Работа с календарем погоды на уроках географии в 5 классе
Работа с календарем погоды на уроках географии в 5 классе
Задачей данного пособия является оказание практической помощи учителям образовательных организаций в приобретении и освоении знаний как теоретического, так и практического характера.
Актуальность пособия в том, что при работе с календарём развивается логическое мышление, способствующее умению рассуждать, анализировать, служит наглядным средством обучения географическим закономерностям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с календарем погоды на уроках географии в 5 классе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им. В.П.Сергейко станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Работа с календарем погоды на уроках географии в 5 классе
Автор-составитель:
Миненко Любовь Ивановна,
учитель географии МБОУ
гимназии им. В.П.Сергейко
2019
Трепал сегодня ветер календарь. Перелистал последнюю неделю, Пересмотрел июнь, потом январь, А вслед за тем перелетел к апрелю.
Самуил Маршак
Введение
Задачей данного пособия является оказание практической помощи учителям образовательных организаций в приобретении и освоении знаний как теоретического, так и практического характера.
Актуальность пособия в том, что при работе с календарём развивается логическое мышление, способствующее умению рассуждать, анализировать, служит наглядным средством обучения географическим закономерностям.
Календарь погоды - сборник сведений о погоде за определенный период. Первое появление календарей погоды связано с попытками людей систематизировать результаты своих наблюдений за погодой и ее изменениями. В Греции в V веке до н.э. ввели обычай выставлять на городских площадях мраморные таблицы, на которых отмечались очень важные явления погоды и даты их наблюдения. Эти таблицы назывались парапегмами, люди пользовались ими как прогнозами погоды. Календари погоды существовали в Древнем Риме и в Индии. Особенно увлеклись календарями погоды в средние века. Самым известным календарем на Руси стал календарь Брюсова в XVIII веке. Систематизация сведений о погоде положила начало прогнозу погоды. В России это 8 апреля 1722 года. По указу Петра I в 1729 году был создан первый Гидрометцентр. В настоящее время в мире существует 3 центра Всемирной службы погоды. Это Москва (Россия), Вашингтон (США), Мельбурн (Австралия). Для чего нужны календари погоды в школе? Во - первых, для проведения самых простых метеонаблюдений. Во- вторых, для выполнения практических работ, связанных с наблюдением за погодой. Включает построение: 1) графиков хода температур за определенный период, 2) диаграммы осадков, 3) розы ветров. Основная часть Итак, с чего начинается работа с календарем погоды? C оформления. Для этого понадобится тетрадь в клетку. В оформлении обложки учащийся может проявить свою креативность. Это могут быть небольшие картинки природы в разные времена года, можно сделать небольшие объемные аппликации. На первой странице мы указываем условные обозначения (Приложение 1). На второй и последующих будет размещаться календарь погоды на каждый месяц и анализ погоды за данный месяц (Приложение 2). Ведение календаря требует от учащихся творчества и аккуратности. Чтобы календарь получился красивым, понадобятся ручки разных цветов, простой карандаш и линейка. Для ведения наблюдений необходимы приборы: термометр, флюгер, барометр-анероид, осадкомер. Самое главное – запись показаний в одно и то же время. Элементы погоды, необходимые для заполнения календаря:
1) температура воздуха,
2) состояние облачности,
3) виды облаков,
4) осадки,
5) атмосферное давление,
6) ветер,
7) долгота дня.
Данные о состоянии погоды лучше начинать с температуры воздуха. Термометр должен висеть в тени на высоте не менее 2 метров над поверхностью земли. Класс делим на 3 группы. Первая группа снимает показания в 6 – 7 утра, т.е. до восхода солнца; Вторая группа с 14до 15 часов. Третья группа с 18 до 19 часов. При анализе погоды учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что самая низкая температура за сутки бывает ранним утром, самая высокая до-15 часов. Учитель должен объяснить, почему не в полдень. Именно в этот момент солнце выше всего поднимается над горизонтом. Желательно сразу при анализе погоды в первый месяц сформировать понятие амплитуды температуры воздуха и средней температуры воздуха за этот период. Если это делать регулярно, то у детей эта закономерность сформируется осознанно.
Переходим к облачности. Учащиеся знакомы с этим элементом погоды из курса начальной школы. Чтобы определить облачность, достаточно посмотреть в окно. Учащиеся определяют виды облаков. В учебнике географии есть рисунки основных видов облаков. Изучаем рисунки и с учащимися описываем облака по их внешнему виду.
Осадки. Если есть осадкомер, то количество осадков рассчитать не составляет труда. В течение суток в него будут собираться осадки. Потом выливаем содержимое в мерное ведро. Полученные данные разделим на 10. Это и будет количество осадков в миллиметрах водного слоя. При отсутствии осадкомера отмечаем в календаре только вид осадков (дождь, снег, туман, град и т.д). Таким видам осадков, как морось, иней, снежная крупа требуется объяснение и запись определений на страничке условных обозначений.
Атмосферное давление определяем по барометру – анероиду. Необходимо познакомить учащихся с этим прибором. Даем понятие о нормальном атмосферном давлении. Указываем единицу измерения. Формируем понятие высокого (ВД) и низкого (НД) атмосферного давления. Кратко записываем в календарь характеристику погоды при ВД и НД.
Мы знаем, что разница в атмосферном давлении приводит к образованию ветра. Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда ветер дует. Флюгер – это простой прибор, позволяющий определять направление и скорость ветра. При отсутствии флюгера пользуемся старым способом: поворачиваемся на север, поднимаем мокрый палец вверх. Ветер дует в том направлении, в каком палец быстрее высох. В календаре, как правило, отмечаем силу ветра в баллах. Штиль – 0 баллов, слабый ветер – 1-3 балла, сильный- 4-6 баллов. Шторм - до 9 баллов. График, показывающий направления ветров в данной местности, называется «розой ветров». Для его построения можно воспользоваться данными интернета (Приложение 3). И последний элемент в календарях моих учащихся – долгота дня. Пользуемся обычным перекидным календарем. В результате самостоятельной записи (если у детей нет календаря, то я проговариваю долготу дня на уроке), учащиеся делают вывод об изменении долготы дня. С сентября по 25 декабря она уменьшается, а потом медленно начинает расти. Объясняем это движением Земли вокруг Солнца. Земная ось наклонена к плоскости орбиты, и поэтому солнечные лучи на одной территории по – разному падают на поверхность в течение года.
Так ежедневно каждый ученик заполняет календарь погоды. В конце месяца он делает анализ погоды.
Примерный план анализа погоды за месяц.
1.Название месяца. 2.Количество дней 3. Из них:
а) пасмурных дней - (дни со сплошной облачностью + дни с просветами). б) ясных дней - (дни с безоблачной погодой +дни с незначительной облачностью);
в) дней с осадками (указать, какой вид осадков преобладает). 4. Указать самый теплый день (дату и температуру, если дней несколько, указать все даты). 5. Указать самый холодный день (дату и температуру, если дней несколько, указать все даты). 6. Определяем среднюю температуру за месяц (сумма температур : количество дней). Если температуры отрицательные и положительные, то сначала по отдельности определяем сумму отрицательных и положительных температур. Потом из большей суммы вычитаем меньшую и делим на количество дней, у частного числа ставим знак делимого. Эти данные используем при составлении графика хода средне - месячных температур за определенный период (Приложение 4).
7. Определяем месячную амплитуду температуры воздуха.
8. Характеризуем долготу дня. Делаем простейшие расчеты. На сколько по времени изменилась долгота дня.
9. Краткий рассказ о фенологических изменениях в природе.
Каждый месяц ребенок за работу с календарем погоды получает две оценки.
Заключение
Наблюдения за погодой – это творческий и увлекательный процесс, который учит сравнивать и анализировать элементы погоды, выявлять географические закономерности, способствует практической направленности в географии.
Используемая литература:
Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2003
Пармузин Ю. П., Карпов Г. В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение , 1994.
Тимохова Е.Е. « Методика ведения календаря погоды , календаря природы и дневника наблюдений», 2018.
Приложение 1
Приложение 2
Дата
Температура воздуха в 0С
Состояние облачности
Виды облаков
Осадки
А.Д
Ветер
Долгота
дня
Приложение 3
Роза ветров (сентябрь 2018 год
Количество дней в месяце 30
Направление ветра
Северный
С- В
С-З
Южный
Ю-З
Ю-В
Восточный
Западный
Кол-во дней
8
2
4
6
3
2
1
2
2 дня – безветренно.
Приложение 4
График средне - месячного хода температур воздуха с сентября по май 2018-2019 учебного года
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
t0С
16
15
8
-3
-7
0
6
10
13
Амплитуда колебаний температуры воздуха 160С - (-70С) = 230С