kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с календарем погоды на уроках географии в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей данного пособия является оказание практической помощи учителям образовательных организаций в приобретении и освоении знаний как теоретического, так и практического характера.

Актуальность пособия в том, что при работе с календарём  развивается логическое мышление, способствующее умению рассуждать, анализировать, служит наглядным средством обучения географическим закономерностям

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с календарем погоды на уроках географии в 5 классе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им. В.П.Сергейко станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район









МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Работа с календарем погоды на уроках географии в 5 классе


















Автор-составитель:

Миненко Любовь Ивановна,

учитель географии МБОУ

гимназии им. В.П.Сергейко








2019

Трепал сегодня ветер календарь.
Перелистал последнюю неделю,
Пересмотрел июнь, потом январь,
А вслед за тем перелетел к апрелю.

Самуил Маршак

Введение

Задачей данного пособия является оказание практической помощи учителям образовательных организаций в приобретении и освоении знаний как теоретического, так и практического характера.

Актуальность пособия в том, что при работе с календарём развивается логическое мышление, способствующее умению рассуждать, анализировать, служит наглядным средством обучения географическим закономерностям.

Календарь погоды - сборник сведений о погоде за определенный период. Первое появление календарей погоды связано с попытками людей систематизировать результаты своих наблюдений за погодой и ее изменениями. В Греции в V веке до н.э. ввели обычай выставлять на городских площадях мраморные таблицы, на которых отмечались очень важные явления погоды и даты их наблюдения. Эти таблицы назывались парапегмами, люди пользовались ими как прогнозами погоды. Календари погоды существовали в Древнем Риме и в Индии. Особенно увлеклись календарями погоды в средние века. Самым известным календарем на Руси стал календарь Брюсова в XVIII веке. Систематизация сведений о погоде положила начало прогнозу погоды. В России это 8 апреля 1722 года. По указу Петра I в 1729 году был создан первый Гидрометцентр. В настоящее время в мире существует 3 центра Всемирной службы погоды. Это Москва (Россия), Вашингтон (США), Мельбурн (Австралия). Для чего нужны календари погоды в школе? Во - первых, для проведения самых простых метеонаблюдений. Во- вторых, для выполнения практических работ, связанных с наблюдением за погодой. Включает построение: 1) графиков хода температур за определенный период, 2) диаграммы осадков, 3) розы ветров. Основная часть Итак, с чего начинается работа с календарем погоды? C оформления. Для этого понадобится тетрадь в клетку. В оформлении обложки учащийся может проявить свою креативность. Это могут быть небольшие картинки природы в разные времена года, можно сделать небольшие объемные аппликации. На первой странице мы указываем условные обозначения (Приложение 1). На второй и последующих будет размещаться календарь погоды на каждый месяц и анализ погоды за данный месяц (Приложение 2). Ведение календаря требует от учащихся творчества и аккуратности. Чтобы календарь получился красивым, понадобятся ручки разных цветов, простой карандаш и линейка. Для ведения наблюдений необходимы приборы: термометр, флюгер, барометр-анероид, осадкомер. Самое главное – запись показаний в одно и то же время. Элементы погоды, необходимые для заполнения календаря:

1) температура воздуха,

2) состояние облачности,

3) виды облаков,

4) осадки,

5) атмосферное давление,

6) ветер,

7) долгота дня.

Данные о состоянии погоды лучше начинать с температуры воздуха. Термометр должен висеть в тени на высоте не менее 2 метров над поверхностью земли. Класс делим на 3 группы. Первая группа снимает показания в 6 – 7 утра, т.е. до восхода солнца; Вторая группа с 14до 15 часов. Третья группа с 18 до 19 часов. При анализе погоды учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что самая низкая температура за сутки бывает ранним утром, самая высокая до-15 часов. Учитель должен объяснить, почему не в полдень. Именно в этот момент солнце выше всего поднимается над горизонтом. Желательно сразу при анализе погоды в первый месяц сформировать понятие амплитуды температуры воздуха и средней температуры воздуха за этот период. Если это делать регулярно, то у детей эта закономерность сформируется осознанно.

Переходим к облачности. Учащиеся знакомы с этим элементом погоды из курса начальной школы. Чтобы определить облачность, достаточно посмотреть в окно. Учащиеся определяют виды облаков. В учебнике географии есть рисунки основных видов облаков. Изучаем рисунки и с учащимися описываем облака по их внешнему виду.

Осадки. Если есть осадкомер, то количество осадков рассчитать не составляет труда. В течение суток в него будут собираться осадки. Потом выливаем содержимое в мерное ведро. Полученные данные разделим на 10. Это и будет количество осадков в миллиметрах водного слоя. При отсутствии осадкомера отмечаем в календаре только вид осадков (дождь, снег, туман, град и т.д). Таким видам осадков, как морось, иней, снежная крупа требуется объяснение и запись определений на страничке условных обозначений.

Атмосферное давление определяем по барометру – анероиду. Необходимо познакомить учащихся с этим прибором. Даем понятие о нормальном атмосферном давлении. Указываем единицу измерения. Формируем понятие высокого (ВД) и низкого (НД) атмосферного давления. Кратко записываем в календарь характеристику погоды при ВД и НД.

Мы знаем, что разница в атмосферном давлении приводит к образованию ветра. Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда ветер дует. Флюгер – это простой прибор, позволяющий определять направление и скорость ветра. При отсутствии флюгера пользуемся старым способом: поворачиваемся на север, поднимаем мокрый палец вверх. Ветер дует в том направлении, в каком палец быстрее высох. В календаре, как правило, отмечаем силу ветра в баллах. Штиль – 0 баллов, слабый ветер – 1-3 балла, сильный- 4-6 баллов. Шторм - до 9 баллов. График, показывающий направления ветров в данной местности, называется «розой ветров». Для его построения можно воспользоваться данными интернета (Приложение 3). И последний элемент в календарях моих учащихся – долгота дня. Пользуемся обычным перекидным календарем. В результате самостоятельной записи (если у детей нет календаря, то я проговариваю долготу дня на уроке), учащиеся делают вывод об изменении долготы дня. С сентября по 25 декабря она уменьшается, а потом медленно начинает расти. Объясняем это движением Земли вокруг Солнца. Земная ось наклонена к плоскости орбиты, и поэтому солнечные лучи на одной территории по – разному падают на поверхность в течение года.

Так ежедневно каждый ученик заполняет календарь погоды. В конце месяца он делает анализ погоды.

Примерный план анализа погоды за месяц.

1.Название месяца. 2.Количество дней 3. Из них:

а) пасмурных дней - (дни со сплошной облачностью + дни с просветами). б) ясных дней - (дни с безоблачной погодой +дни с незначительной облачностью);

в) дней с осадками (указать, какой вид осадков преобладает). 4. Указать самый теплый день (дату и температуру, если дней несколько, указать все даты). 5. Указать самый холодный день (дату и температуру, если дней несколько, указать все даты). 6. Определяем среднюю температуру за месяц (сумма температур : количество дней). Если температуры отрицательные и положительные, то сначала по отдельности определяем сумму отрицательных и положительных температур. Потом из большей суммы вычитаем меньшую и делим на количество дней, у частного числа ставим знак делимого. Эти данные используем при составлении графика хода средне - месячных температур за определенный период (Приложение 4).

7. Определяем месячную амплитуду температуры воздуха.

8. Характеризуем долготу дня. Делаем простейшие расчеты. На сколько по времени изменилась долгота дня.

9. Краткий рассказ о фенологических изменениях в природе.

Каждый месяц ребенок за работу с календарем погоды получает две оценки.

Заключение

Наблюдения за погодой – это творческий и увлекательный процесс, который учит сравнивать и анализировать элементы погоды, выявлять географические закономерности, способствует практической направленности в географии.



Используемая литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2003

  2. Пармузин Ю. П., Карпов Г. В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение , 1994.

  3. Тимохова Е.Е. « Методика ведения календаря погоды , календаря природы и дневника наблюдений», 2018.



































Приложение 1



Приложение 2

Дата

Температура воздуха в 0С

Состояние облачности

Виды облаков

Осадки

А.Д

Ветер

Долгота

дня



















Приложение 3

Роза ветров (сентябрь 2018 год

Количество дней в месяце 30

Направление ветра

Северный

С- В

С-З

Южный

Ю-З

Ю-В

Восточный

Западный

Кол-во дней

8

2

4

6

3

2

1

2

2 дня – безветренно.















Приложение 4

График средне - месячного хода температур воздуха с сентября по май 2018-2019 учебного года

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

t0С

16

15

8

-3

-7

0

6

10

13

Амплитуда колебаний температуры воздуха 160С - (-70С) = 230С

М г 1см 1 месяц

М в1см 20С




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с календарем погоды на уроках географии в 5 классе

Автор: Миненко Любовь Ивановна

Дата: 21.06.2019

Номер свидетельства: 515671

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта урока «Воздушная оболочка Земли – атмосфера»."
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-vozdushnaia-obolochka-ziemli-atmosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "252789"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447440608"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Температура воздуха" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-tiempieratura-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "155224"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421252112"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Активный отдых на природе. Безопасность и здоровье. "
    ["seo_title"] => string(52) "aktivnyi-otdykh-na-prirodie-biezopasnost-i-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "103176"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402570305"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "5 сынып?а арнал?ан вариативтік та?дау курсыны? та?ырыбы: «Таби?ат ж?не адам»"
    ["seo_title"] => string(80) "5-synypk-a-arnalg-an-variativtik-tan-dau-kursynyn-tak-yryby-tabig-at-zh-nie-adam"
    ["file_id"] => string(6) "306789"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458201788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства