практикум. «Работа над созданием топонимической картотеки села»

1


1

9.4

Практикум. Устные источники краеведения. Топонимика и антропонимика села

1


1

9.5 9.6

Практикум. Проведение экспедиций. Микротопонимы нашего села

2


2

9.7 9.8

Обработка полученных результатов в процессе исследования. Работа над созданием топонимической карты своего края

2


2

9.9

Подготовка мини-проектов по исследуемой проблеме «Связь топонимов с природными компонентами ландшафтов села»

1


1

9.10

Презентация и защита мини-проектов

1


1

10.

Население с. Ленинского

4ч.



10.1

История заселения населения села

1

1


10.2

Практикум. Население края, как объект наблюдения краеведения

1


1

10.3

Замечательные люди села

1

1


10.4

Повторительно-обобщающее занятие

1

1



Итого

72

21

51









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Родная земля» Дополнительная образовательная программа

Автор: Волынкина Марина Алексеевна

Дата: 23.03.2019

Номер свидетельства: 504285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Образовательная программа дополнительного образования по изобразительному искусству для обучающихся 2-4 классов "Радуга". Срок реализации 1 год. "
    ["seo_title"] => string(159) "obrazovatiel-naia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-obuchaiushchikhsia-2-4-klassov-radugha-srok-riealizatsii-1-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104713"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402752609"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Образовательная программа  дополнительного образования детей  «Истоки» модифицированная"
    ["seo_title"] => string(85) "obrazovatielnaiaproghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiistokimodifitsirovannaia"
    ["file_id"] => string(6) "266267"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450114907"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Содержание программы дополнительного образования детей. Образовательная программа кружка «Краеведение»"
    ["seo_title"] => string(106) "sodierzhaniieproghrammydopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiobrazovatielnaiaproghrammakruzhkakraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "270107"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450996285"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проект образовательной программы "Юные туристы" "
    ["seo_title"] => string(50) "proiekt-obrazovatiel-noi-proghrammy-iunyie-turisty"
    ["file_id"] => string(6) "192371"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427454711"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства