kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект образовательной программы "Юные туристы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Туризм – одна из популярнейших форм активного отдыха. Ежегодно десятки миллионов туристов путешествуют по родной стране, знакомятся с ее природными богатствами, историческими и культурными памятниками.

Правильно организованное и умело проведенное путешествие укрепляет здоровье человека, вырабатывает у него такие ценные качества, как инициатива, мужество, настойчивость, значительно повышает его работоспособность.  В путешествии крепнет чувство коллективизма, расширяет кругозор туристов, воспитывает любовь к природе, к Родине.

Актуальность образовательной программы состоит в том, чтобы удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира своего края; показать,  как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле на которой им посчастливилось родиться.Только знания сделают нашу любовь к родному городу  и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине»  - одна из основных задач современного образования.Ребятам дать возможность все премудрости туризма – значит, дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям,   к познанию, к самосовершенствованию.

Новизна программы заключается в том, что ребенок  получает знания  с помощью выходов в природу, музейных и мультимедийных  средств  расширяется  кругозор учащихся,  в непринужденной  обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и  навыков приобретенных  в основной системе образования.

Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения  или   частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы.

Тематика программы также функциональна,  она может, изменятся и дополнятся  с учетом пожеланий заказчика в рамках определенных программных  разделов.  Возможна разработка и внедрение новых,  актуальных тем туристско-краеведческого характера. Программа педагогически целесообразна, так как  решается не только образовательная задача  -  усвоение ребенком суммы сведений, туристско-краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование  просвещенной личности,  таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, воспитание  общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня  возможна, прежде всего, на региональном материале – конкретной семьи, малой родины.  Изучая природу и историю города, края, получая о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект образовательной программы "Юные туристы" »

Содержание


Паспорт программы

3

Пояснительная записка

4

Учебный план 1-го года обучения

6

Содержание тем 1-го года обучения

8

Учебный план 2-го года обучения

10

Содержание тем 2-го года обучения

10

Учебный план 3-го года обучения

16

Содержание тем 3-го года обучения

16

Методическое обеспечение программы

20

Этапы и формы контроля

21

Прогнозируемые результаты

22

Список литературы

23

Паспорт образовательной программы

наименование программы

Юный турист

Фамилия, имя, отчество педагога

Ковалева Татьяна Алексеевна

место работы


МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий

должность


Педагогдополнительногообразования

направленность ОП

туристско-краеведческая

по уровню


общекультурный (1-2 освоений – года)

Возрастобучающихся

7-10лет, 10-14 лет

Срокреализации

3года

Годразработки

На 1 год обучения – утверждена на м/с №3 04.10.2011

На 2 год обучения – утверждена на м/с 18.09.2012

На 3 год обучения – утверждена на м/с 16.09.2013

вид программы

адаптированная, опирается на программы разработанные для системы дополнительного образования детей«Юные туристы - краеведы» авторы: Д.В. Смирнов, Ю. С. Константинов, А.Г. Маслов (ЦДЮТиК МО РФ, 2004г.) и «Юные туристы» А.А. Остапец-Свешников (ЦДЮТиК МО РФ, 1991 г.)

формы занятий


Индивидуальные, в парах, групповые, коллективные, наполняемость группы 10-15 человек


Старшаягруппа: 10 – 15 человек

Режимзанятий

продолжительность: 1- 2 часа, в выходные дни практические занятия от 4 до 8 часов (ПВД)




Количествозанятий в неделю: 2 занятия








Пояснительная записка.

Туризм – одна из популярнейших форм активного отдыха. Ежегодно десятки миллионов туристов путешествуют по родной стране, знакомятся с ее природными богатствами, историческими и культурными памятниками.

Правильно организованное и умело проведенное путешествие укрепляет здоровье человека, вырабатывает у него такие ценные качества, как инициатива, мужество, настойчивость, значительно повышает его работоспособность. В путешествии крепнет чувство коллективизма, расширяет кругозор туристов, воспитывает любовь к природе, к Родине.

Актуальность образовательной программы состоит в том, чтобы удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле на которой им посчастливилось родиться.Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования.Ребятам дать возможность все премудрости туризма – значит, дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

Новизна программы заключается в том, что ребенок получает знания с помощью выходов в природу, музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор учащихся, в непринужденной обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.

Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы.

Тематика программы также функциональна, она может, изменятся и дополнятся с учетом пожеланий заказчика в рамках определенных программных разделов. Возможна разработка и внедрение новых, актуальных тем туристско-краеведческого характера.

Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, туристско-краеведческих знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, воспитание общей культуры. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на региональном материале – конкретной семьи, малой родины. Изучая природу и историю города, края, получая о них дополнительные сведения, ребенок познает и общечеловеческие ценности.

Руководитель программы может варьировать последовательность изучения тех или иных тем туристско-краеведческой составляющей курса.

Программа имеет интегративный характер. Одна и та же лекция или беседа может быть связана с занятиями по природоведению, биологии, географии, истории и др.

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы - краеведы» Д.В. Смирнов, Ю. С. Константинов, А.Г. Маслов (ЦДЮТиК МО РФ, 2004г.) и «Юные туристы» А.А. Остапец-Свешников (ЦДЮТиК МО РФ, 1991 г.).

Изменения по программе с учетом цикловых массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности внесены по следующим пунктам:

- оптимизирован объем материала содержательной части программы для детей начальных классов и 5-7 классов, порядок их изучения;

- пересмотрено распределение количества часов по разделам программы в учебном плане;

- в программе снижен уровень требований к выполнению контрольных нормативов.

Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и физическое развитие детей, их социальную адаптацию.

В реализации образовательной программы «Юный турист» участвуют учащиеся 1 – 4-х классов начальной школы, а также учащиеся 5 – 7 классов. Срок реализации программы 3 года. Количество часов на каждом году обучения составляет72 – 144 – 216 часов, в которые входят теоретические беседы, практические занятия в помещении и на местности (в т.ч. подготовку походов и составление отчетов), а также проведение учебно-тренировочных походов и участие в соревнованиях.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1–3 часа в зависимости от года обучения. В каникулярное время проходят учебно-тренировочные походы. Кроме того, занятия могут проходить как со всей группой, так и индивидуально, в зависимости от предстоящей деятельности.

Занятия проводятся в течение всего учебного года в группе по 15 человек. В группы принимаются мальчики и девочки 7 – 14 лет, допущенные врачом и заинтересованные заниматься туризмом.


Год обучения

Кол-во часов

Кол-во детей в группе

Возраст

1 год

72-144

15

7-10

2 год

144-216

12

9-12

3 год

144-216

10

11-14


Длительность одного занятия в помещении зависит от наличия условий и должна быть не более 2-х часов. В выходные дни продолжительность занятий 4 – 8 часов (например, ПВД). Учет работы кружка ведется в журнале учебных занятий.

Данная программа обеспечивает детей знаниями на познавательно-ознакомительном уровне по разделам: туризм, ориентирование и топография, спортивное скалолазание, краеведение, лыжная подготовка, спелеоподготовка, выживание в экстремальных условиях, медицина, техника водного туризма.

Основная цель программы – целенаправленное воспитание всесторонне развитой личности ребенка, социально адаптированной к современным условиям в процессе обучения туризму и краеведению.

Программа решает следующие задачи:

Обучающие:

- приобрести знания и умения по первоначальным туристическим навыкам;

- научить приемам оказания первой медицинской помощи;

- познакомить с техникой пешеходного, лыжного и спелеотуризма.

Развивающие:

- развивать внимание, восприятие, самостоятельность, уровень физической подготовки, страсть к путешествиям

- развивать познавательный интерес кприроде родного края, к его богатствам и истории;

Оздоровительные:

- укреплять здоровье и закаливание организма);

Воспитательные:

- сформировать единый коллектив,

- создать благоприятную психологическую обстановку,

- воспитывать целеустремленность и терпение, бережное отношение к природе;

- уметь видеть красоту родного края,

- развивать воображение, творческие способности.

При реализации поставленных выше задач, используются следующие методы: вербальные; наглядные; практические; продуктивные (проблемное изложение), частично-поисковые– самостоятельная туристско-краеведческая работа обучающихся с выполнением конкретных заданий в походах, экскурсиях; самореализации, самоуправления через участие в походах, соревнованиях, экскурсиях; контроля: врачебный, спортивный рост, качество усвоения программы, взаимоконтроль.

Прямыми критериями оценки результатов служат:

освоение учащимися программы по годам обучения (опрос, викторины, игры, и т.д.);

рост спортивных достижений;

участие в походах;

участие в соревнованиях, проводимых МАОУ ДОД «Домом детского и юношеского туризма и экскурсий».

Прогнозируемые результаты:

Знать: туристические возможности родного края;типы костров и способы разведения;формы рельефа и изображение его на картах;личную гигиену туриста и состав походной аптечки; технику безопасности на занятиях, в походе и экскурсиях.

Уметь: читать спортивные и топографические карты;правильно подбирать личное и групповое снаряжение для похода;правильно выбирать место под лагерь и устанавливать его;преодолевать простейшие препятствия в походе;двигаться на лыжах по прямой и пересеченной местности;передвигаться простейшими способамипо скалодрому;

Владеть: первоначальными туристскими навыками, начальными навыками передвижения по пещерам.

Формой подведения итогов реализации образовательной программы является на первом году обучения игра-путешествие, на втором и третьем годах обучения – двух- , трехдневный поход.



































Учебно-тематический план

1 год обучения (144 ч)


№ п\п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Первоначальные навыки туризма

16

3.5

12.5

2

Ориентирование и топография

8

3

5

3

Техника туризма

16

2

14

4

Скальная подготовка на искусственном рельефе.

20

1

19

5

Краеведение

10

4

6

6

Лыжная подготовка

12

2

10

7

Выживание в экстремальных условиях

12

2

10

8

Спелеоподготовка

12

2

10

9

Скальная подготовка в условиях естественного рельефа.

10

2

8

10

Оказание 1-ой доврачебной помощи

6

3.5

2.5

11

Соревнования

22

-

22


Итого

144

25

119


Учебно-тематический план

1 год обучения (72ч)


№ п\п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Первоначальные навыки туризма

10

2

8

2

Ориентирование и топография

6

2

4

3

Техника туризма

10

2

8

4

Скальная подготовка на искусственном рельефе.

4

-

4

5

Краеведение

6

4

2

6

Лыжная подготовка

4


4

7

Выживание в экстремальных условиях

10

2

8

8

Спелеоподготовка

8

1

7

9

Скальная подготовка в условиях естественного рельефа.

4


4

10

Оказание 1-ой доврачебной помощи

6

3

3

11

Соревнования

4

-

4


Итого

72

14

58











Содержание тем

первого года обучения

Первоначальные навыки туризма. Вводное занятие.Введение в образовательную программу.Виды туризма.

Узлы: прямой, встречный, австрийский проводник, двойной проводник (заячьи уши), «восьмерка», булинь, грейпвайн, штык. Техника вязания узлов.

Костры: типы костров, заготовка дров, правила оборудования очага, разведения костра.

Привалы и ночлеги: продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от погоды. Выбор места для привала.

Установка и снятие палатки. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Размещение вещей в палатке и правила поведения в ней.

Туристическое снаряжение: личное и групповое. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Подготовка одежды и обуви к зимнему и летнему походам.

Групповое снаряжение: палатки, походная посуда , топоры и пилы, костровое оборудование. Состав и назначение ремонтного набора.

Обеспечение безопасности при движении: правила дорожного движения, правила передвижения по различным местностям.

Однодневный поход: отработка пройденных тем по первоначальным туристским навыкам.

Составление отчета по походу: летопись и стенгазета.

Самовар.

Практические занятия: вязание узлов, заготовка дров, обустройство места для привала, очага, разжигание костра, приготовление пищи на костре, установка и снятие палатки, укладка рюкзака, отработка передвижения по населенному пункту и автомобильной дороге.

Ориентирование и топография.

История спортивного ориентирования.

Топографические и спортивные карты: масштаб, нагрузка, рельеф, условные знаки.

Работа с компасом: правила обращения с компасом, определение сторон света, ориентирование карты по компасу, определение азимута.

Практические занятия: определение масштаба карты, игры-упражнения по запоминанию топознаков, определение сторон света по компасу, ориентирование карты по компасу, определение азимута.

Туристская техника.

Использование специального снаряжения: страховочная система, веревки, карабины, приспособления для подъема-спуска.

Техника передвижения: спортивный спуск и подъем. Спуск и подъем на самостраховке. Страховка первого участника при подъеме.

Техника безопасности.

Практические занятия: спортивный спуск и подъем, спуск и подъем на самостраховке, страховка первого участника при подъеме.

Скальная подготовка.

Основные формы скального рельефа. Способы передвижения на скалах и искусственном рельефе.

Спортивное лазанье с использованием искусственного рельефа.

Практические занятия: спортивное лазание на саклодроме.

Краеведение.

Родной край: его природные особенности, история. Климат, растительный и животный мир родного края, его рельеф, реки, полезные ископаемые .

Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи родного города.

Практические занятия: знакомство с картой родного края, посещение краеведческого музея, памятников архитектуры.

Лыжная подготовка.

Правильный подбор снаряжения и техника безопасности.

Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Тропление на открытой местности и в лесу.

Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, «елочкой» и «лесенкой».

Практические занятия: движение на лыжах, спуск и подъем на лыжах.

Выживание в экстремальных условиях.

Знаки аварийной международной сигнализации (ЗАМС). Их применение.

Зимние укрытия: типы, постройка.

Однодневный поход с обустройством зимнего укрытия.

Составление отчета по походу: летопись и стенгазета.

Практические занятия: упражнения-игры на запоминание ЗАМС, постройка зимних убежищ.

Спелеоподготовка.

Обзор пещер родного края: виды пещер, их образование и состав пород. Правила поведения в пещере.

Техника безопасности при передвижении по пещерам. Спелеологическое снаряжение: одежда, обувь, источники света и требования, предъявляемые к ним.

Однодневный поход в пещеру Кунгурского района.

Составление отчета по походу: летопись и стенгазета.

Практические занятия: отработка и закрепление навыков передвижения по пещере.

Скальная подготовка в условиях естественного рельефа.

9.1. Обзор скал и останцев Кунгурского района: Ермак, Стас-камень, Камайские зубцы, Бастионы, отработанные карьеры ст. Чикали. Их состав и образование. Использование их в качестве полигона для скалолазания.

9.2. Спортивное лазанье с использованием естественного рельефа.

Практические занятия: спортивное лазание на естественном рельефе.

10. Оказание первой медицинской помощи.

10.1. Личная гигиена туриста.

10.2. Гигиена обуви и одежды.

10.3. Походная медицинская аптечка: составление, хранение и транспортировка.

10.4. Первая помощь при небольших травмах (порезы, ушибы).

Практические занятия: формирование походной медицинской аптечки, оказание первой медицинской помощи при небольших травмах (порезы, ушибы).

11. Соревнования среди объединений ДДЮТиЭ.

Учебно-тематический план

2 годобучения

п\п

Названиетемы

Кол-вочасов

Теория

Практика

1

Первоначальныенавыкитуризма

12

4

8

2

Ориентирование и топография

14

4

10

3

Техникатуризма

16

2

14

4

Скальная подготовка на искусственном рельефе.

4

-

4

5

Краеведение

10

4

6

6

Лыжнаяподготовка

12

2

10

7

Выживание в экстремальныхусловиях

8

5

3

8

Спелеоподготовка

14

4

10

9

Скальная подготовка в условиях естественного рельефа.

14

2

12

10

Оказание 1-ой доврачебнойпомощи

14

5

9

11

Соревнования

26

-

26


Итого

144

32

112


Содержание тем

второго года обучения

1. Первоначальные навыки туризма. Вводное занятие.Введение в образовательную программу.Виды туризма.

1.1. Узлы: прямой, встречный, австрийский проводник, двойной проводник (заячьи уши), «восьмерка», булинь, грейпвайн, штык. Техника вязания узлов.

Практические занятия: вязание узлов различными способами.

1.2. Туристские должности в группе

Заместитель командира по питанию (завпит). Составление меню и списка продуктов. Приобретение, фасовка продуктов и распределение их между членами группы.

Выдача продуктов дежурными. Контроль расходования продуктов во время похода и перераспределение их между членами группы.

Заместитель командира по снаряжению. Составление списка необходимого группового снаряжения. Подготовка снаряжения к походу. Распределение его между членами группы. Контроль исправности снаряжения.

Проводник (штурман). Подбор и хранение в походе картографического материала. Изучение района похода и разработка маршрута. Составление графика движения. Ориентирование в походе. Нанесение на карту дополнительной информации.

Краевед. Подбор и изучение краеведческой литературы о районе похода. Пополнение сведений в период похода. Ведение краеведческих наблюдений по заданию. Другие краеведческие должности: метеоролог, эколог, гидролог и т.д.

Санитар. Подбор медаптечки. Хранение медикаментов. Контроль за соблюдением гигиенических требований в походе. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим и заболевшим.

Ремонтный мастер. Подбор ремнабора. Ремонт снаряжения в подготовительный период и в походе.

Фотограф. Подготовка фотоматериалов. Фотографирование в походе характерных точек маршрута и деятельности группы.

Ответственный за отчет о походе. Изучение маршрута. Ведение записей о прохождении маршрута (техническое описание). Составление отчета о походе совместно с другими членами группы.

Практические занятия

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов походов.

Индивидуальные занятия – работа с ответственными по должностям, оказание помощи и контроль выполнения поручений.

1.3. Подготовка к походу, путешествию

Подбор группы и распределение обязанностей.

Оформление походной документации. Утверждение маршрутов многодневных походов в МКК. Смотр готовности группы, его цели.

Подготовка снаряжения.

Смета расходов на подготовку и проведение похода.

Практические занятия: Изучение маршрутов учебно–тренировочных походов. Составление подробного плана–графика похода. Заполнение маршрутной документации. Составление сметы расходов.

1.4. Привалы и ночлеги

Требования к месту бивака:

— жизнеобеспечение — наличие питьевой воды, дров;

— безопасность — удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев;

— комфортность — продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама.

Организация бивака в безлесной зоне, в горах.

Установка палатки в различных условиях.

Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. Разведение костра в сырую погоду, при сильном ветре, в сильном тумане.

Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы.

Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды.

Правила работы дежурных по кухне.

Практические занятия: Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров — работа с пилой и топором.

1.5. Личное и групповое снаряжение.

Требования к туристскому снаряжению; прочность, легкость, безопасность и удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу с учетом сезона, условий похода. Обеспечение влагонепроницаемости рюкзака, палатки. Обувь туриста и уход за ней. Сушка и ремонт одежды и обуви в походе.

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, каны, топоры и пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для похода. Ремонтный набор.

Снаряжение для краеведческой работы.

Специальное снаряжение: веревки вспомогательные и основные, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток.

Практические занятия: Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.

1.6. Питание в туристском походе

Значение, режим и особенности питания в многодневном походе.

Калорийность, вес и нормы дневного рациона.

Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.

Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода.

Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день, на весь поход.

Практические занятия: Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.

1.7.Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях

Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность — основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.

Опасности в туризме: субъективные и объективные.

Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально–волевая подготовка участников похода, недисциплинированность, слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение), переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей.

Объективные опасности: резкое изменение погоды, технически сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.

Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.

Практические занятия: Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций в походах.

1.8. Однодневный поход: отработка пройденных тем по первоначальным туристским навыкам.

1.9. Составление отчета по походу: летопись и стенгазета.

1.10. Конкурс отчетов по походам «Самовар».

2. Ориентирование и топография.

2.1. Топографическая и спортивная карта

Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие карты лучше использовать при проведении походов. Условные знаки топографических карт.

Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы.

Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно–балочный. Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения. Построение профиля маршрута.

Практические занятия:

Упражнения на запоминание условных знаков. Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения группы с учетом основных форм и элементов рельефа.

2.2. Компас. Работа с компасом

Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута, снятие азимута с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре.

2.3. Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.

Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения.

Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

Практические занятия

Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, определению ширины реки, оврага.

2.4. Способы ориентирования

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.

Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация разведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт и схем. Движение по легенде — подробному описанию пути.

Особенности ориентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре, на воде.

Ориентирование при использовании спортивной карты, определение точки своего стояния и выбор пути движения.

Практические занятия

Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты. Участие в соревнованиях по ориентированию.

2.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности.

Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, поиск сходной, параллельной ситуации на карте, попытка найти опорные ориентиры и подтвердить свои предположения. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.

Поведение членов группы, необходимость жесткой дисциплины и отсутствия паники.

Практические занятия: Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

Туристская техника.

3.1.Использование специального снаряжения: страховочная система, веревки, карабины, приспособления для подъема-спуска.

3.2.Техника передвижения: спортивный спуск и подъем. Спуск и подъем на самостраховке. Страховка первого участника при подъеме.

3.3.Техника и тактика в туристском походе

Понятие о тактике в туристском походе.

Тактика планирования нитки маршрута. Разработка плана–графика похода. Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разработка запасных вариантов маршрута. Дневки. Заброска продуктов и переноска «челноком».

Изучение, разведка сложных участков маршрута. Определение способов их преодоления. Перестроения колонны при преодолении сложных участков.

Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на следующий день.

Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники.

Движение группы по дорогам и тропам. Разведка маршрута и, по необходимости, маркировка.

Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту.

Передвижение по тундре, карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому кустарнику.

Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов, густых зарослей, низинных заболоченных участков.

Движение в горах. Основные формы горного рельефа. Передвижение по травянистым склонам, осыпям различной величины, скалам. Правила ходьбы в горах (темп движения в зависимости от рельефа местности, правильная постановка стопы, правило трех точек опоры, исключение рывков и прыжков, интервал, движение серпантином и «в лоб», самостраховка альпенштоком, короткие привалы).

Использование силы трения, увеличение или уменьшение давления на поверхность.

Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Использование специального снаряжения (страховочная система, веревки, карабины и т.д). Узлы: простой и двойной проводник, восьмерка, прямой, схватывающие узлы, встречный. Техника вязания узлов.

Броды через равнинные и горные реки: выбор места брода и способ прохождения. Страховка и самостраховка во время брода.

Практические занятия: Отработка техники движения и преодоления препятствий, спортивный спуск и подъем, спуск и подъем на самостраховке, страховка первого участника при подъеме.

4. Скальная подготовка.

4.1.Основные формы скального рельефа. Способы передвижения на скалах и искусственном рельефе.

4.2.Спортивное лазанье с использованием искусственного рельефа.

Практические занятия: спортивное лазание на саклодроме.

5. Краеведение.

5.1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

Территория и границы родного края. Рельеф, гидрография, растительность, полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Характеристика населения.

История края, памятные события, происходившие на его территории. Знаменитые земляки, их роль в истории края.

Край в период Великой Отечественной войны. Настоящее и будущее родного края.

Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

История своего населенного пункта. Литература по изучению родного края.

Практические занятия

Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов. Работа со справочным материалом и литературой по истории края. Встречи с представителями науки и культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.

5.2. Изучение района путешествия

Практические занятия

Выбор и изучение района похода, разработка маршрута.

Знакомство с отчетами туристских групп, совершивших поход в данном районе. Знакомство по литературным и другим источникам с историей, природой, климатом района путешествия. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение. Население данного района. Возможности пополнения продуктов на маршруте. Подготовка писем в адрес образовательных учреждений (школ, домов детского творчества и др.) с запросами по уточнению сведений о районе похода и о возможности остановки (ночлега) во время похода.

Лыжная подготовка.

Правильный подбор снаряжения и техника безопасности.

Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Тропление на открытой местности и в лесу.

Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, «елочкой» и «лесенкой».

Практические занятия: движение на лыжах, спуск и подъем на лыжах.

Выживание в экстремальных условиях.

Знаки аварийной международной сигнализации (ЗАМС). Их применение.

Зимние укрытия: типы, постройка.

Однодневный поход с обустройством зимнего укрытия.

Составление отчета по походу: летопись и стенгазета.

Практические занятия: упражнения-игры на запоминание ЗАМС, постройка зимних убежищ.

Спелеоподготовка.

Обзор пещер родного края: виды пещер, их образование и состав пород. Правила поведения в пещере. Способы передвижения в пещере.

Техника безопасности при передвижении по пещерам. Спелеологическое снаряжение: одежда, обувь, источники света и требования, предъявляемые к ним.

Однодневный поход в пещеру Кунгурского района.

Составление отчета по походу: летопись и стенгазета.

Практические занятия: отработка и закрепление навыков передвижения по пещере.

Скальная подготовка в условиях естественного рельефа.

9.1. Обзор скал и останцев Кунгурского района: Ермак, Стас-камень, Камайские зубцы, Бастионы, отработанные карьеры ст. Чикали. Их состав и образование. Использование их в качестве полигона для скалолазания.

9.2. Спортивное лазанье с использованием естественного рельефа.

Практические занятия: спортивное лазание на естественном рельефе.

10. Оказание первой медицинской помощи.

10.1. Личная гигиена туриста. Гигиена обуви и одежды.

10.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки.

Индивидуальная аптечка туриста.

Лекарственные растения, возможности их использования в походных условиях. Сбор, обработка, хранение лекарственных растений.

Практические занятия

Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами и их использованием. Сбор и использование лекарственных растений.

10.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских походах: переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, попадание в лавину, утопления.

Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевых отравлений, желудочных заболеваний.

Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, беспокоящих насекомых.

Ушибы, ссадины, потертости.

Обработка ран, наложение жгута, ватно–марлевой повязки, способы бинтования ран. Первая помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе. Искусственное дыхание, закрытый массаж сердца.

Практические занятия

Освоение способов бинтования ран, наложения жгута. Приемы искусственного дыхания, закрытого массажа сердца. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.

10.4. Приемы транспортировки пострадавшего

Иммобилизация (обездвиживание) пострадавшего подручными и специальными средствами. Основное условие — обеспечение полного покоя поврежденной части тела. Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на импровизированных носилках, при помощи наплечных лямок. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Практические занятия

Разучивание различных способов транспортировки пострадавшего, изготовление носилок и волокуш.

11. Соревнования среди объединений ДДЮТиЭ.

Учебно-тематический план

3годобучения

п\п

Названиетемы

Кол-вочасов

Теория

Практика

1

Первоначальныенавыкитуризма

12

4

8

2

Ориентирование и топография

12

4

8

3

Техникатуризма

16

2

14

4

Скальная подготовка в условиях естественногои искусственного рельефа.

16

1

15

5

Краеведение

8

4

4

6

Лыжнаяподготовка

12

2

10

7

Выживание в экстремальныхусловиях

8

5

3

8

Спелеоподготовка

14

2

12

9

Оказание 1-ой доврачебнойпомощи

14

5

9

10

Техника водного туризма

10

2

8

11

Соревнования

22

-

22


Итого

144

31

113


Содержание тем

третьего года обучения

Первоначальные навыки туризма. Вводное занятие.Введение в образовательную программу.Виды туризма.

1.1. Личное и групповое туристское снаряжение

Особенности личного и группового снаряжения в избранном виде туризма. Общие требования к нему: прочность, легкость, безопасность, удобство в транспортировке и использовании, гигиеничность, эстетичность.

Примуса бензиновые и газовые горелки. Правила безопасности при переноске примусного хозяйства, емкостей с бензином, газовых баллонов. Правила безопасности при работе с примусами, оборудование места работы с ними.

Страховочное снаряжение: карабины, страховочная система, ледоруб, жумары, айсбайль, крючья скальные и ледовые, самосброс, необходимость акта о возможности их использования.

Малогабаритные разборные печки для отопления и приготовления пищи. Источники света: фонари, свечи, самодельные светильники. Снаряжение для организации и проведения туристских соревнований: источники электропитания, средства радиосвязи, оборудование этапов, личное снаряжение судьи.

Практические занятия

Работа с примусом. Использование страховочного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт личного и группового снаряжения.

1.2. Организация туристского быта, привалы и ночлеги

Особенности организации туристского быта, привалов и ночлегов в избранном виде туризма в зависимости от времени года, метеоусловий, района путешествия.

Организация ночлега в населенном пункте: наличие предварительной договоренности, место для ночлега, организация питания, сушки личного и группового снаряжения, взаимоотношения с местными жителями.

Особенности бивака на дневке, полудневке, организация туристской бани, стирка и сушка одежды, ремонт личного и группового снаряжения.

Практические занятия

Выбор места привала, развертывание и свертывание лагеря. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров — работа с пилой и топором. Организация бивака на дневке.

1.3. Подготовка к походу, путешествию

Выбор района путешествия. Логика построения маршрута, запасные и аварийные варианты маршрутов. Возможность использования забросок. Использование при изучении маршрута похода отчетов групп. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их преодоления.

Заявочная документация для совершения многодневного туристского путешествия. Правила заполнения заявочной и маршрутной книжки. Контрольные пункты и сроки движения группы. Регистрация в поисково–спасательном отряде.

Составление плана подготовки путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями.

Хозяйственная и техническая подготовка путешествия. Составление сметы путешествия.

Практические занятия

Подготовка к совершению зачетного многодневного путешествия. Разработка планов–графиков и маршрутов учебно–тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода, подготовка маршрутной документации, картографического материала. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходу в поход.

1.4. Питание в туристском походе

Особенности организации питания в избранном виде туризма. Расчет калорийности дневного рациона. Способы увеличения калорийности в категорийном походе. «Карманное» питание. Витамины. Использование сушеных и сублимированных продуктов, высококалорийных питательных смесей.

Зависимость меню от сложности похода и метеоусловий. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Возможности пополнения продуктов питания в пути. Рыбалка, сбор грибов, ягод.

Организация питания при переезде по железной дороге. Особенности организации питания в населенном пункте (учреждения общепита, кухни, столовые образовательных учреждений, применение кипятильников, электронагревательных приборов). Организация питания судей на туристских соревнованиях.

Практические занятия

Очистка и обеззараживание воды. Организация питания в пути, в населенных пунктах. Приготовление пищи на костре.

1.5. Узлы: прямой, встречный, австрийский проводник, двойной проводник (заячьи уши), «восьмерка», булинь, грейпвайн, штык, стремя. Техника вязания узлов. Применение на практике.

Практические занятия: вязание узлов, заготовка дров, обустройство места для привала, очага, разжигание костра, приготовление пищи на костре, установка и снятие палатки, укладка рюкзака, отработка передвижения по населенному пункту и автомобильной дороге.

Ориентирование и топография.

2.1. Топографическая и спортивная карта

Виды топографических карт и основные сведения о них. Определение масштаба карты при отсутствии данных. Старение карты, ее генерализация. Чтение карты и составление схем и кроки. Копирование карт и схем. Прокладка и описание маршрута.

Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Старение карт, изменения, происходящие на местности. Карты с различными формами рельефа. Особенности спортивной карты для зимнего ориентирования.

Практические занятия

Планирование маршрута похода на топографической карте. Копирование карт и схем. Составление схем и кроки. Занятия на местности со спортивными картами разных масштабов. Упражнения на участках карты с отсутствием элементов местности, снятием дорожной сети, рельефа. Игры и упражнения на местности с использованием спортивных карт.

2.2. Ориентирование в сложных условиях

Особенности ориентирования в сложном походе. Предварительный подбор картографического материала, изучение маршрута. Ориентирование на участках при отсутствии крупномасштабных карт. Разведка, маркировка пути движения. Движение при потере видимости. Глазомер в горах. Оценка пройденного пути по времени движения.

Практические занятия

Прохождение маршрута с использованием крупномасштабных карт, азимутальных участков, участков с измерением пройденного расстояния.

3. Туристская техника.Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе

Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности, возникающие при организации переправ. Определение возможности и способа организации переправы на выбранном участке. Переправа по кладям, бревнам, камням.

Использование переправы по веревке с перилами, навесной переправы.

Движение по снежникам. Оценка состояния снежного покрова. Выбор времени дня для прохождения снежного участка и выбор безопасного пути передвижения. Способы движения: «в лоб», траверсирование, глиссирование. Страховка альпенштоком или ледорубом, выбивание ступенек, положение корпуса при движении, темп, интервал, использование веревочных перил для страховки.

Организация страховка при организации переправ и движении по снежникам..

Практические занятия: спортивный спуск и подъем, спуск и подъем на самостраховке, страховка первого участника при подъеме.

4. Скальная подготовка в условиях естественного и искусственного рельефов.

4.1.Основные формы скального рельефа. Способы передвижения на скалах и искусственном рельефе.

4.2.Спортивное лазанье с использованием искусственного рельефа.

Практические занятия: спортивное лазание на скалодроме.

4.3. Скальная подготовка в условиях естественного рельефа.

Обзор скал и останцев Кунгурского района: Ермак, Стас-камень, Камайские зубцы, Бастионы, отработанные карьеры ст. Чикали. Их состав и образование. Использование их в качестве полигона для скалолазания.

4.4. Спортивное лазанье с использованием естественного рельефа.

Практические занятия: спортивное лазание на естественном рельефе.

5. Краеведение.

Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры

Техника выполнения краеведческих наблюдений и их фиксация: составление описаний, запись воспоминаний очевидцев событий, сбор образцов для коллекций, видео– и фотосъемка, зарисовки в походе, составление схем участков маршрута, уточнение карты маршрута, метеорологические наблюдения.

Деятельность по охране природы в условиях похода, приведение в порядок туристских стоянок.

Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов.

Работа среди местного населения: концерты туристской самодеятельности, помощь сельским школам, одиноким и престарелым жителям.

Составление отчетов о проведенных походах и путешествиях.

Практические занятия

Выполнение заданий различных организаций, учреждений, школы. Проведение краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Приведение в порядок памятников истории и культуры, воинских захоронений. Работа среди местного населения.

6. Лыжная подготовка.

Правильный подбор снаряжения и техника безопасности.

Движение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Тропление на открытой местности и в лесу.

Спуск на лыжах по склону в высокой, средней и низкой стойке. Подъем обычным шагом, «елочкой» и «лесенкой».

Практические занятия: движение на лыжах, спуск и подъем на лыжах.

7. Выживание в экстремальных условиях.

Знаки аварийной международной сигнализации (ЗАМС). Их применение.

Зимние укрытия: типы, постройка.

Однодневный поход с обустройством зимнего укрытия.

Составление отчета по походу: летопись и стенгазета.

Практические занятия: упражнения-игры на запоминание ЗАМС, постройка зимних убежищ.

8. Спелеоподготовка.

Обзор пещер родного края: виды пещер, их образование и состав пород. Правила поведения в пещере.

Техника безопасности при передвижении по пещерам. Спелеологическое снаряжение: одежда, обувь, источники света и требования, предъявляемые к ним.

Однодневный поход в пещеру Кунгурского района.

Составление отчета по походу: летопись и стенгазета.

Практические занятия: отработка и закрепление навыков передвижения по пещере.

9. Оказание первой медицинской помощи.

9.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Гигиена одежды и обуви. Закаливание организма — основное средство повышения сопротивляемости простудным заболеваниям.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность.

Меры по профилактике характерных для видов туризма заболеваний. Особенности посещения районов с различными инфекционными заболеваниями (клещевой энцефалит, вирусный гепатит, туляремия и др.) Акклиматизация как средство профилактики горной болезни. Общий, местный и точечный массаж при утомлении, простудных заболеваниях, мышечных болях.


9.2. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи, транспортировки пострадавшего

Измерение температуры, пульса, артериального давления.

Согревающие процедуры (компрессы, грелки), охлаждающие процедуры (компрессы, пузырь со льдом).

Помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Оценка общего состояния пострадавшего, места и характера повреждения. Правила снятия одежды и обуви с пострадавшего. Правила наложения шин.

Травмы конечностей, закрытые и открытые переломы длинных костей, растяжения и разрывы связочного аппарата, вывихи суставов.

Травмы области живота, повреждение органов брюшной полости, повреждение таза и органов, расположенных в тазу.

Травмы головы и туловища. Закрытые и открытые повреждения черепа и головного мозга, повреждения позвоночника и спинного мозга, повреждения лица и шеи, перелом ключицы, повреждения грудной клетки, переломы ребер.

Иммобилизация пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего. Изготовление средств транспортировки.

Практические занятия

Разучивание приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему, приемов транспортировки.

10. Техника водного туризма.Техника безопасности на воде. Сборка и разборка катамарана. Карты рек и лоции. Практическое занятие на закрытом водоеме (озеро).

11. Соревнования среди объединений ДДЮТиЭ.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс должен строится на основе уровневого подхода:

1 год обучения - познавательно-ознакомительный уровень;

2 год обучения- учебно-тренировочный уровень.

В соответствии с общими задачами объединения.

Задачи первого года:

Обучающая: Введение в предмет. Познакомить с видами туризма.

Воспитывающая:Создать благоприятный психологический климат в коллективе, формировать познавательный интерес у детей к туризму.

Развивающая: Развивать внимание, восприятие и воображение, укреплять здоровье.

Участие в соревнованиях Дома детского и юношеского туризма и экскурсий.

Задачи второго года обучения:

Обучающая:Познакомить с техникой и тактикой работы на веревках при преодолении различных препятствий в туризме; познакомить с техникой лазания на скалодроме.

Воспитывающая:Воспитывать любовь к природе и истории родного края.

Развивающая: Развивать физическую подготовку, укреплять здоровье и закаливать организм детей.

Задачи третьего года обучения:

Обучающая: познакомить с техникой спелеотуризма и водного туризма. Совершенствовать туристические навыки.

Воспитывающая:воспитать умение работать в команде.

Развивающая:развивать физическую подготовку, укреплять здоровье и закаливать организм детей.


Совершение двухдневных походов. Участие в соревнованиях по туризму.

Виды занятий.

При организации образовательного процесса используется все разнообразие методов обучения:

по источнику знаний (словесные, наглядные, практические);

по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский);

по охвату детей (индивидуальный, групповой, коллективный, фронтальный).

Формы занятий:рассказы, беседы с использованием дидактических материалов и технических средств обучения, выступление детей по раннее подготовленным темам, встречи, экскурсии, экспедиции, конкурсы, викторины, тесты и игры, участие в соревнованиях, практические занятия.

Практические занятия построены таким образом, чтобы ребята научились делать все самостоятельно.

Практические занятия всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.


Теоретические занятия. Теоретическую часть программы можно выдавать обучающимся в виде: бесед, рассказов, тематических часов, по необходимости с конспектированием тем. Условия реализации программы

Образовательный процесс по образовательной программе «Юный турист» в учреждении обеспечен следующими компонентами:

Материально-техническое обеспечение:

- использование материально-технологической базы ДДЮТиЭ, а также специальное снаряжение: рукавицы, каски, веревки, системы, карабины, восьмерки, самохваты, тросовые лестницы, крючья скальные разные, молоток альпинистский, палатки, примуса, горный компас или буссоль, мерную ленту, секундомер, часы, палатки.

Методическое обеспечение:

- использовать различные формы и методы для проведения занятий, а также отследить и отработать наиболее эффективные методы для реализации программы. Для получения более эффективного результата работы, изучение всего материала происходит по принципу от простого к сложному.

Дидактическое обеспечение:

использование топографических карточек, таблиц, природных материалов (гипс, доломит и т.д.), фильмотеки, фото слайдов, фотографий, необходимой литературы для подготовки туристов (литература прилагается).


Способы отслеживания результатов.

Контроль и оценка деятельности и обучения детей осуществляется следующими способами:

Проведение кратких опросов по пройденным темам.

После каждой пройденной темы проведение устных, письменных (в форме игр, тестов и т.д.) и практических зачетов.

Участие в походах и соревнованиях с выполнением нормативов и требований таблицы ЕВСК.

Выполнение контрольных физических нормативов, рекомендуемых по образовательной программе.



Этапы и формы контроля

на 1 - 3 годы обучения


№ п\п

Месяц

Тема

Мероприятие

Местопроведения

Формаконтроля

1

Сентябрь

Первоначальныенавыкитуризма

Турслет

л\б «Снежинка»

Соревнование

2

Октябрь

Первоначальныенавыкитуризма

ПВД

Ледянаягора

Поход

3

Ноябрь

Первоначальныенавыкитуризма

Самовар

ДДЮТиЭ

Отчетпопоходу

4

Ноябрь

Ориентирование и топография


Шк № 21

Игра в группе

5

Декабрь

Туристскаятехника

«Веселыйузелок»

ДДЮТиЭ

Соревнование

6

Декабрь

Скалолазание

Соревнованияпоскалолазанию

Шк. № 10, скалодром

Соревнование

7

Январь

Краеведение

Краеведческоеориентирование

Город

Соревнование

8

Февраль

Спелеотуризм

Поход выходного дня

Мечкинская (илиШарташинская) пещера

Поход

9

Февраль

Выживание в экстремальных условиях (ЗАМС)

Юныйспасатель

Шк № 21

Игра в группе

10

Март

Выживание в экстремальныхусловиях

Поход выходного дня

Сосновыйбор

Поход

11

Март

Выживание в экстремальныхусловиях

Строительство снежныхубежищ

Урочище Байдарашки

Соревнование

12

Апрель

Техника туризма

Полоса препятствий

ДДЮТиЭ

Соревнование


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕУЛЬТАТЫ

Знать:

туристические возможности родного края;

типы костров и способы разведения;

формы рельефа и изображение его на картах;

личную гигиену туриста и состав походной аптечки.

Уметь:

разводить костер;

читать спортивные и топографические карты;

правильно подбирать личное и групповое снаряжение для похода;

правильно выбирать место под лагерь и устанавливать его;

преодолевать простейшие препятствия в походе;

двигать на лыжах по прямой и пересеченной местности

Владеть:

начальными навыками передвижения по пещерам;

простейшими способами спортивного скалолазания;

техникой передвижения по склонам, параллельным перилам, болотистой местности

Принять участие в соревнованиях Дома детского и юношеского туризма и экскурсий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Бызов Б.Е., Коваленко А.Н., Лахин А.Ф., Военная топография, ОТКЗ. Военное издательство МО СССР, М, 1980.

2.А.А. Власов, Турист, Ф и С, 1974.

3.ДраговИ.А. – Подготовка спортсменов-разрядников по туризму – Центральное рекламно-информационное бюро "Турист", М, 1990.

4. Константинов Ю.С. "Туристские соревнования учащихся" – М, 1995.

5. КодышЭ.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм – М: ФиС, 1990.

6.Краткий справочник туриста, М: Профиздат, 1985, 3-е издание Б.И.

7.А.М. Куприн – Умей ориентироваться на местности, Издательство ДОСААФ, М: 1968.

8.Огородникова – Туризм и спортивное ориентирование в комплексе с ГТО – М: Ф и С, 1983.

9.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации – М, ЦДЮТур, Министерство Образования РФ, 1995.

10.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва 1983.

11.Программы для системы дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма», Москва ЦДЮТур, 1999.

12.СадиковаН.Б. 1000+1 совет туристу: Школа выживания – Литература, 1998.

13.Тыкул В.И. «Спортивное ориентирование», Москва 1985.

14.Энциклопедия туриста – М: Научное издательство Большая Российская 15.Энциклопедия, 1993.

.






28




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проект образовательной программы "Юные туристы"

Автор: Ковалева Татьяна Алексеевна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Мини-проект "Я имею право на отдых" "
    ["seo_title"] => string(38) "mini-proiekt-ia-imieiu-pravo-na-otdykh"
    ["file_id"] => string(6) "213188"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432002890"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства